Файл: 1 Возникновение цивилизации в Месопотамии 5 2 Вавилонское царство 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 1027

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Возникновение цивилизации в Месопотамии

2 Вавилонское царство

3 Ассирийская держава

4 Хеттское царство

5 Возникновение и развитие Персидской державы Ахеменидов

6 Арийская проблема. Варно-кастовый строй в Индии

7 Возникновение и развитие цивилизации в Китае

8 Социально-экономический и общественный строй Древней Греции

9 Греко-персидские войны

Таблица “Греко-персидские войны”

10 Походы Александра Македонского

Первые завоевания

Окончательная победа над персами

Индийские сражения

Последствия и результаты походов

11 Общая характеристика Римской империи

12 Основные этапы социально-экономического и политического развития Восточной Римской империи (V – XVвв.)

13 Средневековый город в Западной Европе: основные характеристики и значение в истории региона

14 Ислам в Аравии. Символ веры ислама. Шариат. Обряды и праздники

15 Крестовые походы и их значение в истории Европы

Крестовые походы: причины

Крестовый поход «бедноты»

Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.)

Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)

Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)

Четвертый Крестовый поход (1202-1204 гг.)

Другие Крестовые походы

Последствия Крестовых походов

16 Развитие королевской власти во Франции при Филиппе IV Красивом, возникновение Генеральных штатов во Франции

17 Нормандское завоевание Англии. Правление Генриха I

18 Иоанн Безземельный и «Великая хартия вольностей»

19 Столетняя война: причины, основные этапы, итоги

20 Внутренняя и внешняя политика Фридриха Барбароссы

21 Реформация в Европе

22 Основные характеристики, этапы и регионы Возрождения

23 Политика Генриха IV Бурбона. Итоги религиозных войн во Франции

24 Внутренняя политика Тюдоров в Англии

25 Великие географические открытия и складывание колониальной системы

26 Социально-экономическое и политическое положение Китая в период Цинского правления (XVII-XIX вв.)

27 Опиумные войны в Китае

28 Синьхайская революция в Китае. «Три народных принципа» Сунь Ятсена

29 Япония в период сегуната Токугава

30 Революция и реформы Мэйдзи и их значение. Япония в последней трети XIX века

31 Британская колониальная политика в Индии: методы управления, политика в аграрной сфере, городе, просвещении. Основные результаты

32 Внутренняя и внешняя политика Селима I и Сулеймана I в Османской империи

33 Внутреннее развитие Османской империи в XVII-XVIII веках. Реформы Селима III

34 Основные направления танзимата в Турции. Проникновение европейских держав в Османскую империю и его экономическое последствие

35 Образование Дурранийского государства в Афганистане. Политический и социальноэкономический строй государства Ахмад-шаха

36 Англо-афганские войны и их последствия

37 Революция 1905-1911 годов в Иране

38 Войны Наполеона и их итоги

39 Образование Германского союза. Его состав и политическое управление

40 Объединение Германии в XIX в

41 Политическое и социально-экономическое развитие США в первой половине XIX века. Гражданская война 1861-1865 годов в США. Причины, ход, итоги

42 Политика «просвещенного абсолютизма» в Европе

43 Образование Италии

44 Причины, ход и итоги I Мировой войны

45 Авторитарные режимы в Европе в 1920-е гг

46 Вторая мировая война

47 «Пражская весна» 1968 г.: социализм с человеческим лицом

48 «Тэтчеризм» – британский вариант неоконсервативной идеологии и политики

49 Восточноевропейский социализм

50 Югославская модель самоуправляющегося социализма

51 Германия во второй половине ХХ в.: от разделения к объединению

52 Революции на рубеже 1980-х – 1990-х гг. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы

53 «Рейганомика» – экономическая теория и практика американского неоконсерватизма

54 Египет во второй половине ХХ в

55 Война в Корее. Проблема двух Корей

56 Конфликт 1961 – 1975 годов во Вьетнаме. Парижское соглашение

57 Киевская Русь: основные периоды истории

58 Политическая раздробленность древнерусского государства: причины, основные центры

59 Внешние вторжения на Русь в XIII в

XIII век в истории Руси – это время вооруженного противостояния натиску с востока (монголо – татары) и северо – запада (немцы, шведы, датчане).

