ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1055
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ)
1.1. Танец как культурно-психологический феномен
1.3. Появление и развитие танцевально-двигательной терапии
Глава 2. ИНТЕГРАТИВНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (ИТДТ)
2.1. Теоретические основы ИТДТ
2.3. Формы и области работы ИТДТ
2.5. Социально-психологические характеристики и преимущества групповой формы в ИТДТ
2.6. Методологические особенности применения методов ИТДТ в групповой форме работы
Глава 3. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ (ИТДТ)
3.2.1.1.6. Групповая скульптура
3.2.1.1.7.Темп — жанр — скульптура
Форматы Аутентичного Движения (АД)
3.3.4.1. Работа с сольным танцем
3.3.4. 2. Видеоанализ в группе
3.44. Контекстуальные тренинги
Авторские танцевально-психологические тренинги
Это место, где мечта о танце встречается с мечтой о СВОБОДЕ, и где они находят свое ВОПЛОЩЕНИЕ.
Базовые тренинги каждый месяц в Москве:
Программа профессионального курса
по интегративной танцевально-двигательной терапии.
Упражнения'>3.4.6.5. Упражнения: движения позвоночника (spinal movement)
Продолжительность: 15-30 минут.
Музыка: нейтральная.
Исполнение: индивидуальное.
Процедура: Различные виды переворотов, установливающих ось фронтальной симметрии, отличающей переднюю поверхность тела от задней.
Гомологичные движения — симметричные движения двумя верхними и/или нижними конечностями одновременно, которые коррелируют с движениями земноводных (например, лягушки). Это определяет сагиттальную симметрию, различение верхней и нижней частей тела.
3.4.6.6.Упражнения: Гомологичные движения
Продолжительность: 15-30 минут.
Музыка: нейтральная.
Исполнение: индивидуальное.
Процедура: Обращаясь к гомологичным движениям, мы работаем над симметричными движениями, такими как толкания, прыжки на двух ногах и т. п.
Гомолатеральные движения Гомолатеральные движения — асимметричные движения одной верхней и одной нижней конечности на одной стороне тела, которые коррелируют с движениями рептилий (например, ящерицы). Это определяет вертикальную ось симметрии, различение правой и левой половин тела.
3.4.6.7. Упражнения: Гомолатеральные движения
Продолжительность: 15-30 минут.
Музыка: нейтральная.
Исполнение: индивидуальное.
Процедура: Работа с паттернами гомолатерального движения, мы обращаемся к асимметричным движениям, таким как ползание на животе, прыжки на одной ноге и т. д.
Контралатеральные движения — диагональные движения верхней конечности совместно с нижней на противоположной стороне тела, которые соотносятся с движениями млекопитающих.
3.4.6.8. Упражнения: Контралатеральные движения
Продолжительность: 15-30 минут.
Музыка: нейтральная.
Исполнение: индивидуальное.
Процедура: Контралатеральные движения прорабатываются во время движения на четвереньках, ходьбы, бега, движений по спирали. Это определяет трехмерное пространство движений, различение диагональных четвертей нашего тела.
«Основным условием преемственности чувства "я" является человеческое тело; оно выступает в качестве некой константы посреди множества зыбких идентичностей, являясь материалом, ощутимым субстратом, контейнером, двигателем и выразителем прошлых, настоящих и будущих идентичностей" (З. Бауман).
3.4.6.9. Паттерны движения младенца
Еще один аспект работы с паттернами развития движения — это прохождение этапов истории движения младенца. Первый опыт всегда имеет характер импринтинга, особое значение на малоосознаваемом уровне. Все изменения образа движения для ребенка кардинальны, хотя они и проходятя относительно быстро.
Цели: восстоновление «здоровой» последовательности развития движения.
Продолжительность: 15-30 минут.
Музыка: нейтральная.
Исполнение: индивидуальное.
Процедура:
Мы показываем и предлагаем учасникам «прожить» следущую последовательность движенических паттернов:
(1) лежа на спине, перебирать ручками и ножками,
(2)перевернуться со спины на живот,
(3) поднимать голову,
(4) ползать,
(5) ходить на четвереньках,
(6) встать на ноги,
(7) ходить на двух ногах.
Вернуться к самому приятному этапу, а затем — к самому сложному, повторить эти переходы несколько раз. Замечать, как меняется ощущение движения.
При работе с этими паттернами следует учитывать иное восприятие ребенка и иной образ тела, имеющийся у него. Этот образ тела характеризуется невыделенностью отдельных частей, неразличением внутреннего и внешнего, отсутствием фокуса и фиксации взгляда; скорее, это безличный континуум ощущений движения. Постепенно, через смену паттернов движения, образ тела проявляется и формируется, подготавливая появление личности, образа «я», формирующегося на основе образа тела.
Каждый из этих паттернов при их прохождении активизирует определенные аспекты телесной памяти и базовые матрицы образа действия. Или он является телесной, непосредственно переживаемой метафорой для них: для начала, «первого шага», возможности выделить цель и фокус, качества контакта с опорой и т. д. Эта работа не до конца осознается с привычных позиций восприятия тела взрослым человеком, но легко вызывает чувства и состояния из детства. Обращение к основам, к источнику очищает поток тела, движущийся в настоящем. «Когда мы начинаем лучше осознавать свое тело на уровне клеток и тканей, мы лучше понимаем самих себя» (Бонни Бейнбридж Коэн).
