Файл: Интегративная танцевальнодвигательная терапия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 1050

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ)

1.1. Танец как культурно-психологический феномен

1.2. История танца

1.3. Появление и развитие танцевально-двигательной терапии

Глава 2. ИНТЕГРАТИВНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (ИТДТ)

2.1. Теоретические основы ИТДТ

2.2. Цели и принципы ИТДТ

2.3. Формы и области работы ИТДТ

2.5. Основные методы ИТДТ

2.5. Социально-психологические характеристики и преимущества групповой формы в ИТДТ

2.6. Методологические особенности применения методов ИТДТ в групповой форме работы

Проговор

Глава 3. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ (ИТДТ)

3.1. Упражнения — разминки

3.2. Базовые психотехники

3.2.1.1.6. Групповая скульптура

3.2.1.1.7.Темп — жанр — скульптура

3.2.1.2.3. Марионетки

3.2.1.2.4.2. Образ

Форматы Аутентичного Движения (АД)

3.3.3. Трансовые танцы

3.3.4.1. Работа с сольным танцем

3.3.4. 2. Видеоанализ в группе

Выводы

3.44. Контекстуальные тренинги

Настройка

Упражнение

Заключение

Литература

Приложение 1

Развитие танца в ХХ в.

Приложение 2

Танец четырех стихий

Авторские танцевально-психологические тренинги

Александра Гиршона

ЖИТЬ ТАНЦУЯ

Это место, где мечта о танце встречается с мечтой о СВОБОДЕ, и где они находят свое ВОПЛОЩЕНИЕ.

Базовые тренинги каждый месяц в Москве:

Программа профессионального курса

по интегративной танцевально-двигательной терапии.

Автор и ведущий: Александр Гиршон

Основные темы курса

(2) одной из стихий и проживание его в движении и танце, отождествление с различными элементами этих стихий в танце.

Например, «Начните это путешествие в многообразный мир стихии земли. Земля, почва под ногами, какой разной она может быть... Неподвижный камень и сыпучий песок, плодородные почвы и могучие горы. Мир Земли... Почувствуйте себя разными проявлениями земли. Земля постоянно рождает новые и новые формы. Из земли растет трава. Цветы и травы, кусты и деревья — все растет из земли. Почувствуйте жизнь этих проявлений земли, протанцуйте их танец всем тел ом, всем своим существом. Земля дает жизнь всему живому. Все, что растет и движется, является частью стихии земли. Жуки и гусеницы, муравьи и змеи, ящерицы... Бесконечные проявления земли... Почувствуйте их, проживите их танец, дайте им свое чело! Все животные — это воплощения земли. У каждого свой танец, свои движения. Проживите их. Эти разные танцы. Побудьте разными животными: оленем и черепахой, волком и буйволом, обезьяной и медведем ... многими, многими животными... На земле всем есть место, есть место для всех танцев. Земля рождает и питает все формы. Танцуйте танцы Земли!»

Визуализации остальных стихий строятся подобным образом (см. Таблицу). Уровень детализации визуализаций зависит от образовательных, национальных и др. особенностей группы и стиля ведущего. Важно, чтобы образное пространство было достаточно «широким», и тем самым позволило бы включиться в процесс всем участникам. Уже внутри первой стадии закладывается переход к следующей — переход к архетипическим качествам стихии.

Архетипические качества в равной степени представлены в мире природы, мире социума и мире личности. Это те «подводные течения», что позволяют воспринимать мир единым, живым и одухотворенным. Участникам предлагается прожить эти качества в танце (3) как качества движения, полностью прочувствовать их через танец. Важно предложить достаточно большой и неоднозначный (амбивалентный) набор качеств.

Следующий шаг в этом путешествии — поиск дара, дара этой стихии. Участникам предлагается почувствовать «зов» стихии и найти этот дар, выраженный образом или качеством. После получения дара участникам предлагается найти, почувствовать и принять имя, которое дает им эта стихия. Получение даров и имен (4) от различных сил достаточно распространено в магических и духовных традициях. Это ритуал, закрепляющий связь человека с конкретной силой (стихией) и утверждающий изменение этих отношений.


При большом количестве участников можно, ограничится только поисками дара, но наличие двух пересекающихся, но неконгруэнтных процессов, по моему опыту, позволяет приблизится к более адекватному, голографичному восприятию стихии. Одновременное принятие дара и имени кажется не логичным, но именно за пределы логики и нужно выйти для подлинного приближения к глубинным слоям сознания.

Процесс заканчивается ритуальным называнием даров и имен в круге. Например, «Мой дар земли — Надежность, мое имя земли — цветок»; или «Мой дар воды — текучесть, мое имя воды — Анабис».

