Файл: Пути снижения себестоимости на предприятии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 323

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Теоретические аспекты формирования себестоимости на промышленном предприятии

1.1 Методические подходы к определению и содержанию себестоимости

1.2 Методика проведения анализа себестоимости продукции

1.3 Факторы снижения себестоимости

2 Анализ формирования себестоимости на предприятии АО «Алмалыкский ГМК»

2.1 Специфика формирования себестоимости производства на предприятиях металлургической промышленности

2.2 Характеристика АО «Алмалыкский ГМК»

2.3 Анализ издержек на производство АО «Алмалыкский ГМК» (на примере Управления по производству потребительских товаров)

3 Мероприятия снижения себестоимости продукции

3.1 Пути снижения себестоимости продукции на предприятиях металлургической промышленности

3.2 Экономическая эффективность мероприятий по снижению себестоимости

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Приложение В




1.2 Методика проведения анализа себестоимости продукции


Анализ себестоимости продукции ориентирован на установление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому в организации [34, с. 1223]. Анализ себестоимости реализованной продукции, как производственной, так и полной, ведется и в поэлементном, и в постатейном разрезе.

Затраты на производство продукции планируются и учитываются по первичным экономическим элементам и статьям расходов. Элементы затрат представляют собой экономически однородные виды затрат на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) независимо от места и целей ее изготовления.

Экономические элементы затрат необходимы:

- для установления точного размера затрат живого труда;

- установления совокупной величины затрат прошлого (овеществленного) труда;

- обнаружения материало-, трудо- и фондоемких видов экономической деятельности организации;

- определения факторов снижения себестоимости продукции;

- связывания показателей себестоимости с показателями труда, производства и расчета размера оборотных средств.

Группировка по первичным экономическим элементам позволяет сформировать смету затрат на производство, в которой устанавливается совокупная потребность организации в материальных ресурсах, сумма амортизации основных фондов, затраты на оплату труда и иные денежные расходы организации. Соотношение отдельных экономических элементов в совокупных затратах формирует структуру затрат на производство. В различных отраслях структура затрат на производство неодинакова, она зависит от специфических условий каждой отрасли.

Группировка затрат по экономическим элементам показывает материальные и денежные затраты организации без распределения их на конкретные виды продукции и иные хозяйственные нужды. По экономическим элементам обычно невозможно установить себестоимость единицы продукции.

Анализ себестоимости продукции по экономическим элементам затрат представляет собой промежуточный общеэкономический анализ, предполагающий изучение затрат на производство и реализацию продукции по основному виду деятельности организации в разрезе экономических элементов. Указанный анализ выполняется на основании пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, раздел «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)».



Анализ затрат по экономическим элементам ставит перед собой следующие задачи:

- оценку динамики показателей элементов затрат и выполнение плана по ним;

- определение факторов, оказавших влияние на динамику показателей себестоимости;

- выявление возможностей снижения себестоимости продукции.

Анализ затрат на производство и продажу продукции начинается с изучения рынка, а также с прогнозирования свойств продукта и выявления уровня его конкурентоспособности (стадия маркетинга).

Выделяют две группы источников информации для проведения анализа: внешние и внутренние. Внешние источники информации необходимы при проведении сравнительного анализа. К внутренним источникам информации относят:

- бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

- плановые расчеты, отчетные калькуляции по видам работ, регистры бухгалтерского учета, нормативные данные, которые содержатся в технологических картах и спецификациях, сметах;

- статистическую отчетность.

Также информационная база делится по видам анализа (ретроспективный и перспективный) (таблица 1).

Таблица 1 – Информационная база анализа себестоимости продукции [9, с. 3]

Ретроспективный анализ

Перспективный анализ

Данные бухгалтерского финансового учета.

Данные бухгалтерской финансовой отчетности.

Данные статистической отчетности.

Данные бухгалтерского управленческого учета.

Данные внутренней отчетности.

Плановая информация

Данные бухгалтерского управленческого учета.

