ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 389
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наполнение личности зависит от того, с чем человек отождествился сознательно или неосознанно.
Сознательная часть личности — набор осознаваемых отождествлений. Проявляется как принимаемая (не отвергаемая) человеком идентичность: этническая, религиозная, географическая, профессиональная, социальная, биологическая принадлежность; принципы, ценности, мотивы, суждения, мнения, оценки, верования, принимаемая часть эмоционального и поведенческого диапазона.
Бессознательная часть личности — набор неосознаваемых отождествлений. То, что человек не приемлет, игнорирует, отвергает, исключает из реальности. Он «как бы не знает» о существовании того, что для него «за гранью».
Отвергаемая часть эмоционального диапазона может включать «негативные эмоции», и тогда мы видим «хронически доброго» человека, который «сеет добро» принудительно где надо и не надо. Если количество «вытесненного негатива» переходит в качество, тогда мы видим «злобного агрессора», которые не осознаёт свою злобу. Человек может вытеснять «позитивные эмоции». Радостные, счастливые, заинтересованные люди для него — табу. Он их не видит. Проведя вечер в «тёплой компании» он воспринимает только те моменты, когда возникала неловкость, обиды, грубость. Могут избирательно вытесняться отдельные эмоции вследствие непрожитых психологических травм. Фиксация на определенной эмоции (хронический эмоциональный фон) — это последствие вытеснения. Человек «проигрывает» эмоцию, не проживая её. Например, при истероидной психопатии женщина может «разыгрывать драмы на пустом месте», демонстрировать «душевную боль», но при этом не испытывать её, так как эмоциональная сфера уплощена, схлопнута до одной эмоции. Для того, чтобы чувствовать горе (боль, страх, отчаяние), нужен диапазон эмоций для сравнения. Горе по сравнению с чем? Со счастьем, спокойствием, удовлетворением? Боль по сравнению с чем? С отсутствием боли, радостью, чувством безопасности? Человеку «одной эмоции» не с чем сравнивать. Он не чувствует, он разыгрывает чувства. Эпилептоидный психопат разыгрывает зависть или ревность, которых не чувствует. Параноид разыгрывает отвращение или презрение, которые не проживает и не осознаёт.
Применим системный поход к исключенным эмоциям:
Концептуальный уровень. Эмоции, чувства, ощущения отвергаются как класс явлений. Мы видим человека с уплощенной эмоциональной сферой. Может быть алекситимия, параноидальная шизофрения, аутизм.
Операциональный уровень. Эмоции, чувства, ощущения отвергаются избирательно. При отключении «верхней» или «нижней» части эмоционального диапазона мы видим хроническую дисфорию (сниженное настроение), хроническую эйфорию (завышенное настроение), депрессии, апатии, мании, маскированные депрессии и другие аффективные расстройства. Если «части эмоционального диапазона» отключаются и включаются циклически, диагностируют БАР (биполярное аффективное расстройство или по старинке «маниакально-депрессивный психоз»).
Детальный уровень. Эмоции, чувства, ощущения отвергаются эпизодически, ситуативно. Например, «смех вообще» — хорошо, здорово, правильно. Но смех на похоронах (в храме, в аудитории, в присутствии отца) — табу.