60 Завершение формирования единого российского централизованного государства во второй половине XVI в. Иван III и Василий III

61 Правление Ивана IV

62 Смутное время: причины, основные события, последствия

63 Первые Романовы и преодоление последствий Смуты

64 Российская империя при Петре I: политические, социально-экономические и культурные преобразования

65 Эпоха Екатерины II - время просвещенного абсолютизма в России

66 Россия в первой половине XIX в. (внутренняя и внешняя политика Павла I Александра I Николая I)

67 Либеральные реформы в России и период контрреформ

68 Особенности экономического и социально-политического развития России в начале XX века

69 Россия в 1910-х годах: от русско-японской войны в революциям

70 Гражданская война в России и иностранная интервенция: этапы и итоги

71 Общественно-политическая жизнь в СССР в первые годы развития государства

72 Военный коммунизм: политика, практика, идеологи

73 СССР во Второй мировой войне

74 Коренные изменения на международной арене после окончания второй мировой войны

75 СССР в послевоенные годы: от Сталина к Хрущеву

76 Тенденции экономического развития СССР (1964-1985 гг.). Экономические реформы 1965 г.: цели, причины свертывания. «Диссидентское» движение

77 Этапы и итоги перестройки

78 Формирование новой российской государственности (1992-2000 гг.)



Кризис восточноевропейского социализма

В 1970-е годы многие государства Восточной Европы проводят реформы, которые открывают путь для развития рыночных отношений, активизируют торговые связи с западноевропейскими странами, отменялись репрессии против инакомыслящих.

50 Югославская модель самоуправляющегося социализма


На становление югославской модели повлиял советско-югославский конфликт (1948 г.), признаки которого появились в начале 1948 г., а уже в конце марта этого года советские военные советники и специалисты были отозваны из Югославии. В адрес югославского руководства выдвигались обвинения, что в стране ведется антисоветская критика ВКП(б) с троцкистских позиций. КПЮ обвинялась также в отсутствии демократии. Конфликт, начавшийся как внутрипартийный, вышел за узкопартийные рамки и приобрел характер международного, так как в него были втянуты другие страны «восточного блока». В июне 1948 г. вышла резолюция Информбюро «О положении в КП Югославии, где утверждалось, что «руководство КПЮ ведет враждебную политику в отношении Советского Союза и ВКП(б)» и содержался призыв к здоровым силам «заставить руководство вернуться на правильный путь или сменить его». Другие страны Восточной Европы поддержали Сталина. Конфликт разрастался, и в дальнейшем сталинское руководство пришло к выводу, что политика Тито ведет к перерождению Югославии в буржуазную республику. Апогеем стала знаменитая резолюция Информбюро, принятая в ноябре 1949 г., под характерным названием «КПЮ в руках убийц и шпионов», где заявлялось, что «клика Тито» создала в Югославии «антикоммунистический, полицейский режим фашистского типа»

Можно назвать несколько причин конфликта. Во-первых, расхождения по внешнеполитическим вопросам. Югославия стремилась поставить под свой контроль Албанию, возражала против идеи Сталина о балканской федерации социалистических стран. Во-вторых, стремление Югославии «строить социализм в несколько иных формах». В КПЮ отмечали, что «в Югославии есть много специфических черт, которые можно с пользой применить в революционном развитии в других странах»

В конечном итоге после «обмена любезностями» с обеих сторон между Югославией и другими соцстранами были свернуты как межпартийные, так и экономические, культурные контакты. Югославия оказалась в изоляции. Именно это во многом подтолкнуло ее к созданию своей особой модели, принятию в начале 50-х годов нового курса на строительство социализма. В развитии югославской социалистической модели можно выделить два этапа:

1) 1950 г. - начало 70-х годов. В 1950 г. был принят «Основной закон по управлению государственными хозяйственными предприятиями и высшими хозяйственными объединениями со стороны трудовых коллективов», где

ставилась задача управления предприятиями, рабочими советами и комитетами, решавшими вопросы организации производства, выпуска и сбыта продукции. В 1951 г. была проведена реформа планирования. Изменилась структура плана: государство в лице федеральных органов власти закладывало лишь основные пропорции в развитии отраслей народного хозяйства, все остальные показатели передавались в ведение республиканским, местным органам и предприятиям. В 1953 г. были отменены отраслевые министерства и кооперация сельского хозяйства. За крестьянами закреплялся максимальный надел в 10-15 га, причем в его рамках разрешалась свободная продажа и аренда земли. Предприятия подучили право сбывать свою продукцию на рынке по рыночным ценам. Суть этих реформ заключалась в децентрализации и деэтатизации. В 1961 г. были ликвидированы государственные центральные инвестиционные фонды, и культура, здравоохранение, просвещение должны были с этого момента финансироваться из местных источников.

