Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 492

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-- право на информацию;

Политические права и свободы:

-- право на массовую информацию;

-- право на объединение;

-- право на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования;

-- право граждан на участие в управлении делами государства;

-- право избирать и быть избранным;

-- право участвовать в отправлении правосудия;

-- право на обращение.

Экономические, социальные и культурные права и свободы:

-- право на свободное использование своих способностей и имущества для экономической деятельности;

-- право частной собственности;

-- права в сфере труда;

-- право на отдых;

-- право на социальное обеспечение;

-- право на жилище;

-- право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

-- право на благоприятную окружающую среду;

-- право на квалифицированную юридическую помощь;

-- право на судебную защиту;

-- право на возмещение государством вреда;

-- право на образование;

-- право на участие в культурной жизни.


Совокупность прав, свобод и обязанностей составляет правовой статус человека и гражданина.

16. Конституционные ограничения прав человека и гражданина: понятие, признаки, цели и виды.

Конституционные ограничения прав и свобод человека и граждани¬на - это установленные в Конституции границы, в пределах которых субъекты должны действовать, использовать свои права и свободы.

Признаки конституционных ограничений:

1) связаны с неблагоприятными условиями (угрозой или лишением определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта либо направлены на их сдерживание и одновременно на удов¬летворение интересов противной стороны правоотношения и общест¬венных интересов в охране и защите (интересов правопорядка);

2) выражаются в уменьшении объема возможностей, свободы, прав личности;

3) отличаются от ущемлений, которые также являются специфиче¬скими ограничениями, но противоправными, противозаконными.

Цели ограничений прав человека и гражданина Конституция РФ ус¬тановила в ч. 3 ст. 55, в которой закреплено, что права и свободы чело¬века и гражданина могут быть ограничены федеральным законом толь¬ко в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конститу-ционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.


Конституционные ограничения прав и свобод можно классифициро¬вать в зависимости:

1) от прав и свобод, которые ограничиваются: ограничение граждан¬ских и политических прав (например, ог¬раничение свободы передвижения, избирательных прав), ограничения экономических, социальных, культурных прав (например, ограничение в использовании права собственности на землю);

2) времени действия: постоянные, установленные в Конституции РФ, и временные, которые должны быть прямо указаны в федеральном законе о чрезвычайном положении и которые связаны в основном с за¬прещением митингов, шествий, демонстраций, дополнительными обя¬занностями в сфере свободы печати и других средств массовой инфор¬мации, приостановлением деятельности политических партий, установ¬лением комендантского часа и другими ограничениями;

3) широты охвата: общие, распространяющиеся на все права и сво¬боды, и индивидуальные, распространяющиеся только на отдельные пра¬ва и свободы;

4) сферы использования: государственные (федеральные, республи¬канские, краевые, областные) и муниципальные;

5) содержания: финансово-экономические (запрет определенной экономиче¬ской деятельности), личные (содержание под стражей) и огранизационно-политические (отставка);

6) способов их осуществления: запреты, обязанности, приостановле¬ния, меры ответственности и т

17. Понятие и классификация механизмов охраны и защиты прав человека и гражданина.

Механизм защиты прав человека – это определенная система факторов и средств, обеспечивающих условия сохранения и уважения прав и свобод человека.

Механизм защиты прав и свобод человека - это установленная и гарантированная законом система обеспечения правового статуса личности, которая включает в себя упорядоченную деятельность органов публичной власти, негосударственных правозащитных организаций и самостоятельную реализацию субъективных прав и свобод, направленную на предупреждение, пресечение и восстановление нарушенных прав и свобод при соблюдении надлежащего баланса публичных и частных интересов.

Классификация:

1.Государственные и общественные

2. Внутригосударственные и междунарождные

3.Межгосударственные и неправительственные

4.Внесудебные и судебные

Раскроем каждый из них:

1.Государственные - система государственных правоохранительных и правозащитных организаций (таких как уполномоченный по правам человека, суд, полиция, прокуратура и т.д.);



2.Общественные - система общественных правозащитных организаций (таких, например, как комитет по защите прав потребителя, адвокатура, различные общественные объединения и движения).

3.Внутригосударственные - национальные (государственные и общественные)

4.Международно-правовой механизм защиты прав человека принято называть контрольным, поскольку основная функция органов, действующих в рамках этого механизма, - это контроль за выполнением государствами своих обязательств по международному праву, касающихся прав человека.

5.Судебный механизм защиты прав:

- Статья 46 Конституции[1] гарантирует право каждого человека на судебную защиту

Право на судебную защиту провозглашено ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод".

Обязанность рассматривать обращения граждан возложена на каждый суд, входящий в судебную систему страны. Прежде всего это федеральные суды общей юрисдикции (районные, краевые, областные, городов Москвы и Санкт- Петербурга, верховные суды республик, суды автономной области, автономных округов, Верховный Суд РФ, военные и специализированные суды), федеральные арбитражные суды (субъектов Федерации, округов, Высший Арбитражный Суд РФ), Конституционный Суд РФ, а также суды субъектов Российской Федерации (мировые судьи, конституционные (уставные) суды).

