Файл: Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов

1.1 Народные музыкальные инструменты

1.2 Классификация струнно щипковых народных инструментов

1.3 Произведения для струнных щипковых инструментов

2.1 История становления струнно-щипковых народных инструментов в России

2.2 Развитие струнно-щипковых народных инструментов в современной России

2.3 Струнно-щипковые народные инструменты как неотъемлемая составляющая отечественной музыкальной культуры

Выводы

Список литературы Вемировский Л. Механические и психофизиологические моменты в основных приёмах скрипичной техники. М.:Юргенсон, 2012. - 163 с. Игумнов Н. Мои исполнительские и педагогические принципы// Сов.музыка. 2010. № 4. С.68-74. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах: Учеб, пособие для музыкальных вузов и училищ / М.И. Имханицкий. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2002. - 351 с. Имханицкий М.И. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства. – М., 2006. Имханицкий М.И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. Каре А. История оркестровки. М.:Музыка, 2010. - 304 с. Клещев С. О методике воспитания пианистических движений // Сов.музыка. 2012.9.-С. 63-68. Коган Г. О «режиссерском» и «актёрском» начале в исполнительстве // Сов.музыка. 2014. № 5. С. 95-98. Коган Г. У врат мастерства. М.: Сов. композитор, 2010.-165 с. Когоутек Ц. Техника в композиции XX века. М.: Музыка, 2012. - 395 с. Колесников А. Акустические измерения. Л.-Судостроение, 2014. - 256 с. Королев Ю.Г. Ведущие исполнители на домре второй половины XX века: метод, пособие для студ. вузов культуры и искусств / Ю.Г. Королев ; КГУКИ. - Казань : Изд-во «ГранДан», 2003. - 27 с. Королев Ю.Г. Оркестровая литература: метод, пособие. Ч. 1 / Ю.Г. Королев; КГАКИ. - Казань, 1998. - 45 с. Королев Ю.Г. Сольное и оркестровое исполнительство на гуслях : метод, пособие / Ю.Г. Королев; КГУКИ. - Казань: ООО «Астория», 2007. - 29 с. Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: учеб. пособ. СПб.: Лань-Триада, 2012. - 960 с. Кузнецов Л. Акустика музыкальных инструментов. М.: Легпромбытиздат,2010. - 366 с. Леонов В. Целостный анализ звукоизЕлечения и звукообразования при игре на фаготе. Элиста: Калм.кн.изд-во,2013. -265 с. Музыкальная акустика. Изд.2-е. Ред.И.Гарбузова. М.: Музыка, 2013. - 236 с. Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: «Сов. энцикл», 2011. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 2013. 383 с. Национальные инструменты народов России. Проблемы исполнительства: история, теория, методика : сборник статей / Российский Дом народного творчества ; ред.-сост.: Л. А. Богуславская, А. И. Цеп. -М„ 2007. -63 с. Немировский Л. Акустика физическая, физиологическая и музыкальная.- М.:Госиздат, 2014. 216 с. Павлоцкая В.Дачерович А.,Лукьянов А. Акустика и электроакустическая аппаратура. М.: Искусство, 2010. - 223 с. Панкевич Г. Некоторые методологические проблемы исследования художественного процесса. Саратов: изд-во Саратовского университета, 2012. - 130 с. Пересада А. Справочник домриста: справочное издание/А. Пересада. - Краснодар: Краснодар, изд.-полиграф, произв. предприятие, 1993. - 399 с. Пистон У. Оркестровка. М.: Сов.композитор, 2011. - 464 с. Популярная музыка за рубежом: Иллюстрир. биобиблиографический справочник. 1928-1997 гг. / Ред. В. В. Ястребов. - Ульяновск: «Симбвестинфо», 1997. - 462 с. Порвенков В. Акустика и настройка музыкальных инструментов. М.: Музыка, 2011. - 190 с. Пухначев Ю. Загадки звучащего металла. М.-Наука, 2012. - 127 с. Раппопорт С. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 2010. -178 с. Разевский 3. Школа игры на инструментах. Рига, 2010. - 215 с. Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр. М.: Музыка, 2014. - T.I. Сабинина М. Шостакович симфонист. - М.: Myзыка, 2012.-476 с. Снегирев В. Школа игры на двухрядном ксилофоне (маримбе). М.: Музыка, 2014. - 126 с. Соколов А. Музыкальная композиция XX века; диалектика творчества. М.: My зыка, 2013. - 228 с. Соловцов А. Симфонические произведения Римского-Корсакова. М.: Госмузиздат, 2011. - 200 с. Стравинский И. Диалоги. Л.: Музыка, 2013. - 494 с. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: АШ СССР, 2010. 335 с. Тейлор Ч. Физика музыкальных звуков. М.: Легкая индустрия, 2012. - 184 с. Усов Ю. От редактора-составителя // Вопросы музыкальной педагогики. М.: My зыка, 2014. - Вып.4. - С.3-5. Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. М.:Музыка,2010. - 2-е изд. - 206 с. Усов, Артем Александрович. Сонаты для балалайки. История и современность: монография / А. А. Усов. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2009. - 177 с. Факультет народных инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных: Сб. ст. и материалов. - М: РАМ им. Гнесиных, 2000. - 335 с. Фант Г. Акустическая теория звукообразования.

