Файл: 1 Возникновение цивилизации в Месопотамии 5 2 Вавилонское царство 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 985

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Возникновение цивилизации в Месопотамии

2 Вавилонское царство

3 Ассирийская держава

4 Хеттское царство

5 Возникновение и развитие Персидской державы Ахеменидов

6 Арийская проблема. Варно-кастовый строй в Индии

7 Возникновение и развитие цивилизации в Китае

8 Социально-экономический и общественный строй Древней Греции

9 Греко-персидские войны

Таблица “Греко-персидские войны”

10 Походы Александра Македонского

Первые завоевания

Окончательная победа над персами

Индийские сражения

Последствия и результаты походов

11 Общая характеристика Римской империи

12 Основные этапы социально-экономического и политического развития Восточной Римской империи (V – XVвв.)

13 Средневековый город в Западной Европе: основные характеристики и значение в истории региона

14 Ислам в Аравии. Символ веры ислама. Шариат. Обряды и праздники

15 Крестовые походы и их значение в истории Европы

Крестовые походы: причины

Крестовый поход «бедноты»

Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.)

Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)

Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)

Четвертый Крестовый поход (1202-1204 гг.)

Другие Крестовые походы

Последствия Крестовых походов

16 Развитие королевской власти во Франции при Филиппе IV Красивом, возникновение Генеральных штатов во Франции

17 Нормандское завоевание Англии. Правление Генриха I

18 Иоанн Безземельный и «Великая хартия вольностей»

19 Столетняя война: причины, основные этапы, итоги

20 Внутренняя и внешняя политика Фридриха Барбароссы

21 Реформация в Европе

22 Основные характеристики, этапы и регионы Возрождения

23 Политика Генриха IV Бурбона. Итоги религиозных войн во Франции

24 Внутренняя политика Тюдоров в Англии

25 Великие географические открытия и складывание колониальной системы

26 Социально-экономическое и политическое положение Китая в период Цинского правления (XVII-XIX вв.)

27 Опиумные войны в Китае

28 Синьхайская революция в Китае. «Три народных принципа» Сунь Ятсена

29 Япония в период сегуната Токугава

30 Революция и реформы Мэйдзи и их значение. Япония в последней трети XIX века

31 Британская колониальная политика в Индии: методы управления, политика в аграрной сфере, городе, просвещении. Основные результаты

32 Внутренняя и внешняя политика Селима I и Сулеймана I в Османской империи

33 Внутреннее развитие Османской империи в XVII-XVIII веках. Реформы Селима III

34 Основные направления танзимата в Турции. Проникновение европейских держав в Османскую империю и его экономическое последствие

35 Образование Дурранийского государства в Афганистане. Политический и социальноэкономический строй государства Ахмад-шаха

36 Англо-афганские войны и их последствия

37 Революция 1905-1911 годов в Иране

38 Войны Наполеона и их итоги

39 Образование Германского союза. Его состав и политическое управление

40 Объединение Германии в XIX в

41 Политическое и социально-экономическое развитие США в первой половине XIX века. Гражданская война 1861-1865 годов в США. Причины, ход, итоги

42 Политика «просвещенного абсолютизма» в Европе

43 Образование Италии

44 Причины, ход и итоги I Мировой войны

45 Авторитарные режимы в Европе в 1920-е гг

46 Вторая мировая война

47 «Пражская весна» 1968 г.: социализм с человеческим лицом

48 «Тэтчеризм» – британский вариант неоконсервативной идеологии и политики

49 Восточноевропейский социализм

50 Югославская модель самоуправляющегося социализма

51 Германия во второй половине ХХ в.: от разделения к объединению

52 Революции на рубеже 1980-х – 1990-х гг. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы

53 «Рейганомика» – экономическая теория и практика американского неоконсерватизма

54 Египет во второй половине ХХ в

55 Война в Корее. Проблема двух Корей

56 Конфликт 1961 – 1975 годов во Вьетнаме. Парижское соглашение

57 Киевская Русь: основные периоды истории

58 Политическая раздробленность древнерусского государства: причины, основные центры

59 Внешние вторжения на Русь в XIII в

XIII век в истории Руси – это время вооруженного противостояния натиску с востока (монголо – татары) и северо – запада (немцы, шведы, датчане).

