Файл: Программа (специализация) Мировая экономика Оценка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 378
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Развитие нефтегазовых компаний в условиях финансовой нестабильности
1.1 Новые вызовы для нефтегазовых компаний
1.2 Обзор лучших зарубежных практик стратегического управления нефтегазовыми компаниями
2. Современные тенденции развития нефтегазовой отрасли
2.1 Современные тенденции развития нефтегазовой отрасли в мире и в Российской Федерации
2.2 Проблемы развития нефтегазовых компаний в России и за рубежом
3. Реализация стратегии развития нефтегазовой промышленности России: риски и возможности
3.1 Приоритеты стратегического развития нефтегазовой промышленности
3.2 Риски и возможности импортозамещения в нефтегазовой отрасли
3.2 Реализация стратегии развития нефтегазовых компаний с использованием цифровых технологий
В период с марта по апрель 2022 года гиганты нефтесервисной отрасли (Halliburton, Weatherford, Schlumberger, Baker Hughes) также объявили о своем решении ограничить сотрудничество с Россией и прекратить свою деятельность в рамках совместных предприятий (СП) или партнерств с российскими компаниями. Это вызвано ужесточением санкций и других экономических мер в отношении России со стороны мирового сообщества.
1.2 Обзор лучших зарубежных практик стратегического управления нефтегазовыми компаниями
Изучение опыта стратегического управления компаниями в нефтегазовой сфере. исследование за рубежом в основном было проведено на основе анализа опыта ВИНК, который принес выручку свыше 15 миллиардов долларов (см. таблицу 1).
В рамках анализа стратегического управления зарубежных предприятий нефтегазовой отрасли были рассмотрены компании, представленные в таблице 1.
Страна | Компания | Выручка, 2022 г. млрд долл. |
Китай | Sinopec | 444 |
Китай | CNPC | 415 |
Великобритания | Shell | 352 |
Саудовская Аравия | Saudi Aramco | 330 |
Великобритания | BP | 283 |
США | ExxonMobil | 256 |
Франция | Total S.A. | 176 |
США | Chevron | 140 |
Италия | ENI | 80 |
Бразилия | Petrobras | 77 |
Норвегия | Equinor | 64 |
Испания | Repsol | 55 |
Китай | CNOOC | 37 |
США | ConocoPhillips | 33 |
Канада | Suncor Energy | 30 |
США | Occidental Petroleum | 20 |
Канада | Canadian Natural Resources | 18 |
Источник: [5]
Было обнаружено, что существует две основные категории компаний, которые можно определить в зависимости от их стратегических целей.
1) Компании, занимающиеся нефтегазовым бизнесом, нацелены на повышение эффективности своих процессов в условиях строгого экологического регулирования. В связи с этим, они стремятся улучшить эффективность своих существующих бизнес-процессов и снизить риски, связанные с экологическим регулированием, путем повышения энергетической эффективности. Компания Saudi Aramco может служить примером успешной реализации такой стратегии эффективности процессов.
• Saudi Aramco6. 5 ключевых стратегических целей:
достижения большей производительности и обеспечения конкурентоспособности на рынке 2) увеличить объём добычи нефти и газа для поддержания ведущих позиций, повышения эффективности производства и обеспечения конкурентоспособности на рынке.
увеличить возможности переработки и оптимизировать процесс увеличения добавленной стоимости.
гарантировать оптимальное использование энергии в процессах, с учетом потребностей в устойчивом развитии.
необходимо создавать стратегические партнерства для разработки инновационных решений в области энергетической эффективности и поиска новых источников топлива.
5) Развивать и улучшать внутреннюю культуру компании.
2) Стратегия амбидекстра, которую используют компании, направлена на улучшение эффективности нефтегазового бизнеса в среднесрочной перспективе и приспособление портфеля к долгосрочным изменениям в глобальном энергетическом балансе, учитывая тренды Pull и Push. Эти компании ощущают влияние регуляторов и видят потенциал в растущих рынках возобновляемой энергии.7Многие европейские компании, включая Royal Dutch Shell, BP, Total S.A., Equinor, ENI и Repsol, планируют выполнить «энергетический переход» и достичь нулевых выбросов СО2 к 2050 году. Для этого они намерены изменить свои бизнес-модели, сосредоточившись на развитии устойчивой электрогенерации, электротранспорта и производства биотоплива. Эти цели соответствуют стратегическим интересам ЕС, и компании Eni, Repsol и Equinor могут служить примером стратегии амбидекстра в инновационном развитии.
• ENI разработала стратегию, направленную на долгосрочное развитие компании до 2050 года.8 Выбросов углекислого газа на 15%, увеличение доли использования возобновляемых источников энергии до 20%. На данный момент осуществляется первый этап стратегии до 2023 года, который включает в себя достижение объемов переработки биоматериалов в размере 5 млн тонн в год (в соответствии с трендом "устойчивое развитие") и производство электроэнергии в объеме 3 ГВт (в соответствии с трендом "энергопереход"). Второй этап стратегии до 2025 года включает метрики, такие как ежегодный рост добычи газа на 3,5%, снижение выбросов углекислого газа на 15% и увеличение доли использования возобновляемых источников энергии до 20%. для соответствия трендам "переходное топливо", "устойчивое развитие" и "энергопереход", наша компания сфокусирована на увеличении доли добычи газа до 60% от общей добычи углеродов к 2030 году. Мы также улавливаем более 40 млн тонн СО2 в год и производим 5 ГВт электроэнергии. Наша стратегия включает метрики, такие как увеличение доли добычи газа до 85% от общей добычи углеродов, производство более 55 ГВт альтернативной энергии и поставку электроэнергии более чем 20 миллионам частных клиентов. Мы также планируем перевести все наши заправочные
станции на экологически чистые виды топлива, такие как биотопливо, водород и зарядные станции для электромобилей, и сократить выбросы вредных веществ в атмосферу на 80% до 2050 года.
