Файл: Курсовая работа по дисциплине Технология и организация туроператорской деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 398

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

1 Теоретические аспекты развития культурно-развлекательного

туризма

1.1 Понятие, структура и виды культурно-развлекательного туризма

1.2 Национальные традиции и культура как фактор развития

территории

1.3 Аттрактивность японской культуры как туристского феномена

2 Анализ влияния национальных традиций и культуры Японии на

формирование культурно-развлекательных туров

2.1 Оценка имиджа Японии как фактор, влияющий на

формирование культурно-развлекательного туризма, потока

туристов

2.2 Специфика традиций культуры Японии как компонента

культурно-развлекательного туризма

2.3 Анализ спроса и предложения культурно-развлекательных

туров в Японию на туристском рынке Приморского края

2.4 Рекомендации по использованию культурного потенциала

Японии для развития культурно-развлекательного туризма

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г



Работа допоздна в Японии является едва ли не национальной традицией. Уйти с работы вовремя считается дурным тоном. Более того, японцы исторически не знали регулярных отпусков. Модернизация не изменила традиционных представлений. Несмотря на то, что с 2000 года среднестатистический оплачиваемый отпуск в Японии составляет 18 дней, отдых даже 8-9 дней ежегодно позволяют себе меньше половины японских наёмных служащих. Однако подобная самоотдача хоть и оказывает положительное воздействие на экономику страны, тем не менее, наносит ущерб физическому и духовному здоровью нации. Так, довольно распространённым явлением в Японии является смерть от хронического перенапряжения.

Как показывают опросы общественного мнения, самое большое напряжение на рабочем месте у японцев вызывает чувство моральной ответственности перед фирмой. Больше всего служащие боятся совершить ошибку, которая повлечёт за собой моральный или материальный ущерб для компании [23].

Коллективное мышление - это особенность японского менталитета. Как и много лет назад, стать членом действующей группы для японца - значит прикоснуться к вечности и оставить в ней свой след. А самая близкая человеку группа - это, конечно же, семья. Поэтому прочный семейный уклад для японцев очень важен.

Роль и место семьи в японском обществе во многом определяются особым отношением японцев к фактору времени, которое выражено в пословице «в постоянстве - сила». Только то, что длительно во времени, является по-настоящему сильным, жизнеспособным и достойным уважения. Главный смысл человеческой жизни японцы видят в том, чтобы продолжить дело, начатое предшественниками. Если удастся его развить и поднять на более высокий уровень - хорошо, но главное - не уронить.

Традиции, несомненно, до сих пор играют важную роль в японской семье и оказывают сильное влияние на жизнь каждого современного японца. Однако с приростом молодого поколения некоторые изменения в японском обществе всё же происходят, и наиболее явно они прослеживаются именно в японской семье. «Японские экономисты озабочены тем, что страна теряет свое главное преимущество, рабочие нового поколения уже не хотят трудиться как прежде, японские женщины отказываются рожать, стремясь превратить жизнь в удовольствие по западным образцам» [32].


Особое внимание следует уделить японскому этикету общения. Любой иностранец, попадая в Японию, сразу обращает внимание на то, что отношения между людьми значительно отличаются от того, что можно видеть в других странах. Общение между людьми в какой-то мере формализовано в любом обществе, однако в Японии степень формализации чрезмерно высока. Общаясь между собой, японцы видят в партнёре прежде всего не личность, а представителя группы, имеющего в ней определённый статус. Опираясь на эту информацию, выбирается правильный тон и манера поведения.

В условиях формализованного публичного общения японцы чувствуют себя комфортно и уверенно. На любую ситуацию, которая потенциально может сложиться, у них есть заранее заготовленная речевая фигура или стереотипная модель поведения. Владеть искусством такого общения должен каждый взрослый человек. Данный традиционный этикет общения сложился ещё в эпоху Токугава и действует до сих пор.

Любовь японцев к алгоритмам, к стандартизации и унификации всех элементов, составляющих окружающий мир, отчасти можно объяснить стремлением к совершенству, которое иногда называют японским перфекционизмом. Это тоже является своеобразным проявлением приверженности к традициям и глубокого почтения к прецеденту. Японцы твёрдо убеждены в том, что опробованное и проверенное временем имеет приоритетную ценность. А если опробован целый алгоритм действий, то он становится просто незаменимым. Эта особенность мировосприятия стала важной составляющей национального японского характера.

Ввиду изолированного географического положения, климатических особенностей и частых природных катаклизмов, неотъемлемой частью национальной традиции Японии стало умение восхищаться сиюминутной красотой природы. Так, японцы до сих пор чтят традицию любования цветами (Ханами).

Всеволод Овчинников в своей книге «Ветка сакуры» отмечает, что в период цветения сакуры японцы на миг останавливаются, замирают, чтобы насладиться этим потрясающим по красоте зрелищем. В эти дни в парки и скверы приходит множество желающих провести небольшой пикник под цветущими деревьями [18].

Чувство прекрасного в Японии культивировалось на протяжении столетий, превратившись в итоге в настоящий культ поклонения красоте, широко распространившийся среди всех слоёв населения, и передающийся от поколения к поколению. По мнению японцев, присущее им чувство красоты - это их национальное достояние, которым иностранцы могут только восхищаться. Можно сказать, что именно эстетика определяет жизненную философию японцев.



