Файл: Решением методического объединения по профессии 23. 01. 09 Машинист локомотива от 2023 г. .docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3 УХОД ЗА ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМОЙ
При приемке тепловоза проверяют наличие топлива в баке по топливомерному стеклу. Если тепловоз находится на смотровой канаве, то при неработающем дизеле удаляют конденсат вместе с механическими примесями из отстойников и грязесборника топливного бака (набирать топливо можно только после обязательного слива отстоя). При неработающем дизеле периодически проворачивают на 2 - 3 оборота по часовой стрелке рукоятку фильтра грубой очистки 19 (см. рис. 1), очищая его пластины от грязи. Перед пуском дизеля необходимо убедиться, что все насосы высокого давления включены, проверить свободность хода реек и готовность предельного регулятора к работе, для чего рукоятку вала управления рейками оттягивают на себя до упора и отпускают. При небольшом усилии все рейки должны иметь максимальное перемещение. Если рейка какого-либо насоса не перемещается, то можно попытаться "расходить" ее, предварительно смазав дизельным маслом. Насос с заклиненной рейкой отключают. Проверяют положение вентиля 6, который должен быть закрыт. Это следует делать периодически, так как в эксплуатации имели место случаи самопроизвольного открытия вентиля вследствие вибрации, что вызывало перебои в работе дизеля и даже его остановку из-за недостаточного количества топлива в коллекторе. При осмотре тепловоза обращают внимание на отсутствие течи топлива по пробкам топливного бака. В связи с отсутствием на тепловозе ЧМЭ3 манометра, показывающего давление в топливном коллекторе, надо перед пуском дизеля после длительной стоянки (например, после ремонта) прокачать топливо ручным насосом 17 и открыв кран 15, убедиться, что в системе нет воздуха (топливо течет сплошной струей). Если удалить попавший в систему воздух полностью не удается, то открывают пробки на крышках фильтров тонкой очистки 11 и корпусах топливных насосов высокого давления 5. В том случае, когда из-за неисправности регулятора дизеля или засорения его масляного фильтра рейки топливных насосов в период прокачки масла перед пуском не передвигаются (или передвигаются недостаточно), для ускорения и облегчения пуска дизеля необходимо передвинуть рейки вручную, потянув рукоятку вала управления на себя до отказа. Следует иметь в виду, что эту рукоятку надо отпустить сразу же после пуска дизеля, чтобы предотвратить срабатывание предельного регулятора. В процессе работы дизеля (при остановленном тепловозе) периодически контролируют состояние топливной системы. При этом обращают внимание на каплепадение из сливных трубок форсунок, свободность хода реек насосов и отсутствие течи топлива в трубопроводах. Бесцветный выпуск отработавших газов свидетельствует о нормальной работе топливной аппаратуры. В заключение стоит привести причины, которые вызывают снижение давления топлива в системе (а следовательно, неустойчивую работу дизеля). Это происходит из-за засорения штуцера, соединяющего всасывающую трубу с топливным баком, а также топливных фильтров грубой и тонкой очистки. Возможны износ сальников топливоподкачивающего насоса 18, а также течь топлива между крышками насоса и его корпусом (эти неисправности можно определить визуально).
4 НЕИСПРАВНОСТИ ТОПЛИВОПОДАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ
У насосов имеют место следующие неисправности:
1) появление трещин в гильзе плунжера вследствие чрезмерных давлений или неудовлетворительной термической обработки;
2) излом пружины плунжера;
3) заедание плунжера в гильзе вследствие работы на загрязнённом топливе или недоброкачественного монтажа;
4) потеря упругости или поломка пружины нагнетательного клапана;
5) пропуск в медной прокладке между седлом нагнетательного клапана и штуцером, в притирочной кромке нагнетательного клапана, а также между седлом и торцом гильзы;
6) износ плунжерной пары, зубьев поворотной гильзы регулирующей рейки и деталей стакана.
У форсунок чаще всего наблюдаются следующие неисправности:
1) подтекание иглы и отсутствие резкой отсечки, а также затяжной впрыск, определяемые на стенде;
2) обрыв носика распылителя;
3) увеличение диаметра распиливающих отверстий.
У топливоподкачивающего насоса может произойти снижение производительности.
