Файл: Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов 6.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов
1.1 Народные музыкальные инструменты
1.2 Классификация струнно щипковых народных инструментов
1.3 Произведения для струнных щипковых инструментов
2.1 История становления струнно-щипковых народных инструментов в России
2.2 Развитие струнно-щипковых народных инструментов в современной России
Выводы
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Народно-инструментальная музыка, этапы ее развития и формирования, возрождение ее традиций остается еще весьма малоизученной областью русской музыкальной культуры. В настоящее время еще недостаточно издано научно-исследовательских работ, которые прослеживали бы многовековой исторический путь эволюции русской народно-инструментальной культуры, хотя учеными найдено и исследовано немало исторических документов, свидетельствующих о бытовании инструментальной музыки еще с древних времен. Это памятники устного народного творчества (былины, песни, сказки, поговорки). Это памятники изобразительного искусства (миниатюры, фрески, иконы). Это свидетельства иностранных историков-путешественников. Это различные письменные источники, среди которых: летописи, административно-духовные книги и прочие документы.
Музыка образуется посредством колебания одной или нескольких сильно натянутых нитей, представляющих собой своеобразную тетиву. Называется это приспособление струной. Она натягивается между перемычками на корпусе инструмента. Различаются такие нити по материалу, из которых их изготавливают. Это может быть и медь, и серебро, и нейлон.
Сегодня выделяют следующие типы струнных инструментов:
1. Щипковые. Примерами являются гитары, гусли, балалайки, арфы, домбры, ситары, уды, укулеле и прочее. Здесь главным способом получения звучания является щипок. Это действие осуществляется либо пальцем, либо специальным плектром. Стоит отметить, что к данной классификации иногда относят и некоторые клавишные инструменты. Ярким примером является клавесин, где по струне вибрирует пластиковый язычок.
2. Смычковые. Самыми известными представителями этой группы являются такие струнные музыкальные инструменты, как скрипка, кобыз, контрабас, альт и виолончель. Для получения звука используется специальный смычок из дерева и натянутых волосков по концам конструкции. Ведение такого приспособления по струнам вызывает краткосрочную мелодичную вибрацию.
3. Ударные. Эти струнные музыкальные инструменты требуют дополнительных аксессуаров для игры. Таковым является маленький молоточек. Ударным струнным инструментом в редких случаях считают фортепиано. Однако самым известным примером будут цимбалы. Примечательно, что все действия молоточком производятся самим играющим.
4. Остальные. Все прочие струнные музыкальные инструменты, которые не попали в общепринятую классификацию, принадлежат неопределенному виду. Например, эоловая арфа. Для звукоизвлечения потребуется колебание тетивы, вызванное потоком воздуха.
Струнные щипковые музыкальные инструменты - группа струнных музыкальных инструментов, источником звука которых являются натянутые струны, а звукоизвлечение осуществляется защипыванием струн пальцами, плектром или другим приспособлением.
Многие щипковые инструменты относятся к семейству лютни, и состоят из резонирующего корпуса и грифа. Инструменты семейства цитры не имеют грифа, их струны крепятся к корпусу, вдоль (например, гусли) или поперёк (арфа).
Тем не менее, на сегодняшний день самой распространенной считается гитара классическая. Она бывает разных размеров, может отличаться креплениями грифа, однако одно остается неизменным – число струн. Их в классической гитаре должно быть шесть. Кроме того, она имеет конструкцию колкового механизма. Гитара классическая бывает акустической и электронной.
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его культурного наследия, и, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.
Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность
К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под воздействием активного вторжения рыночных отношений стало на путь примитивизации и коммерциализации, программирующий на одностороннее, упрощенное стандартизированное миросозерцание, легко управляемое средствами массовой информации. Между тем, доступность музыки не обуславливает ее высокую художественную ценность. Происходит объединение художественного восприятия, что сказывается на духовном развитии личности и народа в целом.
Одной из возможностей избежать такой ситуации является опора музыкального воспитания на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах. Следует отметить, что народная культура - это не застывшая форма, отображающая когда-то происходившие процессы, не догма определенных проявлений личности, а живой, подвижный, но не изменяющий своим этнокультурным и традиционным корням феномен.
В процессе исторического развития продолжали жить те явления и предметы, которые были необходимы для существования духовной культуры народа. Их значимость изменялась в зависимости от социальных условий и ценностных ориентаций общества, социальной группы конкретного человека. Преемственность поколений позволяла сохранять самобытную духовную культуру народа, следовать ее лучшим образцам.