Приложение



Гусли - многострунный щипковый русский народный инструмент. Щипковые инструменты гусельного типа имеют более чем тысячелетнюю историю. У разных народов свои названия инструмента: литовский «канк- лес», карело-финский «кантеле», эстонский «канкель», чувашский «кесле», марийский «кюсле». Первые сведения о щипковых струнных инструментах исследователи относят ко II веку новой эры. В Древней Руси гусли являлись одним из наиболее распространенных музыкальных инструментов. В произ­ведениях устного народного творчества (былинах, сказаниях) его бытование связано с образами гусляров - «гудцов» Садко, Добрыни Никитича, Бояна22.

О древнем происхождении гуслей свидетельствуют письменные и иконогра­фические источники: фрески Софийского собора в Киеве, миниатюры древ­нерусских летописей и находки археологических раскопок. Исследователь русских народных инструментов А. С. Фаминцын в своем очерке «Гусли» отмечал, что «и гусли, и смычки, и сопели, и всякое гудение» упоминаются в «Стоглаве», «гусельники, домрачеи и скрипотчики» - в царских грамотах и наказах. Скоморохи наряду с другими инструментами (сопелями, дудками, гудками) играли в старину и на гуслях. В русских народных песнях их назы­вали еще «звонкими» или «звончатыми», потому что установленные на них металлические струны при игре звонко звучали.

«Гусельная доска», «досточка гусельная» - под таким названием упо­минаются в песнях и былинах гусли. Корпус гуслей состоял из нескольких дощечек, собранных в широкий и плоский ящик, с резонаторным устройст­вом. Материалом для изготовления служили явор (разновидность клена с бе­лой древесиной), рябина, яблоня, ель.

На корпус устанавливалось пять струн, так как исследователи- музыковеды считают, что пятиструнность гуслей соответствовала пяти­тоновому ладу русской песни. На протяжении многих веков гусли усовер­шенствовались, изменяли форму, увеличивалось количество струн и так да­лее.

Время возникновения прямоугольных гуслей, как полагают исследова­тели, относится к периоду возникновения Государевой потешной палаты в начале XVII века, под воздействием западноевропейских струнных клавиш­ных инструментов - клавикорда и сшинета, которые появились при Москов­ском дворе, так как корпус прямоугольных гуслей совершенно сходен с кор­пусом клавикорда. И естественно, что такой сложный по конструкции и большой по размеру инструмент мог сконструировать только опытный мас­тер или содружество мастеров и музыкантов высокой квалификации, како­выми и обладала в то время Государева потешная палата. Изобретатели пря­моугольных гуслей, по музыкально-акустическим и техническим качествам, сумели во многом обойти недостатки клавикорды и клавесина такие, как сла­бость и механичность звучания, и в тоже время сохранить многовековую гу­сельную культуру русского народа
23.

На протяжении многовековой истории становления народной инстру­ментальной культуры гусли сыграли огромную роль, где самой совершенной разновидностью русских гуслей были прямоугольные гусли, репертуар кото­рых в основном состоял из народных песен и танцев. Игрой на прямоугольных гуслях увлекались великий русский поэт Г. Р. Державин и композитор О. А. Козловский, они играли дуэтом. В 1776 году придворный певец и гусляр, композитор В. Ф. Трутовский издал первый нотный сборник русских народ­ных песен с аккомпанементом гуслей. Позднее были изданы школы-самоучители М. Померанцева (1802 год) и Ф. Кушенова-Дмитриевского (1806 год), которые были известными гуслярами - исполнителями и педагогами.