3.5. Ритуалы начала и завершения
Каждая система, имеющая целью достижение изменений, широко использует специальные ритуалы, предназначенные для привлечения и удержания внимания клиента, а также для того, чтобы вдохнуть жизнь в магию исцеления. В более крупном масштабе, как утверждает Джозеф Кэмпбелл, функция этих ритуалов состоит в том, чтобы «придавать форму человеческой жизни, не в смысле поверхностной организации, а во всей ее глубине». Многие психологи и психотерапевты указывают на важность ритуалов для обозначения начала и завершения сессии. Мы используем ритуалы и как отдельные глубинные процессы, и как «реперные точки» при прохождении тренинга, и как своего рода игры, структурирующие опыт и облегчающие вхождение в «другую реальность» тренинга.
В данном случае мы приводим несколько ритуалов-игр и ритуалов-медитаций.
Цели: отметить вход или выход в пространство занятия или тренинга
3.5.1. Перевертыши
Продолжительность: 5 минут.
Музыка: веселая, динамичная.
Исполнение: в парах со сменой партнеров.
Процедура:
Это ритуал приветствия. Поделившись на пары, участники поворачиваются друг к другу спиной и наклоняются. Увидев перевернутое лицо партнера — поздоровайтесь с ним! Поздоровайтесь таким образом с каждым членом группы.
Наполовину юмористический смысл этого ритуала — «увидеть человека с другой точки зрения».
3.5.2. Бокумара
Продолжительность: 5 минут.
Музыка: веселая, динамичная.
Исполнение: в парах со сменой партнеров.
Процедура:
Источником этой игры-ритуала явялется одно из упражнений контактной импровизации и роман Курта Воннегута «Колыбельная для кошки». В этой книге последователи учения Боконона передавали любовь друг другу, соприкасаясь босыми ступнями. Этот ритуал — приветствие ступнями, сидя или лежа на полу, небольшой танец с каждым партнером, создает расслабленную открытую атмосферу для начала занятия.
3.5.3. Танец одной рукой
Продолжительность: 5 минут.
Музыка: воодушевляющая, динамичная.
Исполнение: в парах со сменой партнеров.
Процедура:
Подойдите к партнеру и поздоровайтесь с ним, протанцевав небольшой танец только одной рукой. Пусть с каждым партнером этот танец будет разным.
3.5.4. Медитативные ритуалы завершения
Продолжительность: 5-10 минут.
Музыка: медитативная.
Исполнение: 1 часть – индивидуально. Вторая - в парах со сменой партнеров.
Процедура:
1. «Садитесь в удобную для Вас позу. Расслабьтесь, войдите во внутреннюю тишину.
Вспомните, как Вы проснулись утром. Первая мысль, которая пришла Вам в голову. Первое движение, которое Вы сделали. Первое чувство, которое пришло в поле Вашего осознания.
Вспомните, как Вы вошли в этот зал, сели. Вспомните начало занятий… (перечисляются все занятия, которые были проведены за тренинговый день), вспомните всех тех людей, с которыми Вы общались за это время, почувствуйте их присутствие в этом зале.
Затем вдохните этот день полностью, со всем его опытом, переживаниями, знаниями, и выдохните с глубокой благодарностью за все, что было.
Тренинговый день закончен».
2. «Садитесь в удобную для Вас позу для медитаций. Расслабьтесь, войдите во внутреннюю тишину. Вспомните всех людей, с которыми Вы взаимодействовали сегодня. Что происходило, о чем Вы говорили, что Вы чувствовали, о чем Вы думали.
Сейчас, когда в этом зале зазвучит музыка, мягко, медленно откройте Ваши глаза, найдите этих людей в зале и, подойдя к каждому, выразите Вашу благодарность этим людям. Скажите следующие слова: «Я тебе благодарен за то, что…» Найдите слова, чувства. И может быть, Вы найдете человека, которому Вы благодарны не за общение, а за присутствие, за молчание рядом, за смех или нечаянную радость взгляда.
Сделайте ритуал прощания как благодарения».
3. «Садитесь в удобную для Вас позу для медитаций. Расслабьтесь, войдите во внутреннюю тишину. И когда Вы войдете в нее, то почувствуйте в себе просветленного старца, который сидит на берегу Реки Жизни и смотрит на нее теми бездонными глазами, в которых отражается мудрость вечности. Именно из этого состояния посмотрите на весь прожитый день.
Вот утро. В потоке реки жизни были вот такие мысли, чувства, ситуации, люди, отношения…
Вот день. И были такие события, переживания, эмоции…
Вот вечер…
Вот я здесь и теперь. И в Реке жизни перед моим умственным взором проплывают мысли, чувства, желания, забытые мечтания, ощущения тела…
Постарайтесь войти и сохранить это состояние сакральной тишины внутри.
Жизнь происходит, но Вы являетесь просто ее свидетелем. Мягко, медленно, откройте Ваши глаза и попробуйте из этого состояния прожить некоторое время в "здесь и теперь"».
4. «Садитесь в удобную для Вас позу для медитаций. Расслабьтесь, выровните и успокойте Ваше дыхание. День прошел, и все, что в нем могло произойти, уже произошло, но осталась память. Вспомните тех людей, которые вызвали в Вас какие-то сильные переживания. Подойдите к каждому из них, обнимитесь с ними и сделайте вместе, вдвоем, как один человек, несколько глубоких медленных связных дыхания. И пусть дружеские объятия, молчание и дыхание будут Вашим ритуалом прощания с ними в этот день».
5. «Садитесь, пожалуйста, в круг и примите удобную для Вас позу для медитаций. Возьмитесь за руки. Войдите во внутреннюю и внешнюю тишину. Направьте Ваше внимание на свечку, которая стоит в центре круга. Попробуйте увидеть в пламени этой свечки все те события, которые происходили сегодня и затем сделайте глубокий медленный вдох, глубокий медленный выдох и почувствуйте, что тренинговый день завершен...»