Файл: 2 Характеристика предприятия 58.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

История возникновения и развития института банкротства в России и зарубежом

1.3. Система финансовых показателей в анализе потенциального банкротства с использованием бухгалтерской (финансовой) отчетности

1.4. Российские и зарубежные методы прогнозирования банкротства

Глава IІ. Оценка финансового состояния ОАО «ТУЛА АЗОТ»

2.1. Характеристика предприятия

2.2. Анализ финансовых результатов

2.3. Анализ состава и структуры имущества предприятия

Анализ динамики и структуры источников формирования имущества

2.4. Оценка финансового состояния по данным платеже- и

кредитоспособности предприятия, его финансовой устойчивости

Обобщающая оценка результатов финансового анализа

Глава III. Пути предотвращения несостоятельности (банкротства) ОАО «ТУЛА АЗОТ»

3.1. Анализ угрозы банкротства по российским и зарубежным методикам

3.2. Меры по стабилизации финансового положения предприятия

3.3. Меры по обеспечению финансового равновесия предприятия в долгосрочной перспективе

Заключение

1.4. Российские и зарубежные методы прогнозирования банкротства


Внутрифирменные условия протекания кризисных процессов различны. При эквивалентных проявлениях кризиса на промышленных предприятиях (убытки, недостаток ликвидных активов и т.п.) возможны следующие ситуации:

а) одни предприятия не имеют перспектив для восстановления и развития ввиду полного отсутствия необходимых для этого активов, а числящееся на балансе имущество в силу различных факторов не может быть использовано полезным образом;

б) другие предприятия производят пользующийся неудовлетворенным спросом продукт (товар или услугу), но имеют низкую имущественную обеспеченность (производственную мощность) для выпуска объема, необходимого для прохождения точки безубыточности;

в) третьи имеют дорогостоящие активы, обеспечивающие высокую производственную мощность, но выпускаемая ими продукция не пользуется спросом;

г) четвертые, имея высокий имущественный потенциал и конкурентоспособные технологии производства, не используют свои преимущества ввиду не эффективного менеджмента предприятия.

Анализ литературных источников позволяет выделить несколько основных подходов к анализу и оценке экономического состояния промышленного предприятия (Приложение 3), каждый из которых позволяет определить характеристики отдельных аспектов деятельности предприятия и имеет определенные недостатки.

1. Анализ финансового состояния позволяет по данным бухгалтерской отчетности за определенный период оценить:

– имущественное положение предприятия;

– ликвидность его активов;

– финансовую устойчивость предприятия;

– деловую активность;

– рентабельность деятельности;

– удовлетворительность структуры баланса.

Основным недостатком данного подхода является то, что он касается только финансовой стороны экономического состояния предприятия, упуская из внимания большинство качественных аспектов его деятельности. Во многом это объясняется использованием в расчетах исключительно агрегированных данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые, по сути, лишь обобщают информацию о результатах деятельности предприятия и остатках его активов и пассивов. Информацию о детальных аспектах деятельности предприятия, объясняющую реальные причины формирования финансовых результатов
, как правило, можно найти во внутренних и промежуточных отчетах, бухгалтерских регистрах и первичных документах, которые подчас являются коммерческой тайной организации.

Также существенным недостатком данного подхода является то, что он не позволяет оценить степень кризиса экономического состояния предприятия, так как рассчитываемые в процессе финансового анализа коэффициенты имеют только по одному нормативному значению (коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами, коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности) или не имеют его вообще. Использование финансового анализа позволяет лишь констатировать факт кризисного состояния промышленного предприятия, но не оценить его глубину. Так, по оценке удовлетворительности структуры баланса подавляющее число крупных российских промышленных предприятий можно признать неплатежеспособными и подвергнуть процедуре банкротства, но тем не менее большинство из них продолжают свою деятельность в течение многих лет. Это определяет объективную необходимость создания методики комплексного анализа финансового состояния, позволяющей определенным образом проранжировать степень развития криза.1

2. Оценка вероятности банкротства позволяет с различной степенью достоверности оценить риск попадания предприятия в состояние неплатежеспособности.2 Существует достаточно много кризис-прогнозных методик, но все они имеют существенные недостатки, значительно ограничивающие результативность их использования, например:

  • недостаточная база статистической информации об обанкротившихся предприятиях в России (Z-счет Альтмана);

  • показатели имеют узкую специализацию (Z-счет Альтмана только для предприятий, акции которых котируются на биржах);

  • разработаны с использованием иностранной статистики, а потому не адекватны отечественной экономической практике;1

  • сложны в расчетах и используют показатели отличающиеся от традиционных, постоянно рассчитываемых предприятиями для оценки своей текущей деятельности таких, как рентабельность, ликвидность, оборачиваемость и др.;

  • излишне субъективны (А-счет Аргенти, использующий только метод экспертных оценок);

  • имеют или только качественную, или только количественную оценку, а потому не могут охватить всех аспектов и факторов, влияющих на состояние предприятия;

  • не имеют достаточной апробации (методики R-счета Иркутской государственной экономической академии, Казанского государственного технологического университета, методика В.В. Ковалева).


3. Оценка рыночной стоимости предприятия (бизнеса) позволяет определить наиболее вероятную стоимость реализации предприятия как имущественного комплекса потенциальному инвестору.2 При прочих равных условиях большая рыночная стоимость предприятия соответствует лучшему экономическому состоянию. В частности, увеличение стоимости бизнеса само по себе является доходом для собственников предприятия.

