Файл: Правление императора Хирохито, умершего тридцать лет назад, пришлось на тяжелейшее время.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 241
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Историко-экономический анализ послевоенного возрождения Японии
1.1. Внутриполитическое положение послевоенной Японии
1.2. Социально-экономические преобразования в Японии после второй мировой войны
1.3. Особенности промышленной политики послевоенной Японии
2. Рождение феномена «экономического чуда» как фактора интеграции Японии в мировую экономику
2.1. Приоритет экономического развития в государственной политике Японии
2.2 Японский менеджмент и государственно-частное партнерство
2.3. Подходы к анализу японского экономического чуда
3. Результаты экономического прорыва Японии
3.1. Итоги социально – экономического развития Японии в 50 – 70х гг.
3.2. Факторы торможения и перспективы японской экономики
Из-за культа переработок в Японии за последние годы произошло много громких случаев кароси, но самым резонансным стало самоубийство 24-летней Мацури Такахаси. В 2015 году, после выпуска из Токийского университета, Мацури начала работать в отделе интернет-рекламы компании Dentsu, для которой переработки стали частью корпоративной реальности. Она проработала восемь месяцев, за каждый из которых накопилось около 105 часов сверхурочной работы. 25 декабря 2015 года, в Рождество, Мацури покончила с собой.
Это не единственный подобный случай в истории Dentsu. Еще в 1991 году из-за самоубийства молодого сотрудника суд обязал компанию улучшить условия труда, но они остались прежними. После смерти Мацури правительство Японии взяло ситуацию под свой контроль. Президент Dentsu Тадаши Исии подал в отставку, заявив, что переработки – это то, чего нельзя допускать». В стране начался глобальный пересмотр рабочей культуры. Для решения проблемы кароси правительство в 2018 году приняло Закон о реформе рабочего режима. Он обязал работодателей обеспечить сотрудникам комфортные условия, следить за количеством сверхурочных часов и повысить заработную плату в случае переработок.
Изменить отношение к переработкам в стране пытаются и японские компании. Корпорация в сфере недвижимости Tokyo Tatemono запустила программу Work-Life Balance, в рамках которой внедрила систему отключения компьютеров в конце рабочего дня для предотвращения переутомления сотрудников. В августе 2019 года Microsoft Japan протестировала четырехдневную рабочую неделю – в результате у компании на 40% выросла производительность труда.
В действительности не все попытки искоренить кароси увенчались успехом. В 2016 году, незадолго после смерти Мацури Такахаси, правительство Японии совместно с Федерацией бизнеса также объявили о запуске кампании Premium Friday – согласно ей, каждую последнюю пятницу месяца сотрудники компаний могут уйти домой после 15:00, чтобы отдохнуть, повеселиться или провести время с семьей. Руководители корпораций отреагировали на инициативу неоднозначно – согласно опросу, проведенному среди 155 респондентов, 45% не собирались внедрять новые правила. Программа вступила в силу в феврале 2017 года, а спустя два года стало понятно, что для самих японцев она прошла практически незамеченной. Когда Министерство экономики, торговли и промышленности в феврале 2019 года объявило, что Premium Friday отмечает двухлетний юбилей, японцы в основном иронизировали: «Неужели программа все еще продолжается?» Инициатива не получила должного развития – большинство сотрудников продолжали работать в привычном режиме со сверхурочными часами, а компании не было оштрафованы за нарушения.
Япония очень медленно двигается в направлении изменений своей рабочей культуры. Миллениалы, которые могли бы повлиять на устоявшиеся традиции, относятся к переработкам не очевидно. Часть из них отрицает стиль работы эпохи Сева. Социальные опросы показывают, что молодые сотрудники реже поддерживают продолжительный рабочий день, чем их взрослые коллеги.
Далее остановимся на вопросах государственно-частного партнерства в Японии. На всех этапов своего капиталистического развития Япония использовала три формы отношений государства с бизнесом [4, с. 52]:
-
самоконтроль; -
государственное регулирование; -
сотрудничество.
Самоконтроль и государственное регулирование относились еще к довоенному периоду.
Форма самоконтроля в Японии означает, что государство поддерживало создание картелей с государственным участием в приоритетных отраслях, при этом само государство не вмешивается в управление картелями. Самоконтроль позволял обеспечивать конкурентные отношения, но со временем, за счет захвата картелями рынка товаров и услуг. приводил к монополизации экономики.
Такая форма государственно-частного партнерства в Японии как государственное регулирование, подразумевает контроль предприятий со стороны государства. К примеру, предприятия принадлежали частным лицам, но государство вмешивалось в их функционирование, определяя объемы производимых товаров. Это было достаточно распространено в период Второй мировой войны.
Третья форма – сотрудничество – это синтез первых двух форм. Т.е. государство может устанавливать для бизнеса индикативные цели, влиять на принятие им решений, при этом предприятия находятся в частных руках. Форма сотрудничество подразумевает выдачу льготных кредитов, поддержку отраслей, налоговые преференции и т.д.
Такая форма как сотрудничество сама по себе не является изобретением Японии. Достижение японцев заключается в том, что сотрудничество было распространено практически на всю экономику, а также был выдержан баланс степени регулирования государством бизнеса.
