Файл: Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов 6.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 228
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов
1.1 Народные музыкальные инструменты
1.2 Классификация струнно щипковых народных инструментов
1.3 Произведения для струнных щипковых инструментов
2.1 История становления струнно-щипковых народных инструментов в России
2.2 Развитие струнно-щипковых народных инструментов в современной России
, который известен миру по средневековым поэмам и легендам. Это один из самых популярных и красивых представителей группы струнных щипковых. В настоящее время существует множество разновидностей арф, отличающихся по форме, количеству струн и звучанию. Наибольшее распространение инструмент получил в Великобритании. Представляет собой каркас изогнутой формы с множеством параллельно натянутых струн. Поражает мелодичностью и мягким переливом тонов.
Еще одним интересным щипковым инструментом является домбра, или дамбур. Считается национальным достоянием Казахстана. Представляет собой своеобразную гитару с двумя сильно натянутыми нейлоновыми струнами. Настраивается либо в квинту, либо в кварту. Лады должны быть жильными. Располагаются в самом верху грифа.
Самым популярным западным струнным инструментом считается мандолина. Звучание достигается щипковыми действиями по четырем двойным струнам. Отличаются такие инструменты по форме: удлиненные, лютневидные, плоскодонные. Необычным представителем является флорентийская мандолина, так как у нее пять струн.
Особенности гитары. Это самый распространенный инструмент в мире. Применяется как для сольного выступления, так и для аккомпанемента. Подходит для абсолютно любого направления и стиля музыки, от блюза до рока. К примеру, испанская гитара – струнный инструмент, который совместил в себе национальное звучание западноевропейских и арабских народов. Он состоит всего из пяти струн. Широкое распространение получил с XV века. Также не лишним будет вспомнить о национальной русской гитаре. Ее принципиальным отличием является количество струн – семь. Появилась она только в начале XIX века. В то время по популярности этому инструменту не было равных. На нем играли такие виртуозы своего дела, как Михаил Высоцкий, Семен Аксенов, Андрей Сихра и многие другие великие музыканты10.
Это музыкальные русские народные инструменты (струнные по категории, щипковые по типологии). Балалайка имеет треугольный корпус и три струны. Для звукоизвлечения необходимо ударять пальцем по натянутым нитям одновременно. Такое действие в древности называлось бряцанием. Балалайка – музыкальный инструмент, который является символом русской культуры наряду с гармонью. Корпус может быть от 60 до 170 см. По форме инструменты бывают слегка изогнутыми или овальными. Корпус состоит из шести отдельных сегментов. Верхушка грифа немного отогнута назад. Ладов может быть от 16 до 31. Струны на современных балалайках карбоновые. Благодаря этому достигается столь звонкое звучание
11.
Данный струнный щипковый инструмент считается в Украине народным. Корпус всегда овальный, имеется короткая шейка. Бандура – музыкальный инструмент с огромным количеством струн. В современных моделях их может быть до 64, в старинных вариациях – от 12 до 25. Тетива натягивается от края шейки до деки. Чем выше будет щипок по грифу, тем ниже будет звучание. Кроме того, бандура – музыкальный инструмент, который имеет отличительный тембр. Достигается он смешанным строем по регистрам. Для игры на бандуре следует защипывать струны. На пальцах должны быть надеты специальные наперстки. Одни историки считают предком инструмента русские гусли, другие – кобзу. В некоторых летописях XIV века сохранились упоминания и рисунки, характеризующие некий музыкальный предмет, крайне распространенный в Киевской губернии.
Итак, арфа (от др.-германского Ћarрa), многострунный щипковый инструмент в виде большой треугольной рамы. Ранние изображения арфы отмечены 3-м тысячелетием до нашей эры. Современная педальная арфа изобретена в 1810 году С. Эраром во Франции. Различные типы арфы встречаются у многих народов мира. Используется арфа как оркестровый, ансамблевый и сольный инструмент.
Балалайка, русский 3-х струнный щипковый инструмент с треугольной декой. Известна балалайка с начала 18 века. Усовершенствована в 1880-х годах.
