Файл: Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов 6.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 232
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов
1.1 Народные музыкальные инструменты
1.2 Классификация струнно щипковых народных инструментов
1.3 Произведения для струнных щипковых инструментов
2.1 История становления струнно-щипковых народных инструментов в России
2.2 Развитие струнно-щипковых народных инструментов в современной России
В скорости во дворцах пионеров, в начальных, средних и высших учебных заведениях были открыты классы гитаристов. Деятельность талантливых советских педагогов-гитаристов П. П. Агафошина (1874-1950), П. И. Исакова (1885-1957), В. И. Яшнева (1879-1962), М. М. Гелиса (род. 1903), А. В. Попова (род. 1892) - свидетельствовала о новом расцвете гитарного искусства в советское время. В 1939 году в Москве состоялся смотр исполнителей на народных инструментах, где премии и дипломы в том числе, были присуждены и молодым гитаристам.
В 60-е и 70-е годы в гитарном исполнительском искусстве громко заявили о себе Виталий Дерун, а затем и его ученик Александр Фраучи. Эти имена вошли в историю развития исполнительства на гитаре не только у нас в России но и далеко за рубежом. В. Дерун - выпускник Уральской консерватории им. М. П. Мусоргского по праву является основателем профессиональной гитарной школы на Урале. Среди его учеников талантливейшие гитаристы нашего времени, которые не раз становились победителями престижных гитарных конкурсов как у нас в стране так и за рубежом среди них: Ю. Зюзин, В. Козлов. А. Фраучи, А. Беляков, Е. Баев, М. Яблонов и др.
Особо ярко были выявлены возможности солирующей домры в середине 40-х годов, когда для нее были созданы оригинальные сочинения, в том числе «Концерт для трехструнной домры с оркестром» Н. П. Будашкина. Впервые концерт был исполнен А. Симоненковым - солистом русского народного оркестра им. Осипова и сразу же этот концерт занял прочное место в репертуаре - как профессионалов, так и участников художественной самодеятельности, любителей, учащихся и студентов. Можно смело констатировать, что с этого произведения был начат новый период в истории домрового исполнительства, так как этот концерт послужил началом создания оригинальной литературы55.
До 50-х годов прошедшего века, в арсенал домристов входили только некоторые приемы игры: удар вниз, удар вверх, тремоло, пиццикато большим пальцем, реже флажолеты. Полноправным концертным инструментом домра еще не могла стать, так как в те годы еще не были найдены яркие колористические приемы игры. Позже, почувствовав в инструменте значительный потенциал возможностей, композиторы стали больше уделять внимания домре, как сольному инструменту.
Над созданием репертуара для трехструнной домры начал активно работать преподаватель кафедры народных инструментов Музыкальнопедагогического института им. Гнесиных Ю. Шишаков.
Сначала это были переложения произведений музыкальной классики, затем он пишет и первые оригинальные сочинения: 12 этюдов для домры соло, «Фантазию на русские и украинские темы для домры с фортепиано» и ряд миниатюр. Написание одночастного Концерта № 1, для трехструнной домры с Русским народным оркестром, стал новым шагом в раскрытии ее художественных возможностей. В партии солирующей домры впервые была широко использована насыщенная аккордовая фактура, многообразно представлена техника двойных нот. Впервые концерт Ю. Шишакова был исполнен А Александровым с Оркестром русских народных инструментов Всесоюзного радио в 1951 году, но до сих пор этот концерт постоянно находится в репертуаре домристов.
Концерты Н. П. Будашкина и Ю. Шишакова приобрели широкую популярность, став неоценимым вкладом в репертуар солистов-домристов.
Эти концерты стали своего рода обязательными произведениями на всех Всероссийских конкурсах.
В связи с этим уже к концу 50-х годов выявляется ряд превосходных исполнителей - домристов, участников различных конкурсов, в том числе международных, всесоюзных и республиканских среди которых: А. Я. Александров, Г. Н. Казаков, Е. Т. Климов, В. А. Яковлев, В. С. Чунин, Н. Т. Лысенко, Ф. И. Коровай, Р. В. Белов, В. П. Круглов, Б. А. Михеев, М.
С. Васильев и др. Многие из них являлись не только прекрасными исполнителями, но и педагогами, авторами оригинального репертуара и методических работ, которые стали основой профессиональной исполнительской школы игры на домре. И не случайно во второй половине 50-х годов были также написаны концерты для четырехструнной домры украинскими композиторами К. Доминченым, Д. Клебановым и др.
Рост профессионализма значительного числа исполнителей в народно-инструментальной музыке в начале 60-х годов позволил выделить этот жанр в самостоятельный56.
Значительным событием в развитии народно-инструментального жанра стал Первый Всероссийский конкурс исполнителей, который прошел в 1972 году в городе Москве. В сравнении с предыдущими конкурсами, он отличался тем, что на этом конкурсе предусматривалось исполнение обязательной пьесы - «Скерцо» композитора В. Пикуля, которая была написана специально для конкурса. По результатам конкурса была определена ведущая роль в подготовке специалистов в области народноинструментальной музыки Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных. Член жюри этого конкурса Ю. Шишаков отмечал высокий уровень подготовки конкурсантов и особенно успехи в подготовке домристов.