Таким образом, «экономическое чудо» именно в Японии потому, как в этой стране удалось выстроить систему «общественного договора» в рамках исторических условий и соответствующей социально-экономической модели. Японское общество создавало запрос на развитие, осознавая его необходимость и демонстрируя готовность в нем участвовать. С другой стороны, государственная власть, сначала вместе с оккупационной администрацией, потом уже самостоятельно, конструктивно реагировала на запрос общества, поощряла поступательное и долгосрочное развитие японского бизнеса. В совокупности это привело к гармоничному взаимодействию государства, населения и бизнеса.
2.3. Подходы к анализу японского экономического чуда
В современной экономической и политической науке нет единого взгляда на то, что послужило причиной невиданного экономического рывка, который совершили страны Восточной Азии, в том числе Япония. Ученые не могут договориться даже о частностях. К примеру, Дэвид Хендерсон считает, что причина успеха азиатских экономик – методичное следование рыночным принципам и низкий уровень государственного вмешательства. И, напротив, есть целая плеяда исследователей, которая считает, что государство сыграло главную роль в экономической модернизации стран Восточной Азии.
Экономист Благойе Бабич выделяет четыре подхода к японскому экономическому чуду – «романтический», реалистический, космополитический и синтетический [34].
Сторонники «романтического» подхода связывают экономическое процветание Японии с особым культурным кодом – конфуцианской этикой и самурайской самоотверженностью. Достаточно часто в СМИ и даже в научной литературе можно встретить мнение, что экономический рывок стран Восточной Азии – следствие конфуцианских ценностей, которые стали духовным топливом для капитализма в Японии, Южной Корее и на Тайване. Обычно перечисляются такие черты конфуцианской трудовой этики, как уважение к власти, лояльность, самопожертвование и т.п. К примеру, как пишет один из исследователей: «Конфуцианское культурное наследие означало, что власть бизнес-лидера воспринималась как власть главы семьи. Аналогичным образом, сформированные культурой ожидания предполагали, что сотрудник будет выполнять свою работу без вопросов и споров». Уважение к властям вело к тому, что бизнес беспрекословно выполнял указания регулирующих органов. Все это позволило ввести в деловой обиход такие понятия, как «Japan Inc» и «Korea Inc», которые намекали, что бизнес и власти этих стран действуют заодно.
Но этот подход как минимум является крайне поверхностным. Как показывает экономист Грегори Орнатовски в своей работе «Конфуцианская этика и экономическое развитие», в довоенной Японии конфуцианская этика играла как минимум двоякую роль. С одной стороны, эта система ценностей стимулировала трудолюбие, а с другой – призывала искать моральные ответы на все экономические и социальные вызовы. То есть противилась инновациям. В этой ситуации было невозможно необходимое для экономического развития «созидательное разрушение» (Й. Шумпетер). В послевоенной Японии конфуцианская этика претерпела серьезные метаморфозы и перестала сопротивляться инновациям. В таком виде конфуцианство действительно стало полезным для экономического развития
[34].
Сторонники «реализма» и «космополитизма» рассматривают экономическое развитие Японии исключительно через призму экономических механизмов, но только первые делают акцент на внутренних факторах, а вторые – на внешних. К примеру, реалисты утверждают, что экономический успех Японии наступил в результате тех же факторов, что и у других развитых стран (Франция, Германия, Великобритания).
«Космополиты» делают упор на том, что Япония была частью мировой хозяйственной системы и развивалась вместе с ней. Именно поэтому США выделили средства на экономическую реконструкцию региона.
Наконец, сторонники «синтетического» подхода, как это следует из названия, пытаются объединить культурологическую и экономическую парадигмы. Сторонники «синтетического» подхода смещают фокус анализа с Восточной Азии на процессы, происходящие в мировой экономике. Происходящее в этих странах – вторично по отношению к тому, что творится в мирохозяйственной системе. Классической моделью, объясняющей развитие азиатских экономик, является парадигма «летящих гусей».
Источник: Timothy Lim. Doing Comparative Politics
Рис. 2.3.1 Парадигма «летящих гусей»
Первый «гусь», то есть Япония, начинает развивать у себя какой-то отдельный сектор экономики. Потом, когда прибыльность отрасли начинает снижаться из-за рост издержек (например, вследствие удорожания рабочей силы), производство переносится в страны, где издержки еще низки – в данном случае, на Тайвань и в Южную Корею. Экономики этих стран начинают развиваться, издержки растут – и производство уже переезжает в Индонезию и Таиланд [34].
Еще достаточно популярная идея «синтетического» подхода – Восточная Азия была выбрана США в качестве одного из хабов мирового капитализма, призванного сдерживать наступление советского блока. Это хорошо объясняет, почему США выделяли средства на экономическую реконструкцию региона. Интересно, что в русле данного подхода война во Вьетнаме интерпретируется как защита торговых интересов японского капитализма в этой стране. Мировой (и японский) капитализм не могли позволить себе потерять еще один рынок, как это случилось с Китаем. Исследователи находят подтверждение такой точки зрения в речи президента Эйзенхаура о «падающих домино», в которой он вскользь упоминал о важности азиатских рынков для Японии [33].