Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 502

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Существует также ряд конвенций в области защиты прав человека, имеющих первоочередное значение:

• Конвенция о пресечении преступления геноцида и наказания за него 1948г.;

Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966г.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1989г Конвенция о правах ребенка 1989г.;

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979г.

Международный механизм контроля защиты прав и свободы человека предусматривает два уровня:

• универсальный - контроль осуществляется ООН (ГА, ЭКОСОС, Верховный комиссар по правам человека, Комиссия по правам женщин, Комитет против пыток и др.);

•региональный - можно отнести Африканскую Хартию по правам человека и правам народов, Американскую Конвенцию о правах человека, Конвенцию Совета Европы о защите прав человека и фундаментальных свобод

Реклама

Существуют три основные формы контроля за соблюдением прав человека:

1. рассмотрение в ООН периодических докладов государств;

2. рассмотрение споров о толковании и осуществлении конкретных соглашений;

3. рассмотрение индивидуальных петиций.

12. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации.

Гражданством    называется    устойчивая    правовая    связь    человека    с    государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Общими принципами российского гражданства являются:
а) принцип единого гражданства на всей территории РФ;
б) принцип равного гражданства для всех граждан РФ независимо от оснований приобретения гражданства;
в) принцип постоянного гражданства, означающий сохранение гражданства лицами, находящимися за пределами РФ;
г) недопустимость лишения гражданства РФ односторонним решением государства; д) защита и покровительство граждан РФ со стороны государства;
е) недопустимость выдачи граждан РФ другим государствам;
ж) разрешение гражданам РФ иметь гражданство иностранного государства (принцип двойного гражданства), но таких лиц государство рассматривает только как граждан РФ;
з) предоставление гражданам РФ возможности изменить собственное гражданство.

13. Конституционно-правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданств
а.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) иностранного государства.

Лица без гражданства — это лица, проживающие на территории России, не являющиеся ее гражданами и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Основы взаимоотношений этих лиц с государством установлены Конституцией и Законом о правовом положении иностранных граждан. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства регулируется также гражданским, гражданским процессуальным, уголовным, таможенным законодательством, Законом о Государственной границе, ВК РФ, Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», КТМ РФ и другими актами.

Иностранные граждане и лица без гражданства равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств

1) Иностранные граждане равны перед законом, независимо ни от чего, они обязаны соблюдать Конституцию РФ, ее законодательство.

2) Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане могут работать на общих основаниях с гражданами РФ.

3) Иностранные граждане имеют право на отдых, охрану здоровья, пособия, пенсии, собственность, образование.

4) Могут вступать в профсоюзы, различные общественные объединения.

5) Им гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности, жилища.

6) Не обладают избирательными правами.

7) Не могут занимать государственные должности.

8) Не несут воинских обязанностей.

9) Допускается передвижение по территории РФ, выбор места жительства.

10) Могут устанавливаться ограничения в интересах обеспечения государственной безопасности.

11) При совершении преступления в РФ подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами РФ.

14. Конституционно-правовое положение вынужденных переселенцев и беженцев.

Беженец – это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности, не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Таким образом, лицом, ходатайствующим о признании беженцем, могут быть:



  • – иностранные граждане, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ;

  • – лица без гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ;

  • – иностранные граждане и (или) лица без гражданства, пребывающие на территории РФ на законном основании (ст. 1 Федерального закона "О беженцах").

Лица, получившие статус беженцев, имеют право-.

  • 1) на получение услуг переводчика и получение информации о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях;

  • 2) на получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ;

  • 3) на получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в порядке и в размерах, определяемых Правительством РФ, но не ниже 100 руб.;

  • 4) на получение направления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в центр временного размещения;

Кроме прав, беженец и прибывшие с ним члены его семьи приобретают обязанности:

  • 1) соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

  • 2) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно- гигиенических норм проживания в месте временного содержания или центре временного размещения;

  • 3) пройти обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата;

  • 4) сообщать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо в его территориальной орган достоверные сведения, необходимые для принятия решения о признании данных лиц беженцами.

В отличие от беженцев, которыми могут быть и иностранные граждане, вынужденные переселенцы – это граждане Российской Федерации, покинувшие место жительства вследствие совершенного в их отношении или в отношении членов их семей насилия или преследования, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, массовых нарушений общественного порядка.

При наличии вышеперечисленных обстоятельств вынужденным переселенцем может быть признан гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства: на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ; на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта РФ.


Кроме прав, на лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и прибывших с ним членов семьи, не достигших 18 лет, возлагаются обязанности. В их числе: при нахождении в центре временного размещения вынужденных переселенцев соблюдать установленный порядок проживания в нем; проходить обязательный медицинский осмотр; сообщать компетентному органу достоверные сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении им статуса вынужденного переселенца.

С момента получения статуса вынужденного переселенца, он получает дополнительные права:

  • 1) самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы;

  • 2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории РФ получить у компетентного органа направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

  • 3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ.

Вместе с тем вынужденный переселенец обязан соблюдать Конституцию РФ, законы, установленный порядок проживания в центре из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев; при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы, проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.

Правовой статус вынужденных переселенцев характеризуется наличием гарантий. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий должны оказывать вынужденному переселенцу помощь при вступлении в жилищный кооператив, в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка и приобретение строительных материалов; содействовать вынужденным переселенцам в организации компактных поселений на территории РФ, в создании инженерной, социальной инфраструктуры и рабочих мест в местах компактных поселений; оказывать содействие в устройстве детей вынужденных переселенцев в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования и т.д.


15. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие и классификация. Права человека и права гражданина.

Конституционное (основное) право – это закрепленная в Конституции и гарантированная Российским государством возможность, позволяющая каждому гражданину свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения.

В названии гл. 2 Конституции РФ используются два термина: права человека и права гражданина.

Права человека в их современном понимании – это его неотъемлемые возможности развития, вытекающие из социальных условий природы личности и определяющие меру свободы человека. Закрепленные международными актами, эти права существуют независимо от их признания тем или иным государством. Они тесно связаны с правами гражданина, т.е. с возможностями развития, зафиксированными в российском праве, хотя и не тождественными им. Таким образом, права человека проистекают из естественного права, а права гражданина – из позитивного.

Для определения прав человека Конституция РФ использует термин "каждый". Например, согласно ст. 40 Конституции России "каждый имеет право на жилище". Характеристика прав гражданина начинается со слов "граждане Российской Федерации имеют право". Так, ст. 31 Конституции России гласит: "Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование".

Классификация основных прав и свобод человека и гражданина

Права и свободы традиционно делятся в науке на три группы - личные, политические, экономические, социальные и культурные.

Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так и к политическим правам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны.

Личные права и свободы:

-- право на жизнь;

-- право на свободу и личную неприкосновенность;

-- право на неприкосновенность частной жизни;

-- право на личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;

-- право определять и указывать свою национальную принадлежность;

-- право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества;

-- право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства;

-- право на свободу совести, свободу вероисповедания;

-- право на свободу мысли и слова;