Файл: Уроке иностранного языка 6 Требования фгос на уроке иностранного языка в 56классах 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
учебно-методического комплекса. О создании этих модулей и методике рабо- ты с ними речь пойдёт в следующем параграфе. Также мы сравнили возмож- ности опробованных нами веб-сервисов в наглядном виде [Приложение В]


    1. Опыт работы с интернет-сервисом QUIZLET и создания электронного модуля с учебными материалами


Перед тем, как исследовать возможностиQuizlet, попробуем подобрать термин для обозначения этого сайта. Опираться будем на данные официаль- ного сайта, обзоры прессы и статьи педагогов, пользующихся Quizlet.

Создатели Quizlet в разделе сайта «наша компания и цели» определяют свой продукт как «самое большое онлайн-сообщество учеников и учителей в мире» и приводят данные о том, что с их учебными модулям каждый месяц работают более 50 миллионов учащихся из 130 стран мира. Самих же моду- лей насчитывается более 300 миллионов [Quizlet: наша компания и цели,

электронный ресурс]. В разделе об истории создания упоминается, чтоQuizlet был создан более 10 лет назад Эндрю Сутерлендом, которому необходимо было «средство для подготовки к школьному тесту по французской лексике» («а tool to help him study for a French vocabulary test»).

В обзоре зарубежного интернет-журнала PCmag сайтQuizlet определя- ется как платформа для заучивания наизусть («a platform for rote learning»), а также характеризуется как простой, направленный на пользователя онлайн- инструмент для обучения («a simple, user-centric online tool for studying») [Quizlet Review by By William Fenton and Jill Duffy].

Отечественные авторы называютQuizlet «онлайн-сервисом для созда- ния и применения флеш-карточек и обучающих игр» [Заславская, электрон- ный ресурс], а также «сервисом Web 2.0» [Иванова, Ахметшина, 2017].

Несмотря на то, что в приложениях Quizlet для мобильных платформ Android и iOS существует оффлайн-режим, не требующий подключения к ин-
тернету, основной функционал Quizlet раскрывается именно через подключе- ние онлайн. Поэтому обозначим Quizlet как «интернет-сервис», или синони- мичными ему терминами «онлайн-сервис», «веб-сервис», или просто «сер- вис», сознательно убирая избыточную приставку «Web 2.0», используемую в методической литературе, поскольку на сегодняшний день подавляющее большинство сайтов и так являются представителями данного этапа развития всемирной паутины.

Интернет-сервис имеет определённую популярность среди исследова- телей, учителей иностранного языка и учителей других предметов. В научно- методической литературеQuizlet освещается в ряде публикаций и часто вхо- дит в подборки web-приложений для обучения иностранному языку [Бурен- кова, 2014; Вельдина, Мамелева, 2018; Гузь, 2017; Печинская, Степанова,

2015; Климентьев, Климентьева, 2018; Хардинг, 2017; Krasnova, Mikeladze, Laine, 2014; Lysunets, Bogoryad, 2015]. Некоторые исследования посвящены тщательному описанию функционала и возможностей Quizlet [Авраменко,

Шевченко, 2017; Байтурсунова, 2018; Кушнір, 2019]. Поиск публикаций, в ко-

торых описывался бы практический аспект использования веб-сервиса и ана- лизировался бы результат примененияQuizlet на уроках, дал весьма скромные результаты [Абсалямова, 2016].

Прежде всего в Quizlet нас привлекли понятный интерфейс, возмож- ность создавать собственные модули, разнообразие режимов обучения. Режи- мы обучения разделяются в онлайн сервисе на режимы изучения и игровые режимы. Среди режимов изучения выделены пять:

  • Флеш-карточки (Cards) — создаются учителем с учетом той лексики, которую нужно изучить, закрепить или тренировать. К каждому слову мы старались подобрать изображение из бесплатной базы изображений Quizlet. К каждой карточке можно «привязать» произношение на нескольких языках.

  • Заучивание (Learn)— от обучающегося требуется написать перевод сло- ва или соотнести слово на английском языке и изображение. Во время выполнения режима сервис показывает, сколько слов являются «усво- енными», сколько «знакомыми», и сколько слов ещё только ожидают работы с ними.

  • Правописание(Spell) от пользователя требуется написать слова, кото- рые он слышит. Режим похож на режим Learn, но развивает навык ауди- рования.

  • Письмо (Write) — обучающийся пишет в окно ответа перевод того по- нятия, которое изображено на картинке.

  • Тест (Test) — режим контроля, который состоит из заданий на соответ- ствие, множественный выбор и истинные/ложные высказывания, пись- менный перевод слов. Учитель может изменять параметры теста, чтобы убрать из него, например, изображения или один из типов заданий.


Из всех режимов обучения можно выйти в любом момент и начать ра- боту с другим режимом. Прогресс в досрочно завершенном режиме при этом сохранится. Также особенностью этих режимов является то, что пользователь

может воспользоваться функцией «не знаю ответ». В таком случае будет про- демонстрирован правильный ответ и предложение скопировать или перепеча- тать его в поле ответа. В таком случае слово будет помещено сервисом в раз- ряд сложных и будет чаще демонстрироваться обучающемуся, реализуя тем самым принцип интервального повторения.