60 Завершение формирования единого российского централизованного государства во второй половине XVI в. Иван III и Василий III

61 Правление Ивана IV

62 Смутное время: причины, основные события, последствия

63 Первые Романовы и преодоление последствий Смуты

64 Российская империя при Петре I: политические, социально-экономические и культурные преобразования

65 Эпоха Екатерины II - время просвещенного абсолютизма в России

66 Россия в первой половине XIX в. (внутренняя и внешняя политика Павла I Александра I Николая I)

67 Либеральные реформы в России и период контрреформ

68 Особенности экономического и социально-политического развития России в начале XX века

69 Россия в 1910-х годах: от русско-японской войны в революциям

70 Гражданская война в России и иностранная интервенция: этапы и итоги

71 Общественно-политическая жизнь в СССР в первые годы развития государства

72 Военный коммунизм: политика, практика, идеологи

73 СССР во Второй мировой войне

74 Коренные изменения на международной арене после окончания второй мировой войны

75 СССР в послевоенные годы: от Сталина к Хрущеву

76 Тенденции экономического развития СССР (1964-1985 гг.). Экономические реформы 1965 г.: цели, причины свертывания. «Диссидентское» движение

77 Этапы и итоги перестройки

78 Формирование новой российской государственности (1992-2000 гг.)

, человек сам должен себя ковать.

Понятие гуманизма сочеталось с понятием гармонии. Мир и природа в средние века считались силами, которые мешаю человеку соединиться с Богом. В Ренессансе наоборот, поэтизация мира, гармонии человека и мира => убежденность в том, что в мире будут господствовать разум и просвещенность, где человек сможет осуществить себя. Возникали ренессансные утопии, напр, миры рассказчиков “Декамерона”. Они сильно отличались от, например, “Утопии” Мора. У последнего – не счастье индивида, а благополучие целого, строгая регламентация, фантастический мир, у Рабле и Боккаччо – стремление вписать идеальное общество в реальное пространство. Вот это и называется ренассансной утопией. Возникла она из-за убежденности, что “золотой век”, “полнота времен” уже наступила. Это библейское выражение в Средние века применялось для Царства Божия, в Ренессанс – для настоящего времени. Идеальный город – город, где жизнь человека очищена от беспорядков и представлена во всей полноте. Он видится как возможный, построенный. А потом – крах иллюзий.

Кризис ренессансного мифа о человеке в период позднего Возрождения.

Увидели гуманисты, что мир-то не идеален, а наоборот, арена войн, оплот жестокости и насилия. В пьесе Шекспира “Буря” Гонзало говорит, что образ “золотого века” возник только для того, чтобы исчезнуть. Золотого века нет и не будет, против него логика исторического развития. Уверенность в том, что золотой век невозможен, -- основа произведений поздних гуманистов. Если гуманист Леонардо Бруни писал, что прекрасно подарить счастье одному человеку, но многим – еще лучше, то 100 лет спустя Гвичардини сомневался, что благополучие государства возможно. Разочарование в ренессансном мифе о человеке: а совершенна ли человеческая природа? Изначально ли человек добр? Ведь человек, добиваясь самореализации, приходил к аморальности и вседозволенности. То, что было положительным, стало отрицательным. Теперь начинается дисгармония человека и мира (см. подробнее про Гамлета и Дон Кихота).

Ренессансная этика доблести.

Доблесть – это активность, предприимчивость, энергия ума и воли. Это добрые качества, которые угодны Богу и кот. совершенствуют человека.

Отношение к античной культуре.

Гуманисты ставили задачу возродит античность целиком, а не избирательно, как в Средневековье. У них существовало такое понимание развития истории: 1) греко-римская древность (Солнце, музы); 2) с 5 в. – готическое варварство (ночь, музы уходят); 3) Возрождение (возрождение наук, искусств, литературы, музы возвращаются, солнце). Короче, Возрождение = античности.


