Файл: Рабочая программа дисциплины Б. 15. 1 теоретические основы дошкольной педагогики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Обоснование РПД

Содержание РПД

1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины:

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

3. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

5. Содержание дисциплины (модуля) (структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий)

6.Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

7. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Технологическая карта дисциплины (модуля)

9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы,

необходимой для освоения дисциплины (модуля)

10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля)

11. Методические указания для обучающихся по освоению

дисциплины

13. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:

14. Дополнительные материалы


Занятие 5. Современные концепции дошкольного воспитания и

образования (4ч.).

Вопросы для обсуждения:

1. Мировые педагогические концепции.

1.1. Прагматизм как педагогическая концепция.

1.2. Неопозитивизм как педагогическая концепция.

1.3. Экзистенциализм как педагогическая концепция.

1.4. Неотомизм как педагогическая концепция.

1.5. Бихевиоризм как педагогическая концепция.

2. Современные отечественные концепции дошкольного воспитания.

2.1. Общие концепции.

2.2. Авторские концепции.

Учебно-исследовательские задания.

Подготовить реферативные выступления, в которых дать характеристику одной из педагогических концепций (указаны в заголовках вопросов).

Литература к занятию:

Основная литература:

1. Батколина В.В. Теории и технологии дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Батколина В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский новый университет, 2012.— 80 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21320.— ЭБС «IPRbooks»

2. Дошкольная педагогика, Обзорные лекции по подготовке студентов / Под ред. Микляевой Н.В. – М.: ФОРУМ. – 256 с. 2012

3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия. – 432 с. 2010-416с.

Дополнительная литера:

1. Бондаревская Е.В. Феноменологический анализ современных концепций воспитания/Е.В.Бондаревская//Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб.науч.тр.. – Волгоград, 2004.

2. Виноградова Н.А, Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. – М., 2013.

3. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. – Ростов-на-Дону, 2001.

4. Микляева Н.В. Современные системы дошкольного образования за рубежом: лекционный курс. – М., 2011.

5. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания. – М., 2010.

6. Парамонова Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность. – М., 2001.
Занятие 6. Содержание дошкольного образования (4ч.)

Вопросы для обсуждения:

1. Нормативные документы, определяющие содержание дошкольного образования

1.1. ФГОС дошкольного образования

1.2.Образовательная программа дошкольного образования.

2. Специфика содержания дошкольного образования.

3. Отражение содержания дошкольного образования в образовательной программе.

4. Принципы построения содержания дошкольного образования.

Учебно-исследовательские задания.

1. Изучить ФГОС ДО: структура ФГОС, цели и задачи, принципы дошкольного образования. Выписать основные его положения.


2. На примере комплексной программы «Детство» и парциальной программы «Юный эколог» объяснить, с каким содержание дошкольного образования авторы предлагают знакомить детей дошкольного возраста.

Литература к занятию:

Основная литература:

1. Батколина В.В. Теории и технологии дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Батколина В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский новый университет, 2012.— 80 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21320.— ЭБС «IPRbooks»

2. Дошкольная педагогика, Обзорные лекции по подготовке студентов / Под ред. Микляевой Н.В. – М.: ФОРУМ. – 256 с. 2012

3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия. – 432 с. 2010-416с.

Дополнительная литера:

1. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. – М., 2009.

2. ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013г. №1155

3. Проект Примерной основной образовательной программы дошкольного образования на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. – М., 2014.

4. Е.Г. Юдина, Л.С. Виноградова, Л.А. Карунова, Н. В. Мальцева, Е.В. Бодрова, С.С.Славин. Примерная образовательная программа дошкольного образования

«Открытия». – М., 2013

5. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори». – М., 2013.
Занятие 7. Взаимодействие ДОО и семьи в процессе развития, воспитания,

обучения детей раннего и дошкольного возраста (4ч.).

Вопросы для обсуждения:

1. Воспитание ребенка в семье. Воспитательный потенциал семьи.

2. Риски воспитания ребенка в неблагополучной семье.

3. Взаимодействие социальных институтов в воспитании ребенка.

4. Формы взаимодействия ДОО с семьей

Учебно-исследовательские задания.

1. Составить сравнительную таблицу «плюсов» и «минусов» семейного и общественного воспитания. Подготовиться к дисскуссии о роли семейного и общественного воспитания.

2. Составить описательный портрет современной семьи.

Литература к занятию:

Основная литература:

1. Батколина В.В. Теории и технологии дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Батколина В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский новый университет, 2012.— 80 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21320.— ЭБС «IPRbooks»

2. Дошкольная педагогика, Обзорные лекции по подготовке студентов / Под ред. Микляевой Н.В. – М.: ФОРУМ. – 256 с. 2012

3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия. – 432 с. 2010-416с.



Дополнительная литера:

1. Виноградова Н.А, Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. – М., 2013.

2. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика. – СПб, 2014.

3. Дронь А.В., Данилюк О.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. – СПб., 2011.

4. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М., 2005.

5. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. – М., 2006.
Занятие 8. ДОО как первый уровень общего образования детей дошкольного

возраста (4ч.).

Вопросы для обсуждения:

1. Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования. Пути их решения.

2. Подготовка детей к школьному обучению в дошкольном образовательном учреждении. Общая и специальная подготовка детей к школе, их взаимосвязь.

3. Роль семьи в подготовке детей к школе. Организация помощи семье.

4. Готовность детей к обучению в школе:

4.1. Психологический подход.

4.2. Педагогический подход

Учебно-исследовательские задания.