Второй Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах проводился в городе Ленинграде в 1979 году. В этом конкурсе участвовало более 40 домристов, которые играли как на трехструнных, так и на четырехструнных домрах. Конкурс способствовал выдвижению новых имен молодых исполнителей, а также показал, что домровое исполнительство достигло серьезного художественного уровня. Обязательным произведением для домристов была «Фантазия на карельские темы», которая специально была написана к этому конкурсу композитором Ю. Шишаковым.
Победителями на данном конкурсе стали ассистент-стажер Уральской консерватории им. М. П. Мусоргского Т. И. Вольская и солист Государственного академического русского народного оркестра им. Н. П. Осипова А. Цыганков.
Имя талантливой исполнительницы на 4-струнной домре профессора Уральской консерватории им. М. П. Мусоргского, заслуженной артистки РСФСР - Тамары Ильиничны Вольской вписаны золотыми буквами в историю исполнительства на народных инструментах, за ее выдающийся вклад в дело развития и пропаганды 4-струнной домры как солирующего профессионального инструмента.
На начальном этапе творческий путь Т. И. Вольской складывался под влиянием художественных принципов Киевской школы игры на народных инструментах, под руководством заслуженного деятеля искусств, профессора М. М. Гелиса.
Значительными вехами исполнительской биографии Т. И. Вольской стали Всесоюзный конкурс артистов эстрады в 1970 году, где она была удостоена звания лауреата (вторая премия), а затем Первый Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах, проходившем в Москве в 1972 году, где Вольская также становится лауреатом, поделив первое место с домристом А. Цыганковым57.
В 1972 году Т. И. Вольская окончила ассистентуру-стажировку при Уральской консерватории в классе заслуженного деятеля искусств РСФСР профессора Е. Блинова. Широкие исполнительские возможности позволяют Вольской одинаково убедительно трактовать сочинения разных стилей, авторов, эпох и направлений.
Много усилий она прилагает по привлечению уральских композиторов к созданию произведений для четырехструнной домры. Неслучайно впервые произведения свердловских авторов Н. Пузея, Л. Никольской, Б. Гибалина, С. Сиротина и других зазвучали в исполнении Т. И. Вольской.
Среди учеников Т. И. Вольской - лауреаты всесоюзных и всероссийских конкурсов такие известные сегодня исполнители
, как М. Уляшкин, А. Казаков, Л. Вахрушева, И. Емельянчикова, В. Зеленый, С. Трифонов и др. Она - автор ряда методических работ, среди которых: «Артикуляция на домре», «Методические рекомендации в помощь педагогам детских музыкальных школ», «Исполнение красочных приемов игры на домре» и др.58
Ярким представителем исполнительской школы игры на трехструнной домре является А. А. Цыганков. После окончания музыкальной школы и Омского музыкального училища, поступил в Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных в класс Р. Белова (домра). В 1968 году, являясь студентом второго курса, Цыганков стал лауреатом международного конкурса на девятом Всемирном фестивале молодежи и студентов в г. Софии. С 1971 года А. Цыганков является солистом Русского народного оркестра им. Осипова на трехструнной домре и концертмейстером группы малых домр. В 1972 году на Всероссийском конкурсе исполнителей на русских народных инструментах А. Цыганков занял первое место и был удостоен звания лауреата. Звание лауреата он добился вновь через год на Всесоюзном конкурсе молодых исполнителей. С 1972 по 1974 года А. Цыганков обучается в ассистентуре-стажировке института им. Гнесиных.
Не менее плодотворной была и работа Цыганкова в области оркестрового репертуара. Его произведения «Праздничная увертюра», Интродукция и чардаш, поэма «Памяти павших героев» и другие, прочно вошли в репертуар оркестра им. Осипова. Для большинства его обработок и сочинений характерны свежесть музыкального языка, сочность гармонии, смелое и удачное использование народно-песенного материала, остроумие и жизнерадостность.
Являясь ведущим цикла передач «Голоса народных инструментов» Центрального телевидения, проводил активную музыкально-просветительскую работу, с 1982 года А. Цыганков солист творческой мастерской Москонцерта.
Многие молодые талантливые композиторы обращали свое внимание к написанию оригинального репертуара для домры, среди них: Е. Дербенко, В. Городовская, В. Кикта, В. Пикуль, В. Золотарев. В. Бояшов. Б. Кравченко, Н. Раков, П. Чекалов, В. Подгорный, М. Петренко и др.
В 80-х годах появляется целая плеяда молодых одаренных музыкантов исполнителей на домре - выпускников ведущих музыкальных вузов страны: И. Ерохина (Москва), Т. Варламова (Куйбышев), В. Роммель (Астрахань), М. Уляшкин (Свердловск), С. Лукин (Москва), М. Котомин (Горький), И. Емельянчикова (Свердловск) и др. Среди представителей современной исполнительской школы игры на 4-струнной домре в Уральском регионе особое место занимает М. Уляшкин.
По окончанию детской музыкальной школы по классу четырехструнной домры поступил в Свердловское музыкальное училище им. П. И. Чайковского в класс лауреата Всероссийского конкурса Т. Вольской, которое окончил с отличием.
В 1975 году М Уляшкин становится лауреатом конкурса исполнителей на народных инструментах студентов музыкальных училищ зоны Урала им. Знаменского
С 1976 по 1981 годы М. УляшкÐ