Оценка стоимости предприятия может проводиться для различных целей: для купли-продажи, для внесения в качестве вклада в уставный капитал другой организации, для использования в качестве залога для получения кредита, для ликвидации бизнеса при банкротстве, для реструктуризации имущества и т.д. Существует три основных подхода к оценке бизнеса:

– затратный подход (метод чистых активов);

– рыночный (сравнительный) подход;

– доходный подход (метод прямой капитализации дохода, метод дисконтирования чистого денежного потока).

Результаты расчета стоимости предприятия, полученные на основе применения каждого из подходов, ранжируются по субъективному мнению оценщика присвоением бальных коэффициентов, сумма которых равняется единице.

Следует отметить узкую специализацию данного подхода (определение рыночной стоимости) и необходимость наличия у исследователя профессионального образования оценщика бизнеса. Данный подход отличается высокой трудоемкостью, необходимостью использования значительных объемов подробной информации об активах и пассивах предприятия (пообъектно) и результатах его деятельности. В качестве недостатка можно отметить также тот факт, что результаты оценки рыночной стоимости во многом основываются на субъективном мнении исследователя (оценщика).

4. Стратегический анализ представляет собой исследование основных аспектов стратегического управления предприятием: миссии, стратегических целей, стратегического потенциала, стратегического плана, инновационной сферы, стратегических рисков и т.д.1 Он охватывает все сферы деятельности предприятия и оценивает их результативность в долгосрочной перспективе, однако в условиях нестабильной экономики носит сильно выраженный вероятностный характер. Кроме того, как правило, антикризисное управление устанавливает жесткие временные рамки тактического, а часто лишь оперативного планирования.1 Это усугубляется еще и тем, что в условиях кризиса неудачные действия менеджера могут привести к ухудшению экономического состояния предприятия в масштабах, значительно превышающих ожидаемый от них положительный эффект.
2

5. Производственный анализ позволяет детально исследовать процесс производства продукции, в частности:

– структуру себестоимости как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции;

– номенклатуру производимой продукции, необходимость проведения диверсификации;

– технологию процесса производства;

– структуру, квалификацию и другие характеристики производственного персонала;

– сферу обеспечения предприятия оборотными средствами (логистика);

– обеспеченность процесса производства основными средствами и другие.

Однако производственный анализ, как правило, не касается исследования сферы сбыта продукции и маркетинга. Также следует отметить высокую трудоемкость анализа, необходимость использования большого числа внутренних документов (калькуляций, ведомостей производства продукции, технической документации и т.д.), которые часто отличаются несогласованностью с формами бухгалтерской отчетности, труднодоступностью и требуют от исследователя специализированных знаний в различных производственно технических сферах.3

6. Анализ сбытовой деятельности позволяет исследовать основные параметры выручки от реализации продукции (работ, услуг) и факторы, влияющие на ее формирование:4

– структура выручки от реализации по видам деятельности и номенклатуре продукции;

– конкурентоспособность продукции как основной фактор, определяющий возможности ее сбыта;

– сфера маркетинга как элемент системы управления, обеспечивающий сбыт продукции;

– политика ценообразования;

– рынки сбыта и целевые группы покупателей.

Анализ сбыта позволяет выявить в номенклатуре наиболее конкурентоспособные виды продукции с целью направления ограниченных ресурсов предприятия на их производство и развитие. Однако данный подход также отличается значительной трудоемкостью и большими объемами информации, необходимой для анализа.

7. Анализ системы управления позволяет исследовать основные элементы системы менеджмента с точки зрения эффективности организации всех сфер деятельности предприятия.2 Данный подход включает анализ основных составляющих системы управления:

– управленческих кадров (квалификация, предпринимательские и организаторские способности, добросовестность и т.п.);


– организационной структуры управления (информационная нагрузка на работников, время на обработку информации и принятие управленческих решений, способ организации документооборота, затраты на содержание структуры и т.п.);

– применяемых методов управления всеми сферами деятельности предприятия (результативность);

– системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета и аудита (эффективность контроля над выполнением всеми работниками их должностных обязанностей, вероятность возникновения бухгалтерских ошибок, способности к предотвращению появления и своевременному обнаружению и устранению возникших искажений бухгалтерской информации);

– инновационной активности (способность, обоснованность и результативность внедрения инноваций как в применяемые методы управления, так и в применяемые технологии производства).

Как и предыдущие два подхода, данный способ оценки экономического состояния предприятия требует анализа значительных объемов внутренней документации, проведения тестирования и опросов работников управления, экспериментов и испытаний функционирования организационной структуры, наблюдений управленческих процессов и т.д. Достоверность подхода существенно снижается широким применением субъективного суждения исследователя при оценке качественных параметров системы управления.

8. Анализ внешней среды представляет собой исследование влияния на экономическое состояние предприятия внешних, как правило, нерегулируемых факторов:1

– экономических (конъюнктура сырьевых рынков, состояние экономики мира, страны, региона, отрасли, уровень доходов населения, цена труда рабочих и т.п.);

– политические (законодательные ограничения деятельности, налоговая политика, государственное регулирование экономики и т.п.);

– географические (климатические условия, рельеф местности, удаленность от источников сырья и рынков сбыта и т.п.);

– социально-демографические (потребительские предпочтения, ожидания и традиции, ментальные особенности рабочей силы, плотность населения и т.п.);

– научно-технические (темпы НТП, наличие научно-исследовательских организаций, доступность информации о новых прогрессивных технологиях производств и управления, уровень образования потенциальных групп покупателей);

– экологические и другие.