1. Составить словарь терминов по теме. Установите взаимосвязь между ними.

2. Представить в виде схемы возможные варианты взаимодействия ДОУ и начальной школы в подготовке детей к школьному обучению и обеспечения преемственности в этой работе..

3. Составить таблицу «Потенциал разных видов детской деятельности для подготовки детей к школе». Заполнить ее, используя указанную литературу.

Литература к занятию:

Основная литература:

1. Батколина В.В. Теории и технологии дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Батколина В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский новый университет, 2012.— 80 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21320.— ЭБС «IPRbooks»

2. Дошкольная педагогика, Обзорные лекции по подготовке студентов / Под ред. Микляевой Н.В. – М.: ФОРУМ. – 256 с. 2012

3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия. – 432 с. 2010-416с.

Дополнительная литера:

1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н. Подготовка ребенка к школе. – М., 1991.

2. Буре Р.С. «Готовим детей к школе. М.: Педагогика, 2007. – 93с.

3. Венгер, Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?». М.: Знание, 2009. – 189 с.

4. Венгер, Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание». М.: Просвещение, 2009. – 289 с.

5. Виноградова Н.Ф., Журова Л.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? Советы педагога и психолога. – М., 1992.

6. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М., 2007.

7. Парамонова Л. Г. Ваш ребенок на пороге школы. Как подготовить ребенка к школе. – М., 2006 г.


8. Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — С. 25—94.

9. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — С. 123—263.

10.Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.


6.Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)


Таблица 3. Содержание СРС.

Тема для СРС

Содержание задания

Кол-во

часов

Учебно-методическое обеспечение

Тема 1. Дошкольная педагогика как наука

  • Подготовить микровыступление, раскрывающее сущность двух-трех понятий дошкольной педагогики.

  • Раскрыть значение народной педагогики (указать любой из источников дошкольной педагогики) для развития и становления дошкольной педагогики как науки.

  • Составить схему «Связь дошкольной педагогики с другими науками».




2

Мультимедийная презентация;

учебник; конспект

Тема2.

Методы исследований в дошкольной педагогике

  • Изучить литературу и подготовить реферативное выступление на тему «Педагогические опыт, изучение и обобщение»

  • Изучить и уметь объяснить особенности использования методов работы с литературой на разных этапах пед. исследования: библиографический список, аннотирование, цитирование, конспектирование, реферирование

2

Мультимедийная презентация;

учебник; конспект

Тема 3.

Дошкольное детство как социокультурный и педагогический феномен

  • Изучить «Закон РФ об образовании», выписать

принципы современной системы образования в России.

  • Выписать требования к обновлению содержания дошкольного образования

2

Мультимедийная презентация;

учебник; конспект

Тема 5.

Дошкольное детство как социокультурный и педагогический феномен

  • Обосновать необходимость и указать пути формирования в обществе отношения к дошкольному детству как этапу, определяющему все дальнейшее развитие человека

  • Подготовить реферат на тему «Отношение к детству в истории цивилизации»

  • Изучите и раскройте основные положения современной философии детства

  • Подготовить сообщение о сущности и особенностях детской субкультуры

2

Мультимедийная презентация;

учебник; конспект

Тема 6.

Психолого-педагогичес-кие особенности детей раннего и дошкольного возраста

  • Выписать педагогические критерии возрастного развития ребенка

  • Указать виды деятельности, доступные ребенку раннего (дошкольного) возраста

  • Подготовить сравнительную таблицу основных характеристик преддошкольного и дошкольного возрастных этапов

2

Мультимедийная презентация;

учебник; конспект

Тема 7.

Содержание дошкольного образования

  • Обосновать требования к обновлению содержания дошкольного образования на современном этапе

  • На основе изучения Закона РВ «Об образовании» раскрыть гуманистическую направленность содержания процесса воспитания в ДОУ

  • Охарактеризовать содержание одного из направлений воспитательно-образовательной работы с дошкольниками (на выбор)

3

Мультимедийная презентация;

учебник; конспект

Тема 8.

Современные концепции дошкольного воспитания и

образования

  • Подготовить мультимедийную презентацию, посвященную одной из авторских отечественных концепций дошкольного воспитания.

  • Подготовить реферативные выступления, в которых дать характеристику одной из педагогических концепций

2

Мультимедийная презентация;

учебник; конспект

Тема 9.

Взаимодействие ДОО и семьи в процессе развития, воспитания, обучения детей раннего и дошкольного возраста

  • Выделить и обосновать преимущества и недостатки

- семейного воспитания

- общественного воспитания

  • И на этой основе докажите необходимость их взаимосвязи

  • Рассмотреть вопросы взаимодействия общественного и семейного воспитания в истории педагогики

  • Охарактеризовать формы взаимодействия ДОУ с семьей

2

Мультимедийная презентация;

учебник; конспект

Тема 10.

ДОО как первый уровень общего образования детей дошкольного возраста

  • Познакомиться с программами, обеспечивающими адаптацию ребенка к школьному обучению (Н.А. Федосова, С.Г. Шевченко «Преемственность»; А.А. Леонтьев «Школа – 2100»)

  • Составить библиографический список статей периодической печати по проблеме преемственности («Дошкольное воспитание», «Начальная школа»)

  • Раскройте понятие готовность к школьному обучению.

  • Объяснить взаимосвязь понятий подготовка и готовность детей к школе

  • Раскройте понятие преемственность и в чем она проявляется в работе воспитателей ДОУ, учителей школы

3

Мультимедийная презентация;

учебник; конспект