Лютня (польское lutnia, от арабского аль-уд, буквально дерево), старинный струнный (6-16 струн) щипковый музыкальный инструмент арабо-иранского происхождения. По звучанию близка гитаре. В Европе распространилась со времен арабского завоевания Испании (с 8 века).
Уд (аль-уд) представляет собой древний арабский музыкальный инструмент, прототип современной лютни. Также распространен и как народный азербайджанский музыкальный инструмент типа лютни.
Ситар (сетар), индивидуальный струнный щипковый музыкальный инструмент лютневого семейства. Распространен в Индии, Узбекистане, Таджикистане (сетар). С 1960-х годов используется в рок-музыке.
Мандолина (итальянское mandolino), струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни с овальным корпусом. Звук извлекается плектром. Инструмент итальянского происхождения, известен с 17 века. Наиболее популярна неаполитанская сопрановая мандолина с четырехпарными струнами.
Гитара (греческое kitЋara-кифара, испанское guitarra), струнный щипковый музыкальный инструмент лютневого типа с деревянным корпусом в виде восьмерки. С 13 века известна в Испании, затем в Италии, с 17-18 веков-в древних странах Европы и Америки (в том числе как народный инструмент). С 18 века общеупотребительной стала 6-струнная гитара, в России преимущественно 7-струнная. В современной эстрадной музыке используется электрогитара.
Лира (греческое lyra), древне-греческий струнный щипковый музыкальный инструмент, который считается символом поэтического творческого вдохновения. Игрой на лире сопровождалось исполнение произведений эпической и лирической поэзии (отсюда «лирика»). Среди многочисленных разновидностей-усовершенствованная кифара. Подобный тип инструмента был широко распространен во многих древних цивилизациях. С 11 века в Западной и Восточной Европе известна так называемая колесная лира. Является музыкальным инструментом украинских и белорусских певцов (украинская реля, рыля, белорусская лера). В Западной Европе 15-18 веков лира представляла собой струнный смычковый инструмент, близкий виолам, лютне, скрипке12.
Кифара (китара), греческое kitЋare, древне-греческий струнный щипковый музыкальный инструмент.
Гусли, русский струнный щипковый инструмент. Разновидности гуслей-крыловидные, шлемовидные, прямоугольные. Крыловидные (звончатые) гусли имеют 4-14 и более струн, шлемовидные-11-36, прямоугольные (столообразные)-55-56 струн. Упоминается данный музыкальный инструмент с 6 века. С 20 века используются главным образом прямоугольные гусли.
Домбра, казахский 2-струнный щипковый музыкальный инструмент. На домбре исполняются традиционные пьесы-кюи.
Для сведения: кюи, казахские народные инструментальные пьесы, которые исполнялись на домбре, а также и на других народных музыкальных инструментах.
Домра, древне-русский струнный щипковый музыкальный инструмент с овальным корпусом. Использовалась домра в 16-17 веках скоморохами. В конце 19 века было создано семейство 3-х струнных оркестровых домр, а в начале 20 века-семейство 4-х струнных домр13.
Для сведения: скоморохи-странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, акробаты. Известны с 11 века. Особенно были распространены в 15-17 веках.
Саз, струнный щипковый музыкальный инструмент с 3-4 парными или тройными струнами. Распространен саз среди народов Закавказья, Ирана, Афганистана, Турции и других странах Востока. Обычно на сазе аккомпанируют себе ашуги.
Тар (тара, тари) многострунный щипковый музыкальный инструмент, распространен на Кавказе и в Средней Азии.
Цитра (немецкое zitЋer), небольшой струнный щипковый музыкальный инструмент, обычно в виде фигурного ящика со струнами. Наиболее распространена в Австрии и Германии 19 века. Известна с древности.
Профессионалам в области народной музыки, которые после окончания вуза принимают решение работать по профессии, приходится сталкиваться с рядом проблем, и прежде всего - с недостатком финансирования народных ансамблей и мизерными зарплатами. В связи с такой ситуацией, как снежный ком, растет другая проблема - недостаток кадров. После окончания вуза специалисты в области народной музыки не работают по специальности, а те, кто работает в народных коллективах, вынуждены подрабатывать на нескольких работах.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ КРУПНОЙ ФОРМЫ14:
Концерты.
