Файл: Проблема использования интерактивных средств впроцессе обучения в психологопедагогической литературе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 319

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– Функция drag-and-drop (от англ. «тащи-и-отпускай») позволяет перемещать объекты на экране доски путем прикосновения к объекту курсором или пальцем.

– Функцияhide-and-reveal (от англ. «прячь-и-открывай») позволяет закрыть объект на экране серым полем, при необходимости свернуть поле и показать спрятанный объект.

– Функция flip-chart (быстрый просмотр страниц) позволяет пользователю пролистывать слайды, специально организованные или выборочные.

– Функция feedback (организация обратной связи) –создание гипертекста, то есть объект на доске становится ссылкой на новый слайд или файл.

Перечисленные выше функции ИД позволяют задействовать в деятельности три вида модальности обучения: звуковой, визуальный, тактильный, что позволяет учитывать особенности личности младшего школьного возраста. Визуальное обучение предполагает использование текстовых материалов, иллюстрации, видеоматериалов, мультипликации. Звуковое обучение включает в себя использование аудиоматериалов (звуков, слов, песен, стихов, диалогов,текстов).

Тактильный вид обучения позволяет ученикам писать на доске, используя маркеры или собственные пальцы, переносить предметы из одного края доски в другой. Таким образом, расширяется вариативность упражнений и видов работы с ИД, что, в свою очередь, благотворно влияет на развитие познавательных процессов и мелкой моторики рук[20].

Работа с ИД способствует становлению пространственного и временного восприятие младшего школьника. Грамотная организация материала на пространстве доски является наглядным примером для ученика. Кроме того, возможность открывать различные виды страниц ИД в линейку и клетку, составлять таблицы, менять размер изображения или текста развивает восприятие пространства. Вписывание цифр и букв в клетки, прописывание слов в линейку, заполнение ячеек таблицы, уменьшение или увеличение размера рисунка активизирует пространственное восприятие ученика.

В учебе время часто становится одним из важных условий успеха. Интенсивность урока повышается за счет многократного использования ИД. Время не тратится на подготовку доски к новому заданию. Для решения новой задачи используется «чистый лист» [24]. Благодаря специализированному программному обеспечению
, разработанному для ИД, учитель располагает материал урока на нескольких страницах. ИД позволяет оперативно корректировать учебный процесс, что значительно повышает интенсивность урока. Это помогает учащимся активизироваться, работать в определенном заданном темпе на уроке, подстраиваться под отводимое для заданий время, быстро переключаться с одного задания на другое. Формируется способность быстро реагировать, думать, анализировать и обрабатывать информацию.

Благодаря возможностям ИД урок можно спланировать интересно, красочно, с применением вариаций упражнений. Такие характеристики, как сочетание иллюстраций, текста и звука, поддержка сенсорного экрана и тактильное выполнения заданий (функция «тащи-и-отпускай» – drag-and-drop) способствует вовлечению школьников в урок, концентрации внимания даже у самых маленьких. В первом классе хорошо востребована функция draganddrop. Она позволяет активизировать учащихся, которые еще не умеют писать или не в полной мере овладели навыками письма. Благодаря этой функции создаются упражнения и задачи, решая которые учащиеся перемещают объекты, соединяют их друг с другом в логической последовательности, вставляют нужные слова в текст, подбирают по смыслу картинки и т. п. [18].

По сравнению с традиционной школьной доской материал урока на ИД подается ярко и красочно: используются разнообразие шрифтов и цветного оформления, изменяется фон слайда, добавляются иллюстрации по теме, применяются видеофрагменты, создается музыкальное сопровождение и т. п. С помощью данных функций ИД учитель может представить материал урока более доступно и наглядно. Создание наглядных и красочных слайдов помогает школьнику вычленять из объяснения главное, сосредотачиваться и организовать себя. Цвет, фон, величина шрифта, яркость, распределение текста – все имеет значение при создании наиболее наглядного слайда. Кроме того, ИД как любой экран имеет свои настройки яркости, резкости, насыщенности и контрастности. В начальной школе усвоение любого материала во многом зависит от того, как развита у ребенка способность к обобщению материала.

Задача школы – сформировать это важное для мышления свойство. Разнообразие форм работы с интерактивной доской способствует развитию обобщения материала. Функция «флип-чарт» позволяет учителю пролистать все содержание урока или резюмировать материал, систематизировать полученные знания и провести общий анализ последовательности материала[24].



