Файл: 1 Возникновение цивилизации в Месопотамии 5 2 Вавилонское царство 6.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 1036
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Возникновение цивилизации в Месопотамии
5 Возникновение и развитие Персидской державы Ахеменидов
6 Арийская проблема. Варно-кастовый строй в Индии
7 Возникновение и развитие цивилизации в Китае
8 Социально-экономический и общественный строй Древней Греции
Таблица “Греко-персидские войны”
10 Походы Александра Македонского
Окончательная победа над персами
Последствия и результаты походов
11 Общая характеристика Римской империи
13 Средневековый город в Западной Европе: основные характеристики и значение в истории региона
14 Ислам в Аравии. Символ веры ислама. Шариат. Обряды и праздники
15 Крестовые походы и их значение в истории Европы
Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.)
Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)
Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)
Четвертый Крестовый поход (1202-1204 гг.)
17 Нормандское завоевание Англии. Правление Генриха I
18 Иоанн Безземельный и «Великая хартия вольностей»
19 Столетняя война: причины, основные этапы, итоги
20 Внутренняя и внешняя политика Фридриха Барбароссы
22 Основные характеристики, этапы и регионы Возрождения
23 Политика Генриха IV Бурбона. Итоги религиозных войн во Франции
24 Внутренняя политика Тюдоров в Англии
25 Великие географические открытия и складывание колониальной системы
26 Социально-экономическое и политическое положение Китая в период Цинского правления (XVII-XIX вв.)
28 Синьхайская революция в Китае. «Три народных принципа» Сунь Ятсена
29 Япония в период сегуната Токугава
30 Революция и реформы Мэйдзи и их значение. Япония в последней трети XIX века
32 Внутренняя и внешняя политика Селима I и Сулеймана I в Османской империи
33 Внутреннее развитие Османской империи в XVII-XVIII веках. Реформы Селима III
36 Англо-афганские войны и их последствия
37 Революция 1905-1911 годов в Иране
39 Образование Германского союза. Его состав и политическое управление
40 Объединение Германии в XIX в
42 Политика «просвещенного абсолютизма» в Европе
44 Причины, ход и итоги I Мировой войны
45 Авторитарные режимы в Европе в 1920-е гг
47 «Пражская весна» 1968 г.: социализм с человеческим лицом
48 «Тэтчеризм» – британский вариант неоконсервативной идеологии и политики
49 Восточноевропейский социализм
50 Югославская модель самоуправляющегося социализма
51 Германия во второй половине ХХ в.: от разделения к объединению
52 Революции на рубеже 1980-х – 1990-х гг. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы
53 «Рейганомика» – экономическая теория и практика американского неоконсерватизма
54 Египет во второй половине ХХ в
55 Война в Корее. Проблема двух Корей
56 Конфликт 1961 – 1975 годов во Вьетнаме. Парижское соглашение
57 Киевская Русь: основные периоды истории
58 Политическая раздробленность древнерусского государства: причины, основные центры
59 Внешние вторжения на Русь в XIII в
62 Смутное время: причины, основные события, последствия
63 Первые Романовы и преодоление последствий Смуты
64 Российская империя при Петре I: политические, социально-экономические и культурные преобразования
65 Эпоха Екатерины II - время просвещенного абсолютизма в России
66 Россия в первой половине XIX в. (внутренняя и внешняя политика Павла I Александра I Николая I)
67 Либеральные реформы в России и период контрреформ
68 Особенности экономического и социально-политического развития России в начале XX века
69 Россия в 1910-х годах: от русско-японской войны в революциям
70 Гражданская война в России и иностранная интервенция: этапы и итоги
71 Общественно-политическая жизнь в СССР в первые годы развития государства
72 Военный коммунизм: политика, практика, идеологи
73 СССР во Второй мировой войне
74 Коренные изменения на международной арене после окончания второй мировой войны
75 СССР в послевоенные годы: от Сталина к Хрущеву
78 Формирование новой российской государственности (1992-2000 гг.)
26 Социально-экономическое и политическое положение Китая в период Цинского правления (XVII-XIX вв.)
Государственный строй Китая в середине XVII в.
Придя к власти, маньчжуры в общих чертах сохранили прежние принципы государственного устройства Китая, сложившиеся ранее. Изменения коснулись, в основном, социальной структуры общества. Сословная система теперь состояла из пяти основных групп — трех господствующих и двух угнетаемых, подчиненных.
