Файл: Интегративная танцевальнодвигательная терапия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 1066

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ)

1.1. Танец как культурно-психологический феномен

1.2. История танца

1.3. Появление и развитие танцевально-двигательной терапии

Глава 2. ИНТЕГРАТИВНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (ИТДТ)

2.1. Теоретические основы ИТДТ

2.2. Цели и принципы ИТДТ

2.3. Формы и области работы ИТДТ

2.5. Основные методы ИТДТ

2.5. Социально-психологические характеристики и преимущества групповой формы в ИТДТ

2.6. Методологические особенности применения методов ИТДТ в групповой форме работы

Проговор

Глава 3. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ (ИТДТ)

3.1. Упражнения — разминки

3.2. Базовые психотехники

3.2.1.1.6. Групповая скульптура

3.2.1.1.7.Темп — жанр — скульптура

3.2.1.2.3. Марионетки

3.2.1.2.4.2. Образ

Форматы Аутентичного Движения (АД)

3.3.3. Трансовые танцы

3.3.4.1. Работа с сольным танцем

3.3.4. 2. Видеоанализ в группе

Выводы

3.44. Контекстуальные тренинги

Настройка

Упражнение

Заключение

Литература

Приложение 1

Развитие танца в ХХ в.

Приложение 2

Танец четырех стихий

Авторские танцевально-психологические тренинги

Александра Гиршона

ЖИТЬ ТАНЦУЯ

Это место, где мечта о танце встречается с мечтой о СВОБОДЕ, и где они находят свое ВОПЛОЩЕНИЕ.

Базовые тренинги каждый месяц в Москве:

Программа профессионального курса

по интегративной танцевально-двигательной терапии.

Автор и ведущий: Александр Гиршон

Основные темы курса



Меня всегда беспокоило то, что на пути исследований и изобретений мы ограничиваем себя и то, что различные наши культуры определяют параметры наших знаний. Западная культура, в частности вызвала индустриализацию нашего тела с последовательным разрушительным и отчуждающим эффектом. Для нас механическое, повторное движение воспринимается как желательное, приятное для тела, и эта ложь механизации лежит в основе того, как мы живем и как ощущаем наш мир. Имеет ли это отношение к такому плавному элегантному процессу, как человек, чья форма основана и заложена в движении воды?

За многие годы преподавания Континуума, имела ли я при этом дело с выздоравливающими пациентами или с людяьми, профессионально занимающимсяимеющими элементы движенияем в основе своей профессии, моей основной задачей было всегда связать человеческую деятельность с основным мотивом жизни его на Земле: организм и окружающая среда едины.

Поскольку каждый из нас после таких практик становится более чувствительным и научившимся резонировать, защита исчезает подобно изношенной плоти, значительно увеличивается связь-проникновение на уровне клеток и жидкостей, в нас появляется единство.

Творческий «поток» очень существенен для повышения нашего функционирования. В «потоке», мы не можем идентифицировать «части». Этот «поток» — наше экзистенциальное единство, он создает резонансную хорду с нашей планетой. Это обеспечивает нам способность функционировать более как биологические системы, чем как культурные объекты. Все различия растворяются в плавных вариациях матрицы божественного проявления. Мне кажется, есть интеллект и сила этого потока, который существует вне нашего сознания. У нас есть возможность создавать новые пути, как я уже рассказывала, в этой смягченной форме, где все представлено в виде воды.

«Мы — открытые системы, способные реагировать на непосредственные изменения. Наше понятие тела подвергнуто метаморфозе. Мы больше не идентифицируем себя с исключительно ограниченными формами, и мы можем входить в воды нашего собственного существования. Мы — процесс жизни, постоянно раскрывающий себя самого» (из статьи Э.Конрад «Движение»).

Открытия Э.Конрад были использованы профессионалами из близких областей знания, таких как рольфинг, физическая терапия, танцы, хиропрактика, терапевтический массаж, психоиммунология и кинезиология.


Занятия Континуумом обеспечивают то содержание нашего сознания, в котором наша чувствительность к движению максимальна на всех уровнях: в дыхании, в движении тканей, всего тела и его частей, в эмоциях, в интеллектуальном и художественном творчестве, в любви, во взаимоотношениях с партером и группой.

Дыхание. Все человеческие движения начинаются с вдоха и выдоха. Когда дыхание становится более гибким, оно может проникать в сердцевину костей, поддерживать течение жидкости внутри глаз и тонкое подрагивание кожи.

Звук. Когда дыхание становится слышимым, мы называем его звуком. Когда звук и тело объединяются, они формируют союз, в котором тело может двигаться в соответствии со сложными интонациями звуковой волны. Чем утонченнее движение, тем больше сфера его применения.

Движение. Внимание отводится от общепринятых, привычных движений. Движения включают в себя сложные структуры и ритмы, в том числе и волнообразные движения, которые отражают то, что наше тело в основном состоит из воды. Волновое движение является фундаментальным для всех форм жизни. Когда человек руководствуется этим постоянным присутствием волн, жизнь разворачивается сама по себе, проявляя при этом удивительную спонтанность и внутреннюю гармонию.

