Файл: Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов

1.1 Народные музыкальные инструменты

1.2 Классификация струнно щипковых народных инструментов

1.3 Произведения для струнных щипковых инструментов

2.1 История становления струнно-щипковых народных инструментов в России

2.2 Развитие струнно-щипковых народных инструментов в современной России

2.3 Струнно-щипковые народные инструменты как неотъемлемая составляющая отечественной музыкальной культуры

Выводы

Список литературы Вемировский Л. Механические и психофизиологические моменты в основных приёмах скрипичной техники. М.:Юргенсон, 2012. - 163 с. Игумнов Н. Мои исполнительские и педагогические принципы// Сов.музыка. 2010. № 4. С.68-74. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах: Учеб, пособие для музыкальных вузов и училищ / М.И. Имханицкий. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2002. - 351 с. Имханицкий М.И. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства. – М., 2006. Имханицкий М.И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. Каре А. История оркестровки. М.:Музыка, 2010. - 304 с. Клещев С. О методике воспитания пианистических движений // Сов.музыка. 2012.9.-С. 63-68. Коган Г. О «режиссерском» и «актёрском» начале в исполнительстве // Сов.музыка. 2014. № 5. С. 95-98. Коган Г. У врат мастерства. М.: Сов. композитор, 2010.-165 с. Когоутек Ц. Техника в композиции XX века. М.: Музыка, 2012. - 395 с. Колесников А. Акустические измерения. Л.-Судостроение, 2014. - 256 с. Королев Ю.Г. Ведущие исполнители на домре второй половины XX века: метод, пособие для студ. вузов культуры и искусств / Ю.Г. Королев ; КГУКИ. - Казань : Изд-во «ГранДан», 2003. - 27 с. Королев Ю.Г. Оркестровая литература: метод, пособие. Ч. 1 / Ю.Г. Королев; КГАКИ. - Казань, 1998. - 45 с. Королев Ю.Г. Сольное и оркестровое исполнительство на гуслях : метод, пособие / Ю.Г. Королев; КГУКИ. - Казань: ООО «Астория», 2007. - 29 с. Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: учеб. пособ. СПб.: Лань-Триада, 2012. - 960 с. Кузнецов Л. Акустика музыкальных инструментов. М.: Легпромбытиздат,2010. - 366 с. Леонов В. Целостный анализ звукоизЕлечения и звукообразования при игре на фаготе. Элиста: Калм.кн.изд-во,2013. -265 с. Музыкальная акустика. Изд.2-е. Ред.И.Гарбузова. М.: Музыка, 2013. - 236 с. Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: «Сов. энцикл», 2011. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 2013. 383 с. Национальные инструменты народов России. Проблемы исполнительства: история, теория, методика : сборник статей / Российский Дом народного творчества ; ред.-сост.: Л. А. Богуславская, А. И. Цеп. -М„ 2007. -63 с. Немировский Л. Акустика физическая, физиологическая и музыкальная.- М.:Госиздат, 2014. 216 с. Павлоцкая В.Дачерович А.,Лукьянов А. Акустика и электроакустическая аппаратура. М.: Искусство, 2010. - 223 с. Панкевич Г. Некоторые методологические проблемы исследования художественного процесса. Саратов: изд-во Саратовского университета, 2012. - 130 с. Пересада А. Справочник домриста: справочное издание/А. Пересада. - Краснодар: Краснодар, изд.-полиграф, произв. предприятие, 1993. - 399 с. Пистон У. Оркестровка. М.: Сов.композитор, 2011. - 464 с. Популярная музыка за рубежом: Иллюстрир. биобиблиографический справочник. 1928-1997 гг. / Ред. В. В. Ястребов. - Ульяновск: «Симбвестинфо», 1997. - 462 с. Порвенков В. Акустика и настройка музыкальных инструментов. М.: Музыка, 2011. - 190 с. Пухначев Ю. Загадки звучащего металла. М.-Наука, 2012. - 127 с. Раппопорт С. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 2010. -178 с. Разевский 3. Школа игры на инструментах. Рига, 2010. - 215 с. Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр. М.: Музыка, 2014. - T.I. Сабинина М. Шостакович симфонист. - М.: Myзыка, 2012.-476 с. Снегирев В. Школа игры на двухрядном ксилофоне (маримбе). М.: Музыка, 2014. - 126 с. Соколов А. Музыкальная композиция XX века; диалектика творчества. М.: My зыка, 2013. - 228 с. Соловцов А. Симфонические произведения Римского-Корсакова. М.: Госмузиздат, 2011. - 200 с. Стравинский И. Диалоги. Л.: Музыка, 2013. - 494 с. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: АШ СССР, 2010. 335 с. Тейлор Ч. Физика музыкальных звуков. М.: Легкая индустрия, 2012. - 184 с. Усов Ю. От редактора-составителя // Вопросы музыкальной педагогики. М.: My зыка, 2014. - Вып.4. - С.3-5. Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. М.:Музыка,2010. - 2-е изд. - 206 с. Усов, Артем Александрович. Сонаты для балалайки. История и современность: монография / А. А. Усов. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2009. - 177 с. Факультет народных инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных: Сб. ст. и материалов. - М: РАМ им. Гнесиных, 2000. - 335 с. Фант Г. Акустическая теория звукообразования.