а. Марчаковский Александр - Концерт
б. Мясков Константин - Концерт №1.
в. Мясков Константин - Концерт №2.
г. Мясков Константин - Концерт №3.
д. Василенко Сергей - Концерт.
е. Воинов - Концерт.
ж. Вивальди Антонио - Концерт соль - мажор
з. Гайдамака Петр - Концерт
и. Кичанов Евгений - Концерт
РУССКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ КЛАССИКА:
а. Римский-Корсаков Николай - Пляска и песня скоморохов (П.Нечепор.)
б. Рубинштейн Антон - Мелодия №2.
в. Стравинский Игорь - Русский танец.
г. Даргомыжский Александр - Славянский танец (П.Нечепоренко)
д. Лядов Анатолий - Музыкальная табакерка (В.Ельчик)
е. Мусоргский Модест - Балет невылупившихся птенцов (В.Ельчик)
ж. Рахманинов Сергей - Романс Сирень
Рахманинов Сергей - Вокализ
ЗАРУБЕЖНАЯ
а. Альбенис Исаак - Кордова.
в. Альбенис Исаак - Серенада
г. Бах Иоганн Себастиан - Г авот из сонаты №6 (Крейслер Ф.)
3. ПЕРЕЛОЖЕНИЯ И ОРИГИНАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
а. Борисов Георгий - Экспромт.
б. Быков Евгений - Воронежские припевки.
в. Быков Евгений - Русский рэгтайм.
г. Василенко Сергей - Русская песня
д. Галаев Михаил - Татарский рок
е. Авксентьев Евгений - Юмореска.
ж. Андреев Василий - Вальс «Метеор». (В.Ельчик)
з. Андреев Василий - Вальс - Ручеёк (В.Щербаков)
и. Беллин В.- Пьеса в стиле кантри.
к. Богословский Никита - Вечное движение
«Домра»:
ПРОИЗВЕДЕНИЯ КРУПНОЙ ФОРМЫ - оригинальные:
а. Балай Л. Концерт для домры
б. Барчунов П. Концерт для домры №1, 2, 3, 4, 5
в. Будашкин Н. Концерт для домры в 3-х частях
Еще одним интересным щипковым инструментом является домбра, или дамбур. Считается национальным достоянием Казахстана. Представляет собой своеобразную гитару с двумя сильно натянутыми нейлоновыми струнами. Настраивается либо в квинту, либо в кварту. Лады должны быть жильными. Располагаются в самом верху грифа.
Самым популярным западным струнным инструментом считается мандолина. Звучание достигается щипковыми действиями по четырем двойным струнам. Отличаются такие инструменты по форме: удлиненные, лютневидные, плоскодонные. Необычным представителем является флорентийская мандолина, так как у нее пять струн.
Особенности гитары. Это самый распространенный инструмент в мире. Применяется как для сольного выступления, так и для аккомпанемента. Подходит для абсолютно любого направления и стиля музыки, от блюза до рока. К примеру, испанская гитара – струнный инструмент, который совместил в себе национальное звучание западноевропейских и арабских народов. Он состоит всего из пяти струн. Широкое распространение получил с XV века. Также не лишним будет вспомнить о национальной русской гитаре. Ее принципиальным отличием является количество струн – семь. Появилась она только в начале XIX века. В то время по популярности этому инструменту не было равных. На нем играли такие виртуозы своего дела, как Михаил Высоцкий, Семен Аксенов, Андрей Сихра и многие другие великие музыканты10.
Это музыкальные русские народные инструменты (струнные по категории, щипковые по типологии). Балалайка имеет треугольный корпус и три струны. Для звукоизвлечения необходимо ударять пальцем по натянутым нитям одновременно. Такое действие в древности называлось бряцанием. Балалайка – музыкальный инструмент, который является символом русской культуры наряду с гармонью. Корпус может быть от 60 до 170 см. По форме инструменты бывают слегка изогнутыми или овальными. Корпус состоит из шести отдельных сегментов. Верхушка грифа немного отогнута назад. Ладов может быть от 16 до 31. Струны на современных балалайках карбоновые. Благодаря этому достигается столь звонкое звучание
11.