Данные внутренней отчетности (плановые и фактические).

Прогнозные данные.

Экспертные оценки


Анализ себестоимости по элементам затрат можно провести двумя способами:

- привлекая показатели удельного веса каждого экономического элемента в общей сумме затрат на производство и реализацию продукции;

- привлекая показатели отношений значений каждого элемента к объему продаж, то есть, другими словами, факторный анализ затрат на один рубль проданной продукции.

Первый способ наиболее часто используется. Он дает возможность определить изменения в самой структуре затрат
, а также определить изменения фондоемкости, материалоемкости и трудоемкости продукции. Анализ затрат по экономическим элементам при первом методе осуществляется по алгоритму, приведенному на рисунке 4.



Рисунок 4 - Алгоритм анализа затрат по экономическим элементам

Анализ затрат по элементам позволяет обособить материальные затраты от трудовых затрат и рассчитать вновь созданную стоимость продукции. К материальным затратам относят затраты на сырье, вспомогательные материалы (полуфабрикаты), топливо, энергию, потраченные на производство продукции, начисленную в отчетном периоде амортизацию основных средств и другие материальные ресурсы, поступившие со стороны.

Структура затрат по экономическим элементам отражает в себе материалоемкость, трудоемкость, энергоемкость производства. Кроме того, данная структура характеризует уровень объединения и соотношение живого и материального труда.

Затраты на один рубль продукции определяются по формуле:

S = C / M, (1)

где S - это величина затрат на 1 руб. продукции;

C - себестоимость общего объема произведенной продукции;

M - объем произведенной продукции.

Факторный анализ затрат показывает, как и на какую сумму изменилась величина затрат под влиянием каждого фактора в отдельности. Такой анализ проводится методом цепных подстановок. Для анализа изменения затрат на один рубль продукции необходимо рассчитать следующее:

1. Сумму затрат, приходящихся на 1 руб. продукции, пересчитанных по плановым показателям:



где q - количество, объем выпуска в натуральном выражении;

c - себестоимость единицы;

z - цена единицы.

2. Затраты на 1 руб. продукции, пересчитанные на фактический выпуск продукции:



3. Затраты на 1 руб. продукции, пересчитанные на фактическую себестоимость:



4. Затраты по фактическим ценам:



5. Общее изменение затрат, приходящихся на 1 руб. продукции, рассчитывается как разность между затратами по фактическим ценам и затратами при плановых показателях.


6. Изменение структуры и объема продукции определяется как разница между суммой затрат, пересчитанной на фактический объем выпуска и суммой затрат при плановых показателях.

7. Изменение себестоимости продукции определяется как разность между суммой затрат по фактической себестоимости и суммой затрат по фактическому объему выпуска.

8. Изменение цен на продукцию определяется как разность между суммой затрат по фактическим ценам и затратами по фактической себестоимости.

Алгоритм анализа затрат на один рубль продукции представлен на рисунке 5.



Рисунок 5 - Алгоритм анализа затрат на 1 руб. произведенной продукции

По данным анализа себестоимости по элементам затрат можно разработать план мероприятий, направленных на ее снижение. Такие мероприятия заключаются в выявлении резервов снижения себестоимости. Резервами снижения себестоимости выступают:

- рост производительности труда;

- эффективное использование основных фондов;

- снижение норм расходов материальных затрат;

- снижение потерь от брака;

- снижение расходов на аппарат управления;

- устранение перерасхода.

Анализ резервов снижения себестоимости продукции позволит установить:

- отношение плановой себестоимости к фактической;

- причины возникновения отклонений фактически полученных затрат от плановых показателей;

- возможные пути снижения себестоимости.

Соответственно, при анализе себестоимости по элементам затрат можно подробно рассмотреть структуру себестоимости, проанализировать динамику затрат, определить, сколько затрат приходится на один рубль произведенной продукции, оценить факторы, оказывающие воздействие на динамику затрат. Помимо указанного, рассматриваемый вид анализа себестоимости необходим для поиска резервов снижения затрат.