Приложение

2.3 Струнно-щипковые народные инструменты как неотъемлемая составляющая отечественной музыкальной культуры



Неоценимый вклад в развитие исполнительства на балалайке внес выдающийся музыкант Павел Иванович Нечепоренко, в его репертуаре - обработки русских народных песен Б. Трояновского, собственные обра­ботки и переложения, оригинальные сочинения для балалайки, русская и зарубежная классика. Именно П. И. Нечепоренко стал основателем мос­ковской балалаечной школы исполнительства на балалайке. Строгий ака­демизм, полноценное звукоизвлечение, взыскательный вкус - таковы ос­новные черты московской балалаечной школы. Методический подход к игре основывался на ударном способе звукоизвлечения, который являлся исходным для основных приемов: бряцания, двойного пиццикато, тремоло по всем струнам. В поисках новых методов П. И. Нечепоренко сосредото­чил свое внимание на использовании гитарного приема, который позволял использовать минимум физических усилий и при этом обеспечивал четкую координацию движения пальцев обеих рук.

Балалайка стала популярной в своем фольклорном виде, хотя доку­менты XVIII - XIX веков показывают существование и профессиональных исполнителей на балалайке. С. Жихарев пишет, что во многих помещичьих усадьбах содержали балалаечника, а в деревнях игру балалаечников на различных гуляниях оплачивали в складчину.

В своей статье М. Пыляев «Замечательные шутники, оригиналы и силачи» упоминает об орловском помещике с зашифрованной фамилией (П. А. Лакий), игравшем «на балалайке с неподражаемой техникой, осо­бенно щеголяя своими флажолетами, которые отбивал также на грифе ба­лалайки».

Новый этап в развитии исполнительства на балалайке, широкой по­пуляризации ее среди интеллигенции связан с деятельностью В. В. Анд­реева.

Благодаря его музыкальному и организаторскому таланту, балалайка прочно утвердилась на концертной эстраде. В. В. Андреев сумел увидеть перспективу балалайки, понять огромные возможности, заложенные в кон­струкции этого инструмента40.

В середине 1886 года по просьбе В.В. Андреева известный петербургский скрипичный мастер В. Иванов изготовил концертную балалайку. Кузов этого инструмента был выполнен из лучистого клена, а гриф изготовлен из черного, красного дерева и пали­сандра, на нем располагались пять металлических порожков, которые, позднее, были заменены на слоновую кость. Балалайка В. Иванова облада­ла лучшими, чем народный прототип, акустическими свойствами. Этот ин­струмент позволил В. В. Андрееву заняться активной исполнительской деятельностью
41.

На рубеже XIX - XX веков балалайка стала пользоваться огромной популярностью. Этому способствовали не только концертные выступле­ния, но и педагогическая деятельность В. В. Андреева и его соратников, а также разработанная В. Т. Насоновым и В. В. Андреевым нотно-цифровая система. Нотно-цифровая система позволяла быстро освоить инструмент людям, не знакомым с музыкальной грамотой. Эта система использовалась в работе с самодеятельными коллективами вплоть до 50-60-х годов XX столетия.

Нотная запись по цифровой системе осуществлялась на трех линиях. Каждая линия обозначала одну струну инструмента: верхняя - первую, тонкую струну, средняя - вторую, а нижняя - третью струну. Лады, на ко­торых следовало прижимать струну, чтобы получить нужный звук, обозна­чались цифрами. Если цифры располагались на линейках последовательно одна за другой, то играть нужно было последовательно; если же цифры располагались друг над другом столбиком, то это означало, что струны должны звучать одновременно, аккордом. Открытые, не прижатые на ла­дах струны, обозначались точкой или кружочком. Для обозначения дли­тельности звука в нотно-цифровой системе использовались элементы обычного нотного письма: обозначения длительности, нюансов, темпа42.