Император, формально обладая неограниченными полномочиями, сам непосредственно страной не управлял. Высшим органом, решавшим наиболее важные дела, был Верховный императорский совет, куда входили родственники императора и высшие сановники. За ним следовали исполнительные структуры — Императорский секретариат, ведомства иностранных дел, налогов, церемоний, военных дел, уголовное, общественных работ, цензоров и т.д. Евнухи, пользовавшиеся огромной властью при прежней династии, до конца XIX в. практически отошли на вторые роли и не могли уже влиять на процесс принятия государственных решений.
Маньчжуры стали на территории Китая господствующей народностью, из состава которой формировалась высшая элита как гражданская, так и военная. Маньчжуры считали для себя унизительным заниматься производительным трудом и торговлей. Поэтому главной сферой их деятельности стала государственная и военная служба. По достижении совершеннолетия сыновья военнослужащих-маньчжур, получали государственное жалование. За одно и тоже преступление маньчжурам и китайцам устанавливались различные виды наказания. Поскольку к 1644 г. маньчжур было всего ЗОО тысяч, а китайцев — ЗОО миллионов, то, опасаясь быстрой ассимиляции и поглощения, маньчжурам и китайцам было запрещено вступать в смешанные браки.
Китай был разделен на наместничества, внутри которых создавалась собственная финансовая система и вооруженные формирования. Это делалось, прежде всего, для раздробления и разделения населения.
Для укрепления своей власти в глазах исповедовавших конфуцианство, маньчжуры, до этого в своем большинстве исповедовавшие шаманизм, сохранили в качестве официальной государственной идеологии это учение, а маньчжурский богдыхан стал выполнять те же ритуальные функции, что и его китайские предшественники. Одним из первых шагов в этом направлении стало присвоение Конфуцию титула «Кун Цзы, древний Учитель, великий и славный, совершеннейший мудрец». При вступлении нового императора на престол, он повелевал своим подданным делать жертвоприношения на фамильных усыпальницах и на могиле Конфуция, давал обязательство почитать своего предшественника и поклоняться его духу.
Более того, стремясь показать преемственность института монархической власти, маньчжурская династия поклонялась духу последнего минского императора Чунь Чжэня. Даже ствол дерева, на котором он повесился, был сохранен как священная реликвия. Маньчжуры приняли китайский язык, хотя формально маньчжурский весь период их правления оставался языком императоров. Девиз правления каждого из них обозначался специальными иероглифами. Именно чаще всего по девизу правления, а не по личному имени, входил тот или иной китайский император в историю.
В Цинский период правили императоры: Шуньчжи (Благоприятное правление), личное имя Фу-минь; Канси (Процветающее и Лучезарное), личное имя Сюань-е; Юнчжэн (Гармоничное и Справедливое), личное имя Юань-чжэн; Цяньлун (Непоколебимое и Славное), личное имя Хун-ли; Цзяцин (Прекрасное и Радостное), личное имя Юн-янь; Даогуан (Целенаправленное и Блестящее), личное имя Мянь-нин; Сянь-фэн (Всеобщее изобилие), личное имя И Чжу; Тунчжи (Совместное правление), личное имя Цзай Чунь; Гуансюй (Блестящее наследие), личное имя Цзай Тянь и Сюаньтун (Всеобщее единение), личное имя Пу И.
Счет лет в китайском календаре велся от года восшествия на престол очередного императора и вплоть до окончания его правления. Престолонаследие шло только по мужской линии, наследник трона заранее не объявлялся, и он не обязательно должен был быть старшим сыном императора. Женщина имела лишь право быть регентшей при императоре, не достигшем совершеннолетия.
Император имел, кроме главной (старшей) жены, двух младших (второстепенных), а также большое количество наложниц (в отдельные годы их число доходило до двухсот восьмидесяти). Они составляли императорский гарем, за которым, как и в минский период, продолжали следить евнухи. При маньчжурах, вплоть до второй половины XIX в. их влияние сильно ослабло и главной их функцией стало наблюдение за гаремом.
При представлении императору его подданных, те должны были совершать специальный церемониал «сай гуй цзю коу» — три раза стать перед ним на колени, каждый раз при этом трижды бить челом об пол. Все иностранные послы, прибывавшие в Пекин, считались там данниками. Для них также была разработана специальная, унижающая их достоинство процедура — по команде распорядителя церемониала при аудиенции с «сыном Неба», считавшимся повелителем не только Китая, но и всего остального мира, они должны были стать на колени и три раза исполнить земной поклон, и так в период аудиенции должно было происходить трижды. Лишь во второй половине XIX в. эта церемония была заменена на более упрощенный — три низких поклона без коленопреклонения.
