Файл: Практикум министерство сельского хозяйства российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 431
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Структура и содержание дисциплины
ТЕМА 1. Основные понятия, цели, задачи и функции ФМ
Тема 2. Финансовый менеджмент как составная часть процесса управления предприятием
Тема 3. Роль альтернативных издержек в финансовом менеджменте
Тема 4. Стоимость ценных бумаг
Тема 5. Учёт и отчетность - информационная основа финансового менеджмента
Тема 6. Стратегия финансового менеджмента
Тема 1: Тактика финансового менеджмента
Тема 2. Финансовая среда предпринимательства. Технология ее изучения
Тема 3. Прибыль в деятельности организации
Тема 4. Управленческий учет. Управление затратами.
Тема 6. Принципы организации финансового менеджмента
Тема 8.Финансовый менеджмент в антикризисном управлении
Тема 9. Методы анализа финансовой деятельности
Содержание курса
МОДУЛЬ 1. Понятийный аппарат и концептуальные основы финансового менеджмента
ТЕМА 1. Основные понятия, цели, задачи и функции ФМ
Семинар.
-
Содержание понятия финансового менеджмента -
Цели и задачи финансового менеджмента -
Функции финансового менеджмента
Контрольные вопросы:
-
Дайте определение понятию «финансовый менеджмент». -
Какова основная финансовая цель предприятия и почему? -
Какие основные направления деятельности включает в себя финансовый менеджмент? -
Что входит в функции финансового менеджера? -
Охарактеризуйте базовые концепции финансового менеджмента. Можно ли каким-либо образом с позиции финансового менеджера ранжировать эти концепции по степени важности? -
Что такое финансовая отчетность? В каких формах она существует? -
Охарактеризуйте структуру и экономическое содержание бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках.
Практическое занятие
Финансовый менеджмент (financial management) - управление финансовыми операциями, денежными потоками, призванное обеспечить привлечение, поступление необходимых финансовых ресурсов в нужные периоды времени и их рациональное использование в соответствии с намеченными целями, программами, планами, реальными нуждами.
Основной целью финансового менеджмента является повышение благосостояния владельцев предприятия.
К основным задачам финансового менеджмента можно отнести:
-
обеспечение формирования денежных средств в объеме, достаточном для покрытия потребностей предприятия; -
обеспечение эффективного использования вложенных средств; -
оптимизацию денежного оборота и расчетной политики предприятия; -
максимизацию прибыли при допустимом уровне риска с учетом действующей политики налогообложения; -
обеспечение устойчивого финансового положения предприятия.
Содержание финансового менеджмента раскрывается в четырех направлениях деятельности:
-
инвестиционная политика; -
управление источниками средств; -
дивидендная политика; -
управление доходами и расходами.
В рамках первого направления определяется, куда следует вкладывать финансовые ресурсы с наибольшей отдачей для того, чтобы обеспечить развитие и процветание компании, и достижение ее основной финансовой цели. Инвестиционная политика включает в себя не только управление финансовыми активами, но и управление основными средствами и оборотными активами, а также оценку инвестиционных проектов, т. е. расчет эффективности вложения средств в тот или иной проект. Инвестиционная политика разрабатывается на основе оценки производственных и финансовых возможностей и направлений деятельности фирмы.
Второе направление финансового менеджмента - управление источниками средств - предполагает поиск ответов на вопросы: откуда брать средства и какова оптимальная структура источников финансирования (соотношение собственных и заемных источников), т. е. предполагает поиск и привлечение источников средств для обеспечения деятельности компании.
Третье направление - дивидендная политика - определяет, как грамотно распорядиться полученными доходами (прибылью), какую часть прибыли направить на расширение бизнеса, т. е. реинвестировать, а какую распределить в качестве дивидендов между держателями акций компании.
Четвертое направление - управление доходами и расходами - классифицирует доходы и расходы по различным признакам и выявляет внутренние и внешние факторы, влияющие на финансовый результат деятельности предприятия.
