Файл: Рабочая программа дисциплины Б. 15. 1 теоретические основы дошкольной педагогики.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины:
3. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Технологическая карта дисциплины (модуля)
9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы,
необходимой для освоения дисциплины (модуля)
11. Методические указания для обучающихся по освоению
Занятие 5. Современные концепции дошкольного воспитания и
образования (4ч.).
Вопросы для обсуждения:
1. Мировые педагогические концепции.
1.1. Прагматизм как педагогическая концепция.
1.2. Неопозитивизм как педагогическая концепция.
1.3. Экзистенциализм как педагогическая концепция.
1.4. Неотомизм как педагогическая концепция.
1.5. Бихевиоризм как педагогическая концепция.
2. Современные отечественные концепции дошкольного воспитания.
2.1. Общие концепции.
2.2. Авторские концепции.
Учебно-исследовательские задания.
Подготовить реферативные выступления, в которых дать характеристику одной из педагогических концепций (указаны в заголовках вопросов).
Литература к занятию:
Основная литература:
1. Батколина В.В. Теории и технологии дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Батколина В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский новый университет, 2012.— 80 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21320.— ЭБС «IPRbooks»
2. Дошкольная педагогика, Обзорные лекции по подготовке студентов / Под ред. Микляевой Н.В. – М.: ФОРУМ. – 256 с. 2012
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия. – 432 с. 2010-416с.
Дополнительная литера:
1. Бондаревская Е.В. Феноменологический анализ современных концепций воспитания/Е.В.Бондаревская//Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб.науч.тр.. – Волгоград, 2004.
2. Виноградова Н.А, Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. – М., 2013.
3. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. – Ростов-на-Дону, 2001.
4. Микляева Н.В. Современные системы дошкольного образования за рубежом: лекционный курс. – М., 2011.
5. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания. – М., 2010.
6. Парамонова Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность. – М., 2001.
Занятие 6. Содержание дошкольного образования (4ч.)
Вопросы для обсуждения:
1. Нормативные документы, определяющие содержание дошкольного образования
1.1. ФГОС дошкольного образования
1.2.Образовательная программа дошкольного образования.
2. Специфика содержания дошкольного образования.
3. Отражение содержания дошкольного образования в образовательной программе.
4. Принципы построения содержания дошкольного образования.
Учебно-исследовательские задания.
1. Изучить ФГОС ДО: структура ФГОС, цели и задачи, принципы дошкольного образования. Выписать основные его положения.
2. На примере комплексной программы «Детство» и парциальной программы «Юный эколог» объяснить, с каким содержание дошкольного образования авторы предлагают знакомить детей дошкольного возраста.
Литература к занятию:
Основная литература:
1. Батколина В.В. Теории и технологии дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Батколина В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский новый университет, 2012.— 80 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21320.— ЭБС «IPRbooks»
2. Дошкольная педагогика, Обзорные лекции по подготовке студентов / Под ред. Микляевой Н.В. – М.: ФОРУМ. – 256 с. 2012
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия. – 432 с. 2010-416с.
Дополнительная литера:
1. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. – М., 2009.
2. ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013г. №1155
3. Проект Примерной основной образовательной программы дошкольного образования на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. – М., 2014.
4. Е.Г. Юдина, Л.С. Виноградова, Л.А. Карунова, Н. В. Мальцева, Е.В. Бодрова, С.С.Славин. Примерная образовательная программа дошкольного образования
«Открытия». – М., 2013
5. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори». – М., 2013.
Занятие 7. Взаимодействие ДОО и семьи в процессе развития, воспитания,
обучения детей раннего и дошкольного возраста (4ч.).
Вопросы для обсуждения:
1. Воспитание ребенка в семье. Воспитательный потенциал семьи.
2. Риски воспитания ребенка в неблагополучной семье.
3. Взаимодействие социальных институтов в воспитании ребенка.
4. Формы взаимодействия ДОО с семьей
Учебно-исследовательские задания.
1. Составить сравнительную таблицу «плюсов» и «минусов» семейного и общественного воспитания. Подготовиться к дисскуссии о роли семейного и общественного воспитания.