В рамках реализации систематизации материала активизируется мышление, поскольку ребенок ищет связи между слайдами и подаваемой информацией, выстраивает полученные знания в определенную последовательность. Помимо функции «флип-чарт», применение функции «прячь-и-открывай» (hide-and-reveal) также способствуют развитию мышления и логической догадки. Кроме того, наглядность иллюстраций, соотнесение их с изучаемой информацией, анализ фильмов и звукозаписей, сохранение контрольных работ в электронном виде на экране доски и анализ совместно с учителем на уроке активизирует мыслительную деятельность ученика.

При работе с ИД нужно помнить о видах памяти и применять каждый вид работы памяти для более глубокого и долгосрочного запоминания материала. Наличие иллюстраций и видеоматериалов активизирует образную память; выполнение упражнений, задач, головоломок, решение кроссвордов стимулирует словесно-логическую память; поэтапное введение материала от простого к сложному, наводящие вопросы по ходу объяснения включают произвольную память. Все упражнения правильнее строить, внося элемент повторения старого материала, так как в долговременной памяти находится информация, полученная человеком посредством множественных повторений [17].

Функция «прячь-и-открывай» (hide-and-reveal) подойдет для тренировки образной, словесно-логической и оперативной памяти. Ученику в течение некоторого времени демонстрируется слайд с картинками, цифрами, новыми словами. Далее учитель закрывает слайд серым цветом. Ученик должен вспомнить и рассказать, что спрятано под серым полем. ИД открывает новые возможности обучения детей, формирования у них основных познавательных процессов. Однако применение данного технического средства на уроке должно обязательно сочетаться с традиционными формами обучения и соответствовать дидактическим принципам, чтобы обеспечить органическое соединение информационного учебного материала, передаваемого с помощью технических средств.

У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).


Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе - наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.) [18].

Используя доску, не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.

Благодаря размерам ИД изображения видны всему классу, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.

Ещё один важный момент при работе с доской - управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с помощью электронного маркера, а учитель, как и раньше - в центре внимания.

Возможность работы с текстом при его разборе или анализе, а так же с отдельными предложениями помогает на уроках русского языка. Меняя порядок слов в предложении (используя способ перемещения объектов) можно добиться максимальной наглядности при восстановлении деформированных предложений или текстов, организовывать работу со словарными словами и т.д.

Этот же прием применяется для эффективного изучения тем по словообразованию, для создания электронных заготовок текстов на определение границ предложений, по расстановке знаков препинаний. Делая записи поверх изображённых столбиков слов, меняя цветовую гамму маркера, учащиеся класса с легко обозначают твёрдые и мягкие звуки, делят на слоги. Такие уроки проходят с высоким «коэффициентом полезного действия».

Возможность перемещения объектов на доске, их группировка по определенным признакам можно использовать на уроках русского языка, математики, ознакомления с окружающим миром. Записи, выделения цветом могут выполняться прямо на слайдах, на отсканированных документах.

Возможности ИД используются на этапе контроля и проверки пройденного материала, например, при проведении математических диктантов «Проверь себя» используется таймер из меню доски с фиксированным временем для выполнения задания, так как ребята должны учиться организовывать свою деятельность в соответствии с регламентом.


Кроме того, на ИД можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику.

Используя ИД, можно сочетать описанные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Возможности интерактивной доски уместны в преподавании разных учебных дисциплин в начальной школе[14].

Таким образом, благодаря активному внедрению новых информационных технологий, ИС, стали чаще применять на уроках электронные доски. Интерактивная доска преобразует урок в интерактивное обучение, то есть учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Особенностью использования ИС в обучении младших школьников является то, что они позволяют визуализировать учебный материал в разнообразных формах представления – иллюстрация, видеофильм, схема, таблица, чертеж, анимация, кроме того, младшие школьники включаются в процесс взаимодействия друг с другом для решения учебных задач.

Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе - наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.).

Выводы по первой главе

Таким образом, можно сделать следующие выводы: современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных средств, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство.

Поэтому учителю важно сочетать в обучении компьютерные технологии, интерактивныесредства с традиционными методами, приемами, формами обучения для успешной деятельности учащихся.

Общеобразовательная школа сегодня немыслима без разнообразного и широкого применения интерактивных средств обучения. Такие средства обучения обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала. Поэтому применение интерактивных средств обучения способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности педагогического труда, улучшению качества знаний, умений, навыков учащихся.