Цель: обретение ресурсного состояния, ИСС.

Продолжительность: 45-120 минут.

Музыка: медитативная музыка с низкими тонами, например обертонное пение Д.Хайкса.

Исполнение: индивидуальное

Процедура:

Подготовка к процессу

В России Континуум традиционно используется при групповой форме работы с начала 1990-х гг. (В. Козлов , А. Гиршон, С.Всехсвятский ). Это не означает, что данный процесс менее эффективен при индивидуальной форме.

Прежде чем приступить к самому упражнению, нужно подготовить пространство помещения, в котором Вы хотите провести процесс. В помещении должно быть достаточно тепло, до начала процесса его лучше проветрить. Пол должен быть устлан мягкими коврами или одеялами и в зале, где будет проводиться процесс, не должно быть никаких предметов: стульев, столов и др.

Предупредите участников тренинга, чтобы до начала процесса они приняли душ, не применяли косметику. Одежда должна быть просторной и не стесняющей движение.

Инструктаж

«Тот процесс, который мы с Вами сейчас пройдем, является соединением дыхания, музыки и движения тела. Входить в процесс мы будем из «позы эмбриона». Как только Вы примете эту позу, начните связное дыхание, медленное и глубокое. Ждите. Не делайте никаких движений. Ждите импульс к движению и, когда движение возникнет, позвольте ему просто быть. Не думайте о том, как Вы двигаетесь, красиво или некрасиво, обычно или необычно. Ничего не анализируйте. Просто будьте в том, что происходит, и ни во что не добавляйте намерения, ничего не делайте, не вносите Вашу волю в действие, в анализ, оценку, эмоцию. Наблюдайте за живым потоком движений Вашего тела. Дышите, дышите связно и позвольте существовать Вашему телу в своем внутреннем ритме. Если ничего не происходит — ждите импульс и позвольте Вашему дыханию быть более интенсивным. Если та поза, в которой Вы очутились, Вам кажется неудобной, не меняйте сами эту позу. Ваше тело на миллионы лет старше Вашего сознания и оно найдет путь к изменению».



Как только Вы почувствуете, что процесс Ваш закончился, полежите еще 5–10 минут в полном безмолвии и потом выходите из зала. Постарайтесь никому не помешать звуком, движением, прикосновением (В.Козлов, 1993).

Проведение процесса

Как только все участники тренинга примут «позу эмбриона», включите фоновую музыку, выключите свет в помещении. Процесс проходит при минимальном освещении. Ни во что не вмешивайтесь. Наблюдайте.

После проведения процесса организуйте групповое обсуждение.

3.4.4. Танец дервиша


Некоторые люди этот танец называют кружащейся медитацией. В настоящее время она используется в основном в суфийских школах, хотя и имеет намного более древнее происхождение, чем школы эзотерического ислама.

Любая молитва, магическое и мистическое действо сопровождались кружением — уподоблением движению небесных светил.

Многие ритуальные танцы проводятся в круге или сопровождаются движением по кругу (танцы горцев, русские хороводы и др.)

Мы приведем два варианта дервишского танца или суфийской практики вращения (В.Козлов, 1993).Цель: достижение ИСС через танец

Продолжительность: от 15 (первый вариант) до 60 минут.

Музыка: специальная.

Исполнение: индивидуальное

Процедура: Мы приведем два варианта дервишского танца или суфийской практики вращения (В.Козлов, 1993).
Первый вариант

Кружение производится на месте в направлении против часовой стрелки. Правая рука поднята ладонью вверх, а левая опущена ладонью вниз. Представьте себе, что Вы собираете энергию с Неба правой рукой и часть ее возвращаете на Землю левой рукой.

Начинайте медленно, наращивая скорость, пока это не захватит Вас полностью. Ваше тело движется, но точка в нижней части живота остается спокойной. В конечном итоге тело упадет само собой. Лежите на животе, расслабив все тело, сосредоточьтесь на ощущении погружения в Землю, растворения в ней.

Второй вариант

А сейчас мы еще раз соединим движение и связное дыхание в удивительной практике дервишского танца, суфийской практике вращения. Эта медитация называется «Ноу Дименшн» («NO DIMENSION» — «ВНЕ ИЗМЕРЕНИЙ»). Эта техника, созданная ученицей ОШО, Захирой, является адаптацией суфийской практики вращения. Дыхание, привнесенное в эту медитацию, прекрасно стабилизирует и облегчает вхождение в эту медитацию центрирования. Поскольку эта медитация не рассматривается в книгах ОШО, я позволю себе привести здесь ее описание.


1 стадия — 30 минут.

Из закрытого положения: руки, обхватившие грудную клетку, лежат на плечах, большой палец ноги (правой — для мужчин, левой — для женщин) лежит на большом пальце другой ноги — медленно и постепенно, следуя музыке, развернитесь, соедините ладони тыльными сторонами в область низа живота, и с глубоким вдохом направьте энергию вверх по чакрам, поднимая руки. Достигнув верхней точки, вынесите правую руку и правую ногу вперед с резким выдохом и звуком «Ча». Левая рука при этом возвращается в область низа живота. Затем в той же последовательности вперед выносится левая рука и левая нога. Затем правая рука и шаг правой ногой в сторону. Затем левая рука и шаг левой ногой в сторону. Затем правая рука и нога назад. Затем левая рука и левая нога назад. И весь цикл повторяется в ритме музыки в течение всей первой стадии.