Идея универсального человека.

В человеке заложены все возможности, он сам должен выбрать, подняться или пасть. Человек – сам кузнец своего счастья и судьбы.

Понятие христианского гуманизма.

Писатели Возрождения обращались и к наследию раннехристианских мыслителей (особенно в Сев. Европе, где Эразм Роттердамский отказывался признавать труды современных ему теологов, но переводил труды ранних отцов церкви), отсюда соединение античной учености и христианской духовности.

Понятие Реформации и ее влияние на духовную жизнь.

Вспоминаем дату – 1517 г., когда Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к дверям церкви в Виттенберге. Кат. церковь все больше и больше дискредитировала себя, что вылилось в конечном счете в движение Реформации и отделении части верующих от католической церкви и образовании новой ветви христианства – протестантизма. Что там Лютеру не понравилось: злоупотребления папой властью (продажа индульгенций и т.д.). Сущность учения Лютера закл. в противопоставлении личной веры, индивидуального религиозного чувства – формально понимаемым “добрым делам” (т.е. выполнению церковных обрядов) и священного писания, свободно толкуемого человеческим разумом, -- авторитету церковных догматов. Фишка в том, что Библия тогда была только на латинском языке, народ ее сам не читал, а верил всему, что с кафедры скажут. Кто ее перевел на нем. яз.? Правильно, Лютер (в энциклопедии сказано, что этим он способствовал становлению лит. немецкого языка. Но этого можете не говорить. Главное, что теперь каждый мог прочитать Библию и сам во всем разобраться => усиление личностного начала в культуре).



23 Политика Генриха IV Бурбона. Итоги религиозных войн во Франции


Религиозные войны во Франции. Причины, итоги, суть, события, участники.

В XVI веке религиозные войны во Франции вылились в серьёзные события, и различия в религиозных воззрениях были далеко не единственной их причиной. Конфликт католиков и гугенотов (протестантов) был лишь одной из них, на деле же суть религиозных войн сводилась к борьбе за власть между Ватиканом, сердцем католического мира, и разными странами Европы, которые по тем или иным причинам не желали зависеть от него. Одним из итогов этого противостояния и стали Французские религиозные войны, хотя подобные конфликты происходили и в других европейских государствах. Пока католики и гугеноты враждовали, правящие королевские дома Англии, Франции, Испании и других стран занимались своей политикой. Кульминацией этих событий стала Варфоломеевская ночь, когда было перебито множество гугенотов. Позднее, когда французская королевская династия Валуа пресеклась, на трон сел Генрих IV Бурбон, и его Нантский эдикт прекратил войны. Правда, не навсегда – хотя реформы Генриха IV и были очень мудрыми, после его смерти снова начались восстания гугенотов, у которых Людовик XIII и кардинал Ришелье пытались отнять дарованные им покойным Генрихом IV привилегии.
Причины религиозных войн во Франции

Основная причина религиозных войн – не противоречия между католиками и протестантами, а желание королей и знати использовать эти противоречия в своих целях

Борьба за власть между династиями Бурбонов и Валуа. И те, и другие апеллировали к религиозным чувствам французов, чтобы под знаменем религии получить так необходимую их поддержку.

Противоречия между католиками и гугенотами. Они, конечно, были одной из основных причин религиозных войн во Франции, но сами по себе они не вылились бы в открытые конфликты с участием целых армий. Их умело использовали в своих целях лидеры гугенотов и католиков.


Попытка секуляризации церковного имущества гугенотами. Секуляризация – это изъятие имущества у духовенства и передача его в гражданское (обычно государственное) пользование. Гугеноты требовали свободы частной собственности, в чём с ними не соглашалась католическая церковь, не желавшая отдавать своё имущество.

Реформация. Это религиозное и политическое движение преобразования католической церкви охватило Европу в XVI-XVII веках, и именно оно породило религиозное течение протестантов (в частности гугенотов). Таким образом, Реформацию можно считать основной причиной религиозных войн, так как гугеноты откололись от католиков именно в ходе этих событий.