Удобство в освоении, широкие динамические возможности, соответ­ствие культурным запросам общества конца XIX века сделали балалайку инструментом поистине народным. Естественно, что на фоне широкого бытового музицирования на балалайке, появляются подлинные мастера - исполнители, избравшие игру на этом инструменте своей профессией. В историю вошли имена виртуозов-балалаечников Александра Николаеви­ча Зарубина и Александра Дмитриевича Доброхотова. А. Н. Зарубин был буквально фанатом своего инструмента. На своей основной службе, кото­рая не была связана с музыкой, он приносил гриф от балалайки и в свобод­ное от работы время развивал технику пальцев. В сообщении газеты Санкт-Петербургский листок» говорилось: «В. В. Андреев пригласил к се­бе в оркестр на амплуа солиста известного балалаечника-любителя г. Зару­бина, считающегося после Б. С. Трояновского лучшим балалаечником - солистом». В его частых выступлениях с Великорусским оркест­ром в 1911 году пресса отмечала блестящее техническое мастерство, высо­кий художественный вкус. Изящество и благородство игры.

С 1912 года солистом Великорусского оркестра вступает один из видных представителей на балалайке Александр Дмитриевич Доброхотов. В его репертуаре кроме собственных сочинений и обработок звучат транс­крипции сложнейших сочинений, как симфоническая поэма К. Сен-Санса «Пляска смерти», увертюры к операм «Вельгельм Телль» Д. Россини, и «Фауст» Ш Гуно, скрипичные произведения И. Брамса, Б. Годара и М. Мошковского и др. Кроме исполнительской деятельности А. Д. Добро­хотов с 1907 года занимается выпуском периодических изданий для бала­лайки и фортепиано. После революции, как и А. Н. Зарубин уехал в США, где продолжал заниматься популяризацией русской балалайки.



«Королем техники» называли современники выдающегося балалаеч­ника Бориса Сергеевича Трояновского. Ему удалось поднять исполнитель­скую технику на новый - высочайший уровень, что обусловило дальней­шее качественное развитие балалаечного исполнительства. Значительное влияние на художественное мышление артиста оказал непосредственно сам В. В. Андреев. Концерты выдающегося солиста-балалаечника с андре­евским коллективом стали подлинным украшением всех концертных вы­ступлений как в России, так и за рубежом. Восторженно отозвался об игре Б. С. Трояновского А. Н. Толстой, когда по его приглашению Трояновский приехал в «Ясную поляну». Б. С. Трояновский стал основоположником мно­гих новых приемов игры на балалайке, заложив основы современного тех­нического исполнительства на балалайке. Б. С. Трояновский является авто­ром множества обработок. Переложений и транскрипций произведений му­зыкальной классики, среди которых сложнейшие симфонические и клавирные произведения: Вторая венгерская рапсодия Ф. Листа Венгерские танцы И. Брамса, «Русская фантазия» А. Глазунова, и др.43

С Великорусским оркестром тесно связана была судьба выдающегося балалаечника Николая Петровича Осипова. Ему было всего 9 лет, когда он впервые сыграл с этим прославленным коллективом. Пройдет несколько лет и Н. П. Осипов наряду с Б. С. Трояновским станет ведущим балалаечником.

Трудно переоценить деятельность одного из основателей киевской школы игры на народных инструментах профессора Киевской консервато­рии - Марка Моисеевича Гелиса. Играть на народных инструментах с М. Гелис насал с девяти лет. В четырнадцать лет играл в цирке и оперетте. В 1920 году он организовал в городе Кременчуге музыкальную студию, позже эта студия была преобразована в Музпрофшколу им. Лысенко, кото­рая существует и в настоящее время как детская музыкальная школа. В на­чале двадцатых годов М. Гелис обучается игре на фортепиано у М. Бафф - ученицы А. Рубинштейна.

С 1925 года М. М. Гелис становится преподавателем по классу на­родных инструментов в профшколе при Киевской консерватории и одно­временно обучается на фортепианном и теоретическом отделениях в Киев­ской консерватории. По завершению обучения М. М. Гелис организовал класс игры на народных инструментах, а позже - в 1938 году открыл в Ки­евской консерватории первую в стране кафедру народных инструментов, став ее первым заведующим.

Во время Великой Отечественной войны вместе со всеми препода­вателями и сотрудниками Киевской консерватории был эвакуирован в г. Свердловск, где продолжал работу на отделении народных инструментов Свердловской консерватории вплоть до возвращения в г. Киев в 1944 году.


За 48 лет работы профессором в Киевской консерватории, он препо­давал курсы: специальный инструмент (домра, балалайка, баян, гитара, бандура, дополнительный инструмент, ансамбль, оркестр, дирижерскую практику, методику, сольфеджио, чтение партитур, общее фортепиано44.

Заслуженный деятель искусств УССР - М. М. Гелис подготовил более 150 специалистов, которые работали в различных городах СССР в качестве исполнителей, педагогов, дирижеров, методистов. Его учениками были: на­родный артист РСФСР и заслуженный артист УССР, лауреат международных конкурсов профессор Уральской консерватории - Е. Блинов (балалайка), на­родный артист УССР, профессор Киевской консерватории Н. Ризоль (баян), заслуженный артист УССР, лауреат международных конкурсов, профессор С. Баштан (бандура). Под руководством М. М. Гелиса закончили аспирантуру при кафедре народных инструментов более десяти человек45.