Если рассматривать в эволюции продукты народной художественной культуры, в том числе исполнительские традиции на народных музыкальных инструментах, то можно заметить, что в настоящее время развивается естественный процесс творческой трансформации народного искусства, сочетающегося с обращением к его первоистокам.
Список литературы
-
Вемировский Л. Механические и психофизиологические моменты в основных приёмах скрипичной техники. М.:Юргенсон, 2012. - 163 с.
-
Игумнов Н. Мои исполнительские и педагогические принципы// Сов.музыка. 2010. № 4. С.68-74.
-
Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах: Учеб, пособие для музыкальных вузов и училищ / М.И. Имханицкий. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2002. - 351 с.
-
Имханицкий М.И. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2004.
-
Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства. – М., 2006.
-
Имханицкий М.И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2008.
-
Каре А. История оркестровки. М.:Музыка, 2010. - 304 с.
-
Клещев С. О методике воспитания пианистических движений // Сов.музыка. 2012.9.-С. 63-68.
-
Коган Г. О «режиссерском» и «актёрском» начале в исполнительстве // Сов.музыка. 2014. № 5. С. 95-98.
-
Коган Г. У врат мастерства. М.: Сов. композитор, 2010.-165 с.
-
Когоутек Ц. Техника в композиции XX века. М.: Музыка, 2012. - 395 с.
-
Колесников А. Акустические измерения. Л.-Судостроение, 2014. - 256 с.
-
Королев Ю.Г. Ведущие исполнители на домре второй половины XX века: метод, пособие для студ. вузов культуры и искусств / Ю.Г. Королев ; КГУКИ. - Казань : Изд-во «ГранДан», 2003. - 27 с.
-
Королев Ю.Г. Оркестровая литература: метод, пособие. Ч. 1 / Ю.Г. Королев; КГАКИ. - Казань, 1998. - 45 с.
-
Королев Ю.Г. Сольное и оркестровое исполнительство на гуслях : метод, пособие / Ю.Г. Королев; КГУКИ. - Казань: ООО «Астория», 2007. - 29 с.
-
Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: учеб. пособ. СПб.: Лань-Триада, 2012. - 960 с.
-
Кузнецов Л. Акустика музыкальных инструментов. М.: Легпромбытиздат,2010. - 366 с.
-
Леонов В. Целостный анализ звукоизЕлечения и звукообразования при игре на фаготе. Элиста: Калм.кн.изд-во,2013. -265 с.
-
Музыкальная акустика. Изд.2-е. Ред.И.Гарбузова. М.: Музыка, 2013. - 236 с.
-
Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: «Сов. энцикл», 2011.
-
Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 2013. 383 с.
-
Национальные инструменты народов России. Проблемы исполнительства: история, теория, методика : сборник статей / Российский Дом народного творчества ; ред.-сост.: Л. А. Богуславская, А. И. Цеп. -М„ 2007. -63 с.
-
Немировский Л. Акустика физическая, физиологическая и музыкальная.- М.:Госиздат, 2014. 216 с.
-
Павлоцкая В.Дачерович А.,Лукьянов А. Акустика и электроакустическая аппаратура. М.: Искусство, 2010. - 223 с.
-
Панкевич Г. Некоторые методологические проблемы исследования художественного процесса. Саратов: изд-во Саратовского университета, 2012. - 130 с.
-
Пересада А. Справочник домриста: справочное издание/А. Пересада. - Краснодар: Краснодар, изд.-полиграф, произв. предприятие, 1993. - 399 с.
-
Пистон У. Оркестровка. М.: Сов.композитор, 2011. - 464 с.
-
Популярная музыка за рубежом: Иллюстрир. биобиблиографический справочник. 1928-1997 гг. / Ред. В. В. Ястребов. - Ульяновск: «Симбвестинфо», 1997. - 462 с.
-
Порвенков В. Акустика и настройка музыкальных инструментов. М.: Музыка, 2011. - 190 с.
-
Пухначев Ю. Загадки звучащего металла. М.-Наука, 2012. - 127 с.
-
Раппопорт С. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 2010. -178 с.
-
Разевский 3. Школа игры на инструментах. Рига, 2010. - 215 с.
-
Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр. М.: Музыка, 2014. - T.I.