Ответственным за достижение целей и выполнение задач финансового менеджмента является финансовый менеджер, действия которого сводятся к следующей схеме:
-
получение денежных средств на финансовых рынках (за счет продажи эмиссионных и других ценных бумаг предприятия, привлечения кредитов, получения прибыли от спекулятивных валютных операций и пр.); -
вложения денежных средств в финансово-хозяйственную деятельность предприятия с целью извлечения прибыли; -
возвращение ранее заимствованных денежных средств и платы за их использование субъектам финансовых рынков; -
повторное инвестирование (реинвестирование) полученных на финансовых рынках денежных средств в деятельность предприятия; -
воевременное выполнение предприятием обязательств перед бюджетом (уплата налогов и других обязательных платежей)
Основные формы финансовой отчетности компании
Под финансовой отчетностью в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности понимается совокупность форм отчетности предприятия, составленных на основе данных бухгалтерского учета за определенный период и предназначенных для принятия внешними и внутренними пользователями обоснованных деловых решений. Речь пойдет о годовом финансовом отчете акционерного предприятия, подлежащем публикации и включающем следующие формы:
-
баланс; -
отчет о прибыли и убытках; -
отчет о накопленной прибыли; -
отчет о собственном капитале; -
отчет об изменении в финансовом положении; -
отчет о движении денежных средств; -
примечания и дополнения.
Годовой финансовый отчет дает представление о финансовом состоянии предприятия и служит точкой отсчета для составления годового финансового плана.
Имущество и обязательства организации непрерывно участвуют в сфере производства. Чтобы определить величину всего имущества и обязательств, дать им экономическую оценку за отчетный период, а также оперативно руководить организацией, управлять финансово-хозяйственной деятельностью, необходимо располагать обобщенными данными об активах и их источниках финансирования. Такое обобщение достигается в процессе составления бухгалтерского баланса.
Бухгалтерский баланс - важнейший источник информации о финансовом положении организации за отчетный период. Он позволяет определить состав и структуру имущества организации, мобильность и оборачиваемость оборотных средств, состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности, конечный финансовый результат (прибыль или убыток). По данным бухгалтерского баланса учредители, менеджеры и другие заинтересованные стороны, связанные с управлением имуществом, могут ознакомиться с состоянием организации. По бухгалтерскому балансу можно определить, сумеет ли организация в ближайшее время исполнить взятые на себя обязательства перед акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами или ему угрожают финансовые затруднения.
Рассмотрим структуру бухгалтерского баланса.
Таблица 1
Структура бухгалтерского баланса
Активы | Пассивы |
|
|
Баланс (1+2) | Баланс (3+4 + 5) |
Актив баланса включает следующие разделы:
Внеоборотные активы - охватывает нематериальные активы, основные средства, незавершенные капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения, доходные вложения в материальные ценности. Объединение их в одном разделе обусловлено принадлежностью к наименее мобильным (внеоборотным) активам.
Оборотные активы - содержит сведения об остатках запасов, призванных обслуживать процессы производства и обращения, о затратах в незавершенное производство, а также готовую продукцию и товары. Ведущее место занимают материальные ресурсы (сырье и материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали, топливо, тара и тарные материалы, запасные части и др.). Кроме того, в этом разделе отражаются статьи, характеризующие величину налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, состояние дебиторской задолженности организации, ее краткосрочные финансовые вложения в ценности организации, ее краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги и прочие доходные активы, а также наличие денежных средств на счетах в банках и других оборотных активов. Наибольший удельный вес здесь составляют денежные средства и дебиторская задолженность по покупателям и заказчикам.
Пассив баланса состоит из трех разделов:
Капитал и резервы - отражает состав и структуру собственного капитала, включающего различные по своему экономическом содержанию, принципам формирования и использования источники финансовых ресурсов организации: уставный капитал, резервный и добавочный капитал, фонды специального назначения, нераспределенная прибыль отчетного года (непокрытый убыток прошлых лет и отчетного года).
Долгосрочные обязательства - предназначен для отражения задолженности на отчетную дату по долгосрочным (свыше 12 месяцев) кредитам банков и займам, полученным от других организаций и учреждений.