По окончании вновь вернитесь в закрытую позу и наклонитесь вперед.

2 стадия — 15 минут.

Медленно поднимитесь и решите, в какую сторону будете вращаться. Руки разводятся в стороны так, что ладонь правой руки обращена вверх, к небу, а ладонь левой руки — вниз, к земле. Начните вращение. Если Вы почувствуете какие-либо неприятные ощущения, сделайте Ваше дыхание более частым и глубоким. Растворитесь во вращении. Если Ваше тело падает, дайте ему упасть, но обязательно перевернитесь на живот, чтобы почувствовать связь с землей.

3 стадия — 15 минут.

Лежа на животе в абсолютном молчании и неподвижности просто наблюдайте за тем, что происходит.

3.4.5. Танец четырех стихий


Внутри интегративной парадигмы обретение целостности означает также "собирание", воссоединение не только личной истории, но и эволюции, эволюции живого, эволюции Вселенной, эволюции сознания. История человечества сохранила много метафор развития и единства, метафор взаимосвязи человека с окружающим его миром. Одной из наиболее известных и продуктивных метафор является система четырех стихий. Наверное, модель четырех стихий является одной из первых "точек равновесия" между двумя противоположными тенденциями развития сознания - тенденцией к фрагментации и тенденцией к интеграции. Внутри этой модели восприятия мир уже "обретает лик", точнее 4 лица, не являясь более недифференцированным "нечто", единым, всеохватывающим потоком жизни. И вместе с тем, мир остается "живым" и одухотворенным, сохраняется нуминозное присутствие Духа в многообразных проявлениях жизни.

Подобное мировосприятие характерно для ранних мифологических систем и только в последние десятилетия западная наука сошла с позиций интеллектуального высокомерия по отношению к этому этапу своего развития, западный человек признался в своей "зачарованности" и тоске по миру единства. Это одна из причин появления многообразных психотехник, использующих метафоры и методы из арсенала шаманизма, магии и мифопоэтического видения мира. Как и в любом течении здесь присутствуют свои "зерна и плевела". Работа с глубинными уровнями психики требует удивительного баланса между точностью и экстатичностью, безопасностью и бесстрашием внутреннего исследования в связи с "энергетической заряженностью" этих уровней. Эти уровни играют роль фундамента, "краеугольных камней" психики, что, с одной стороны, выражается в эффективности этой работы, а, с другой стороны, говорит о последствиях ошибок.


Существует достаточно большое количество систем, использующих метафору четырех стихий. Достаточно отметить, астрологическую систему 4 стихий, систему "духовного очищения" Леонарда Орра.

Предлагаемая техника работы со стихиями решена в жанре "динамической визуализации" или "визуализации в движении". Трехлетний опыт применения подобных психотехник (в основном, шаманских) показал их доступность, эффективность и особую яркость внутренних процессов, особенно при сочетании с осознанным связным дыханием.

Динамические визуализации соединяют достоинства направленных визуализаций и двигательных психотехник. На уровне восприятия это сочетание обеспечивает большую доступность благодаря полимодальности воздействия (охватываются три репрезентативные системы). На уровне закрепления также работают два вида памяти - визуальная н моторная.

Цель: достижение ресурсных состояний и ИСС через танец.

Продолжительность: 30 минут на каждую из стихий.

Музыка: специально подобранная.

Исполнение: индивидуальное

Процедура:

"ТАНЕЦ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ" — это пять процессов, каждый из которых состоит из последовательности четырех техник (пятый процесс проходит по особой схеме, оговариваемой отдельно). Каждый из четырех процессов посвящается одной из стихий и является «путешествием» в мир этой стихии; пятый процесс — интегрирующий — собственно «Танец Четырех Стихий» в их единстве и взаимопереходе. Последовательность техник внутри четырех первых процессов: Телесный ключ доступа — Образное пространство — Проживание качеств — Получение дара и имени.

Процесс начинается с принятия удобного положения. Участники закрывают глаза и берут связное дыхание. Предлагается сосредоточиться на одном из телесных ключей доступа (1) — телесном качестве, символически репрезентирующем одну из стихий.

Для стихии земли таким ключом доступа является ощущение всего тела, тела как такового с его весом, плотностью, формой. Для стихии воздуха ключ доступа — дыхание, поток воздуха, проходящий сквозь тело. Для стихии воды — течение крови и других жидкостей внутри тела (чувствуемых или представляемых), а также текучесть тонких ощущений тела. Для стихии огня ключом доступа являются внутренние ритмы — ритм сердца, пульсация крови. Каждый из этих ключей доступа становится одновременно отправной точкой и гидом в этих внутренних путешествиях.

Следующий шаг — визуализация образного пространства