Файл: Программа (специализация) Мировая экономика Оценка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 378

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Развитие нефтегазовых компаний в условиях финансовой нестабильности

1.1 Новые вызовы для нефтегазовых компаний

1.2 Обзор лучших зарубежных практик стратегического управления нефтегазовыми компаниями

1.3 Факторы формирования стратегии развития нефтегазовых компаний в условиях финансовой нестабильности и санкционного давления

2. Современные тенденции развития нефтегазовой отрасли

2.1 Современные тенденции развития нефтегазовой отрасли в мире и в Российской Федерации

2.2 Проблемы развития нефтегазовых компаний в России и за рубежом

3. Реализация стратегии развития нефтегазовой промышленности России: риски и возможности

3.1 Приоритеты стратегического развития нефтегазовой промышленности

3.2 Риски и возможности импортозамещения в нефтегазовой отрасли

3.2 Реализация стратегии развития нефтегазовых компаний с использованием цифровых технологий

Заключение

Список использованных источников



В период с марта по апрель 2022 года гиганты нефтесервисной отрасли (Halliburton, Weatherford, Schlumberger, Baker Hughes) также объявили о своем решении ограничить сотрудничество с Россией и прекратить свою деятельность в рамках совместных предприятий (СП) или партнерств с российскими компаниями. Это вызвано ужесточением санкций и других экономических мер в отношении России со стороны мирового сообщества.


1.2 Обзор лучших зарубежных практик стратегического управления нефтегазовыми компаниями



Изучение опыта стратегического управления компаниями в нефтегазовой сфере. исследование за рубежом в основном было проведено на основе анализа опыта ВИНК, который принес выручку свыше 15 миллиардов долларов (см. таблицу 1).

В рамках анализа стратегического управления зарубежных предприятий нефтегазовой отрасли были рассмотрены компании, представленные в таблице 1.

Страна

Компания

Выручка, 2022 г. млрд долл.

Китай

Sinopec

444

Китай

CNPC

415

Великобритания

Shell

352

Саудовская Аравия

Saudi Aramco

330

Великобритания

BP

283

США

ExxonMobil

256

Франция

Total S.A.

176

США

Chevron

140

Италия

ENI

80

Бразилия

Petrobras

77

Норвегия

Equinor

64

Испания

Repsol

55

Китай

CNOOC

37

США

ConocoPhillips

33

Канада

Suncor Energy

30

США

Occidental Petroleum

20

Канада

Canadian Natural Resources

18

Источник: [5]
Было обнаружено, что существует две основные категории компаний, которые можно определить в зависимости от их стратегических целей.

1) Компании, занимающиеся нефтегазовым бизнесом, нацелены на повышение эффективности своих процессов в условиях строгого экологического регулирования. В связи с этим, они стремятся улучшить эффективность своих существующих бизнес-процессов и снизить риски, связанные с экологическим регулированием, путем повышения энергетической эффективности. Компания Saudi Aramco может служить примером успешной реализации такой стратегии эффективности процессов.



• Saudi Aramco6. 5 ключевых стратегических целей:

достижения большей производительности и обеспечения конкурентоспособности на рынке 2) увеличить объём добычи нефти и газа для поддержания ведущих позиций, повышения эффективности производства и обеспечения конкурентоспособности на рынке.

увеличить возможности переработки и оптимизировать процесс увеличения добавленной стоимости.

гарантировать оптимальное использование энергии в процессах, с учетом потребностей в устойчивом развитии.

необходимо создавать стратегические партнерства для разработки инновационных решений в области энергетической эффективности и поиска новых источников топлива.

5) Развивать и улучшать внутреннюю культуру компании.

2) Стратегия амбидекстра, которую используют компании, направлена на улучшение эффективности нефтегазового бизнеса в среднесрочной перспективе и приспособление портфеля к долгосрочным изменениям в глобальном энергетическом балансе, учитывая тренды Pull и Push. Эти компании ощущают влияние регуляторов и видят потенциал в растущих рынках возобновляемой энергии.7Многие европейские компании, включая Royal Dutch Shell, BP, Total S.A., Equinor, ENI и Repsol, планируют выполнить «энергетический переход» и достичь нулевых выбросов СО2 к 2050 году. Для этого они намерены изменить свои бизнес-модели, сосредоточившись на развитии устойчивой электрогенерации, электротранспорта и производства биотоплива. Эти цели соответствуют стратегическим интересам ЕС, и компании Eni, Repsol и Equinor могут служить примером стратегии амбидекстра в инновационном развитии.

• ENI разработала стратегию, направленную на долгосрочное развитие компании до 2050 года.8 Выбросов углекислого газа на 15%, увеличение доли использования возобновляемых источников энергии до 20%. На данный момент осуществляется первый этап стратегии до 2023 года, который включает в себя достижение объемов переработки биоматериалов в размере 5 млн тонн в год (в соответствии с трендом "устойчивое развитие") и производство электроэнергии в объеме 3 ГВт (в соответствии с трендом "энергопереход"). Второй этап стратегии до 2025 года включает метрики, такие как ежегодный рост добычи газа на 3,5%, снижение выбросов углекислого газа на 15% и увеличение доли использования возобновляемых источников энергии до 20%. для соответствия трендам "переходное топливо", "устойчивое развитие" и "энергопереход", наша компания сфокусирована на увеличении доли добычи газа до 60% от общей добычи углеродов к 2030 году. Мы также улавливаем более 40 млн тонн СО2 в год и производим 5 ГВт электроэнергии. Наша стратегия включает метрики, такие как увеличение доли добычи газа до 85% от общей добычи углеродов, производство более 55 ГВт альтернативной энергии и поставку электроэнергии более чем 20 миллионам частных клиентов. Мы также планируем перевести все наши заправочные
станции на экологически чистые виды топлива, такие как биотопливо, водород и зарядные станции для электромобилей, и сократить выбросы вредных веществ в атмосферу на 80% до 2050 года.