Три игровых режима позволяют взаимодействовать со словами в игро- вой форме и набирать очки. По завершении игры можно увидеть своё место на доске достижений и узнать, улучшился ли персональный результат игрока в сравнении с прошлыми попытками:

  • Подбор (Scatter) — игра на соотнесение слова и его эквивалента на иностранном языке. Пользователь должен перетягивать мышкой карточки со словами, «разбросанные» по экрану.

  • Гравитация (Space Gravity) — игрок путешествует по планетам и защи- щает слова от астероидов, прилетающих из открытого космоса. Необхо- димо как можно скорее напечатать перевод слова, чтобы уничтожить астероид. Красные астероиды содержат слова, наиболее сложные для усвоения, исходя из опыта игры конкретного игрока. Если игрок про- пускает красный астероид, игра заканчивается.

  • Игровой режим Live — запускается учителем на уроке и позволяет со- здать команды игроков со случайным составом. Команды соревнуются в форме викторины в рамках одного учебного модуля. В процессе игры развиваются навыки межличностного общения и закрепляется уже изу- ченный материал.

Чтобы раскрыть возможные способы взаимодействия с веб-сервисом Quizlet и подробнее познакомиться с методикой его внедрения на урок ино- странного языка, мы решили описать опыт создания одного учебного модуля и применения его от начала изучения темы и до конца.


Подгруппа 5б класса школы №76 г. Красноярска в 2017-2018 учебном году работала по учебнику Ю.А. Комаровой «Английский язык». С этой под- группой мы впервые решили использовать сервис Quizlet на занятиях.

Поскольку ранее на уроках мы не использовали интернет-сервисы для тренировки лексического навыка, в качестве материала для создания модуля был выбран лексический блок, частично знакомый обучающимся и находя- щийся в их пассивном словарном запасе. Первый модуль на Quizlet мы разра- ботали на основе лексического материала раздела 2 «All about School» упомя- нутого учебника Ю.А. Комаровой. Далее будут детально описаны предприня- тые нами шаги по созданию и внедрению учебного модуля в урок английско- го языка.

      1. Создание модуля. На регистрацию учительского аккаунта, ознакомле- ние с функционалом сайта и создание собственного модуля у нас ушло чуть более часа. С помощью инструментов создания карточек мы создали набора пар «термин — определение»; сервис автоматически предлагал нам выбрать перевод слова, изображение и возможность записать собственное аудиосооб- щение к паре слов. Функция записи голоса доступна только в платной версии сайта или на время пробного периода — в свободной версии, который мы пользовались, аудио к карточкам также добавлялись, но с использованием электронного голоса, впрочем, весьма реалистичного.

Мы включили в модуль три блока лексики раздела 2 «All about School».

A. School Subjects («A Really Busy Day»), B. School Objects («My Big School Bag»), C. Wholefood («My Lunchbox»). Словарь модуля составил 35 терминов.

      1. Предъявление сервиса на уроке. В конце первого занятия, после вве- дения, семантизации, тренировки и активизации 10 слов (блок А) по подтеме

«School Subjects» мы уделили 5 минут знакомству с сервисом Quizletс помо-
щью учительского компьютера и экрана с проектором.

Место учителя заняли три ученика, которые по нашей просьбе исследо- вали на глазах у класса три режима: «карточки» (рассмотрено и перевёрнуто

10 карточек с текстом, звуком и изображением), «заучивание» (ученики вы-

полнили 10 заданий по пройденный словам) и «подбор» (ученики по очереди сыграли по разу в игру на соотношение, выявили победителя). Фактически были повторены этапы работы со словом «семантизация» и «тренировка», но с новым наглядным материалом.

В качестве домашнего задания мы попросили класс зарегистрироваться в сервисе (игра без регистрации тоже возможна, но учитель не будет видеть анонимных участников) и тренироваться в трёх режимах, которые были пока- заны на уроке.

      1. Внедрение Quizlet как элемента автономного обучения и элемента модели «перевёрнутого класса». Используя механизм, упомянутый парагра- фом выше, в конце урока мы познакомились с учебными режимами «пись- мо», «правописание» и игровым режимом «гравитация», уделив этому 10 ми- нут. По завершении первого блока лексики мы предложили обучающимся самостоятельно изучить дома второй блок лексики («My Big School Bag») из раздела 2 и прийти на следующий урока уже со знанием новых лексических единиц. Таким образом, задача ввести в свой лексический запас новые едини- цы, придать им значение, сохранить в памяти и сопроводить звуковыми, мо- торными и визуальными образами была предоставлена самим обучающимся.

Мы попросили участников модуля чаще играть в режимы «подбор» и

«гравитация», руководствуясь тем фактом, что в бесплатной версии личного кабинета учитель может видеть результаты обучающихся только в этих режи- мах работы. Познакомившись с таблицей лидеров в «подборе», более попу- лярном из режимов, мы смогли сделать вывод о том, кто справляется с новой