Файл: Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 227

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов

1.1 Народные музыкальные инструменты

1.2 Классификация струнно щипковых народных инструментов

1.3 Произведения для струнных щипковых инструментов

2.1 История становления струнно-щипковых народных инструментов в России

2.2 Развитие струнно-щипковых народных инструментов в современной России

2.3 Струнно-щипковые народные инструменты как неотъемлемая составляющая отечественной музыкальной культуры

Выводы

Список литературы Вемировский Л. Механические и психофизиологические моменты в основных приёмах скрипичной техники. М.:Юргенсон, 2012. - 163 с. Игумнов Н. Мои исполнительские и педагогические принципы// Сов.музыка. 2010. № 4. С.68-74. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах: Учеб, пособие для музыкальных вузов и училищ / М.И. Имханицкий. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2002. - 351 с. Имханицкий М.И. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства. – М., 2006. Имханицкий М.И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. Каре А. История оркестровки. М.:Музыка, 2010. - 304 с. Клещев С. О методике воспитания пианистических движений // Сов.музыка. 2012.9.-С. 63-68. Коган Г. О «режиссерском» и «актёрском» начале в исполнительстве // Сов.музыка. 2014. № 5. С. 95-98. Коган Г. У врат мастерства. М.: Сов. композитор, 2010.-165 с. Когоутек Ц. Техника в композиции XX века. М.: Музыка, 2012. - 395 с. Колесников А. Акустические измерения. Л.-Судостроение, 2014. - 256 с. Королев Ю.Г. Ведущие исполнители на домре второй половины XX века: метод, пособие для студ. вузов культуры и искусств / Ю.Г. Королев ; КГУКИ. - Казань : Изд-во «ГранДан», 2003. - 27 с. Королев Ю.Г. Оркестровая литература: метод, пособие. Ч. 1 / Ю.Г. Королев; КГАКИ. - Казань, 1998. - 45 с. Королев Ю.Г. Сольное и оркестровое исполнительство на гуслях : метод, пособие / Ю.Г. Королев; КГУКИ. - Казань: ООО «Астория», 2007. - 29 с. Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: учеб. пособ. СПб.: Лань-Триада, 2012. - 960 с. Кузнецов Л. Акустика музыкальных инструментов. М.: Легпромбытиздат,2010. - 366 с. Леонов В. Целостный анализ звукоизЕлечения и звукообразования при игре на фаготе. Элиста: Калм.кн.изд-во,2013. -265 с. Музыкальная акустика. Изд.2-е. Ред.И.Гарбузова. М.: Музыка, 2013. - 236 с. Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: «Сов. энцикл», 2011. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 2013. 383 с. Национальные инструменты народов России. Проблемы исполнительства: история, теория, методика : сборник статей / Российский Дом народного творчества ; ред.-сост.: Л. А. Богуславская, А. И. Цеп. -М„ 2007. -63 с. Немировский Л. Акустика физическая, физиологическая и музыкальная.- М.:Госиздат, 2014. 216 с. Павлоцкая В.Дачерович А.,Лукьянов А. Акустика и электроакустическая аппаратура. М.: Искусство, 2010. - 223 с. Панкевич Г. Некоторые методологические проблемы исследования художественного процесса. Саратов: изд-во Саратовского университета, 2012. - 130 с. Пересада А. Справочник домриста: справочное издание/А. Пересада. - Краснодар: Краснодар, изд.-полиграф, произв. предприятие, 1993. - 399 с. Пистон У. Оркестровка. М.: Сов.композитор, 2011. - 464 с. Популярная музыка за рубежом: Иллюстрир. биобиблиографический справочник. 1928-1997 гг. / Ред. В. В. Ястребов. - Ульяновск: «Симбвестинфо», 1997. - 462 с. Порвенков В. Акустика и настройка музыкальных инструментов. М.: Музыка, 2011. - 190 с. Пухначев Ю. Загадки звучащего металла. М.-Наука, 2012. - 127 с. Раппопорт С. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 2010. -178 с. Разевский 3. Школа игры на инструментах. Рига, 2010. - 215 с. Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр. М.: Музыка, 2014. - T.I. Сабинина М. Шостакович симфонист. - М.: Myзыка, 2012.-476 с. Снегирев В. Школа игры на двухрядном ксилофоне (маримбе). М.: Музыка, 2014. - 126 с. Соколов А. Музыкальная композиция XX века; диалектика творчества. М.: My зыка, 2013. - 228 с. Соловцов А. Симфонические произведения Римского-Корсакова. М.: Госмузиздат, 2011. - 200 с. Стравинский И. Диалоги. Л.: Музыка, 2013. - 494 с. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: АШ СССР, 2010. 335 с. Тейлор Ч. Физика музыкальных звуков. М.: Легкая индустрия, 2012. - 184 с. Усов Ю. От редактора-составителя // Вопросы музыкальной педагогики. М.: My зыка, 2014. - Вып.4. - С.3-5. Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. М.:Музыка,2010. - 2-е изд. - 206 с. Усов, Артем Александрович. Сонаты для балалайки. История и современность: монография / А. А. Усов. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2009. - 177 с. Факультет народных инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных: Сб. ст. и материалов. - М: РАМ им. Гнесиных, 2000. - 335 с. Фант Г. Акустическая теория звукообразования.

