ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Кругом смеющиеся лица:
Все рады круглому... (мячу).
Кручусь, верчусь,
И мне не лень
Вертеться даже целый день. (Юла.)
— Подумайте, что объединяет две последние отгадки, и вы вспомните произведение. (В. Берестов «В магазине игрушек».)
- Выразительное чтение стихотворения.
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей! (Транспорт.)
— Вспомните, какое транспортное средство встретилось вам в одном из произведений. С него-то и началась вся эта ис--тория. (Самокат. Ю. Ермолаев «Лучший друг».) (Выразительное чтение рассказа.) Гладишь — ласкается, Дразнишь — кусается. (Собака.) (Выразительное чтение рассказа Д. Тихомирова «Находка».)
V. Физкультминутка
У нас славная осанка,
(Вытягиваются в струнку, руки вдоль туловища.)
Мы свели лопатки.
(Сводят лопатки, руки на поясе.)
Мы шагаем на носках
(Шагают на носках.)
И идем на пятках.
(Шагают на пятках.)
Пойдем мягко, как лисята,
(Проходят, плавно ступая.)
Ну а если надоест,
То пойдем мы косолапо,
Как медведи ходят в лес.
(Проходят, изображая поступь медведя, руки на поясе.)
VI. Продолжение работы по теме урока
— Соедините автора и его произведение.
(7 — ж; 2 — а; 3 - е; 4 — г; 5 — 6; 6- в; 7 — д.)
• Закончите пословицы.
• С людьми браниться... (никуда не годится).
• О себе заботься, а товарища... (не забывай).
• Новых друзей наживай, а старых... (не теряй). ' ; • - -
• Настоящему другу... (цены нет).
• Приятелей много, да... (друзей нет).
• Кого можно назвать другом? Ответить на этот вопрос вам помогут слова из задания 4 на с. 54.
VII, Рефлексия
• Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
— Что вас огорчило? .
— Что порадовало?
VIII. Подведение итогов урока
— Что вы можете рассказать о Дружбе после того, как прочитали рассказы и стихи из раздела «Я и мои друзья»?
О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ
Тема: С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак...»
Цели; познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с произведениями С. Михалкова «Трезор» и Р. Сефа «Кто любит собак...»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; прививать любовь к животным.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; осознанно и выразительно читать произведения; сравнивать и различать художественные и научно-популярные тексты; характеризовать героев и их поступки; рассказывать содержание текста с опорой на вопросы и иллюстрации; участвовать в обсуждении проблемных ситуаций.
Оборудование: портреты и книги С. Михалкова и Р. Сефа, текст для речевой разминки, карточки с шифром.
Ход урока
I. Организационный момент
П. Речевая разминка
— Прочитайте чистоговорку.
Шу-шу-шу, шу-шу-пгу —
Я письмо тебе пишу.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша —
И пишу я не спеша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо —
У меня все хорошо.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша —
Мама нянчит малыша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо —
Помогаю с малышом.
Шс-ше-ше, ше-ше-ше —
Забочусь я о малыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши -
У тебя как — напиши.
— Прочитайте медленно, четко проговаривая все слова и отдельные слоги.
— Прочитайте шепотом.
— Прочитайте, начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса.
— Прочитайте, начиная громко, постепенно уменьшая силу голоса.
— Прочитайте чистоговорку выразительно.
Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Расшифруйте слова.
1 | А | Б | В | г | д | Е |
2 | Ж | 3 | И | к | л | М |
3 | н | О | п | р | с | Т |
4 | У | Ф | X | ц | ч | ш |
5 | щ | Ы | ь | э | ю | я |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ключ: 2-1, 4-3, 1-1, 6-3, 3-5, 6-5.
1— 1 1__1 й—4 Ч—9
I -', 11, и'т, ^ ^.
' 6-2,6-1,1-3,3-5,6-4,3-2,6-1.
— Что у вас получилось? (Братья наши меньшие.)
— Как вы понимаете эти слова?
Сегодня мы приступаем к изучению раздела «О братьях наших меньших».
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 55. Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе.
— Чему мы научимся?
— Чему мы будем учиться? (Чтение статьи Н. Сладкова (с. 56).)
— Каких животных перечисляет автор?
— С каким чувством он о них говорит? (С восхищением.)
— Кто зорче нас? (Орел.)
— Кто быстрее нас? (Заяц.)
— Кто чутче? (Волк.)
— Кто сильнее? (Медведь.)
— Как поняли выражение «разве что разумом уступают»? (Человек разумнее, умнее животных.)
— Рассмотрите обложки книг. Знакомы ли вам эти авторы и их произведения?
— Вспомните, какие из них вы читали.
Весна пришла! Встаем, друзья! Нас ждет, торопит улица. Шагаем дружно: ты и я, И мы не будем хмуриться. Вот птицы с юга к нам летят, Букашки пробудились, Деревья листьями шумят, Все звери оживились. Танцует лес, танцует луг, И мы с тобою кружимся. Как хорошо весной вокруг! С природой мы подружимся.