Именно к началу XIX века исполнительство на гуслях получило ши­рокое распространение в России, где основную часть репертуара составля­ли главным образом вариационные обработки русских народных песен, а также танцев, переложения оперных отрывков и арий.

По свидетельству К. Верткова, в 1914 году Н. П. Фомин приспособил для прямоугольных гуслей простую, остроумно сконструированную и на­дежную в работе клавишную механику. Механика представляла собой демпферную систему, управляемую при помощи 12 клавишей (одна окта­ва) фортепьянного образца. При исходном положении клавиш демпферы глушат все струны. Набирая левой рукой на клавишах нужный аккорд, ос­вобождают соответствующие струны во всех октавах и, проводя затем по струнам медиатором, извлекаются звуки. Основным приемом игры на та­ких клавишных гуслях (такое они название получили) является глиссандо, но возможно и выщипывание по одной ноте, так как в первую очередь гус­ли являются инструментом гармоническим и хорошо звучат в ансамбле с прямоугольными щипковыми гуслями. Клавишные прямоугольные гусли до настоящего времени использу­ются в оркестрах русских народных инструментов24.

Домра - один из самых древнейших струнных щипковых русских ин­струментов, хотя вопрос о происхождении и бытовании домры на Руси ос­тался так до конца не выясненным.

Истоки появления домры уходят в далекую древность. Упоминание о тамбуровидном инструменте встречается у арабского путешественника X века Ибн-Фадлаха, который побывал на реке Волге в 921 году и при описа­нии погребального обряда у русов отмечал, что умершему ставили в могилу наряду с пищей и питьем также и «тунбур» - струнный инструмент с круг­лым «ящиком и длинной ручкой для струн».



Этот факт доказывает, что инструмент домрового типа существовал у славянских племен еще до принятия христианства и татаро-монгольского нашествия, и что опровергает мнение о заимствовании домры как нацио­нального инструмента у Восточных народов в эпоху татаро-монгольского ига.

Литературные источники XVI - XVII веков свидетельствуют, что в этот период домра была одним из самых распространенных и любимых инструментов.

В Москве в XVII веке существовал даже так называемый «домерный ряд», где наряду с другими инструментами продавали домры.

К XVII веку домровое исполнительство на Руси достигло такой по­пулярности, что даже гусли в значительной степени уступали место дом­рам. Это вызвало необходимость в создании народного промысла по изго­товлению домр и струн к ним. О том, что домры изготовлялись в большом количестве и не только в Москве, - убедительно свидетельствуют тамо­женные книги XVII столетия. Именно на XVI - XVII века приходится рас­цвет народно-инструментального искусства на Руси, поэтому изучение ру­кописных миниатюр XVI - XVII столетий, преимущественно церковных, позволило М. И. Имханицкому сделать вывод, что древнерусская домра существовала в XVI - XVII столетиях в двух вариантах25.

Однако, учитывая то, что русские народные инструменты не могли развиваться изолированно от инструментов других народов, нетрудно об­наружить, что существовал целый ряд инструментов, чрезвычайно схожих с домрой. С домрой схожа домбра у казахов, думбыра - у башкир, танбур - у узбеков, дутар - у таджиков, бандура - у украинцев и другие инструмен­ты. Все перечисленные инструменты, как и русская домра, принадлежат к семейству тамбуровых инструментов и ведут свое начало от древнего вос­точного тамбура.

Таким образом, становление домры, как трех, так и четырехструнной в основном завершилось уже через несколько лет после её возрождения. В дальнейшем многими мастерами и исполнителями делались попытки по расширению диапазона обоих видов инструментов, а также улучшения их акустических качеств.

Можно отметить, что домра, как концертный сольный инструмент, самый молодой инструмент, а в ряду всех русских народных инструментов - один из наиболее старинных. Домра, изначально была предназначена ис­ключительно для оркестрового исполнительства, и лишь несколько лет спустя после возрождения - обрела свое сольное существование.


Балалайка - один из самых популярных русских народных музы­кальных инструментов. Сегодня даже человеку несведущему в музыке и далекому от музыкальной культуры России не имеет смысла объяснять, как выглядит балалайка. Однако мнение о балалайке, как об инструменте с древнейшей историей, несколько ошибочно. Если сравнить возраст бала­лайки с возрастом таких инструментов, как гусли, гудок или древняя дом­ра, то окажется, что балалайка довольно молодой инструмент26.