2. Составить описательный портрет современной семьи.
Литература к занятию:
Основная литература:
1. Батколина В.В. Теории и технологии дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Батколина В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский новый университет, 2012.— 80 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21320.— ЭБС «IPRbooks»
2. Дошкольная педагогика, Обзорные лекции по подготовке студентов / Под ред. Микляевой Н.В. – М.: ФОРУМ. – 256 с. 2012
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия. – 432 с. 2010-416с.
Дополнительная литера:
1. Виноградова Н.А, Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. – М., 2013.
2. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика. – СПб, 2014.
3. Дронь А.В., Данилюк О.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. – СПб., 2011.
4. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М., 2005.
5. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. – М., 2006.
Занятие 8. ДОО как первый уровень общего образования детей дошкольного
возраста (4ч.).
Вопросы для обсуждения:
1. Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования. Пути их решения.
2. Подготовка детей к школьному обучению в дошкольном образовательном учреждении. Общая и специальная подготовка детей к школе, их взаимосвязь.
3. Роль семьи в подготовке детей к школе. Организация помощи семье.
4. Готовность детей к обучению в школе:
4.1. Психологический подход.
4.2. Педагогический подход
Учебно-исследовательские задания.
1. Составить словарь терминов по теме. Установите взаимосвязь между ними.
2. Представить в виде схемы возможные варианты взаимодействия ДОУ и начальной школы в подготовке детей к школьному обучению и обеспечения преемственности в этой работе..
3. Составить таблицу «Потенциал разных видов детской деятельности для подготовки детей к школе». Заполнить ее, используя указанную литературу.
Литература к занятию:
Основная литература:
1. Батколина В.В. Теории и технологии дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Батколина В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский новый университет, 2012.— 80 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21320.— ЭБС «IPRbooks»
2. Дошкольная педагогика, Обзорные лекции по подготовке студентов / Под ред. Микляевой Н.В. – М.: ФОРУМ. – 256 с. 2012
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия. – 432 с. 2010-416с.
Дополнительная литера:
1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н. Подготовка ребенка к школе. – М., 1991.
2. Буре Р.С. «Готовим детей к школе. М.: Педагогика, 2007. – 93с.
3. Венгер, Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?». М.: Знание, 2009. – 189 с.
4. Венгер, Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание». М.: Просвещение, 2009. – 289 с.
5. Виноградова Н.Ф., Журова Л.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? Советы педагога и психолога. – М., 1992.
6. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М., 2007.
7. Парамонова Л. Г. Ваш ребенок на пороге школы. Как подготовить ребенка к школе. – М., 2006 г.
8. Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — С. 25—94.
9. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — С. 123—263.
10.Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.
6.Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
Таблица 3. Содержание СРС.
Тема для СРС | Содержание задания | Кол-во часов | Учебно-методическое обеспечение |
Тема 1. Дошкольная педагогика как наука |
| 2 | Мультимедийная презентация; учебник; конспект |
Тема2. Методы исследований в дошкольной педагогике |
| 2 | Мультимедийная презентация; учебник; конспект |
Тема 3. Дошкольное детство как социокультурный и педагогический феномен |
принципы современной системы образования в России.
| 2 | Мультимедийная презентация; учебник; конспект |
Тема 5. Дошкольное детство как социокультурный и педагогический феномен |
| 2 | Мультимедийная презентация; учебник; конспект |
Тема 6. Психолого-педагогичес-кие особенности детей раннего и дошкольного возраста |
| 2 | Мультимедийная презентация; учебник; конспект |
Тема 7. Содержание дошкольного образования |
| 3 | Мультимедийная презентация; учебник; конспект |
Тема 8. Современные концепции дошкольного воспитания и образования |
| 2 | Мультимедийная презентация; учебник; конспект |
Тема 9. Взаимодействие ДОО и семьи в процессе развития, воспитания, обучения детей раннего и дошкольного возраста |
- семейного воспитания - общественного воспитания
| 2 | Мультимедийная презентация; учебник; конспект |
Тема 10. ДОО как первый уровень общего образования детей дошкольного возраста |
| 3 | Мультимедийная презентация; учебник; конспект |