Продолжателем и ярким представителем украинской балалаечной школы является выпускник Киевской консерватории класс М. М. Гелиса профессор Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргско­го Евгений Григорьевич Блинов. Для украинской школы исполнительства на балалайке характерен способ звукоизвлечения, основанный не на ударе, а на щипке, за счет активного движения правой руки, без поддержки предплечья. В репертуаре Е. Г. Блинова наиболее значительные оригинальные произве­дения, переложения лучших образцов русской, советской и зарубежной му­зыки, он тесно сотрудничает с профессиональными композиторами, побуж­дая их создавать произведения для балалайки. При его непосредственном участии, были написаны сочинения для балалайки К. А. Мясковым, Е. П. Ки- чановым, Н. М. Пузеем, К. А. Шутенко и др. Он воспитал многих известных музыкантов среди которых: А. Г. Рябинин, В. А. Аверин, Т. И. Вольская, Ш. С. Амиров и др.

Неоценимый вклад в развитие исполнительского искусства на балалай­ке внес замечательный музыкант Александр Борисович Шалов, который был не только прекрасным исполнителем и автором известных обработок и пере­ложений для балалайки, но и одним из основателей кафедры народных инст­рументов Ленинградской консерватории. Достойное место в ряду исполни­телей на балалайке занимает замечательный музыкант Шаукат Сабирович Амиров, много лет ведущий активную концертно-исполнительскую, педаго­гическую, научно-методическую и просветительскую деятельность. Ему подвластен широкий и разнообразный в стилистическом и жанровом отно­шении репертуар - сложнейшие классические произведения крупных и ма­лых форм. Оригинальные сочинения, обработки народных мелодий
46.

Особое место в репертуаре Ш. С. Амирова занимают татарская народная музыка. Он автор, составитель и редактор сборников произведений татарских компози­торов. В творчестве Ш. С. Амирова центральное место принадлежит ансамб­левому исполнительству, он выступает в ансамбле со многими известными музыкантами среди них: Р. Ю. Шайхутдинов. В. А. Семенов, Н. Н. Малыгин, С. И. Зиновьев и др. Среди выдающихся талантливых музыкантов- балалаечников необходимо назвать такие имена, как: А. Рожков, Е. Авксен­тьев, М. Данилов, Б. Феоктистов, В. Зажигин. Среди представителей наибо­лее молодого поколения можно выделить имя замечательного виртуоза бала­лаечника, Лауреата Международных и Всероссийских конкурсов Андрея Горбачева, который являлся одним из вдохновителей и организатором из­вестного журнала «Народник».

В начале XX века гитарное искусство стало бурно развиваться в Америке, в связи с тем, что туда устремились музыканты, гонимые войной и последующими событиями в Европе, падением жизненного уровня. Сре­ди них были и гитаристы, избравшие США и государства Южной Америки местом не только временного, но и постоянного жительства.

Тесные связи, исторически сложившиеся между Испанией и страна­ми Латинской Америки, способствовали тому, что испанские гитаристы с особым успехом концертировали и прочно обосновались в Аргентине, Бра­зилии, Мексике и других государствах.

Аргентина - страна, где гитара пользуется особой любовью. Именно сюда устремились гитаристы из Европы. В Буэнос-Айресе функциониро­вало отделение крупнейшей итальянской музыкально - издательской фир­мы «Рикорди». В каталоге отделения, насчитывалось 10 тысяч названий пьес для классической гитары, из аргентинских композиторов П. Парагуи- ре, Х. Агирре, А. Луна и др. Постоянным исполнителем сочинений арген­тинских композиторов, в том числе и своих собственных, стала гитаристка из города Буэнос-Айреса М.-Л. Анидо, которая неоднократно приезжала с концертами в Советский Союз.

В США, как и в Европе, во второй половине XIX века, получили раз­витие любительские клубы и объединения гитаристов, которые устраивали небольшие концерты, конкурсы, выставки инструментов и издавали бюлле­тени, журналы. Объединения гитаристов-любителей существуют там и в наши дни.

Своеобразный путь развития гитарного искусства прошел во Фран­ции. Париж знаменит своей Академией гитары. Это учебное заведение ор­ганизовал Жильбер Имбар - владелец небольшого магазина по продаже гитар. Ж. Имбар также издает журнал «Гитара и музыка», в котором осве­щаются общие вопросы музыкальной жизни, помещаются статьи по исто­рии гитарного искусства и советы начинающим гитаристам. В нотных приложениях к журналу публикуются легкие гитарные пьесы и песенки, как для классической гитары, так и для фламенко. Вся деятельность Ака­демии гитары направлена к возрождению национальной гитарной школы