Как утверждал японский писатель Тэцудзо Таникава, «эстетическое чувство - это основа японского национального характера, именно та кардинальная черта, вокруг которой группируются все остальные» [27].

Таким образом, проведённый анализ даёт нам возможность сделать следующие выводы:

- традиционализм в Японии представляет собой явление особого рода. Он проник в поведение и помыслы японской нации, став важнейшей чертой её характера;

- отношение японцев к другим культурам не характеризуется ни отталкиванием, ни слепым преклонением, и носит скорее характер диалога, что является внутренним принципом японской культуры;

- даже в условиях глобализации японцы стремятся сохранить нормы поведения и формы культуры, унаследованные от предыдущих поколений;

- в японском национальном характере можно выделить: общеэтнические черты (сильно развитое эстетическое чувство, любовь к природе, трудолюбие, приверженность традициям, склонность к заимствованиям), черты группового поведения (дисциплинированность, чувство долга, преданность авторитету), обыденно-житейские черты (аккуратность, вежливость, самообладание).


1.3 Аттрактивность японской культуры как туристского феномена


Япония – это государство, о котором образно говорят, как «Страна восходящего солнца». Когда речь идет о ней, то сразу всплывают следующие ассоциации: гейши, самураи, сумо, суши, сакура, каратэ и т.п. Все это является продуктом традиционной культуры японцев, которую по праву можно назвать одной из самых уникальных и загадочных в мире.

Особенность японской культуры в том, что в ней соединились традиции Востока и новации Запада. Япония всегда была подвержена заимствованиям извне, но при этом перерабатывая их на свой лад. Так, в древности и средневековье Япония формировала свою культуру на основе заимствования религиозных доктрин буддизма, конфуцианской этико-религиозной системы, искусств и ремесел из Китая.

Годы Мэйдзи характеризовались ломкой японского традиционного образа жизни и ускоренным внедрением в стране достижений западной цивилизации. Изменился и японский быт, люди стали носить европейскую одежду, стричься коротко.

Но настоящий пик вестернизации Японии приходится на годы американской военной оккупации (1945-1952 гг.), когда эта страна приобщилась к ценностям западной либеральной демократии. Во второй половине XX века Япония стала второй экономической державой после США.

В современное время, в век глобализации японская культура уже в третий раз после реставрации Мэйдзи и периода американской оккупации открывается иностранцам. Но теперь уже с тем, чтобы не японцы, а наоборот, иностранцы могли приобщиться к японским ценностям и заимствовать японский метод удачного сочетания Запада с Востоком в целях прогресса и гармоничного развития общества.

Таким образом, долгое время японцы учились у Запада, руководствуясь лозунгом «восточный дух, западные технологии». Следуя этому лозунгу, Япония сумела сохранить и свою национальную духовную культуру и продемонстрировала всему миру свои технологические достижения. Примечательно, что при этом Японии удалось избежать участи стать одной из колоний Западного мира, чего не смогли другие азиатские государства.


В современную эпоху глобализации эта страна проводит активную политику по экспансии японской массовой культуры в странах Азии. Но, несмотря на все современные тенденции, японцы все же остаются закрытым народом, с опаской относящиеся к иностранцам и иной культуре.

Японцам присущи следующие типичные культурные черты: коллективизм, скромность, трудолюбие, особое отношение к красоте, в том числе и к красоте родной природы, с древнейших времѐн воспринимавшейся как совершенное, божественное творение.

Япония всегда была притягательна для туристов, поскольку здесь интересно все: природа, история развития, своеобразные традиции, самобытность и культура. Страна восходящего солнца, как многие ее называют, сказочно обаятельна и не потеряла своей привлекательности с течением времени. Япония прекрасна в любое время года и всегда ей есть чем порадовать душу и сердце уставшего путника.

Очень привлекает туристов такое природное зрелище, как цветение сакуры (рисунок 1.2, Приложение А). Оно поистине завораживает своими масштабами, да и отношением японцев к этому событию особенное. Не менее интригующее зрелище представляют собой горы и вулканы, которые просто изобилуют на японских островах. Самой известной горной вершиной считается Фудзияма (рисунок 1.3, Приложение Б), которая является символом Японии. Каждый приезжий считает своим долгом покорить эту неприступную вершину, поэтому туристов здесь всегда масса.

Японская душа поистине загадочна. Многим людям до сих пор не понятно, как на территории данной страны сочетаются технологии будущего и архаичные церемонии, посвященные восхищению природными явлениями и особому отношению «к прекрасному».

Каждый турист считает своим долгом заказать чайную церемонию (рисунок 1.4, Приложение В), которая здесь доведена до совершенства, а каждое действие строго расписано по минутам. Так же здесь культивируется стиль ниндзя и самураи, которые являются отголосками былой силы японских воинов.

Архитектура Японии удивительна и полна контрастов, поскольку высочайшие холодные небоскребы сочетаются с памятниками старины, шикарными дворцами и древними храмами. Для того чтобы посетить их все необходимо немало времени. Однако из тех, которые следует увидеть в обязательном порядке стоит отметить храм «Большой Будда» (рисунок 1.5, Приложение Г), расположенный в древней столице Нара и храм Реандзи, знаменитый садом из пятнадцати камней.