Данный струнный щипковый инструмент считается в Украине народным. Корпус всегда овальный, имеется короткая шейка. Бандура – музыкальный инструмент с огромным количеством струн. В современных моделях их может быть до 64, в старинных вариациях – от 12 до 25. Тетива натягивается от края шейки до деки. Чем выше будет щипок по грифу, тем ниже будет звучание. Кроме того, бандура – музыкальный инструмент, который имеет отличительный тембр. Достигается он смешанным строем по регистрам. Для игры на бандуре следует защипывать струны. На пальцах должны быть надеты специальные наперстки. Одни историки считают предком инструмента русские гусли, другие – кобзу. В некоторых летописях XIV века сохранились упоминания и рисунки, характеризующие некий музыкальный предмет, крайне распространенный в Киевской губернии.
Итак, арфа (от др.-германского Ћarрa), многострунный щипковый инструмент в виде большой треугольной рамы. Ранние изображения арфы отмечены 3-м тысячелетием до нашей эры. Современная педальная арфа изобретена в 1810 году С. Эраром во Франции. Различные типы арфы встречаются у многих народов мира. Используется арфа как оркестровый, ансамблевый и сольный инструмент.
Балалайка, русский 3-х струнный щипковый инструмент с треугольной декой. Известна балалайка с начала 18 века. Усовершенствована в 1880-х годах.
Лютня (польское lutnia, от арабского аль-уд, буквально дерево), старинный струнный (6-16 струн) щипковый музыкальный инструмент арабо-иранского происхождения. По звучанию близка гитаре. В Европе распространилась со времен арабского завоевания Испании (с 8 века).
Уд (аль-уд) представляет собой древний арабский музыкальный инструмент, прототип современной лютни. Также распространен и как народный азербайджанский музыкальный инструмент типа лютни.
Ситар (сетар), индивидуальный струнный щипковый музыкальный инструмент лютневого семейства. Распространен в Индии, Узбекистане, Таджикистане (сетар). С 1960-х годов используется в рок-музыке.
Мандолина (итальянское mandolino), струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни с овальным корпусом. Звук извлекается плектром. Инструмент итальянского происхождения, известен с 17 века. Наиболее популярна неаполитанская сопрановая мандолина с четырехпарными струнами.
Гитара (греческое kitЋara-кифара, испанское guitarra), струнный щипковый музыкальный инструмент лютневого типа с деревянным корпусом в виде восьмерки. С 13 века известна в Испании, затем в Италии, с 17-18 веков-в древних странах Европы и Америки (в том числе как народный инструмент). С 18 века общеупотребительной стала 6-струнная гитара, в России преимущественно 7-струнная. В современной эстрадной музыке используется электрогитара.
Лира (греческое lyra), древне-греческий струнный щипковый музыкальный инструмент, который считается символом поэтического творческого вдохновения. Игрой на лире сопровождалось исполнение произведений эпической и лирической поэзии (отсюда «лирика»). Среди многочисленных разновидностей-усовершенствованная кифара. Подобный тип инструмента был широко распространен во многих древних цивилизациях. С 11 века в Западной и Восточной Европе известна так называемая колесная лира. Является музыкальным инструментом украинских и белорусских певцов (украинская реля, рыля, белорусская лера). В Западной Европе 15-18 веков лира представляла собой струнный смычковый инструмент, близкий виолам, лютне, скрипке12.
Кифара (китара), греческое kitЋare, древне-греческий струнный щипковый музыкальный инструмент.
Гусли, русский струнный щипковый инструмент. Разновидности гуслей-крыловидные, шлемовидные, прямоугольные. Крыловидные (звончатые) гусли имеют 4-14 и более струн, шлемовидные-11-36, прямоугольные (столообразные)-55-56 струн. Упоминается данный музыкальный инструмент с 6 века. С 20 века используются главным образом прямоугольные гусли.
