Файл: View metadata, citation and similar papers at.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
таблице 3.

Методика «Нарисуй себя», является проективной и показала, что 35%, а в частности 7 учащихся имеют завышенную самооценку, 11 человек адекватную 55%, 2 человека – заниженную 10% (Рис. 2).

Таблица 3 Показатели самооценки учащихся по методике «Нарисуй себя»

п/п.

Ф.И.

Самооценка

Завышенная

самооценка

Адекватная

самооценка

Низкая

самооценка

1

Ольга Б.







+

2

Александр Ф.




+




3

Полина З.

+







4

Юлия М.




+




5

Екатерина Г.




+




6

Валентина В.




+




7

Григорий Л.




+




8

Денис З.

+







9

Максим И.




+




10

Илгар Н.




+




11

Владимир Г.

+







12

Светлана С.

+







13

Юлия В.




+




14

Никита К.

+







15

Дарья О.

+







16

Яна П.







+

17

Анна Р.




+




18

Кирилл Б.




+




19

Валерий М.




+




20

Александр Р.

+









Адекватная самооценка показывает об адекватном оценивании младшим школьником своих достижений, талантов и своих возможностей.

Заниженную самооценку имеют 2 человека, это свидетельствует о том, что у данных детей происходят конфликты между идеальным и реальным – Я.

Дети младшего школьного возраста часто переживают из за своей несостоятельности. Данные переживания еще достаточно плохо дифференцируются и понимаются им, но имеются в психической реальности детей, в виде негативных эмоций.



Рис. 2. Показатель самооценки у младших школьников по методике

«Нарисуй себя», %
Результаты по методике Т. В. Дембо – С. Я. Рубинштейна представлены в таблице 4.
Таблица 4

Показатель самооценки учащихся

по методу Т. В. Дембо С. Я. Рубинштейна

Критерии

Уровни %)

высокий

средний

низкий

Личная оценка интеллектуальных

качеств

22 %

50 %

28 %

Личная оценка нравственных

качеств

33 %

40 %

27 %

Личная оценка физических качеств

38 %

44 %

18 %

Личная оценка своего места в

окружающем мире

44 %

40 %

16 %


Ступенью адекватной самооценки, является 45-74 балла, определяется реалистичным оцениванием личности по перечисленным в

методике и другим параметрам.

Завышенной самооценкой является 75-100 баллов, у таких людей наблюдаются небольшие проблемы при формировании качеств личности. Очень вероятно что, младшему школьнику трудно адекватно оценить свою, как учебную, так и трудовую деятельность. Наблюдается такое явление, как

«закрытость для опыта», то есть ребенок менее чувствителен к критике, мнению и оценкам окружающих людей.

Показателем заниженной самооценки является менее 45 баллов, а проявляется в сложности создания личностного благополучия.

Очень низкая самооценка может являться результатом двух психологических проблем, одна из которых неуверенность в собственных возможностях и «покровительственной» неуверенности. Вторая наблюдается когда человек сам навязал себе это «недооценивание», для того чтобы избежать ответственности и лишний раз не прикладывать усилия.

Наглядно полученные результаты по данной методике представлены на рисунке 3.




Рис. 3. Самооценка у учащихся по методике Дембо-Рубинштейна, в %
Если сравнивать все показатели по методике Дембо-Рубинштейна, то преобладает адекватная самооценка, но в большинстве показателей (физические, своего места в окружающем мире, нравственные) самооценка завышена.

По этим данным можно сделать вывод, что эти данные подтвердили показатели предыдущих методик.

При помощи методик было выявлено, что основная масса младших школьников, принимавшая участие в исследовании, имеет самооценку,

которая находится
на адекватном уровне, но у значительной части детей самооценка является завышенной.

Это является возрастной нормой, и нужно учитывать тот факт, что образ «Я» у младших школьников в этом возрасте очень быстро структурируется, задачей педагога и родителей является в помощи формировании адекватной самооценки у детей на основе их личных особенностей самовосприятия.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8

Практические рекомендации педагогу


по оптимизации самооценки у учащихся начальной школы

Рассмотрение особенностей и факторов формирования самооценки у младших школьников дает возможность составить рекомендации для учителей по формированию самооценки младших школьников.

  1. Оценка обязана быть высшей целью - побуждайте и направляйте учебно-познавательную деятельность ученика. Учитель должен давать содержательную оценку работе ученика.

  2. В учебном процессе нужно сравнивать учеников, которые имеют приблизительно одинаковые способности, но добиваются в учебной деятельности различных результатов из-за разного отношения к учению.

  3. Педагогу необходимо использовать взаимное рецензирование, состоящее из отмечания достоинств и недостатков, высказывая мнения об оценке. Далее, после рецензирования работа возвращается автору, и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу.

  4. Составление и введение специальных тетрадей, чтобы дети по специальной схеме, могли делать записи относительно своей работы на уроке, анализировать и оценивать себя как активного участника процесса обучения, а также определять меру усвоения материала, его сложность.

  5. Следует предлагать задание слабоуспевающему учащемуся, имеющему заниженную самооценку, с возможностью оказания ему помощи.

  6. Включать ситуации, актуализирующие самооценку ребенка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, ее сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия.

  7. Необходимо производить работу над ошибками, находя и отрабатывая более трудные моменты заданий.

  8. Хвалить за успехи детей, в том числе и тех, кто имеет заниженную самооценку, обязательно отмечая конкретные факты действий ученика.