Файл: Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов 6.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов
1.1 Народные музыкальные инструменты
1.2 Классификация струнно щипковых народных инструментов
1.3 Произведения для струнных щипковых инструментов
2.1 История становления струнно-щипковых народных инструментов в России
2.2 Развитие струнно-щипковых народных инструментов в современной России
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов 6
1.1 Народные музыкальные инструменты 6
1.2 Классификация струнно щипковых народных инструментов 13
1.3 Произведения для струнных щипковых инструментов 19
2.1 История становления струнно-щипковых народных инструментов в России 27
2.2 Развитие струнно-щипковых народных инструментов в современной России 37
2.3 Струнно-щипковые народные инструменты как неотъемлемая составляющая отечественной музыкальной культуры 46
Выводы 67
Список литературы 70
Приложение 74
Введение
Актуальность данного исследования. История музыкальной народной культуры на Руси начиналась с древнейших времен. Ее корни уходят вглубь веков, во времена дохристианской Руси, и история эта весьма драматична и содержит немало трагических страниц.
Источниками, из которых можно сегодня черпать более полные сведения о восточнославянских народных музыкальных инструментах и об их бытовании в далекие времена, являются письменные данные: древние летописи, административно-духовные документы, свидетельства иностранных путешественников и историков, а также памятники изобразительного искусства - иконы, фрески, находки археологических раскопок, памятники устного народного творчества - песни, сказки, пословицы и былины.
Сегодняшнее состояние инструментальной народной музыкальной традиции вселяет огромную тревогу за ее сохранность, а тем более за ее продолжение и дальнейшее плодотворное развитие. Новые инструментальные жанры народного исполнительства на эстраде (шоу-ансамбли), хоть и пользуются известной популярностью, но не решают коренной задачи. Задача же состоит в пропаганде народной инструментальной музыки и народных традиций, а также сохранении и приумножении ее богатства последующими поколениями.
Критерием в определении народного музыкального инструмента является степень приближенности к этносу. Музыкальный народный инструмент - это «звуковое орудие, функционирующее как элемент определенной культурно-исторической системы. И это орудие
используется как средство реализации явления, которое представляет собой в данной системе народную музыку». К этому можно добавить и другое определение народного музыкального инструмента: «Народный инструмент является средством выражения устойчивого, традиционно бытующего пласта музыки, то есть выражения специфической, только данному народу присущей музыки по своему этническому критерию».
Возникновение и дальнейшее становление национального оркестра русских народных инструментов открыло новую эру в развитии русского народного исполнительства и народной инструментальной музыки. Не случайно и в наше время актуальность оркестров русских народных инструментов, их жизнеспособность не потеряли своего значения.
Объект данного исследования – струнно щипковые народные инструменты.
Предмет данного исследования – струнно щипковые народные инструменты в отечественной музыкальной культуре.
Теоретическую и методологическую основу изучения обозначенного круга вопросов составили работы отечественных и зарубежных педагогов-музыкантов и психологов: Д. Л. Аспелунда, Н. П. Бехтеревой, Л. Л. Бочкарева, А. В. Вицинского, Н. Б. Гонтаренко, Л. А. Готсдинера, В. Ю. Григорьева, Л. Б. Дмитриева, Г. М. Когана, С. М. Майкапара, Н. К. Метнера, В. И. Петрушина, Г. Селье, В. В. Суворовой, Ю. А. Цагарелли и др.
Проблема взаимодействия фольклорной и профессиональной традиций имеет еще более глубокое значение, как проблема сохранения нравственно-этических и эстетических основ жизни общества. Ведь фольклор - носитель самого устоявшегося, выверенного практикой многих и многих веков культурного пласта. Его забвение, пренебрежение грозят самыми тяжелыми для нации последствиями, которые, к сожалению, даже нельзя назвать «отдаленными», поскольку они проявляют себя в нашей жизни буквально на каждом шагу. Сохранение традиций национальной культуры является важнейшим фактором процветания общества. Сегодня фольклор, как важнейшая часть национальной культуры, постоянно вытесняется.
Цель данного исследования заключается в рассмотрении струнно щипковых народных инструментов в отечественной музыкальной культуре.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
– охарактеризовать теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов;
– выявить роль струнно щипковых народных инструментов в отечественной музыкальной культуре.