В этом ритуале называния даров и имен очень часто видно, что люди действительно прикасаются к каким-то глубоким слоям психики: особые «другие» голоса, особая атмосфера глубины и сосредоточенности, каждое произнесенное слово значимо и неожиданно. Эти процессы проходят при минимальной освещенности, с закрытыми глазами или в повязках, под музыку, соответствующую характеру стихии.

Важен постепенный и мягкий выход из процесса. Далее рекомендуется 5–10 минут проведести в молчании, наедине с самим собой. Самоотчет лучше проводить в письменной форме.

Последний, завершающий процесс — повторение и объединение всех качеств всех четырех стихий, проход на более глубокий уровень — в точку, откуда рождаются все стихии. В этом процессе ключами доступа являются «дары» и «имена», полученные в предыдущих танцах, а также зоны пространства кинесферы. На уровне визуализации образы — это краткое «вспоминание» (recollection) предыдущих путешествий и протанцовывание их и образов перехода между стихиями. Например, воздух/вода — дождь; земля/вода — туман, пар; земля/огонь — вулкан. В тексте визуализации важно сделать акцент на взаимопроникновении, взаимоперетекании всех стихий.

Завершение опыта — собирание опыта и качеств в тело, в различные зоны пространства тела и нахождение точки обьединения всех стихии. Если пользоваться традиционной картографией, то зона Земли находится внизу (ноги, таз, живот), зона воздуха — вверху (голова, руки), вода и огонь — соответственно левая и правая половины тела. Точка их соединения — область солнечного сплетения.

Завершающий танец рождается из импульсов, идущих из этой точки. По контексту — это танец Воли, рождающей мир, мир стихий, мир во всех его многообразных проявлениях.

В Приложении 2 вы найдете таблицу с описанием основных параметров и метафор «Танца Четырех Стихий».
3.4.6 Эволюционные паттерны движения



Эти психотехнологии основаны на принципах и идеях Body-Mind Centering. Более-менее точный перевод смысла этого направления — «обретение центра в целостной системе тело-сознание».

Направление разработано Бонни Бэйнбридж Коэн (США) в 1970-е гг. Это достаточно законченная целостная система с 3-летним циклом обучения. Здесь мы приводим лишь несколько упражнений, иллюстрирующих этот подход.

Среди идей, лежащих в основе психодинамического егоподхода: 1) нарушения в настоящем являются следствием нарушений на ранних стадиях развития; 2) общая формулировка теоремы Геккеля («онтогенез повторяет филогенез»). Эти положения являются теоретической базой подхода в телесной и двигательной работе.

Это достаточно законченная целостная система с 3-летним циклом обучения. Здесь мы приводим лишь несколько упражнений, иллюстрирующих этот подход.

«Развитие не является линейным процессом, но скорее происходит волнами, перекрывающими друг друга; каждая стадия содержит элементы всех остальных стадий. Поскольку каждая предшествующая стадия поддерживает последующую, любой пропуск, искажение или незавершенность любой стадии развития может привести к проблемам с равновесием и движением, неравновесию развития систем тела, проблемам в восприятии, моторной памяти и творческом проявлении.

Движенческий материал развития включает первичные рефлексы, правильные реакции, рефлексы, связанные с поддержанием равновесия и Базовые Неврологические Паттерны. Все это автоматические двигательные реакции, лежащие в основе наших произвольных движений. Рефлексы, правильные реакции и рефлексы, связанные с поддержанием равновесия являются базовыми элементами или алфавитом нашего движения» (Б. Б. Коэн ).
Общая цель: увеличение телесной чувствительности, изменение образа тела, расширение двигательного репертуара

Паттерны развития движения можно разделить на две группы: допозвоночные (превертебральные) и позвоночные (вертебральные). Превертебральные паттерны развития движения таковы:

1) клеточное дыхание (cellular breathing);

2) центральная симметрия (navel radiation);

3) оральный паттерн (mouthing);

4) допозвоночные движения (prespinal movement).

Первым из четырех превертебральных паттернов является клеточное дыхание — процесс сжатия/расширения в дыхании и движении в каждой клетке тела. Аналогии этого паттерна можно увидеть в некоторых подходах танца модерн, в частности contraction/release Марты Грэм и подъем/падение Дорис Хамфри, которые, как и Айседора Дункан, называли основой танца дыхание. Этот паттерн коррелирует с движением одноклеточных (помните инфузорию-туфельку). На структурном уровне — это возникновение единого гомогенного пространства. Клеточное дыхание лежит в основе всех других паттернов движения и характере поз.