Князья императорского дома делились на прямых потомков основателя династии, носивших в качестве знака отличия желтый пояс и потомков боковых ветвей, имевших пояс красного цвета. К концу XIX в. их общее число доходило до шести тысяч. Другие родственники императора, в зависимости от степени родства, делились на 12 категорий, а чиновники, не являвшиеся родственниками императора — на 9 и также имели особые внешние знаки отличия.
Вторым по важности социальным слоем в Цинском Китае являлись китайские аристократы, однако даже самые влиятельные из них не могли сравняться по юридическому статусу с маньчжурской знатью. Монопольное право занятия должностей чиновников имели ученые шэныыи (шэнь цзинь). Они не подчинялись юрисдикции местных начальников, имели право откупа от телесных наказаний за совершенные правонарушения, частично освобождались от уплаты налогов. Их статус не являлся наследственным. Шэньши мог стать любой, кроме представителя сословия «низких». Привилегии шэныпи распространялись на всех их родственников не только по прямой, но и по боковым линиям.
Помимо получения должности в государственном аппарате путем сдачи специальных экзаменов, ее можно было попросту купить. Маньчжуры посчитали возможным сохранить эту систему, получившую название кунцъзюй, как положительно зарекомендовавшую себя на протяжении длительного периода китайской истории, хотя на самом деле ее практическая значимость в выявлении талантливых администраторов была ничтожна.
Сословие «простолюдинов» (лян минь) объединяло основную массу жителей Китая. Оно состояло из земледельцев, ремесленников и торговцев. К земледельцам относились все не принадлежавшие к знати землевладельцы.
Внизу социальной лестницы находились «низшие», занимавшиеся «непрестижными» профессиями — актеры, странствующие музыканты, монахи, слуги и рабы. В имущественном отношении сюда входили люди с самым разным уровнем доходов — от богачей до неимущих бедняков.
Представители других этнических групп, проживавших на территории Китая в то время, фактически не имели никаких прав и были обязаны выполнять те повинности, которые на них налагали представители господствующих слоев.
Наиболее угнетаемыми являлись рабы, среди которых было много женщин. Они, в свою очередь, делились на государственных и частных. Рабство являлось вечным, лишь иногда, по Указу императора, они могли освобождаться. Дети рабов и рабынь также наследовали их статус.
Каждая низшая социальная группа также имела свои внешние отличия, как в одежде, так и в манере поведения.
Экономическое положение Китая во второй половине XVII в.
Приход к власти маньчжур не мог не привести к определенным изменениям в экономической сфере жизни китайского общества. Не имея реальной возможности взять все земельные угодья Китая в собственность, маньчжурская элита оставила большую их часть за китайскими владельцами. Себе маньчжуры отвели земли в столичной провинции Чжили, а также и в ряде других районов с компактным проживанием китайского населения. Территория собственно Маньчжурии (в границах до 1644 г.) стала своеобразной заповедной зоной,
доменом, где земли находились в собственности богдыхана, а этническим китайцам было запрещено там находиться.
В государственной собственности находились также леса, необрабатываемые земли, а также территории, на которых находились учебные заведения и места отправления религиозных культов.
Основная часть земельного фонда находилась в условном частном владении, за пользование которым владельцы выплачивали налоги. Для удобства их сбора в стране вводился жесткий контроль над населением. В сельской местности крестьянские дома объединялись в десятки и сотни, выплачивая государству поземельный, подушный и другие виды налогов. Кроме того, за ними сохранялись и личные повинности. Исчислялись налоги в серебре, но выплачивались, в основном, в натуральной форме.
Государство осуществляло монополию на добычу соли, вводило дополнительные налоги на чай, крепкие спиртные напитки, на имущественные сделки и т.д. Большую часть собранного урожая крестьянин был вынужден отдавать собственнику земли и выполнять для него различные личные поручения.
Тем не менее для укрепления своей власти маньчжуры пошли на снижение и частичную отмену существовавших при Минах налогов, передали в пользование крестьянам часть государственных целинных земель. Все это привело к концу XVII в. к некоторой стабилизации экономики и социальных отношений в обществе, следствием которой стало увеличение численности населения, расширение пахотных земель, улучшение положения в ремесленном производстве.
Некоторые историки считают, что в результате некоторой стабилизации в Китае начинает зарождаться капиталистический уклад, хотя все эти положительные изменения носили достаточно поверхностный и противоречивый характер. Другие же исследователи отмечают, что китайское общество до начала XIX в. оставалось еще вполне традиционным и никаких подвижек в сторону капиталистического развития там еще не наблюдалось. Укрепив же свое положение в Китае, маньчжуры постепенно вернулись к прежней системе налогов и повинностей.