-
Сабинина М. Шостакович симфонист. - М.: Myзыка, 2012.-476 с.
-
Снегирев В. Школа игры на двухрядном ксилофоне (маримбе). М.: Музыка, 2014. - 126 с.
-
Соколов А. Музыкальная композиция XX века; диалектика творчества. М.: My зыка, 2013. - 228 с.
-
Соловцов А. Симфонические произведения Римского-Корсакова. М.: Госмузиздат, 2011. - 200 с.
-
Стравинский И. Диалоги. Л.: Музыка, 2013. - 494 с.
-
Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: АШ СССР, 2010. 335 с.
-
Тейлор Ч. Физика музыкальных звуков. М.: Легкая индустрия, 2012. - 184 с.
-
Усов Ю. От редактора-составителя // Вопросы музыкальной педагогики. М.: My зыка, 2014. - Вып.4. - С.3-5.
-
Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. М.:Музыка,2010. - 2-е изд. - 206 с.
-
Усов, Артем Александрович. Сонаты для балалайки. История и современность: монография / А. А. Усов. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2009. - 177 с.
-
Факультет народных инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных: Сб. ст. и материалов. - М: РАМ им. Гнесиных, 2000. - 335 с.
-
Фант Г. Акустическая теория звукообразования.
М.: Наука, 2012. 284 с.
Вемировский Л. Механические и психофизиологические моменты в основных приёмах скрипичной техники. М.:Юргенсон, 2012. - 163 с.
Игумнов Н. Мои исполнительские и педагогические принципы// Сов.музыка. 2010. № 4. С.68-74.
Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах: Учеб, пособие для музыкальных вузов и училищ / М.И. Имханицкий. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2002. - 351 с.
Имханицкий М.И. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2004.
Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства. – М., 2006.
Имханицкий М.И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2008.
Каре А. История оркестровки. М.:Музыка, 2010. - 304 с.
Клещев С. О методике воспитания пианистических движений // Сов.музыка. 2012.9.-С. 63-68.
Коган Г. О «режиссерском» и «актёрском» начале в исполнительстве // Сов.музыка. 2014. № 5. С. 95-98.
Коган Г. У врат мастерства. М.: Сов. композитор, 2010.-165 с.
Когоутек Ц. Техника в композиции XX века. М.: Музыка, 2012. - 395 с.
Колесников А. Акустические измерения. Л.-Судостроение, 2014. - 256 с.
Королев Ю.Г. Ведущие исполнители на домре второй половины XX века: метод, пособие для студ. вузов культуры и искусств / Ю.Г. Королев ; КГУКИ. - Казань : Изд-во «ГранДан», 2003. - 27 с.
Королев Ю.Г. Оркестровая литература: метод, пособие. Ч. 1 / Ю.Г. Королев; КГАКИ. - Казань, 1998. - 45 с.
Королев Ю.Г. Сольное и оркестровое исполнительство на гуслях : метод, пособие / Ю.Г. Королев; КГУКИ. - Казань: ООО «Астория», 2007. - 29 с.
Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: учеб. пособ. СПб.: Лань-Триада, 2012. - 960 с.
Кузнецов Л. Акустика музыкальных инструментов. М.: Легпромбытиздат,2010. - 366 с.
Леонов В. Целостный анализ звукоизЕлечения и звукообразования при игре на фаготе. Элиста: Калм.кн.изд-во,2013. -265 с.
Музыкальная акустика. Изд.2-е. Ред.И.Гарбузова. М.: Музыка, 2013. - 236 с.
Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: «Сов. энцикл», 2011.
Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 2013. 383 с.
Национальные инструменты народов России. Проблемы исполнительства: история, теория, методика : сборник статей / Российский Дом народного творчества ; ред.-сост.: Л. А. Богуславская, А. И. Цеп. -М„ 2007. -63 с.
Немировский Л. Акустика физическая, физиологическая и музыкальная.- М.:Госиздат, 2014. 216 с.
Павлоцкая В.Дачерович А.,Лукьянов А. Акустика и электроакустическая аппаратура. М.: Искусство, 2010. - 223 с.
Панкевич Г. Некоторые методологические проблемы исследования художественного процесса. Саратов: изд-во Саратовского университета, 2012. - 130 с.
Пересада А. Справочник домриста: справочное издание/А. Пересада. - Краснодар: Краснодар, изд.-полиграф, произв. предприятие, 1993. - 399 с.