Гипотеза исследования. В последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под воздействием активного вторжения рыночных отношений стало на путь примитивизации и коммерциализации, программирующий на одностороннее, упрощенное стандартизированное миросозерцание, легко управляемое средствами массовой информации. Между тем, доступность музыки не обуславливает ее высокую художественную ценность.
Методы данного исследования. Данное исследование осуществлялось в русле комплексного междисциплинарного подхода. Для решения задач, поставленных в работе, автор опирался на следующие методы:
– интегративный метод, позволивший применить знания, полученные различными науками, к решению задач, поставленных в работе;
– сравнительный метод, направленный на выявление психофизиологических характеристик исполнительских состояний музыканта в процессе подготовки к концертному выступлению;
– аналитико-синтетический метод – для обобщения конкретных аспектов анализа музыкально-исполнительской деятельности.
Научная, теоретическая и практическая значимость. Представленные в работе материалы могут быть использованы в научно-методической и учебно-педагогической практике, а так же найти применение в качестве методологических оснований при дальнейшем изучении проблемы музыкально-исполнительской деятельности.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов
1.1 Народные музыкальные инструменты
Гусли, балалайка, гармонь, деревянные ложки - четыре наиболее известных русских народных музыкальных инструмента. Балалайка и гармонь в настоящее время используются как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. Самая распространённая гармонь в наше время - двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок. А игра на деревянных ложках используется и в американской фолк-музыке.
Гусли впервые появились на Руси. Гусли – самый старинный струнный инструмент из всех, дошедших до нас. Они бывают шлемовидными и крыловидными1.
Гусли - струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные - 10-30 струн такой же настройки. На крыловидных гуслях (их также называют звончатыми) играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, на шлемовидных, или псалтыревидных, струны защипывают обеими руками.
Гусли в описанном выше виде – в сущности, чисто русский феномен. Музыкальные инструменты со сходными названиями есть у многих славянских народов: гусле - у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli - у хорватов, gosle - у словенов, guslic - у поляков, housle ('скрипка') y чехов. Однако инструменты эти довольно разнообразны, и многие из них - смычковые (например, guzla, у которой только одна струна из конского волоса).
Исследователи начала XX в. отмечали поразительное сходство современных им чувашских и черемисских гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в Служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, и в Макарьевской Четье-Минее 1542 года). На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей были кишечные; число их не всегда было одинаково. Псалтиревидные гусли, как полагают, занесены были в Россию греками
, а чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских2.
Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX в., преимущественно среди русского духовенства, представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоял из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоился на столике. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска. На одном из них ввинчены были железные колки, на которые наматывались металлические струны; другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имели фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещались ниже соответствующих белым клавишам.
Для клавирообразных гуслей существовали ноты и школа, составленная в начале XIX в. Фёдором Кушеновым-Дмитревским.
Кроме псалтиревидных гуслей, существовали похожие на финский инструмент кантеле. Вероятно, этот вид гуслей был заимствован русскими у финнов. Уже к началу XX века он почти совершенно исчез.
Последние изготавливались в форме треугольника, минимальное количество струн у них – 5, а максимальное – 14. Техника игры на крыловидных (звончатых) гуслях такова, что человек задевает правой рукой все струны сразу. А левой в это время нейтрализует ненужные звуки. Что же касается шлемовидных (также их называют псалтыревидными), то человек играет на них двумя руками сразу. Эти народные инструменты освоить достаточно сложно, но они того стоят.
Клавирообразные гусли были распространены не только в древности, но и в ХХ веке, зачастую на них играли представители духовенства3.
Эти гусли были похожи на псалтыревидные, но на порядок лучше. Основой этого инструмента служил прямоугольный ящик, оснащенный крышкой. На одной его стороне вырезалось несколько голосников (специальных овальных отверстий), затем к ней присоединялась пара деревянных щепок. В одну из них были ввернуты металлические колки, на них были намотаны струны из этого же материала. Другая щепка служила приструнником. Здесь не требуется особых объяснений, название говорит само за себя. На ней фиксировались струны. Этому инструменту присущ был фортепианный строй. Интересно то, что струны, аналогичные темным клавишам, располагались ниже соответствовавших белым. Чтобы играть на клавирообразных гуслях, нужно было знать ноты. Иначе бы не получилось нормальной мелодии. Народные инструменты, картинки которых вы видите перед собой, очаровывают каждого, кто их услышит.