Файл: 4. Правовое регулирование Информационного общества в России 8.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 454
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
3. Структура и основные положения проекта новой Доктрины информационной безопасности 2016
4. Правовое регулирование Информационного общества в России
5. Правовое регулирование Информационного общества в Башкортостане
6. Основные положения формирования и развития информационного общества Окинавской Хартии
7. Европейская Конвенция по киберпреступлениям (Будапешт).
8. Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (Россия).
9. Основные НПА регулирующие ИБ в США
10. Оценочные стандарты и технические спецификации
11. "Оранжевая книга" - уровни доверия и классы безопасности
12. Сетевые сервисы безопасности. (Рекомендации X.800).
13. Классы функциональных требований на основе «Общих критериев»
16. «Инициатива всеобъемлющей национальной кибербезопасности» в США
17. «Международная стратегия для киберпространства» США
18. Правовые аспекты защиты ПД в Европе и США
19. Правовые аспекты защиты персональных данных в России
20. «Великая стена» информационной безопасности Китае
22. Правовое регулирование политики информационной безопасности
23. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении (ГОСТ Р 51583)
24. Система сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации.
25. Защита от несанкционированного доступа к информации (ГОСТ Р 50739, ГОСТ Р 50922, ГОСТ Р 52069)
27. Защита информации. Обеспечение информационной безопасности в организации (ГОСТ Р 53114)
29. Методология оценки безопасности информационных технологий (ГОСТ Р ИСО/МЭК 18045)
33. Системы менеджмента информационной безопасности (ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001).
34. Свод норм и правил менеджмента информационной безопасности (ГОСТ ИСО/МЭК 27002).
36. Менеджмент риска информационной безопасности (ГОСТ Р ИСО/МЭК 27005)
38. Руководство для аудитора СМИБ (ГОСТ ISO/IЕС 27007)
40. Безопасность сетей (ГОСТ Р ИСО/МЭК 27033)
42. ФЗ – 63 «Об электронной подписи»
44. Правовое обеспечение сертификации в России
45. Правовое обеспечение лицензирования в России
49. Правовое регулирование защиты конфиденциальной информации в России
50. Правовое регулирование системы менеджмента информационной безопасности (основные цели и задачи)
51. Правовое регулирование политики информационной безопасности в организации
53. Отнесение сведений к различным видам конфиденциальной информации
54. Отнесение сведений к коммерческой тайне
55. Грифы секретности и реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну
56. Отнесение сведений к государственной тайне. Засекречивание сведений и их носителей
57. Основания и порядок рассекречивания сведений и их носителей
58. Разрешительная система доступа персонала к конфиденциальной информации
59. Порядок оформления и переоформления допуска к государственной тайне. Формы допуска
60. Основания для отказа лицу в допуске к государственной тайне и условия прекращения допуска
62. Основы работы с персоналом организации
63. Методы работы с персоналом
64. Мотивация деятельности персонала
65. Организация охраны предприятия, учреждения
67. Основные задачи государственной системы защиты информации.
68. Институт государственной тайны в РФ.
69. Порядок засекречивания сведений, документов и продукции в РФ.
70. Конфиденциальная информация. Допуск и доступ к конфиденциальной информации.
72. Организация внутриобъектового и пропускного режима на предприятии.
73. Системы комплексной защиты объекта
74. Лицензирование в системе защиты информации.
75. Сертификация средств защиты информации.
76. Аттестация объектов информатизации в РФ
77. Информационные ресурсы государства. Информация ограниченного и свободного доступа.
78. Методы работы с персоналом, обладающим конфиденциальной информацией.
79. Принципы, методы и средства обеспечения сохранности информации.
80. Построение комплексной системы защиты информации на предприятии.
2. То же, повлекшее по неостор. тяжк. послед. - наказывается лишением свободы на срок до 4 лет.
47. Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности автоматизированных систем управления производственными и технологическими процессами критически важных объектов инфраструктуры Российской Федерации (Указ Президента № 803 3 февраля 2012г.).
«Основные направления» разработаны в целях реализации основных положений Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года.
КВО - объект, нарушение функционирования которого приводит к потере управления, разрушению инфраструктуры, необратимому негативному изменению экономики страны, субъекта РФ либо административно- территориальной единицы или существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный срок.
Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности АСУ КВО
а) совершенствование нормативно-правовой базы;
б) государственное регулирование;
в) промышленная и научно-техническая политика;
г) фундаментальная и прикладная наука, технологии и средства обеспечения безопасности АСУ КВО и критической информационной инфраструктуры;
д) повышение квалификации кадров в области обеспечения безопасности АСУ КВО.
Основные направления реализуются поэтапно.
1. 2012 - 2013 годы необходимо осуществить: подготовку плана мероприятий по реализации; определение необходимых объемов и источников финансовых ресурсов на реализацию программ и планов.
2. 2014 - 2016 годы необходимо осуществить:
-
разработку нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности АСУ КВО; -
реализацию первоочередных мероприятий; -
разработку комплексных систем защиты и обеспечения безопасности АСУ.
3. 2017 - 2020 годы необходимо осуществить:
-
внедрение комплексных систем защиты и обеспечения безопасности АСУ КВО; -
реализацию комплекса организационных, правовых, экономических и научно-технических мер; -
ввод в эксплуатацию единой государственной системы обнаружения и предупреждения компьютерных атак на КИИ и оценки уровня реальной защищенности ее элементов.
4. В период после 2020 года осуществляется комплекс мероприятий по поддержанию готовности РФ к предотвращению угроз безопасности ее КИИ.
48. Требования к обеспечению защиты информации в АСУ производственными и технологическими процессами на КВО, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей среды (Приказ ФСТЭК России 14 марта 2014 г. № 31).
В документе устанавливаются требования к обеспечению защиты информации, обработка которой осуществляется автоматизированными системами управления.
Защита информации достигается путем принятия совокупности организационных и технических мер защиты информации. Организационные и технические меры защиты информации:
-
должны обеспечивать доступность, целостность, и, при необходимости, конфиденциальность информации; -
должны соотноситься с иными мерами по обеспечению безопасности; -
не должны оказывать отрицательного влияния на штатный режим.
Для обеспечения защиты информации проводят:
-
формирование требований к защите информации -
разработка системы защиты АСУ; -
внедрение системы защиты АСУ и ввод ее в действие; -
обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации АСУ; -
обеспечение защиты информации при выводе из эксплуатации АСУ.
Выбор мер защиты информации для их реализации в автоматизированной системе управления включает:
-
определение базового набора мер защиты информации; -
адаптацию базового набора мер защиты информации; -
уточнение адаптированного базового набора мер защиты информации с учетом не выбранных ранее мер защиты информации; -
дополнение уточненного адаптированного базового набора мер защиты информации мерами, обеспечивающими выполнение иных требований к ЗИ.
Выбранные и реализованные меры ЗИ, как минимум, должны обеспечивать:
-
в АСУ 1 класса защищенности - нейтрализацию угроз безопасности информации при действиях нарушителя с высоким потенциалом; -
в АСУ 2 класса защищенности - с потенциалом не ниже среднего; -
в АСУ 3 класса защищенности - с низким потенциалом.
Устанавливаются три класса защищенности АСУ: первый класс (К1), второй класс (К2), третий класс (К3). Самый высокий - первый.
Уровень значимости информации определяется степенью возможного ущерба от нарушения ее целостности, доступности или конфиденциальности и может быть высокой; средней; низкой. Информация имеет:
-
высокий уровень значимости (УЗ 1), если хотя бы для одного из свойств безопасности информации определена высокая степень ущерба. -
средний (УЗ 2), если хотя бы для одного из свойств определена средняя степень ущерба и нет свойства, для которого определена высокая степень ущерба. -
низкий уровень значимости (УЗ 3), если для всех свойств безопасности информации определены низкие степени ущерба.
49. Правовое регулирование защиты конфиденциальной информации в России
Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 "О безопасности" - данный закон призван защитить интересы личности, общества и государства от возможных внешних и внутренних угроз, посягающих на права, свободу, материальные и духовные интересы.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите и информации"
Федеральным законом № 152-ФЗ от 27 июля 2006 "О персональных данных" регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, иными государственными органами.
Федеральный закон "О коммерческой тайне" № 98-ФЗ, принятый 29 июля 2004 года.
Федеральные законы № 63-ФЗ "Об электронной подписи" и № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" - данные законы призваны обеспечить конфиденциальность информации в электронном виде - подписи, которая рассматривается как личная подпись субъекта.
Указ Президента РФ № 188 установил перечень сведений конфиденциального характера.
Постановление Правительства РФ № 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти" - данное постановление регламентирует порядок обращения и работы с конфиденциальной информацией федеральными органами исполнительной власти с целью предотвращения угрозы утечки информации и обеспечения ЗИ.
Постановления: Постановление Правительства РФ от 15 августа 2006 г. № 504 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" и Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 532 "О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации" призваны обеспечить защиту конфиденциальной информации путем обязательного лицензирования технических средств защиты.
50. Правовое регулирование системы менеджмента информационной безопасности (основные цели и задачи)
Система менеджмента информационной безопасности – часть общей системы менеджмента, основанная на использовании методов оценки бизнес-рисков для разработки, внедрения, функционирования, мониторинга, анализа, поддержки и улучшения информационной безопасности.
Цель системы менеджмента информационной безопасности – создание, реализация, эксплуатация, мониторинг, поддержка и повышение информационной безопасности.
Принятие СМИБ позволяет организации:
-
повысить гарантии защиты информационных активов от угроз ИБ; -
поддерживать структурированную систему для идентификации и оценки угроз ИБ, выбора и применения соответствующих средств управления и измерения и улучшения их эффективности; -
непрерывно улучшать ее среду контроля; -
соответствовать юридическим и регулирующим требованиям.
Основные задачи, которые организация ставит при внедрении СМИБ:
-
Повышение уровня безопасности. -
Управление. Построение циклического и управляемого процесса обеспечения ИБ. -
Оптимизация расходов. Система управления информационной безопасностью позволяет оптимизировать и обосновать затраты на информационную безопасность. -
Риски. Снижение уровня финансовых рисков, связанных с информационной безопасностью, путем их идентификации, оценки и принятия адекватных защитных мер. -
Доверие. Повышение доверия со стороны акционеров, клиентов, партнеров и контрагентов. -
Репутация. Повышение уровня репутации путем сертификации системы менеджмента информационной безопасности.
Нормативная база по созданию СМИБ:
-
ISO/IEC 27000:2009 Словарь и определения. -
ISO/IEC 27001:2005 Общие требования к СМИБ. -
ISO/IEC 27002:2005 Практическое руководство по управлению информационной безопасностью. -
ISO/IEC 27003:2010 Практическое руководство по внедрению СМИБ. -
ISO/IEC 27004:2009 Метрики (Измерения) ИБ. -
ISO/IEC 27005:2011 Руководство по менеджменту рисков ИБ. -
ISO/IEC 27006. Рекомендации для аудиторов и органов сертификации.