Первые упоминания о балалайке, известные в настоящее время, от­носятся к 1688 году. В документе «Память из Стрелецкого приказа в Ма­лороссийский приказ» о балалайке говорится как об инструменте обыден­ном, типичном, что дает основание отнести ее происхождение к началу XVII века.

Количество струн на древних балалайках было от двух до пяти. Сами струны использовались медные или кишечные. Не одинаковыми были как размеры инструмента, так и форма корпуса.

Как описывают исследователи, балалайки - это круглые, трапецие­видные, треугольные или квадратные инструменты, изготовленные из цельного куска дерева или высушенной тыквы Предпочтение, однако, от­давалось треугольным формам. Описание исполнения на древних балалай­ках говорят о наличии бурдонной (постоянно звучащей) струны. Основ­ным приемом игры являлось бряцание, то есть удар указательным пальцем одновременно по всем струнам.

В зависимости от формы и размеров инструмента различались спо­собы держания балалайки. Нередко исполнители играли стоя, пританцовы­вая, инструмент в таких случаях висел на подвязках. При игре сидя инст­румент лежал на бедре или у правого бедра. Иногда корпус балалайки держали между колен или упирали в длинную рубаху. Такая посадка по­зволяла удобно играть на инструменте с длинным грифом в его нижнем диапазоне. Народные балалайки были инструментами диатоническими, на их грифе располагалось 5-7 ладов, функции которых исполняли жильные перевязи. Профессиональные музыканты, увлекавшиеся игрой на балалай­ке, часто использовали без ладовые инструменты, делая таким образом диатонический инструмент - хроматическим.

Одним из первых исполнителей на балалайке исследователи называ­ют известного скрипача, композитора и дирижера Ивана Евстафьевича Хандошкина (1747-1804). Первоначально И. Хандошкин играл на инстру­менте, изготовленном из высохшей тыквы. Для улучшения звучания инст­румента его корпус изнутри был обклеен битым хрусталем. Позднее зна­менитый скрипичный мастер Иван Батов изготовил для И. Хандошкина новый инструмент. Исследователь А. Пересада предполагает, что в этом инструменте были врезные лады
27.

Среди известных исполнителей-балалаечников упоминаются: при­дворный скрипач царицы Екатерины второй - И. Ф. Яблочкин (ученик И. Хандошкина как по скрипке, так и по балалайке), московский скрипач, композитор и дирижер - В. И. Радивилов (1805-1863). В начале XIX века было издано и первое произведение для балалайки - вариации на тему рус­ской народной песни "Ельник, мой ельник" известного оперного певца Мариинского театра Н. В. Лаврова.

Все вышеизложенные факты говорят о том, что к началу XIX века балалайка становится популярной не только в крестьянской, но и в город­ской среде. Иногда интерес к этому инструменту проявлялся и в высшем свете среди профессиональных музыкантов.

О том, что балалайка - это новый инструмент, иногда внешне похо­жий на домру, но функционально отличный от нее, говорит ряд фактов. Первый из них - это одновременное их существование. Последние упоми­нания о домре относятся к 1754 году, балалайка же впервые упоминается в 1688 году. Будучи инструментом профессиональных музыкантов - скомо­рохов, домра чаще использовалась как инструмент мелодичный, и для лучшего использования в ансамбле имела тесситурные разновидности.

В исторических документах до сих пор не найдены упоминания о существовании тесситурных разновидностей народной балалайки. Бала­лайка использовалась в ансамбле, но с другими инструментами. Следова­тельно, утверждение о том, что балалайка - это «законспирированная» домра вызывает большие сомнения28.

После царского указа 1648 года были уничтожены не только сами музыкальные инструменты, но и запрещено их производство. В связи с этим промысел по изготовлению струнных инструментов, в частности домр, был утерян. На этом была основана гипотеза, связывающая появле­ние балалайки с ее конструктивной примитивностью, возможностью кус­тарного ее изготовления.

Становление аккордово-гармонического стиля обусловило наличие новых закономерностей в интонационном строе народных песен и плясок. В частности, в них все более стала ощущаться опора на гармонию, склады­вающуюся преимущественно из чередования тонических, доминантовых и субдоминантовых трезвучий. Ощутимее стала и квадратность членения музыки, и конечно же, особенно необходимым стало наличие ясного ак­кордового сопровождения в аккомпанементе.