Приложение



ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов 6

1.1 Народные музыкальные инструменты 6

1.2 Классификация струнно щипковых народных инструментов 13

1.3 Произведения для струнных щипковых инструментов 19

2.1 История становления струнно-щипковых народных инструментов в России 27

2.2 Развитие струнно-щипковых народных инструментов в современной России 37

2.3 Струнно-щипковые народные инструменты как неотъемлемая составляющая отечественной музыкальной культуры 46

Выводы 67

Список литературы 70

Приложение 74



Введение



Актуальность данного исследования. История музыкальной народной культуры на Руси начиналась с древнейших времен. Ее корни уходят вглубь веков, во времена дохристи­анской Руси, и история эта весьма драматична и содержит немало трагиче­ских страниц.

Источниками, из которых можно сегодня черпать более полные сведения о восточнославянских народных музыкальных инструментах и об их бытовании в далекие времена, являются письменные данные: древние летописи, административно-духовные документы, свидетельства ино­странных путешественников и историков, а также памятники изобрази­тельного искусства - иконы, фрески, находки археологических раскопок, памятники устного народного творчества - песни, сказки, пословицы и былины.

Сегодняшнее состояние инструментальной народной музыкальной традиции вселяет огромную тревогу за ее сохранность, а тем более за ее продолжение и дальнейшее плодотворное развитие. Новые инструмен­тальные жанры народного исполнительства на эстраде (шоу-ансамбли), хоть и пользуются известной популярностью, но не решают коренной за­дачи. Задача же состоит в пропаганде народной инструментальной музыки и народных традиций, а также сохранении и приумножении ее богатства последующими поколениями.

Критерием в определении народного музыкального инструмента является степень приближенности к этносу. Музыкальный народный инст­румент - это «звуковое орудие, функционирующее как элемент определен­ной культурно-исторической системы. И это орудие
используется как средство реализации явления, которое представляет собой в данной систе­ме народную музыку». К этому можно добавить и другое определе­ние народного музыкального инструмента: «Народный инструмент являет­ся средством выражения устойчивого, традиционно бытующего пласта му­зыки, то есть выражения специфической, только данному народу прису­щей музыки по своему этническому критерию».

Возникновение и дальнейшее становление национального оркестра русских народных инструментов открыло новую эру в развитии русского народного исполнительства и народной инструментальной музыки. Не случайно и в наше время актуальность оркестров русских народных инст­рументов, их жизнеспособность не потеряли своего значения.

Объект данного исследования – струнно щипковые народные инструменты.

Предмет данного исследования – струнно щипковые народные инструменты в отечественной музыкальной культуре.

Теоретическую и методологическую основу изучения обозначенного круга вопросов составили работы отечественных и зарубежных педагогов-музыкантов и психологов: Д. Л. Аспелунда, Н. П. Бехтеревой, Л. Л. Бочкарева, А. В. Вицинского, Н. Б. Гонтаренко, Л. А. Готсдинера, В. Ю. Григорьева, Л. Б. Дмитриева, Г. М. Когана, С. М. Майкапара, Н. К. Метнера, В. И. Петрушина, Г. Селье, В. В. Суворовой, Ю. А. Цагарелли и др.

Проблема взаимодействия фольклорной и профессиональной тради­ций имеет еще более глубокое значение, как проблема сохранения нравст­венно-этических и эстетических основ жизни общества. Ведь фольклор - носитель самого устоявшегося, выверенного практикой многих и многих веков культурного пласта. Его забвение, пренебрежение грозят самыми тяжелыми для нации последствиями, которые, к сожалению, даже нельзя назвать «отдаленными», поскольку они проявляют себя в нашей жизни бу­квально на каждом шагу. Сохранение традиций национальной культуры является важней­шим фактором процветания общества. Сего­дня фольклор, как важнейшая часть национальной культуры, постоянно вытесняется.

Цель данного исследования заключается в рассмотрении струнно щипковых народных инструментов в отечественной музыкальной культуре.



Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

– охарактеризовать теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов;

– выявить роль струнно щипковых народных инструментов в отечественной музыкальной культуре.

Гипотеза исследования. В последнее время сложилась такая ситуация, что му­зыкальное искусство под воздействием активного вторжения рыночных отношений стало на путь примитивизации и коммерциализации, програм­мирующий на одностороннее, упрощенное стандартизированное миросо­зерцание, легко управляемое средствами массовой информации. Между тем, доступность музыки не обуславливает ее высокую художественную ценность.

Методы данного исследования. Данное исследование осуществлялось в русле комплексного междисциплинарного подхода. Для решения задач, поставленных в работе, автор опирался на следующие методы:

– интегративный метод, позволивший применить знания, полученные различными науками, к решению задач, поставленных в работе;

– сравнительный метод, направленный на выявление психофизиологических характеристик исполнительских состояний музыканта в процессе подготовки к концертному выступлению;

– аналитико-синтетический метод – для обобщения конкретных аспектов анализа музыкально-исполнительской деятельности.

Научная, теоретическая и практическая значимость. Представленные в работе материалы могут быть использованы в научно-методической и учебно-педагогической практике, а так же найти применение в качестве методологических оснований при дальнейшем изучении проблемы музыкально-исполнительской деятельности.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов




1.1 Народные музыкальные инструменты



Гусли, балалайка, гармонь, деревянные ложки - четыре наиболее известных русских народных музыкальных инструмента. Балалайка и гармонь в настоящее время используются как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. Самая распространённая гармонь в наше время - двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок. А игра на деревянных ложках используется и в американской фолк-музыке.

Гусли впервые появились на Руси. Гусли – самый старинный струнный инструмент из всех, дошедших до нас. Они бывают шлемовидными и крыловидными1.

Гусли - струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные - 10-30 струн такой же настройки. На крыловидных гуслях (их также называют звончатыми) играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, на шлемовидных, или псалтыревидных, струны защипывают обеими руками.

Гусли в описанном выше виде – в сущности, чисто русский феномен. Музыкальные инструменты со сходными названиями есть у многих славянских народов: гусле - у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli - у хорватов, gosle - у словенов, guslic - у поляков, housle ('скрипка') y чехов. Однако инструменты эти довольно разнообразны, и многие из них - смычковые (например, guzla, у которой только одна струна из конского волоса).

Исследователи начала XX в. отмечали поразительное сходство современных им чувашских и черемисских гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в Служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, и в Макарьевской Четье-Минее 1542 года). На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей были кишечные; число их не всегда было одинаково. Псалтиревидные гусли, как полагают, занесены были в Россию греками
, а чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских2.

Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX в., преимущественно среди русского духовенства, представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоял из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоился на столике. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска. На одном из них ввинчены были железные колки, на которые наматывались металлические струны; другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имели фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещались ниже соответствующих белым клавишам.

Для клавирообразных гуслей существовали ноты и школа, составленная в начале XIX в. Фёдором Кушеновым-Дмитревским.

Кроме псалтиревидных гуслей, существовали похожие на финский инструмент кантеле. Вероятно, этот вид гуслей был заимствован русскими у финнов. Уже к началу XX века он почти совершенно исчез.

Последние изготавливались в форме треугольника, минимальное количество струн у них – 5, а максимальное – 14. Техника игры на крыловидных (звончатых) гуслях такова, что человек задевает правой рукой все струны сразу. А левой в это время нейтрализует ненужные звуки. Что же касается шлемовидных (также их называют псалтыревидными), то человек играет на них двумя руками сразу. Эти народные инструменты освоить достаточно сложно, но они того стоят.

Клавирообразные гусли были распространены не только в древности, но и в ХХ веке, зачастую на них играли представители духовенства3.

Эти гусли были похожи на псалтыревидные, но на порядок лучше. Основой этого инструмента служил прямоугольный ящик, оснащенный крышкой. На одной его стороне вырезалось несколько голосников (специальных овальных отверстий), затем к ней присоединялась пара деревянных щепок. В одну из них были ввернуты металлические колки, на них были намотаны струны из этого же материала. Другая щепка служила приструнником. Здесь не требуется особых объяснений, название говорит само за себя. На ней фиксировались струны. Этому инструменту присущ был фортепианный строй. Интересно то, что струны, аналогичные темным клавишам, располагались ниже соответствовавших белым. Чтобы играть на клавирообразных гуслях, нужно было знать ноты. Иначе бы не получилось нормальной мелодии. Народные инструменты, картинки которых вы видите перед собой, очаровывают каждого, кто их услышит.