Файл: Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов

1.1 Народные музыкальные инструменты

1.2 Классификация струнно щипковых народных инструментов

1.3 Произведения для струнных щипковых инструментов

2.1 История становления струнно-щипковых народных инструментов в России

2.2 Развитие струнно-щипковых народных инструментов в современной России

2.3 Струнно-щипковые народные инструменты как неотъемлемая составляющая отечественной музыкальной культуры

Выводы

Список литературы Вемировский Л. Механические и психофизиологические моменты в основных приёмах скрипичной техники. М.:Юргенсон, 2012. - 163 с. Игумнов Н. Мои исполнительские и педагогические принципы// Сов.музыка. 2010. № 4. С.68-74. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах: Учеб, пособие для музыкальных вузов и училищ / М.И. Имханицкий. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2002. - 351 с. Имханицкий М.И. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства. – М., 2006. Имханицкий М.И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. Каре А. История оркестровки. М.:Музыка, 2010. - 304 с. Клещев С. О методике воспитания пианистических движений // Сов.музыка. 2012.9.-С. 63-68. Коган Г. О «режиссерском» и «актёрском» начале в исполнительстве // Сов.музыка. 2014. № 5. С. 95-98. Коган Г. У врат мастерства. М.: Сов. композитор, 2010.-165 с. Когоутек Ц. Техника в композиции XX века. М.: Музыка, 2012. - 395 с. Колесников А. Акустические измерения. Л.-Судостроение, 2014. - 256 с. Королев Ю.Г. Ведущие исполнители на домре второй половины XX века: метод, пособие для студ. вузов культуры и искусств / Ю.Г. Королев ; КГУКИ. - Казань : Изд-во «ГранДан», 2003. - 27 с. Королев Ю.Г. Оркестровая литература: метод, пособие. Ч. 1 / Ю.Г. Королев; КГАКИ. - Казань, 1998. - 45 с. Королев Ю.Г. Сольное и оркестровое исполнительство на гуслях : метод, пособие / Ю.Г. Королев; КГУКИ. - Казань: ООО «Астория», 2007. - 29 с. Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: учеб. пособ. СПб.: Лань-Триада, 2012. - 960 с. Кузнецов Л. Акустика музыкальных инструментов. М.: Легпромбытиздат,2010. - 366 с. Леонов В. Целостный анализ звукоизЕлечения и звукообразования при игре на фаготе. Элиста: Калм.кн.изд-во,2013. -265 с. Музыкальная акустика. Изд.2-е. Ред.И.Гарбузова. М.: Музыка, 2013. - 236 с. Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: «Сов. энцикл», 2011. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 2013. 383 с. Национальные инструменты народов России. Проблемы исполнительства: история, теория, методика : сборник статей / Российский Дом народного творчества ; ред.-сост.: Л. А. Богуславская, А. И. Цеп. -М„ 2007. -63 с. Немировский Л. Акустика физическая, физиологическая и музыкальная.- М.:Госиздат, 2014. 216 с. Павлоцкая В.Дачерович А.,Лукьянов А. Акустика и электроакустическая аппаратура. М.: Искусство, 2010. - 223 с. Панкевич Г. Некоторые методологические проблемы исследования художественного процесса. Саратов: изд-во Саратовского университета, 2012. - 130 с. Пересада А. Справочник домриста: справочное издание/А. Пересада. - Краснодар: Краснодар, изд.-полиграф, произв. предприятие, 1993. - 399 с. Пистон У. Оркестровка. М.: Сов.композитор, 2011. - 464 с. Популярная музыка за рубежом: Иллюстрир. биобиблиографический справочник. 1928-1997 гг. / Ред. В. В. Ястребов. - Ульяновск: «Симбвестинфо», 1997. - 462 с. Порвенков В. Акустика и настройка музыкальных инструментов. М.: Музыка, 2011. - 190 с. Пухначев Ю. Загадки звучащего металла. М.-Наука, 2012. - 127 с. Раппопорт С. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 2010. -178 с. Разевский 3. Школа игры на инструментах. Рига, 2010. - 215 с. Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр. М.: Музыка, 2014. - T.I. Сабинина М. Шостакович симфонист. - М.: Myзыка, 2012.-476 с. Снегирев В. Школа игры на двухрядном ксилофоне (маримбе). М.: Музыка, 2014. - 126 с. Соколов А. Музыкальная композиция XX века; диалектика творчества. М.: My зыка, 2013. - 228 с. Соловцов А. Симфонические произведения Римского-Корсакова. М.: Госмузиздат, 2011. - 200 с. Стравинский И. Диалоги. Л.: Музыка, 2013. - 494 с. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: АШ СССР, 2010. 335 с. Тейлор Ч. Физика музыкальных звуков. М.: Легкая индустрия, 2012. - 184 с. Усов Ю. От редактора-составителя // Вопросы музыкальной педагогики. М.: My зыка, 2014. - Вып.4. - С.3-5. Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. М.:Музыка,2010. - 2-е изд. - 206 с. Усов, Артем Александрович. Сонаты для балалайки. История и современность: монография / А. А. Усов. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2009. - 177 с. Факультет народных инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных: Сб. ст. и материалов. - М: РАМ им. Гнесиных, 2000. - 335 с. Фант Г. Акустическая теория звукообразования.