2) Начало 70-х - середина 80-х годов. В начале 70-х годов произошло дальнейшее расширение прав и самостоятельности республик, краев и предприятий в хозяйственной деятельности. Новая Конституция 1974 г давала широкие права автономным областям Воеводино и Косово в Сербии, во многом ставящие их на уровень республик. В Конституции закреплялись сменяемость, разделение и невозможность совмещения партийных и государ-ственных постов. Одно и то же лицо не могло быть избрано дважды на одну и ту же должность. Интересно, что исключение при этом сделали для Тито, который был лидером партии и президентом СФРЮ без ограничения срока мандата. Еще одним шагом реформ стало принятие закона «Об объединенном труде», по которому во всех областях жизни создавались организации обьединенного труда (ООТ), ставшие первичными ячейками политической структуры о6щества, обладающими при этом финансово-экономической самостоятельностью.

Югославский вариант способствовал ускоренному развитию страны, росту темпов промышленности, повышению качества жизни. В послевоенные годы в СФРЮ наблюдался один из самых высоких темпов экономического развития в мире (ежегодный прирост в промышленности составлял более 8%). Но при этом уже с 70-х годов стали проявляться негативные последствия модели.


Рыночные механизмы приводили к росту цен, инфляции. Югославия так и не смогла справиться с безработицей. Если в 1952 г. число безработных составляло 45 тыс. чел., то в 1981 г. - 809 тыс, и 870 тыс. временно работающих за границей, в 1987 г. - соответственно 1 млн 87 тыс. и свыше 1 млн чел. Другое долговременное последствие реформ - местничество, а затем национализм. Демонтаж федерального этатизма не привел к ликвидации бюрократии, к реальному самоуправлению. На местах сформировался свой этатизм и своя бюрократия. На предприятиях нередко вместо трудовых органов управляли представители администрации. Происходило их отчуждение от трудящихся, в стране сформировался новый слой хозяйственной элиты - «технократически-менеджерские силы». В условиях самостоятельности республик ослаблялись единые интеграционные связи, распадался внутренний рынок, единый народно-хозяйственный комплекс. «Югославия стала больше напоминать конфедерацию, чем федеративное государство», - так охарактеризовал ситуацию югославский экономист Михайлович. В конце марта 1981 г. в наиболее экономически отсталом автономном крае Косово произошли волнения под сепаратистскими лозунгами.

Особую позицию Югославия занимала и во внешней политике. Оказавшись в 1949 г. в изоляции от социалистических стран, она вынуждена была пойти на деловые контакты с Западом и вести самостоятельную политику по отношению к СССР и «восточному блоку» и целом. СФРЮ выступила инициатором создания Движения неприсоединения (ДН) и предоставила свою столицу для проведения первой конференции ДН в 1961 г.

Можно выделить следующие признаки югославского «самоуправляющегося» социализма:

1) постоянное углубление социалистической демократии при отделении партии от хозяйственной деятельности;

2) ассоциации свободных производителей;

3) товарное производство;

4) контроль трудящихся за распределением прибавочного продукта.

СФРЮ показала интересный пример «рыночного социализма», основанного на децентрализации и деэтатизации, принципах хозрасчета и самоуправления.



51 Германия во второй половине ХХ в.: от разделения к объединению



Падение Берлинской стены

Определение 1

3 октября - День германского единства, важнейший праздник для всей Германии.

До 1990 года Германия была разделена на две страны: Федеративная Республика Германия (ФРГ) на западе и Германская Демократическая Республика (ГДР) на востоке. В 1989 году в Германии прошла «мирная революция». Люди в ГДР вышли на улицы и протестовали против разделения Германии. Они хотели свободы слова и свободных выборов, а также возможность поехать на запад. Мирная революция увенчалась успехом, потому что в ноябре пала Стена.

Берлинская стена вокруг Западного Берлина образовывала границу между Востоком и Западом. Пограничная охрана, колючая проволока, мины и системы автоматического огня сделали это пограничное укрепление практически непреодолимым. Это был просуществовавший более четверти века символ конфликта между Востоком и Западом, символ разделения Германии. Стена пала 9 ноября 1989 года.

Революционное событие – падение Берлинской стены открыло путь для воссоединения Германии с далеко идущими последствиями во всем мире. Биполярный мировой порядок, возникший после Второй мировой войны, распался в значительной степени мирным путем и позволил Востоку и Западу наладить отношения.

Обстановка в Европе накануне объединения Германии

Сразу после падения Берлинской стены, 10 ноября 1989 года, Горбачев и его сотрудники попытались в контакте с американской администрацией и федеральным правительством, а также с руководством СЕПГ вызвать неконтролируемую эскалацию событий, например, спонтанное воссоединение населения Восточной Западной Германии для предотвращения кровопролития и обеспечения мирных изменений в ГДР. Но другие силы в Москве, прежде всего в партийном аппарате и в вооруженных силах, более или менее открыто призывали к применению силы, чтобы взять ситуацию под контроль, т. е. использовать «Китайское решение», смоделированное по образцу подавления движения за реформы в Китае.