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте на с. 57, кто автор первого произведения, с которым мы познакомимся. (С. Михалков.}
— Что вы о нем знаете?
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством С. Михалкова (см. Школьный словарик, с. 57).)
— Прочитайте название произведения. Рассмотрите иллюстрацию.
— Как вы думаете, о чем это произведение? (О собаке по кличке Трезор.}
— Какой, по-вашему, Трезор? (Чтение стихотворения учителем.)
— С чего начинается стихотворение? Прочитайте.
- Беседа по вопросам учебника.
- Выразительное чтение стихотворения учащимися.
— Как бы вы ответили на такой вопрос: кто любит собак? С таких слов начинается стихотворение Р. Сефа, которое мы сегодня прочитаем.
— Подумайте, о чем может быть стихотворение с таким началом. (Ответы детей.) .. ., . .
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
— Что нам говорит автор?
- Выразительное чтение стихотворения. Выполнение заданий учебника.
VII. Рефлексия
— Что особенно понравилось на уроке?
— Что вас радовало? Что огорчало?
— Почему?
VIII. Подведение итогов урока
— Как называется раздел, который мы начали изучать?
— Чему мы будем учиться на уроках?
— Какие произведения мы читали?
— Кто их авторы?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение произведений и нарисовать иллюстрацию к любому из них.
Тема: В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку»
Цели: познакомить с произведениями В. Осеевой «Собака яростно лаяла», И. Токмаковой «Купите собаку»; развивать умение прогнозировать текст; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; прививать любовь к животным.
Планируемые результаты:учащиеся научатся осознанно и выразительно читать произведения; сравнивать и различать художественные и научно-популярные тексты; характеризовать героев и их поступки; рассказывать содержание текста с опорой на вопросы и иллюстрации; участвовать в обсуждении проблемных ситуаций.
Оборудование:текст для речевой разминки, выставка книг по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Выразительное чтение текста Н. Сладкова и стихотворений С. Михалкова «Трезор», Р. Сефа «Кто любит собак...», выставка иллюстраций к произведениям.
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение медленно.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы —
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!
Т. Собакин
— Понравилось вам стихотворение? Чем оно вам понравилось?
— Прочитайте стихотворение, четко проговаривая каждый слог и каждое слово.
— Прочитайте шепотом, громко.
— Прочитайте, меняя голос на каждой строчке: громко — тихо, весело — сердито.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Сообщение целей урока
— Составьте пословицу из слов
— Малодушных, одного, сто, мужественного, не заменят. (Сто малодушных не заменят одного мужественного. )
— Как вы понимаете слово «малодушный»?
Малодушие — отсутствие твердости духа, решительности, мужества.
Малодушный — проявляющий малодушие, слабовольный.
— Объясните смысл этой пословицы.
Сегодня на уроке мы продолжим читать произведения о животных. Узнаем что-то новое, интересное.
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 60. Прочитайте, кто автор рассказа.
(В. Осеева.)
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством В. Осеевой (см. Школьный словарик, с. 55).)
— Прочитайте название рассказа.
— Как вы думаете, о чем он?
— Что означает слово «яростно»?
Ярость — сильный гнев.
- Чтение рассказа учителем.
— Что произошло в рассказе?
— Как автор описал собаку?
— Найдите описание котенка.
— Кто спас котенка?
— За что женщина осудила ребят? (За бездействие.)
- Как бы вы поступили на месте ребят? Могли ли они помочь? Каким образом?
(Здесь необходимо объяснить детям опасность ситуации. Ведь разъяренная собака могла накинуться и на самих ребят. Поэтому, чтобы спасти котенка, нужно было позвать на помощь взрослых.)
— Прочитайте рассказ выразительно.
VI. Физкультминутка
Катились колеса, колеса, колеса
(Вращательные движения вперед согнутыми в локтях
руками.)
Катились колеса все влево, все косо.
(Вращательные движения назад согнутыми в локтях
руками.)
Скатились колеса на луг, под откос,
(Наклоны туловища влево и вправо, руки на поясе.)
И вот что осталось от этих колес.
(Выпрямиться, развести руки в стороны.)
VII. Продолжение работы по теме урока
— Рассмотрите иллюстрацию к рассказу В. Осеевой.
— Оказывается, можно пересказать рассказ и по рисунку.
Прочитайте на с. 61 о том, как это сделать.
- Пересказ текста по предварительно составленному плану.
План
1. Котенок в беде.
2. Женщина спасла котенка.
3. «Мы ничего не делали!»
— Откройте с. 62. Прочитайте название произведения.
— Как вы считаете, о чем будет это произведение?
— Кто его автор?
- Чтение произведения учителем и хорошо читающими учащимися.
— Верны ли были ваши предположения относительно содержания произведения?
- Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника.
- Ребята, у И. Токмаковой есть еще одно стихотворение про собаку, а называется оно «Подарили собаку». Хотите послушать? (Учитель читает стихотворение.)
Подарили собаку
Нет, не просто подарили,
В день рожденья подарили
Очень славного щенка!
Он малюсенький пока...