Домбра, казахский 2-струнный щипковый музыкальный инструмент. На домбре исполняются традиционные пьесы-кюи.
Для сведения: кюи, казахские народные инструментальные пьесы, которые исполнялись на домбре, а также и на других народных музыкальных инструментах.
Домра, древне-русский струнный щипковый музыкальный инструмент с овальным корпусом. Использовалась домра в 16-17 веках скоморохами. В конце 19 века было создано семейство 3-х струнных оркестровых домр, а в начале 20 века-семейство 4-х струнных домр13.
Для сведения: скоморохи-странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, акробаты. Известны с 11 века. Особенно были распространены в 15-17 веках.
Саз, струнный щипковый музыкальный инструмент с 3-4 парными или тройными струнами. Распространен саз среди народов Закавказья, Ирана, Афганистана, Турции и других странах Востока. Обычно на сазе аккомпанируют себе ашуги.
Тар (тара, тари) многострунный щипковый музыкальный инструмент, распространен на Кавказе и в Средней Азии.
Цитра (немецкое zitЋer), небольшой струнный щипковый музыкальный инструмент, обычно в виде фигурного ящика со струнами. Наиболее распространена в Австрии и Германии 19 века. Известна с древности.
1.3 Произведения для струнных щипковых инструментов
Профессионалам в области народной музыки, которые после окончания вуза принимают решение работать по профессии, приходится сталкиваться с рядом проблем, и прежде всего - с недостатком финансирования народных ансамблей и мизерными зарплатами. В связи с такой ситуацией, как снежный ком, растет другая проблема - недостаток кадров. После окончания вуза специалисты в области народной музыки не работают по специальности, а те, кто работает в народных коллективах, вынуждены подрабатывать на нескольких работах.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ КРУПНОЙ ФОРМЫ14:
Концерты.
а. Марчаковский Александр - Концерт
б. Мясков Константин - Концерт №1.
в. Мясков Константин - Концерт №2.
г. Мясков Константин - Концерт №3.
д. Василенко Сергей - Концерт.
е. Воинов - Концерт.
ж. Вивальди Антонио - Концерт соль - мажор
з. Гайдамака Петр - Концерт
и. Кичанов Евгений - Концерт
РУССКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ КЛАССИКА:
а. Римский-Корсаков Николай - Пляска и песня скоморохов (П.Нечепор.)
б. Рубинштейн Антон - Мелодия №2.
в. Стравинский Игорь - Русский танец.
г. Даргомыжский Александр - Славянский танец (П.Нечепоренко)
д. Лядов Анатолий - Музыкальная табакерка (В.Ельчик)
е. Мусоргский Модест - Балет невылупившихся птенцов (В.Ельчик)
ж. Рахманинов Сергей - Романс Сирень
Рахманинов Сергей - Вокализ
ЗАРУБЕЖНАЯ
а. Альбенис Исаак - Кордова.
в. Альбенис Исаак - Серенада
г. Бах Иоганн Себастиан - Г авот из сонаты №6 (Крейслер Ф.)
3. ПЕРЕЛОЖЕНИЯ И ОРИГИНАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
а. Борисов Георгий - Экспромт.
б. Быков Евгений - Воронежские припевки.
в. Быков Евгений - Русский рэгтайм.
г. Василенко Сергей - Русская песня
д. Галаев Михаил - Татарский рок
е. Авксентьев Евгений - Юмореска.
ж. Андреев Василий - Вальс «Метеор». (В.Ельчик)
з. Андреев Василий - Вальс - Ручеёк (В.Щербаков)
и. Беллин В.- Пьеса в стиле кантри.
к. Богословский Никита - Вечное движение
«Домра»:
ПРОИЗВЕДЕНИЯ КРУПНОЙ ФОРМЫ - оригинальные:
а. Балай Л. Концерт для домры
б. Барчунов П. Концерт для домры №1, 2, 3, 4, 5
в. Будашкин Н. Концерт для домры в 3-х частях