Отвергаемая часть познавательного диапазона включает неприемлемые темы, запретные события, табу, аморальные, неэтичные вещи. Вытеснение может быть травматическим. Например, «деньги — зло», потому что в «лихие девяностые» убили отца и брата, падких на лёгкую наживу. Вытеснение может быть родовым. В сценарии родителей «запрещено», «неприемлемо», «предписано», «должно», «положено» быть таким-то, делать то-то, чувствовать так-то. Например, человека растят в традициях патриотизма или национализма. Его учат, что быть русским (немцем, китайцем, евреем) — это круто. Быть россиянином (швейцарцем, японцем) — это верх мечтаний. Национальная или географическая гордыня — признак нарушения мышления, которое называется «искажение уровней обобщения», относится к группе операциональных нарушений мышления. С другими типами нарушений мышления можно ознакомиться в работе Б.В. Зейгарник «Патопсихология». Как мы можем понять, что «хорошо быть русским» — это ошибка мышления? Среди русских, вьетнамцев, лаосцев, нигерийцев есть хорошие и плохие, добрые и злые, ленивые и трудолюбивые, талантливые и бесталанные. Принадлежность к нации, религии, стране, месту никак вас не характеризует. Есть сверхширокие групповые обобщения, которые «как бы намекают», что у темнокожих лучше развиты творческие способности тела (хорошо поют, танцуют, лучше чувствуют ритм), а краснокожие — от природы непревзойдённые охотники. Но ведь этот миф основан не на цвете кожи, а на образе жизни. Индеец хорошо охотится, пока живет в лесу. Два поколения в цивилизации — и нет «природных навыков». И вот вы видите потомственного индейца, которому государство в качестве компенсации выделило землю под казино. Он
говорит по-английски, курит сигары, страдает ожирением, обвешан золотыми украшениями.
Другой пример: богоизбранный народ. По разным версиям, это иудеи, которых Моисей 40 лет по пустыне водил, или последователи пророка Мухаммада. Или еще пять сотен других этносов или религиозных групп. Чем они отличаются от других народов? Среди «богоизбранных» нет насильников, воров, убийц, проституток? Качество человека не определяется принадлежностью к широкой группе. Чем больше группа, тем сильнее в ней разброс разнонаправленных, противоречивых тенденций. Чем больше группа, тем меньше шансов выделить в ней «главное» отличительное качество. Любой математик докажет вам на примере «нормального распределения» (см. «Гауссова кривая или кривая нормального распределения»), что чем больше людей в группе, тем больше в ней различных признаков, тем меньше оснований для выделения одного существенного признака.
Иногда кажется, что такой всеобщий признак есть, например: иудеи верят в Яхве, мусульмане верят в Аллаха, христиане верят в триединого бога, синтоисты поклоняются духам предков. Если вы изучите «всех до последнего» мусульман, вы узнаете, что для многих принадлежность к религиозной группе имеет минимальное значение в жизни. В первую очередь человек — муж (отец, сын), во вторую — крестьянин (собирает оливки или финики), в третью — торговец (владеет местом на рынке), в четвертую — меломан (увлекается музыкой), в пятую — полиглот (изучает разные языки, чтобы продавать туристам из разных стран) и так далее. И то, что он мусульманин, может оказаться на сотой позиции в списке. Так что принадлежность к конфессии его никак не характеризует.
В отвергаемую часть познавательного диапазона часто попадают представители «других» этносов, религий, политических, социальных, половых предпочтений. Хотя такое вытеснение на деле оказывается ошибкой мышления. При изучении представлений человека выясняется, что он не отвергал чёрных (красных, желтых, голубых), а приписывал им какие-то качества и свойства, которыми большинство из них не обладает. Например, человек бессознательно полагал, что «все евреи — ростовщики, торгаши», то есть он отвергал не нацию, а «торгашество и продажность» — качества, присущее представителям самых разных этносов, а также самому отвергающему.
Концептуальный уровень. Идеи, люди, места, события, концепции, убеждения отвергаются как класс явлений. Например, в картине мира человека нет места войне (смерти, предательству, любви, ответственности, свободе, одиночеству, инцесту, мезальянсу, воровству, деторождению, брачным отношениям и так далее). У таких людей может «отсутствовать» восточное полушарие планеты или мир за пределами мегаполиса. Такие люди не задаются вопросом «есть ли жизнь за МКАДом» или «есть ли жизнь на Марсе», так как космос для них нереален. Реальность ограничивается планетой Земля (полушарием, страной, городом, деревней, домом, детьми, супругами, родителями). Ограничения могут быть географическими, политическими (для консерватора реформатор нереален), экономическими («мажоры» игнорируют плебеев), социальными (замужние не воспринимают одиноких), статусными (профессор «не видит» студентов), биологическими (в картине мира здорового человека нет места инвалидности).