• Переформулируем текст для увеличения его уникальности: До 2050 года компания Repsol разрабатывает стратегию долгосрочного развития, которая будет включать в себя многочисленные планы и программы для достижения целей.9В рамках среднесрочной стратегии на период 2021-2025 годов первый этап включает в себя определенные метрики и направления развития. Например, планируется инвестировать 18,3 миллиарда долларов в инновационное развитие, при этом 30% от этой суммы будет выделено на снижение углеродного следа в рамках тренда "устойчивое развитие", а 7,6% - на электрификацию бизнеса в рамках тренда "энергопереход". Также запланировано увеличение электрогенерирующих мощностей до 7,5 ГВт в 2025 году и 15 ГВт в 2030 году в связи с трендом "энергопереход", а также производство 1,3 миллиона тонн биотоплива в рамках тренда "устойчивое развитие".

• Equinor101) Развитие нефтегазовой отрасли и реинвестирование выручки в инновации, направленные на повышение энергетической эффективности. 2) Планируется создание генерирующей инфраструктуры, которая обеспечит мощность в 12-18 гигаватт к 2030 году. 3) Осуществляется развитие бизнеса в области водородной энергетики.

Инновационное развитие - это приоритетное направление для компаний, которые определили свои стратегические цели на долгосрочную перспективу. Почти все анализируемые компании ориентированы на развитие в этой области. для обеспечения уникальности и внедрения «зеленых» энергоэффективных технологий, необходимо провести масштабную цифровизацию производственной деятельности, сфокусировавшись на повышении операционных показателей. Кроме того, следует заняться разработкой новых материалов и продуктов в нефтехимической отрасли.

• «Компании различных масштабов, регионов и специализаций активно работают над созданием концепции «умного промышленного объекта», которая включает в себя автоматизацию операционных процессов, мониторинг в режиме реального времени с помощью IoT-технологий, внедрение новых методов обработки и анализа больших данных, применение расширенной и дополненной реальности для просмотра инженерных конструкций и многое другое. Лидерами в области цифровизации являются те компании, которые развивают квантовые вычисления. CNPC, Royal Dutch Shell, ExxonMobil, BP, Baker Hughes - это компании, которые вкладываются в разработку и внедрение квантовых вычислений и суперкомпьютеров. Внедрение цифровых технологий является важным инструментом для повышения операционной эффективности компаний.
11Считается, что использование технологии Интернета вещей в областях с трудными инженерно-геологическими условиями позволит снизить затраты на производство нефти с 100 до 70 долларов за баррель.

• «Тема "Устойчивое развитие и энергетический переход" становится все более актуальной для компаний нефтегазовой отрасли развитых стран, которые активно исследуют "зеленые технологии" для инновационного развития. Они стремятся внедрять решения в области улавливания и хранения углерода, альтернативных источников энергии и энергоэффективного оборудования, чтобы продвигаться в направлении экологически чистой энергетики.

Партнеров. Такой подход позволяет эффективно использовать ресурсы и опыт различных компаний, а также способствует более широкому обмену знаниями и инновациями в отрасли.-ниже представлены некоторые примеры, которые позволяют применить данный подход на практике и привлечь новых клиентов.

• Команды, состоящие из сотрудников департаментов НИОКР, стратегического аналитика и маркетинга, формируются в рамках реализации проектов в области нефтепереработки и нефтехимии у Chevron.

• Equinor стремится повысить эффективность обмена знаниями и расширить сотрудничество с поставщиками, используя кросс-функциональные группы для разработки проектов.

• Saudi Aramco проводит деловые игры в рамках акселератора инноваций, объединяя в одной команде ученых-теоретиков, специалистов-инженеров, а также экспертов из департаментов маркетинга и патентования. Эти мероприятия позволяют создавать новые коммерческие идеи, и в результате последней игры было сформулировано девять таких идей.

Оценка продуктивности и эффективности инновационной деятельности в иностранных компаниях нефтегазовой отрасли.

В ходе исследования стратегических документов зарубежных компаний, связанных с инновационным развитием, было обнаружено, что большинство корпораций не раскрывает список ключевых показателей, связанных с успешностью и эффективностью инновационной деятельности. Скорее всего, это связано с проблемами, связанными с разработкой подходящего перечня метрик, который мог бы помочь управлять инновационным процессом и направить усилия подразделений на достижение значимых целей. Разработка подобного списка является сложной задачей, которая может перегрузить систему менеджмента компании. Одна из консалтинговых компаний, PWC, работающих с клиентами, такими как ExxonMobil и Chevron, сообщила, что половина опрошенных менеджеров испытывают трудности в разработке метрик для оценки эффективности инновационной деятельности, в том числе из-за того, что ее эффекты зачастую выходят за рамки традиционного финансового аспекта. Кроме того, эксперты PWC отмечают, что... одним из способов количественной оценки эффективности инновационной деятельности может быть использование информации о количестве зарегистрированных патентов.