• Переформулируем текст для увеличения его уникальности: До 2050 года компания Repsol разрабатывает стратегию долгосрочного развития, которая будет включать в себя многочисленные планы и программы для достижения целей.9В рамках среднесрочной стратегии на период 2021-2025 годов первый этап включает в себя определенные метрики и направления развития. Например, планируется инвестировать 18,3 миллиарда долларов в инновационное развитие, при этом 30% от этой суммы будет выделено на снижение углеродного следа в рамках тренда "устойчивое развитие", а 7,6% - на электрификацию бизнеса в рамках тренда "энергопереход". Также запланировано увеличение электрогенерирующих мощностей до 7,5 ГВт в 2025 году и 15 ГВт в 2030 году в связи с трендом "энергопереход", а также производство 1,3 миллиона тонн биотоплива в рамках тренда "устойчивое развитие".
• Equinor101) Развитие нефтегазовой отрасли и реинвестирование выручки в инновации, направленные на повышение энергетической эффективности. 2) Планируется создание генерирующей инфраструктуры, которая обеспечит мощность в 12-18 гигаватт к 2030 году. 3) Осуществляется развитие бизнеса в области водородной энергетики.
Инновационное развитие - это приоритетное направление для компаний, которые определили свои стратегические цели на долгосрочную перспективу. Почти все анализируемые компании ориентированы на развитие в этой области. для обеспечения уникальности и внедрения «зеленых» энергоэффективных технологий, необходимо провести масштабную цифровизацию производственной деятельности, сфокусировавшись на повышении операционных показателей. Кроме того, следует заняться разработкой новых материалов и продуктов в нефтехимической отрасли.
• «Компании различных масштабов, регионов и специализаций активно работают над созданием концепции «умного промышленного объекта», которая включает в себя автоматизацию операционных процессов, мониторинг в режиме реального времени с помощью IoT-технологий, внедрение новых методов обработки и анализа больших данных, применение расширенной и дополненной реальности для просмотра инженерных конструкций и многое другое. Лидерами в области цифровизации являются те компании, которые развивают квантовые вычисления. CNPC, Royal Dutch Shell, ExxonMobil, BP, Baker Hughes - это компании, которые вкладываются в разработку и внедрение квантовых вычислений и суперкомпьютеров. Внедрение цифровых технологий является важным инструментом для повышения операционной эффективности компаний.
11Считается, что использование технологии Интернета вещей в областях с трудными инженерно-геологическими условиями позволит снизить затраты на производство нефти с 100 до 70 долларов за баррель.
• «Тема "Устойчивое развитие и энергетический переход" становится все более актуальной для компаний нефтегазовой отрасли развитых стран, которые активно исследуют "зеленые технологии" для инновационного развития. Они стремятся внедрять решения в области улавливания и хранения углерода, альтернативных источников энергии и энергоэффективного оборудования, чтобы продвигаться в направлении экологически чистой энергетики.
Партнеров. Такой подход позволяет эффективно использовать ресурсы и опыт различных компаний, а также способствует более широкому обмену знаниями и инновациями в отрасли.-ниже представлены некоторые примеры, которые позволяют применить данный подход на практике и привлечь новых клиентов.
• Команды, состоящие из сотрудников департаментов НИОКР, стратегического аналитика и маркетинга, формируются в рамках реализации проектов в области нефтепереработки и нефтехимии у Chevron.
• Equinor стремится повысить эффективность обмена знаниями и расширить сотрудничество с поставщиками, используя кросс-функциональные группы для разработки проектов.
• Saudi Aramco проводит деловые игры в рамках акселератора инноваций, объединяя в одной команде ученых-теоретиков, специалистов-инженеров, а также экспертов из департаментов маркетинга и патентования. Эти мероприятия позволяют создавать новые коммерческие идеи, и в результате последней игры было сформулировано девять таких идей.
Оценка продуктивности и эффективности инновационной деятельности в иностранных компаниях нефтегазовой отрасли.
В ходе исследования стратегических документов зарубежных компаний, связанных с инновационным развитием, было обнаружено, что большинство корпораций не раскрывает список ключевых показателей, связанных с успешностью и эффективностью инновационной деятельности. Скорее всего, это связано с проблемами, связанными с разработкой подходящего перечня метрик, который мог бы помочь управлять инновационным процессом и направить усилия подразделений на достижение значимых целей. Разработка подобного списка является сложной задачей, которая может перегрузить систему менеджмента компании. Одна из консалтинговых компаний, PWC, работающих с клиентами, такими как ExxonMobil и Chevron, сообщила, что половина опрошенных менеджеров испытывают трудности в разработке метрик для оценки эффективности инновационной деятельности, в том числе из-за того, что ее эффекты зачастую выходят за рамки традиционного финансового аспекта. Кроме того, эксперты PWC отмечают, что... одним из способов количественной оценки эффективности инновационной деятельности может быть использование информации о количестве зарегистрированных патентов.