 

Суть религиозных войн

Варфоломеевская ночь стала самым кровавым событием религиозных войн. Начавшись в Париже, резня гугенотов католиками охватила всю страну.

Несмотря на то, что проходили эти конфликты на религиозной почве во Франции, в них принимали активное участие и другие державы, заинтересованные в победе той или иной стороны. В частности, гугенотов поддерживала протестантская Англия, а католиков – Испания. По сути, религиозные войны во Франции были борьбой за власть, а религиозные различия в данном случае выступали лишь поводом для вражды. Интересно, что фактически победителя никакого не было – Генриху IV удалось примирить обе стороны, перейдя из протестантства в католичество, чтобы получить французский трон после смерти Генриха III. Он также пожаловал гугенотам множество привилегий и крепостей, опасаясь, что их положение может ухудшиться после его смерти, и был совершенно прав: когда на трон сел его сын, Людовик XIII, гугенотов снова начали притеснять, считая, что они создали “государство в государстве” и получили слишком много власти. В войнах против гугенотов принял самое деятельное участие кардинал Ришелье, хорошо знакомый всем, кто читал “Три мушкетёра” Александра Дюма. Впрочем, это уже совсем другая история, не имеющая прямого отношения к сути религиозных войн во Франции. Эти события получили название “гугенотских восстаний”.

Участники религиозных войн во Франции

Королева-мать Екатерина Медичи, мать троих французских королей (Франциска II, Карла IX и Генриха III). Она была одним из самых активных участников религиозных войн
, действуя хитростью и пользуясь своим влиянием. Екатерина Медичи покровительствовала Гизам, и считала Генриха Бурбона своим смертельным врагом.

Основными соперниками были гугеноты (протестанты) и католики. Первых возглавлял король Наварры Генрих Бурбон, тот самый, что позднее стал французским королём Генрихом IV. Их поддерживали знатные дворянские дома Франции, правительство Англии, Голландская республика, некоторые европейские княжества и французская “Партия недовольных”, ратовавшая за веротерпимость. По другую сторону баррикад стояли католики. Основные участники религиозных войн во Франции с их стороны – династия Валуа (пресекшаяся со смертью Генриха III, Испания, Герцогство Савойское, знатные дворянские дома Гизов и Монморанси, а также Католическая лига, весьма влиятельная политическая партия. Стоит отметить, что в ходе событий религиозных войн во Франции многие знатные гугеноты были убиты, в частности, в ходе Варфоломеевской ночи. Тем не менее, усилиями Генриха IV Бурбона обе стороны в конечном счёте удалось примирить, положив конец кровопролитию.

Основные события и история религиозных войн

Франсуа де Гиз, развязавший первую религиозную войну во Франции, атаковав гугенотов в городе Васси прямо во время богослужения

1562 – 1563 годы. Первая религиозная война во Франции, начатая герцогом де Гизом, католиком, который устроил резню гугенотов в городке Васси. Эта провокация позволила ему добиться своей цели – начать войну, в которой можно было бы устранить своих политических соперников.

1567 – 1568. Вторая война, в ходе которой и католики, и гугеноты начали активно искать помощи за рубежом.

1568 – 1570. Третья религиозная война, развязанная из-за очередной отмены свободы вероисповедания. Закончилась уступками гугенотам, на которые пошёл французский король Карл IX.

1572 – 1573. Самым ярким событием четвёртой религиозной войны во Франции стала Варфоломеевская ночь. Тысячи дворян-гугенотов, обманутые ложным миром, прибыли в Париж на бракосочетание Генриха Наваррского и сестры Карла IX Маргариты Валуа, но были подло перебиты. Резня прокатилась по всей стране.

1574 – 1576. Пятая война, вызванная слабохарактерностью нового короля Генриха III и усилением влияния семейства Гизов. Закончилась она свободой вероисповедания для гугенотов по всей Франции за пределами Парижа.