Файл: Особенности формирования диалога у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 573
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. проблема формирования диалога при дизартрии в дошкольной логопедии
1.1 Психолингвистические основы формирования диалога. Онтогенез дилогической формы речи
1.3 Механизмы нарушения речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
1.4 Особенности диалога старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Глава II. изучение диалога у старших дошкольников с дизартрией
2.1 Диагностический инструментарий по изучению диалога у старших дошкольников с дизартрией
2.2 Результаты констатирующего этапа исследования
2.3 Содержание логопедической работы по формированию диалога у старших дошкольников с дизартрией
Оценка выполнения соответствует всем 3 этапам.
Критерий оценки трех этапов:
5 баллов – высокий уровень;
4 балла – выше среднего;
3 балла – средний уровень;
2 балла – ниже среднего;
1 балл – низкий уровень;
0 баллов – очень низкий уровень.
Балльно-уровневая характеристика языкового компонента:
13-15 баллов – высокий уровень;
10-12 баллов – выше среднего;
7-9 баллов – средний уровень;
4-6 балла – ниже среднего;
0-3 баллов – низкий уровень.
2. Исследуется состояние когнитивного компонента диалога. Для изучения данного компонента предлагаются методики Р.С. Немова. Первым исследуется состояние мышления ребенка по пятибалльной шкале. Методы исследования: наблюдение, беседа, анализ результатов (приложение 4).
Критерий оценки трех методик:
5 баллов – высокий уровень;
4 балла – выше среднего;
3 балла – средний уровень;
2 балла – ниже среднего;
1 балл – низкий уровень;
0 баллов – очень низкий уровень.
Для исследования памяти дошкольника также используются три методики Р.С. Немова, с помощью которых можно узнать о состоянии зрительной, а также слухоречевой памяти дошкольника, оценивается по пятибалльной шкале.
Критерии оценивания:
5 баллов – высокий уровень;
4 балла – выше среднего;
3 балла – средний уровень;
2 балла – ниже среднего;
1 балл –низкий уровень;
0 баллов – очень низкий уровень.
Общая шкала оценивания:
9-10 баллов – высокий уровень;
7-8 баллов – выше среднего;
5-6 баллов – средний уровень;
3-4 балла – ниже среднего;
0-2 баллов – низкий уровень.
3. Обследование коммуникативного компонента предлагается начать с умения взаимодействовать с партнером. Мы использовали методику «Рукавички», авторы: Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. Оценка производится по пятибалльной шкале (Приложение 5):
5 баллов – высокий уровень;
4 балла – выше среднего;
3 балла – средний уровень;
2 балла – ниже среднего;
1 балл – низкий уровень;
0 баллов – очень низкий уровень.
С целью выявить умение дошкольника понимать эмоциональное состояние сверстников и взрослых, предлагается использовать методику О.В. Дыбиной «Отражение чувств». Оценка производится по пятибалльной шкале:
5 баллов – высокий уровень;
4 балла – выше среднего;
3 балла – средний уровень;
2 балла – ниже среднего;
1 балл – низкий уровень;
0 баллов – очень низкий уровень.
С целью выявить умение задавать вопросы, используется методика О.В. Дыбиной «Интервью». Методы оценивания: наблюдение, беседа, анализ результатов.
5 баллов – высокий уровень;
4 балла – выше среднего;
3 балла – средний уровень;
2 балла – ниже среднего;
1 балл – низкий уровень;
0 баллов – очень низкий уровень.
Далее проводится адаптированная методика по диагностике речевого этикета А.В. Чулковой. Предлагается шесть наиболее типичных, по нашему мнению, и доступных для ребенка старшего дошкольного возраста ситуаций общения: приветствие, знакомство, просьба, извинение, конфликт, обращение к взрослому. Исследуемый вводится в ситуацию, в которой должен назвать подходящий, по его мнению, речевой штамп. Методы оценивания: беседа и анализ результатов. Максимальное количество баллов 5.
5 баллов – высокий уровень;
4 балла – выше среднего;
3 балла – средний уровень;
2 балла – ниже среднего;
1 балл – низкий уровень;
0 баллов – очень низкий уровень.
С целью диагностировать умение отвечать на вопросы, мы предлагаем адаптированную методику И.С. Назаметдиновой, И.А. Смирновой. Ребенку предлагается ответить на поставленные экспериментатором вопросы. Методы: беседа и анализ результатов. Критерии оценки:
5 баллов – высокий уровень;
4 балла – выше среднего;
3 балла – средний уровень;
2 балла – ниже среднего;
1 балл – низкий уровень;
0 баллов – очень низкий уровень.
Балльно - уровневая характеристика коммуникативного компонента:
21-25 баллов – высокий уровень;
16-20 баллов – выше среднего;
11-15 баллов – средний уровень;
6-10 балла – ниже среднего;
0-5 баллов – низкий уровень.
Изучив работы авторов, нами была составлена балльно - уровневая характеристика диалогической речи в целом (таблица 1).