Операциональный уровень. Идеи, люди, места, события, концепции, убеждения отвергаются избирательно. «Драться можно, но бить женщин и детей нельзя». «Рыбачить — нормально, охотиться — жестоко». «Есть курятину — нормально, убить курицу — за гранью». «Секс — нормально, секс с партнером своего пола — табу».
Детальный уровень. Идеи, люди, места, события, концепции, убеждения отвергаются ситуативно. Например, из реальности исключается человек, которые нанёс смертельную обиду.
Отвергаемая часть поведенческого диапазона. То, что нельзя делать, как нельзя действовать.
Концептуальный уровень. Какой-либо образ жизни отвергается как класс явлений. Табу на бомжевание, алкоголизм, аскетический образ жизни. Городской житель может не иметь ни единого представления о том, как саньясины выживают в джунглях без какой-либо собственности и работы. Адепт «здорового питания» не поверит, что есть люди, которые питаются лишь мёдом (племя Джену Куруба из Индии).
Операциональный уровень. Неприемлемый «модус операнди», способ действия. Отвергнутые паттерны, шаблоны поведения, реагирования. «Никогда нельзя изменять супругу». «Нельзя грубить матери». «Нельзя брать чужое».
Детальный уровень. Этикет, правила поведения за столом, в театре, храме, высшем обществе, на приёме, похоронах, свадьбе, дне рождения и так далее. Система ритуалов для конкретных действий. Например, за столом неприемлемо рыгать, в классе табу на мат.
Перечислять, что человек может отвергать или принимать, бессмысленно, так как придется описать всю вселенную вплоть до ее мельчайших проявлений.
Поэтому мы даем такое определение личности:
Личность — набор атрибутов «я», помогающий вам противопоставить себя другим.
В пространство личности можно включать всё, что человеку интуитивно кажется относящимся к этому понятию, что отличает его персону от других «я».
В отличие от других теорий личности, которые опираются на высшие психические функции (сознание, память, мышление, представления…), мы предлагаем включать в пространство личности всё, с чем человек отождествляется. Это может быть тело (тела), группа, раса, нация, имущество, места, времена, опыт, события, ситуации. Человек может отождествляться с прошлым, с квартирой, машиной, спортивной командой, профессиональной реализацией, любимым котиком.
Эти атрибуты в разной степени согласованы и рассогласованы между собой.
Если «контрольный пакет управления» у сознательной личности, то она скорее управляет бессознательной личностью.
Существует представление, что сознание — это верхушка айсберга, бессознательное управляет человеком. Мы не разделяем такое представление. Считаем, что есть «почти полностью» бессознательные люди, которые действуют автоматически, компульсивно, неосознаваемо. Но и «почти полностью» осознанные люди существуют. В Индии для мудрецов, которые ясно мыслят в сто потоков, есть термин «сахастра-аватани».
Представления о том, что у «гармоничной личности» осознаваемые и неосознаваемые компоненты образуют стройную, целенаправленную саморазвивающуюся систему, наивны. Если есть бессознательное, значит туда вытеснено неприемлемое. Значит, конфликт есть, но не осознается. Действительно, есть люди, которые активно и продуктивно двигаются в заданном направлении, «бодро» идут к цели. Такие люди являются скорее не «гармоничными», а ограниченными. Маленькая реальность, одна цель, точечное мышление.
Со слов гениев, сознание гения представляет из себя противоречивый воинствующих хаос.
Как говорил Альберт Эйнштейн, «только дурак нуждается в порядке, гений господствует над хаосом». Из книги Фридриха Ницше («Так говорил Заратустра»): «Я говорю вам: нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду».