Файл: Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов

1.1 Народные музыкальные инструменты

1.2 Классификация струнно щипковых народных инструментов

1.3 Произведения для струнных щипковых инструментов

2.1 История становления струнно-щипковых народных инструментов в России

2.2 Развитие струнно-щипковых народных инструментов в современной России

2.3 Струнно-щипковые народные инструменты как неотъемлемая составляющая отечественной музыкальной культуры

Выводы

Список литературы Вемировский Л. Механические и психофизиологические моменты в основных приёмах скрипичной техники. М.:Юргенсон, 2012. - 163 с. Игумнов Н. Мои исполнительские и педагогические принципы// Сов.музыка. 2010. № 4. С.68-74. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах: Учеб, пособие для музыкальных вузов и училищ / М.И. Имханицкий. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2002. - 351 с. Имханицкий М.И. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства. – М., 2006. Имханицкий М.И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. Каре А. История оркестровки. М.:Музыка, 2010. - 304 с. Клещев С. О методике воспитания пианистических движений // Сов.музыка. 2012.9.-С. 63-68. Коган Г. О «режиссерском» и «актёрском» начале в исполнительстве // Сов.музыка. 2014. № 5. С. 95-98. Коган Г. У врат мастерства. М.: Сов. композитор, 2010.-165 с. Когоутек Ц. Техника в композиции XX века. М.: Музыка, 2012. - 395 с. Колесников А. Акустические измерения. Л.-Судостроение, 2014. - 256 с. Королев Ю.Г. Ведущие исполнители на домре второй половины XX века: метод, пособие для студ. вузов культуры и искусств / Ю.Г. Королев ; КГУКИ. - Казань : Изд-во «ГранДан», 2003. - 27 с. Королев Ю.Г. Оркестровая литература: метод, пособие. Ч. 1 / Ю.Г. Королев; КГАКИ. - Казань, 1998. - 45 с. Королев Ю.Г. Сольное и оркестровое исполнительство на гуслях : метод, пособие / Ю.Г. Королев; КГУКИ. - Казань: ООО «Астория», 2007. - 29 с. Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: учеб. пособ. СПб.: Лань-Триада, 2012. - 960 с. Кузнецов Л. Акустика музыкальных инструментов. М.: Легпромбытиздат,2010. - 366 с. Леонов В. Целостный анализ звукоизЕлечения и звукообразования при игре на фаготе. Элиста: Калм.кн.изд-во,2013. -265 с. Музыкальная акустика. Изд.2-е. Ред.И.Гарбузова. М.: Музыка, 2013. - 236 с. Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: «Сов. энцикл», 2011. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 2013. 383 с. Национальные инструменты народов России. Проблемы исполнительства: история, теория, методика : сборник статей / Российский Дом народного творчества ; ред.-сост.: Л. А. Богуславская, А. И. Цеп. -М„ 2007. -63 с. Немировский Л. Акустика физическая, физиологическая и музыкальная.- М.:Госиздат, 2014. 216 с. Павлоцкая В.Дачерович А.,Лукьянов А. Акустика и электроакустическая аппаратура. М.: Искусство, 2010. - 223 с. Панкевич Г. Некоторые методологические проблемы исследования художественного процесса. Саратов: изд-во Саратовского университета, 2012. - 130 с. Пересада А. Справочник домриста: справочное издание/А. Пересада. - Краснодар: Краснодар, изд.-полиграф, произв. предприятие, 1993. - 399 с. Пистон У. Оркестровка. М.: Сов.композитор, 2011. - 464 с. Популярная музыка за рубежом: Иллюстрир. биобиблиографический справочник. 1928-1997 гг. / Ред. В. В. Ястребов. - Ульяновск: «Симбвестинфо», 1997. - 462 с. Порвенков В. Акустика и настройка музыкальных инструментов. М.: Музыка, 2011. - 190 с. Пухначев Ю. Загадки звучащего металла. М.-Наука, 2012. - 127 с. Раппопорт С. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 2010. -178 с. Разевский 3. Школа игры на инструментах. Рига, 2010. - 215 с. Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр. М.: Музыка, 2014. - T.I. Сабинина М. Шостакович симфонист. - М.: Myзыка, 2012.-476 с. Снегирев В. Школа игры на двухрядном ксилофоне (маримбе). М.: Музыка, 2014. - 126 с. Соколов А. Музыкальная композиция XX века; диалектика творчества. М.: My зыка, 2013. - 228 с. Соловцов А. Симфонические произведения Римского-Корсакова. М.: Госмузиздат, 2011. - 200 с. Стравинский И. Диалоги. Л.: Музыка, 2013. - 494 с. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: АШ СССР, 2010. 335 с. Тейлор Ч. Физика музыкальных звуков. М.: Легкая индустрия, 2012. - 184 с. Усов Ю. От редактора-составителя // Вопросы музыкальной педагогики. М.: My зыка, 2014. - Вып.4. - С.3-5. Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. М.:Музыка,2010. - 2-е изд. - 206 с. Усов, Артем Александрович. Сонаты для балалайки. История и современность: монография / А. А. Усов. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2009. - 177 с. Факультет народных инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных: Сб. ст. и материалов. - М: РАМ им. Гнесиных, 2000. - 335 с. Фант Г. Акустическая теория звукообразования.

Приложение



В скорости во дворцах пионеров, в начальных, средних и высших учебных заведениях были открыты классы гитаристов. Деятельность та­лантливых советских педагогов-гитаристов П. П. Агафошина (1874-1950), П. И. Исакова (1885-1957), В. И. Яшнева (1879-1962), М. М. Гелиса (род. 1903), А. В. Попова (род. 1892) - свидетельствовала о новом расцвете ги­тарного искусства в советское время. В 1939 году в Москве состоялся смотр исполнителей на народных инструментах, где премии и дипломы в том числе, были присуждены и молодым гитаристам.

В 60-е и 70-е годы в гитарном исполнительском искусстве громко заявили о себе Виталий Дерун, а затем и его ученик Александр Фраучи. Эти имена вошли в историю развития исполнительства на гитаре не только у нас в России но и далеко за рубежом. В. Дерун - выпускник Уральской консерватории им. М. П. Мусоргского по праву является основателем про­фессиональной гитарной школы на Урале. Среди его учеников талантли­вейшие гитаристы нашего времени, которые не раз становились победите­лями престижных гитарных конкурсов как у нас в стране так и за рубежом среди них: Ю. Зюзин, В. Козлов. А. Фраучи, А. Беляков, Е. Баев, М. Яблонов и др.

Особо ярко были выявлены возможности солирующей домры в сере­дине 40-х годов, когда для нее были созданы оригинальные сочинения, в том числе «Концерт для трехструнной домры с оркестром» Н. П. Будашкина. Впервые концерт был исполнен А. Симоненковым - солистом русского на­родного оркестра им. Осипова и сразу же этот концерт занял прочное место в репертуаре - как профессионалов, так и участников художественной само­деятельности, любителей, учащихся и студентов. Можно смело констатиро­вать, что с этого произведения был начат новый период в истории домрового исполнительства, так как этот концерт послужил началом создания ориги­нальной литературы55.

До 50-х годов прошедшего века, в арсенал домристов входили только некоторые приемы игры: удар вниз, удар вверх, тремоло, пиццикато боль­шим пальцем, реже флажолеты. Полноправным концертным инструментом домра еще не могла стать, так как в те годы еще не были найдены яркие колористические приемы игры. Позже, почувствовав в инструменте значи­тельный потенциал возможностей, композиторы стали больше уделять внимания домре, как сольному инструменту.

Над созданием репертуара для трехструнной домры начал активно работать преподаватель кафедры народных инструментов Музыкально­педагогического института им. Гнесиных Ю. Шишаков.