Пистон У. Оркестровка. М.: Сов.композитор, 2011. - 464 с.
Популярная музыка за рубежом: Иллюстрир. биобиблиографический справочник. 1928-1997 гг. / Ред. В. В. Ястребов. - Ульяновск: «Симбвестинфо», 1997. - 462 с.
Порвенков В. Акустика и настройка музыкальных инструментов. М.: Музыка, 2011. - 190 с.
Пухначев Ю. Загадки звучащего металла. М.-Наука, 2012. - 127 с.
Раппопорт С. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 2010. -178 с.
Разевский 3. Школа игры на инструментах. Рига, 2010. - 215 с.
Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр. М.: Музыка, 2014. - T.I.
Сабинина М. Шостакович симфонист. - М.: Myзыка, 2012.-476 с.
Снегирев В. Школа игры на двухрядном ксилофоне (маримбе). М.: Музыка, 2014. - 126 с.
Соколов А. Музыкальная композиция XX века; диалектика творчества. М.: My зыка, 2013. - 228 с.
Соловцов А. Симфонические произведения Римского-Корсакова. М.: Госмузиздат, 2011. - 200 с.
Стравинский И. Диалоги. Л.: Музыка, 2013. - 494 с.
Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: АШ СССР, 2010. 335 с.
Тейлор Ч. Физика музыкальных звуков. М.: Легкая индустрия, 2012. - 184 с.
Усов Ю. От редактора-составителя // Вопросы музыкальной педагогики. М.: My зыка, 2014. - Вып.4. - С.3-5.
Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. М.:Музыка,2010. - 2-е изд. - 206 с.
Усов, Артем Александрович. Сонаты для балалайки. История и современность: монография / А. А. Усов. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2009. - 177 с.
Факультет народных инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных: Сб. ст. и материалов. - М: РАМ им. Гнесиных, 2000. - 335 с.
Фант Г. Акустическая теория звукообразования.
Харкевич А. Спектры и анализ. Физматгиз,19б2. -336 с.
Холопова В. Русская музыкальная ритмика. М.:Сов.1. Композитор, 2014. 280 с.
Холопова В. Атлатский вздох души // Муз. жизнь. 2013.
Цвиккер Э.,Фельдкеллер Р. Ухо как источник информации. М.:Связь, 2013. - 253 с.
Ястребов Ю.Г. Виктор Акулович и его «Скоморохи»: к изучению дисциплины / Ю.Г. Ястребов ; СПбГУКИ. - СПб., 2004. - 427 с.
Приложение
Струнно-щипковые инструменты
1 Факультет народных инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных: Сб. ст. и материалов. - М: РАМ им. Гнесиных, 2000. - 335 с.
2 Ястребов Ю.Г. Виктор Акулович и его «Скоморохи»: к изучению дисциплины / Ю.Г. Ястребов ; СПбГУКИ. - СПб., 2004. - 427 с.
3 Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах: Учеб, пособие для музыкальных вузов и училищ / М.И. Имханицкий. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2002. - 351 с.
4 Факультет народных инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных: Сб. ст. и материалов. - М: РАМ им. Гнесиных, 2000. - 335 с.
5 Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах: Учеб, пособие для музыкальных вузов и училищ / М.И. Имханицкий. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2002. - 351 с.
6 Королев Ю.Г. Ведущие исполнители на домре второй половины ХХ века: метод, пособие для студ. вузов культуры и искусств / Ю.Г. Королев ; КГУКИ. - Казань : Изд-во «ГранДан», 2003. - 27 с.
7 Имханицкий М.И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2008
8 Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах: Учеб, пособие для музыкальных вузов и училищ / М.И. Имханицкий. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2002. - 351 с.
9 Факультет народных инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных: Сб. ст. и материалов. - М: РАМ им. Гнесиных, 2000. - 335 с.
10 Королев Ю.Г. Ведущие исполнители на домре второй половины ХХ века: метод, пособие для студ. вузов культуры и искусств / Ю.Г. Королев ; КГУКИ. - Казань : Изд-во «ГранДан», 2003. - 27 с.
11 Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах: Учеб, пособие для музыкальных вузов и училищ / М.И. Имханицкий. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2002. - 351 с.
12 Факультет народных инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных: Сб. ст. и материалов. - М: РАМ им. Гнесиных, 2000. - 335 с.