6.Внесудебная защита прав и свобод человека – это не противоречащая законодательству деятельность по обеспечению защиты прав и свобод человека без участия судебных органов. Если использование судебных механизмов предусматривает соответственно обязательный судебный порядок защиты прав человека, то при использовании внесудебных механизмов возможно разрешение споров, восстановление нарушенного права без судебного разбирательства. В тоже время, внесудебные механизмы могут предшествовать судебным, например, на стадии подготовки заявления в суд.

Можно выделить государственные и негосударственные институты, призванные защищать права человека. К государственным механизмам защиты прав человека можно отнести институт Уполномоченного по правам человека, институт региональных уполномоченных, органы прокуратуры, механизм обжалования действий должностных лиц и органов власти. На любое действие (бездействие) сотрудника органа государственной власти, органа местного самоуправления может быть подана жалоба. Жалоба подается вышестоящему должностному лицу в виде письменного обращения. В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. [4] Это обращение не лишает права на обращение в суд. А непредставление ответа, отказ в удовлетворении жалобы – прямое основание для обращения в суд по этому же поводу.


В отличие от государственных механизмов, негосударственные механизмы создаются по инициативе граждан и их объединений. Это в первую очередь различные неправительственные, или некоммерческие организации.

Неправительственные организации непосредственно занимающиеся защитой прав и свобод человека - называют правозащитными. Именно они являются основным негосударственным внесудебным механизмом защиты прав человека.

18. Несудебные механизмы защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации.

Внесудебные механизмы защиты прав человека должны, или предоставлять альтернативные суду способы разрешения конфликтов и защиты прав человека, или выступать в качестве средства, по сути дополняющего судебные механизмы.

Внесудебная защита прав и свобод человека – это не противоречащая законодательству деятельность по обеспечению защиты прав и свобод человека без участия судебных органов. Если использование судебных механизмов предусматривает соответственно обязательный судебный порядок защиты прав человека, то при использовании внесудебных механизмов возможно разрешение споров, восстановление нарушенного права без судебного разбирательства. В тоже время, внесудебные механизмы могут предшествовать судебным, например, на стадии подготовки заявления в суд. Использование внесудебных механизмов позволяет предотвратить нарушение прав человека, в первую очередь через такие институты как прокурорский надзор и гражданский контроль.

Можно выделить государственные и негосударственные институты, призванные защищать права человека. К государственным механизмам защиты прав человека можно отнести институт Уполномоченного по правам человека, институт региональных уполномоченных, органы прокуратуры, механизм обжалования действий должностных лиц и органов власти. На любое действие (бездействие) сотрудника органа государственной власти, органа местного самоуправления может быть подана жалоба.

19. Судебные механизмы защиты прав человека и гражданина.

Основной объем работы по защите прав человека приходится на суды общей юрисдикции. Кроме того, важная роль в обеспечении прав человека отводится Конституционному суду РФ, действующему в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина.

Право на судебную защиту обеспечивает реализацию прав и свобод граждан, потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, которым государство обеспечивает доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти. В рамках судебной защиты реализуется право на получение квалифицированной юридической помощи, на обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц
.

Право на судебную защиту включает несколько правомочий:

  • 1) право каждого обратиться в суд. В основе этого правомочия лежит принцип доступности правосудия, т. е. наличие реальной возможности для человека подать в суд иск, заявление или жалобу. Доступность правосудия складывается из территориальной доступности конкретного суда, материальной возможности гражданина собрать необходимые документы, уплатить государственную пошлину;

  • 2) право на получение квалифицированной юридической помощи, которая согласно ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, оказывается бесплатно. Это право является субсидиарным (дополнительным) по отношению к праву на судебную защиту, поскольку для многих категорий граждан при отсутствии такой помощи со стороны государства право на судебную защиту будет труднореализуемо;

  • 3) право на законный суд, т. е. рассмотрение дела беспристрастным и независимым судом, созданным на основании закона, с соблюдением правил подведомственности и подсудности на основе принципа равенства всех перед законом и судом;

  • 4) обязанность суда рассмотреть и принять решение по делу в установленные законом сроки;

  • 5) право обжаювать судебный акт в вышестоящих судебных инстанциях с целью его отмены в случае возможной судебной ошибки;

  • 6) право на исполнение судебного акта в разумный срок, так как невозможность исполнения судебного решения также делает иллюзорным само право на судебную защиту;

Судебная защита в Российской Федерации осуществляется всеми судами, создание и функционирование которых предусмотрены Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»: федеральными судами (Конституционным Судом РФ, судами общей и арбитражной юрисдикции) и судами субъектов Российской Федерации [конституционными (уставными) судами, мировыми судьями

Решение третейского суда о защите прав подлежит принудительному исполнению, но его правильность может быть проверена судом общей или арбитражной юрисдикции по заявлению заинтересованного лица об отмене решения или при разрешении вопроса о выдаче исполнительного листа.

20. Понятие, характеристика, особенности и принципы федеративного устройства России. .

Федеративное устройство России — форма государственного устройства России. Федеративное устройство было провозглашено в начале XX века. Составная часть государства в России называется субъектом Российской Федерации или сокращённо субъектом Федерации.