Сначала это были переложения произведений музыкальной класси­ки, затем он пишет и первые оригинальные сочинения: 12 этюдов для дом­ры соло, «Фантазию на русские и украинские темы для домры с фортепиа­но» и ряд миниатюр. Написание одночастного Концерта № 1, для трех­струнной домры с Русским народным оркестром, стал новым шагом в рас­крытии ее художественных возможностей. В партии солирующей домры впервые была широко использована насыщенная аккордовая фактура, мно­гообразно представлена техника двойных нот. Впервые концерт Ю. Шишакова был исполнен А Александровым с Оркестром русских на­родных инструментов Всесоюзного радио в 1951 году, но до сих пор этот концерт постоянно находится в репертуаре домристов.

Концерты Н. П. Будашкина и Ю. Шишакова приобрели широкую популярность, став неоценимым вкладом в репертуар солистов-домристов.

Эти концерты стали своего рода обязательными произведениями на всех Всероссийских конкурсах.

В связи с этим уже к концу 50-х годов выявляется ряд превосходных исполнителей - домристов, участников различных конкурсов, в том числе международных, всесоюзных и республиканских среди которых: А. Я. Александров, Г. Н. Казаков, Е. Т. Климов, В. А. Яковлев, В. С. Чунин, Н. Т. Лысенко, Ф. И. Коровай, Р. В. Белов, В. П. Круглов, Б. А. Михеев, М.

С. Васильев и др. Многие из них являлись не только прекрасными испол­нителями, но и педагогами, авторами оригинального репертуара и методи­ческих работ, которые стали основой профессиональной исполнительской школы игры на домре. И не случайно во второй половине 50-х годов были также написаны концерты для четырехструнной домры украинскими ком­позиторами К. Доминченым, Д. Клебановым и др.

Рост профессионализма значительного числа исполнителей в народ­но-инструментальной музыке в начале 60-х годов позволил выделить этот жанр в самостоятельный56.

Значительным событием в развитии народно-инструментального жанра стал Первый Всероссийский конкурс исполнителей, который про­шел в 1972 году в городе Москве. В сравнении с предыдущими конкурса­ми, он отличался тем, что на этом конкурсе предусматривалось исполнение обязательной пьесы - «Скерцо» композитора В. Пикуля, которая была на­писана специально для конкурса. По результатам конкурса была определе­на ведущая роль в подготовке специалистов в области народно­инструментальной музыки Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных. Член жюри этого конкурса Ю. Шишаков отмечал высокий уровень подготовки конкурсантов и особенно успехи в подготов­ке домристов.



Второй Всероссийский конкурс исполнителей на народных инстру­ментах проводился в городе Ленинграде в 1979 году. В этом конкурсе уча­ствовало более 40 домристов, которые играли как на трехструнных, так и на четырехструнных домрах. Конкурс способствовал выдвижению новых имен молодых исполнителей, а также показал, что домровое исполнительство достигло серьезного художественного уровня. Обязательным произведени­ем для домристов была «Фантазия на карельские темы», которая специально была написана к этому конкурсу композитором Ю. Шишаковым.

Победителями на данном конкурсе стали ассистент-стажер Ураль­ской консерватории им. М. П. Мусоргского Т. И. Вольская и солист Госу­дарственного академического русского народного оркестра им. Н. П. Оси­пова А. Цыганков.

Имя талантливой исполнительницы на 4-струнной домре профессора Уральской консерватории им. М. П. Мусоргского, заслуженной артистки РСФСР - Тамары Ильиничны Вольской вписаны золотыми буквами в ис­торию исполнительства на народных инструментах, за ее выдающийся вклад в дело развития и пропаганды 4-струнной домры как солирующего профессионального инструмента.

На начальном этапе творческий путь Т. И. Вольской складывался под влиянием художественных принципов Киевской школы игры на народных инструментах, под руководством заслуженного деятеля искусств, профес­сора М. М. Гелиса.

Значительными вехами исполнительской биографии Т. И. Вольской стали Всесоюзный конкурс артистов эстрады в 1970 году, где она была удостоена звания лауреата (вторая премия), а затем Первый Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах, проходившем в Москве в 1972 году, где Вольская также становится лауреатом, поделив первое ме­сто с домристом А. Цыганковым57.