Таблица 1. Балльно-уровневая система оценивания уровня сформированности диалогической речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Баллы и уровень | Характеристика |
Высокий уровень (43-50 баллов) | ребенок инициативно вступает в диалог как со взрослыми, так и сверстниками. В беседе быстро отвечает на вопросы и задает их самостоятельно. Может поддерживать разговор на предложенную тему. Хорошо владеет повседневным речевым этикетом. Речь правильно оформлена как в грамматическом плане, так и лексическом. Внутреннее программирование и смысловая адекватность высказывания соответствует норме данного возраста. Речь выразительна, интонационно окрашена, темпо-ритмическая сторона в норме. Высшие психические функции находятся в приделах нормы. Звукопроизношение в пределах нормы. |
Выше среднего (33-42 балла) | ребенок инициативно вступает в диалог. Отвечает на вопросы, задает самостоятельно. Хорошо владеет повседневным речевым этикетом. Присутствует нарушения звукопроизношения. Отмечается недостаточный уровень лексического запаса для данного возраста. Незначительные ошибки в грамматическом оформлении речи. Речь достаточно выразительна, интонационно окрашена, темпо-ритмическая сторона в пределах нормы. ВПФ в пределах нормы. |
Средний уровень (23-32 баллов) | ребенок вступает в диалог, но инициативы в его ведении не проявляет. Поддерживает беседу на заданную тему с трудом. На вопросы отвечает простыми нераспространенными предложениями. Вопросы задает однотипные, нераспространенные, логической последовательности не соблюдает. В речи ребенка встречаются аграмматизмы. Лексический запас ниже возрастной нормы. Речевым этикетом пользуется только в хорошо знакомых ситуациях. На уровне ВПФ присутствуют нарушения. |
Ниже среднего (13-22 баллов) | ребенок вступает в диалог со сверстниками и взрослыми без инициативно. Вопросов задает мало и неохотно. Отвечает однотипными простыми нераспространенными предложениями. Речь мало выразительна, присутствуют нарушения темпо - ритмической стороны. Недостаточность смысловой адекватности высказывания, а также внутреннего программирования речи. Речевые штампы этикета знает, но пользуется ими крайне редко. Речь аграмматична. Лексический запас беден. Присутствуют нарушения звукопроизношения. На уровне ВПФ присутствуют нарушения. |
Низкий уровень (21 и менее баллов) | ребенок проявляет слабую речевую активность. Пассивно включается в диалог. Инициативы не проявляет. Самостоятельно вопросов не задает. Отвечает однотипными простыми нераспространенными предложениями. Владеет ограниченным объемом фраз речевого этикета, пользуется одной общеупотребительной формой и заменить ее не может. Субординацию во время разговора не поддерживает. Смысловая адекватность и внутреннее программирование высказывания нарушены. Речь аграмматична. Лексический запас бедный. Присутствуют нарушения звукопроизношения. Темпо-ритмическая сторона речи нарушена. На уровне высших психических функций присутствуют нарушения. |
2.2 Результаты констатирующего этапа исследования
Опираясь на диагностический инструментарий, подобранный для изучения уровня сформированности письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня и дизартрией, был проведен ряд заданий, результаты которых отражены в таблицах ниже.
Первым исследовался языковой компонент. В таблице 2 представлено состояние фонетико-фонематического оформления речи, по адаптированной методике М.Ф. Фомичевой.
Таблица 2. Методика 1 – Состояние фонетико-фонематического оформления речи, по адаптированной методике М.Ф. Фомичевой
Список | Состояние фонетико-фонематического оформления речи | Общий балл | Уровень |
Миша П. | 3 | 3 | Средний |
Аня Т. | 2 | 2 | Ниже среднего |
Ирина Б. | 2 | 2 | Ниже среднего |
Максим Ю. | 2 | 2 | Ниже среднего |
Вера Б. | 2 | 2 | Ниже среднего |
Исследовав состояние фонетико-фонематического оформления речи, по адаптированной методике М.Ф. Фомичевой выявлено, что у испытуемых только Миша П. средний имеет уровень. Нарушена группа звуков шипящих, а также просодический компонент речи проявляется на среднем уровне.
У остальных испытуемых выявлен уровень ниже среднего: большая часть групп звуков нарушены: шипящие, мягкие согласные, глассные. Многие звуки неправильно произносятся в том числе при произношении в слогах, не дифференцируют на слух следующие группы звуков: свистящие - шипящие (с - ш, з - ж, с' - щ, ц - ч), сонорные (л - р), звонкие - глухие (б - п, д - г, г - к), твердые - мягкие (т - т’ н-н’ д - д’).
Далее исследовалось состояние лексико-грамматического оформления речи по адаптированной методике Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной.
Таблица 3. Методика 2 – Состояние лексико-грамматического оформления речи по адаптированной методике Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной
Список | Состояние лексико-грамматического оформления речи | Общий балл | Уровень |
Миша П. | 3 | 2 | Средний |
Аня Т. | 2 | 3 | Ниже среднего |
Ирина Б. | 2 | 2 | Ниже среднего |
Максим Ю. | 3 | 2 | Средний |
Вера Б. | 2 | 3 | Ниже среднего |
Исследовав состояние лексико-грамматического оформления речи, по адаптированной методике Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной выявлено, что средний уровень имеется только у Миши П. и Максима Ю. В первом задании они повторяли предложения с незначительными ошибками в согласовании слов. Во втором задании из 4 картинок правильно составили предложения только по двум. В третьем задании не во всех предложения х смогли найти лексические и грамматические ошибки. Аня, Ирина и Вера имеют уровень ниже среднего. В слабой степени владеют приемами словоизменения и словообразования как на синтаксическом, так и на грамматическом уровне. В первом задании не смогли в точности повторить за экспериментатором предложения даже с третьего раза. На втором задании смогли составить предложения только по одной картинке с подсказками. В третьем задании также с подсказками смогли найти не все ошибки.
Также в этом блоке выявляли уровень смысловой адекватности высказывания и возможности внутреннего программирования по методике Л.В. Яссман.
Таблица 4. Методика 3 – Уровень смысловой адекватности высказывания и возможности внутреннего программирования по методике Л.В. Яссман