5 CИСТЕМА ПОДАЧИ ТОПЛИВА
При работающем дизеле циркуляцию топлива в системе обеспечивает топливоподкачивающий насос , получающий привод от коленчатого вала дизеля. Насос засасывает топливо из бака через обратный клапан и фильтр грубой очистки и нагнетает через фильтры тонкой очистки в топливный коллектор , соединенный шестью перепускными трубками с насосами высокого давления . Насосы через форсунки подают топливо под давлением 30 МПа (300 кгс/см2) в цилиндры дизеля. Давление топлива 0,20 - 0,25 МПа (2,0 - 2,5 кгс/см2) в коллекторе поддерживается перепускным клапаном , установленным на заднем конце коллектора. Параллельно клапану подсоединена сливная труба с вентилем 6, который при работающем дизеле должен быть закрыт. При ремонтах вентиль открывают для слива топлива из коллектора перед снятием топливных насосов высокого давления. При увеличении давления в коллекторе выше установленной нормы избыток топлива сливается перепускным клапаном в бак по трубе через топливоподогреватель . Подогрев топлива осуществляется горячей водой, поступающей в топливоподогреватель из основного водяного контура охлаждения дизеля. Для защиты топливной системы от высокого давления перед фильтрами тонкой очистки поставлен предохранительный клапан , отрегулированный на давление 0,53 - 0,55 МПа (5,3 - 5,5 кгс/см2). При засорении фильтров тонкой очистки клапан открывается и сливает топливо в бак через топливоподогреватель. Чистое топливо от насосов и форсунок, просочившееся через неплотности между деталями, собирается в сливных коллекторах и по трубе поступает в бак. Концы сливных труб от форсунок входят в специальные отростки, приваренные к сливному коллектору. Для контроля за сливом топлива в отростках сделаны овальные окна а. При работающем дизеле должно наблюдаться каплепадение из каждой сливной трубы (течь топлива не допускается). Загрязненное топливо с тарелки под фильтрами и с верхней плиты отсека распределительного вала сливается по отдельному трубопроводу в грязесборник.
Перед пуском дизеля после ремонта или длительной стоянки топливный трубопровод до насосов высокого давления заполняют топливом с помощью ручного насоса через обратный клапан и фильтры тонкой очистки .
6 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ
1) Перед пуском дизеля осмотреть состояние его узлов и вспомогательного оборудования, убрать инструменты и приспособления, проверить укладку полов, подать оповестительный сигнал.
2) Запрещается пуск дизеля на многосекционных тепловозах при одновременно включенных кнопках "Топливный насос" на пультах обеих секций.
3) Запрещается при работающем дизеле тепловоза выполнять какие-либо монтажные работы на локомотиве у вращающихся деталей.
4) Запрещается входить в дизельное помещение тепловоза при работе дизеля выше 10-й позиции.
5) Люки картера дизеля следует открывать через 10 - 15 минут после его остановки.
6) Перед осмотром дизеля, вспомогательного оборудования и электрооборудования следует обесточить все электрические цепи, выключить рубильник аккумуляторной батареи.
7) Запрещается вскрывать и исправлять электрические приборы и аппараты, находящиеся под напряжением. В дизель-поездах для смены предохранителей, в цепи которых нет автоматических выключателей, необходимо пользоваться предназначенными для этой цели специальными рукоятками. Установку и присоединение проводников к зажимам автоматических выключателей, электрических аппаратов и машин, их осмотр, а также замену вышедших из строя предохранителей следует производить при обесточенных цепях. Необходимо использовать предохранители только с калиброванными вставками и патронами, окрашенными в установленные цвета.
8) Запрещается подниматься на крышу тепловоза и дизель-поезда на электрифицированных участках, если контактный провод находится под напряжением или если отсутствие напряжения в нем установить не представляется возможным.
9) В случае, если на одной из секций тепловоза (дизель-поезда) дизель не работает, и она передвигается посредством другой секции, постоянно соединенной с ним, на неработающей секции необходимо принять следующие меры безопасности:
-главная и реверсивная рукоятки контроллера должны быть в нулевом положении, кнопки пульта управления, за исключением кнопки освещения - отключены;
-отключатели тяговых электродвигателей должны находиться в отключенном положении.
10) При выполнении каких-либо работ с фрикционной муфтой должен быть перекрыт воздухопровод ее привода.
11) При наружном осмотре секций холодильника привод жалюзи должен быть поставлен на защелку. Запрещается открывать монтажные люки шахты холодильника и заходить в шахту при работающем вентиляторе.
12) Осматривать тяговые электродвигатели, тяговый генератор и вспомогательные электрические машины и снимать их люки можно только при остановленном дизеле и тепловозе.
13) Топливо, скапливающееся в отсеках топливных насосов дизелей, следует удалять при помощи специальных вакуумных установок. После набора топлива пробки баков плотно закрыть.
14) Не допускать попадания смазочных материалов, топлива и воды на пол.
15) При выходе из кабины машиниста в дизельное помещение приработавшем дизеле необходимо надеть шумоизолирующие наушники.