3.4.6.1. Упражнение: клеточное дыхание (cellular breathing)

Продолжительность: 10-15 минут.

Музыка: нейтральная или без музыки.

Исполнение: индивидуальное

Процедура: Лягте на пол в открытую позицию, закройте глаза. Начните наблюдать за естественным ритмом дыхания, движением дыхания в теле. Усильте дыхание и начните присоединять тело к ритму дыхания. На вдохе слегка сжимайтесь, на выдохе — расширяйтесь. Следите за тем, чтобы в процесс было вовлечено все тело, каждая клеточка. Важно, чтобы напряжения нарастало постепенно и не сильно. Отметьте, если какие-то части не сразу вовлекаются в этот ритм сжатия и расширения. Отпустите тело, наблюдайте какое-то время этот ритм сжатия и расширения внутри, на уровне ощущений.

Центральная симметрия (Navel radiation) — адекватно перевести этот процесс не всегда получается, описательно это выглядит так: «движения и соотношения между частями тела, проходящие через пупок как центр». На эволюционном уровне это моллюски во главе с морской звездой. На структурном — появление центра в пространстве и радиальная симметрия тела. Руки, ноги и голова в данном случае воспринимаются как равноценные конечности, своего рода пять лучей, соединенных центром — пупком, харой, нижним дянь-тянем или центром тяжести.

3.4.6.2. Упражнение: Центральная симметрия

Продолжительность: 7-10 минут на каждого человека

Музыка: нейтральная, медитативная.

Исполнение: групповое

Процедура: В группе из шести человек каждый по очереди ложиться на спину в открытую позицию. Остальные пятеро кккуратно и мягко беруться за пять конечностей, включая голову. Первые 30–45 секунд эти пятеро просто уверенно держат эти пять конечностей, а затем начинают очень медленно перемещать их в разних направлениях с небольшой амплитудой. Через 2–3 минуты они прекращают движение, лежащий партнер начинает двигаться сам, поддерживая одновременное движение всеми пятью «лучами». Контакт рук с телом движущегося сохраняется.

Оральный паттерн (mouthing) — это движения тела, инициируемые ртом. На эволюционном уровне — это, скорее всего, черви. На структурном — появление фокуса и направления. Есть и свои аналогии в оральном периоде развития либидо. Работа с лицом и ртом вовлекает мимические мышцы и, соответственно, чувства.

3.4.6.3.Упражнение: Оральный паттерн (
mouthing)

Продолжительность: 10-15 минут.

Музыка: нейтральная.

Исполнение: индивидуальное.

Процедура: Индивидуально, стоя, с закрытыми глазами, сосредотачивайте внимание на области вокруг рта. Наблюдайте небольшие напряжения, уже существующие в этой области. Начните исследовать медленные движения мышцами вокруг рта, замечая, как они откликаются во всем теле. Постепенно развивайте танец, рождающийся из этих импульсов.

Допозвоночные движения (prespinal movement) — мягкие последовательные движения позвоночника и пищевого тракта. На эволюционном уровне — это вновь беспозвоночные. На структурном — включение тазовой области и ануса в движение. Понятно, что на психологическом уровне обращение к этой области дает своего рода освобождение и разрешение. «Наш телесный опыт до сих пор ассоциируется с чем-то постыдным, опасным, шокирующим и разрушительным…» (С. Кричтон).

На структурном уровне мы впервые имеем дело с линией между двумя точками. Пищеварительный тракт в эволюционном смысле является предшественником позвоночника.

3.4.6.4. Упражнение: Допозвоночные движения (prespinal movement)

Продолжительность: 10-15 минут.

Музыка: нейтральная.

Исполнение: индивидуальное.

Процедура: Индивидуально, стоя, с закрытыми глазами. Предствавьте, что ваш позвоночник перевернулся. Ваш таз — это новая «голова». Исследуйте возможности и ощущения движения, сохраняя этот образ.
Развитие Базовых Неврологических Паттернов определяет наши основные паттерны движения и способы их восприятия — включая ориентацию в пространстве, образ тела, основы обучения и коммуникации. Увеличение осознанности каждой клетки и каждого движения вместе с осознанием движения в пространстве в контексте процесса развития помогает совершенствованию нашего сознания и облегчает решение проблем системы «тело-сознание» на корневом уровне.

Вертебральные паттерны развития движения:

· движения позвоночника (spinal movement);

· гомологичные движения (homologous movement);

· гомолатеральные движения (homolateral movement);

· контралатеральные движения (contralateral movement).

Движения позвоночника (spinal movement