Приложение



Невозможно не упомянуть гусли, по виду напоминавшие кантеле – инструмент родом из Финляндии. Скорее всего, на их создание русских вдохновили традиции этой страны. К сожалению, в ХХ столетии такие гусли были совершенно забыты.

Балалайка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600-700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII-XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка - один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек - нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16-31 металлических ладов (до конца XIX века - 5-7 навязных ладов).

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.

Введённый Андреевым строй (две струны в унисон - нота «ми», одна - на кварту выше - нота «ля» (и «ми», и «ля» первой октавы) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй - первая струна «соль», вторая - «ми», третья - «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков.

Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана4.

Срок обучения на балалайке в детской музыкальной школе составляет 5 - 7 лет (в зависимости от возраста учащегося), а в среднем учебном заведении - 4 года, в высшем учебном заведении 4-5 лет. Репертуар: обработки народных песен, переложения классических произведений, авторская музыка.


Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см.) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»)5.

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. Налимову и другим. Андреев предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготовить из бука, а также укоротить (до 600-700 мм). Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, приму, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки. Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. Ее размеры очень разнятся: бывают модели, размер которых достигает 600 мм, но также встречаются виды длиной 1,7 метров. В первом случае речь идет о так называемой приме, а во втором – о балалайке-контрабасе. Этот инструмент имеет немного выгнутый корпус из дерева, но в XVIII-XIX столетиях встречались также овальные. Если спросить любого иностранца, с чем ассоциируется у него Россия, то ему непременно придет в голову балалайка. Гармонь и жалейка – тоже символы нашей страны, однако менее популярные.

Звучание у балалайки громкое, но нежное. Самые распространенные приемы игры – одинарное и двойное пиццикато. Не последнее место занимают также бряцание, дроби, вибрато, тремоло. Народные инструменты, в том числе и балалайка, звучат довольно мягко, хотя и звонко. Мелодии получаются очень душевными и зачастую печальными.

Балалайка-контрабас. Раньше у этого инструмента не было устоявшегося, повсеместно используемого строя.

Каждый музыкант настраивал его в соответствии со своими предпочтениями, настроением играемых мелодий и местными обычаями. Однако в XIX столетии В. Андреев кардинально изменил эту ситуацию, после чего балалайка стала непременным атрибутом многих концертов. Народные инструменты, фото которых вы видите

, и сегодня многие музыканты используют в своих выступлениях.

Строй, созданный Андреевым, завоевал огромную популярность среди исполнителей, разъезжающих по стране. Он стал именоваться академическим. Помимо него, есть и так называемый народный строй. В данном случае легче брать трезвучия, а сложность заключается в том, что достаточно трудно использовать открытые струны. Помимо всего перечисленного, существуют и местные способы настройки балалайки. Их насчитывается двадцать.

Можно сказать, что балалайка – довольно популярный народный инструмент. Многие учатся играть на ней в музыкальных школах нашей страны, а также Казахстана, Украины и Белоруссии. Народные инструменты сегодня привлекают немало молодых людей, и это радует.