В 1972 году Т. И. Вольская окончила ассистентуру-стажировку при Уральской консерватории в классе заслуженного деятеля искусств РСФСР профессора Е. Блинова. Широкие исполнительские возможности позволяют Вольской одинаково убедительно трактовать сочинения разных стилей, авто­ров, эпох и направлений.

Много усилий она прилагает по привлечению уральских композиторов к созданию произведений для четырехструнной домры. Неслучай­но впервые произведения свердловских авторов Н. Пузея, Л. Никольской, Б. Гибалина, С. Сиротина и других зазвучали в исполнении Т. И. Вольской.

Среди учеников Т. И. Вольской - лауреаты всесоюзных и всероссий­ских конкурсов такие известные сегодня исполнители
, как М. Уляшкин, А. Казаков, Л. Вахрушева, И. Емельянчикова, В. Зеленый, С. Трифонов и др. Она - автор ряда методических работ, среди которых: «Артикуляция на домре», «Методические рекомендации в помощь педагогам детских музы­кальных школ», «Исполнение красочных приемов игры на домре» и др.58

Ярким представителем исполнительской школы игры на трехструнной домре является А. А. Цыганков. После окончания музыкальной школы и Ом­ского музыкального училища, поступил в Музыкально-педагогический ин­ститут им. Гнесиных в класс Р. Белова (домра). В 1968 году, являясь студен­том второго курса, Цыганков стал лауреатом международного конкурса на девятом Всемирном фестивале молодежи и студентов в г. Софии. С 1971 го­да А. Цыганков является солистом Русского народного оркестра им. Осипова на трехструнной домре и концертмейстером группы малых домр. В 1972 го­ду на Всероссийском конкурсе исполнителей на русских народных инстру­ментах А. Цыганков занял первое место и был удостоен звания лауреата. Звание лауреата он добился вновь через год на Всесоюзном конкурсе моло­дых исполнителей. С 1972 по 1974 года А. Цыганков обучается в ассистенту­ре-стажировке института им. Гнесиных.

Не менее плодотворной была и работа Цыганкова в области оркест­рового репертуара. Его произведения «Праздничная увертюра», Интродук­ция и чардаш, поэма «Памяти павших героев» и другие, прочно вошли в репертуар оркестра им. Осипова. Для большинства его обработок и сочи­нений характерны свежесть музыкального языка, сочность гармонии, сме­лое и удачное использование народно-песенного материала, остроумие и жизнерадостность.

Являясь ведущим цикла передач «Голоса народных инструментов» Центрального телевидения, проводил активную музыкально-просвети­тельскую работу, с 1982 года А. Цыганков солист творческой мастерской Москонцерта.

Многие молодые талантливые композиторы обращали свое внимание к написанию оригинального репертуара для домры, среди них: Е. Дербенко, В. Городовская, В. Кикта, В. Пикуль, В. Золотарев. В. Бояшов. Б. Кравченко, Н. Раков, П. Чекалов, В. Подгорный, М. Петренко и др.

В 80-х годах появляется целая плеяда молодых одаренных музыкан­тов исполнителей на домре - выпускников ведущих музыкальных вузов страны: И. Ерохина (Москва), Т. Варламова (Куйбышев), В. Роммель (Аст­рахань), М. Уляшкин (Свердловск), С. Лукин (Москва), М. Котомин (Горь­кий), И. Емельянчикова (Свердловск) и др. Среди представителей совре­менной исполнительской школы игры на 4-струнной домре в Уральском регионе особое место занимает М. Уляшкин.


По окончанию детской музыкальной школы по классу четырех­струнной домры поступил в Свердловское музыкальное училище им. П. И. Чайковского в класс лауреата Всероссийского конкурса Т. Вольской, кото­рое окончил с отличием.

В 1975 году М Уляшкин становится лауреатом конкурса исполните­лей на народных инструментах студентов музыкальных училищ зоны Ура­ла им. Знаменского

С 1976 по 1981 годы М. УляшкÐ