Гармонь - язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Гармонями называются все ручные гармоники, не относящиеся к баяну и различным и аккордеонам6.

Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками и(или) клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента - при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд (примечание: гармонь «черепашка» не имеет левой клавиатуры); на правой играется мелодия. Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента

Ложки. Наши предки играли и на них. Минимальное количество ложек, приходящихся на одного музыканта – три, максимальное – пять.

Деревянные ложки используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения.

Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.

В Белоруссии при игре традиционно используются только две ложки. Кроме того, ложки широко используются в американской фолк-музыке и менестрель-шоу. Британская арт-рок-группа Caravan на своих выступлениях использует электрические ложки (ложки, снабженные устройством электрического усиления звука), на которых играет Джефф Ричардсон.


Эти русские народные инструменты могут быть разного размера. При ударе ложек друг о друга выпуклой частью получается характерный звук. Высота его может колебаться в зависимости от способа его получения.

Музыкант, как правило, играет на трех ложках: одну он держит в правой руке, а оставшиеся две располагает между фалангами левой. Это несложно себе представить. Большинство исполнителей совершает удары по ноге или руке. Объясняется это тем, что так намного удобнее. Удары совершаются одной ложкой по двум, зажатым в левой руке. В некоторых случаях черпаки дополняются небольшими колокольчиками.

Следует отметить, что черпаки широко распространены среди фолк-исполнителей из США и Британии. Джефф Ричардсон, участник английского арт-рок-коллектива Caravan, во время концертов играет на электрических ложках7.

В давние времена на Украине были распространены цимбалы, волынки, торбаны, скрипки, гусли и другие духовые, ударные, а также струнные инструменты. В большинстве случаев их изготавливали из различных подручных материалов (кости зверей, кожа, древесина).

Наибольшую популярность получила кобза-бандура, без которой невозможно представить украинский эпос.

Широкую известность завоевали также гусли. Это старинный инструмент со струнами, их могло быть много, вплоть до тридцати или сорока. Помимо украинцев и русских, на них играли чехи, белорусы и многие другие народности. Это говорит о том, что гусли действительно великолепны, они и сегодня не должны быть забыты.


1.2 Классификация струнно щипковых народных инструментов


Струнными называют музыкальные инструменты, в которых источником звука является колебание струн. В системе классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля – Закса они получили название «хордофоны»8.

Предком современных струнных музыкальных инструментов считается древнегреческая кифара. Прототипом ей послужил охотничий лук, издававший при натягивании тетивы медленный угасающий звук. Со временем вместо одной струны стали использовать несколько, разной толщины и длины. А при изменении силы натяжения струн удалось получить различное по высоте звучание. Способы извлечения звука из них также различались. На гитаре играли пальцами, а для игры на мандолине использовали специальную пластинку, плектр. Позже появились различные палочки и молоточки, вызывающие вибрацию струн. Именно этот принцип лег в основу фортепиано.

Подвид струнных музыкальных инструментов, щипковые – это сольные, часто любительские, инструменты. К этому же типу инструментов относят балалайки, гусли, домры и их разновидности – от пикколо до контрабаса. Они особенно популярны в фольклорных оркестрах, реже используются в симфонических9.

Струнными называются музыкальные инструменты, источником звука в которых является вибрация струн. В международной классификации они именуются как хордофоны. Наиболее известными и популярными инструментами этого класса считаются: гитара, скрипка, альт, арфа, домбра, балалайка, кобыз, гусли, виолончель и многие другие.

Аль-уд, или просто уд, является настоящим культурным достоянием Средневекового Востока. В переводе с арабского название инструмента означает «дерево». Корпус имеет округлую форму. Гриф относительно короткий, без ладов. Именно поэтому у аль-уда столь уникальное звучание. Комбинация струн состоит из 5 пар. Все они должны быть настроены в унисон. Есть и альтернативные версии инструмента с 13 струнами. Изготавливается тетива из нейлона, в древности – из кишки животного.

Арфа – музыкальный инструмент