Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Психолого-педагогические особенности развития самооценки учащихся начальной школы
Особенности самооценки у младших школьников
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Анализ и интерпретация результатов исследования
таблице 3.
Методика «Нарисуй себя», является проективной и показала, что 35%, а в частности 7 учащихся имеют завышенную самооценку, 11 человек – адекватную 55%, 2 человека – заниженную 10% (Рис. 2).
Таблица 3 Показатели самооценки учащихся по методике «Нарисуй себя»
Адекватная самооценка показывает об адекватном оценивании младшим школьником своих достижений, талантов и своих возможностей.
Заниженную самооценку имеют 2 человека, это свидетельствует о том, что у данных детей происходят конфликты между идеальным и реальным – Я.
Дети младшего школьного возраста часто переживают из за своей несостоятельности. Данные переживания еще достаточно плохо дифференцируются и понимаются им, но имеются в психической реальности детей, в виде негативных эмоций.
Рис. 2. Показатель самооценки у младших школьников по методике
«Нарисуй себя», %
Результаты по методике Т. В. Дембо – С. Я. Рубинштейна представлены в таблице 4.
Таблица 4
Показатель самооценки учащихся
по методу Т. В. Дембо – С. Я. Рубинштейна
Ступенью адекватной самооценки, является 45-74 балла, определяется реалистичным оцениванием личности по перечисленным в
методике и другим параметрам.
Завышенной самооценкой является 75-100 баллов, у таких людей наблюдаются небольшие проблемы при формировании качеств личности. Очень вероятно что, младшему школьнику трудно адекватно оценить свою, как учебную, так и трудовую деятельность. Наблюдается такое явление, как
«закрытость для опыта», то есть ребенок менее чувствителен к критике, мнению и оценкам окружающих людей.
Показателем заниженной самооценки является менее 45 баллов, а проявляется в сложности создания личностного благополучия.
Очень низкая самооценка может являться результатом двух психологических проблем, одна из которых неуверенность в собственных возможностях и «покровительственной» неуверенности. Вторая наблюдается когда человек сам навязал себе это «недооценивание», для того чтобы избежать ответственности и лишний раз не прикладывать усилия.
Наглядно полученные результаты по данной методике представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Самооценка у учащихся по методике Дембо-Рубинштейна, в %
Если сравнивать все показатели по методике Дембо-Рубинштейна, то преобладает адекватная самооценка, но в большинстве показателей (физические, своего места в окружающем мире, нравственные) самооценка завышена.
По этим данным можно сделать вывод, что эти данные подтвердили показатели предыдущих методик.
При помощи методик было выявлено, что основная масса младших школьников, принимавшая участие в исследовании, имеет самооценку,
которая находится
на адекватном уровне, но у значительной части детей самооценка является завышенной.
Это является возрастной нормой, и нужно учитывать тот факт, что образ «Я» у младших школьников в этом возрасте очень быстро структурируется, задачей педагога и родителей является в помощи формировании адекватной самооценки у детей на основе их личных особенностей самовосприятия.
по оптимизации самооценки у учащихся начальной школы
Рассмотрение особенностей и факторов формирования самооценки у младших школьников дает возможность составить рекомендации для учителей по формированию самооценки младших школьников.
Методика «Нарисуй себя», является проективной и показала, что 35%, а в частности 7 учащихся имеют завышенную самооценку, 11 человек – адекватную 55%, 2 человека – заниженную 10% (Рис. 2).
Таблица 3 Показатели самооценки учащихся по методике «Нарисуй себя»
№ п/п. | Ф.И. | Самооценка | ||
Завышенная самооценка | Адекватная самооценка | Низкая самооценка | ||
1 | Ольга Б. | | | + |
2 | Александр Ф. | | + | |
3 | Полина З. | + | | |
4 | Юлия М. | | + | |
5 | Екатерина Г. | | + | |
6 | Валентина В. | | + | |
7 | Григорий Л. | | + | |
8 | Денис З. | + | | |
9 | Максим И. | | + | |
10 | Илгар Н. | | + | |
11 | Владимир Г. | + | | |
12 | Светлана С. | + | | |
13 | Юлия В. | | + | |
14 | Никита К. | + | | |
15 | Дарья О. | + | | |
16 | Яна П. | | | + |
17 | Анна Р. | | + | |
18 | Кирилл Б. | | + | |
19 | Валерий М. | | + | |
20 | Александр Р. | + | | |
Адекватная самооценка показывает об адекватном оценивании младшим школьником своих достижений, талантов и своих возможностей.
Заниженную самооценку имеют 2 человека, это свидетельствует о том, что у данных детей происходят конфликты между идеальным и реальным – Я.
Дети младшего школьного возраста часто переживают из за своей несостоятельности. Данные переживания еще достаточно плохо дифференцируются и понимаются им, но имеются в психической реальности детей, в виде негативных эмоций.
Рис. 2. Показатель самооценки у младших школьников по методике
«Нарисуй себя», %
Результаты по методике Т. В. Дембо – С. Я. Рубинштейна представлены в таблице 4.
Таблица 4
Показатель самооценки учащихся
по методу Т. В. Дембо – С. Я. Рубинштейна
Критерии | Уровни (в %) | ||
высокий | средний | низкий | |
Личная оценка интеллектуальных качеств | 22 % | 50 % | 28 % |
Личная оценка нравственных качеств | 33 % | 40 % | 27 % |
Личная оценка физических качеств | 38 % | 44 % | 18 % |
Личная оценка своего места в окружающем мире | 44 % | 40 % | 16 % |
Ступенью адекватной самооценки, является 45-74 балла, определяется реалистичным оцениванием личности по перечисленным в
методике и другим параметрам.
Завышенной самооценкой является 75-100 баллов, у таких людей наблюдаются небольшие проблемы при формировании качеств личности. Очень вероятно что, младшему школьнику трудно адекватно оценить свою, как учебную, так и трудовую деятельность. Наблюдается такое явление, как
«закрытость для опыта», то есть ребенок менее чувствителен к критике, мнению и оценкам окружающих людей.
Показателем заниженной самооценки является менее 45 баллов, а проявляется в сложности создания личностного благополучия.
Очень низкая самооценка может являться результатом двух психологических проблем, одна из которых неуверенность в собственных возможностях и «покровительственной» неуверенности. Вторая наблюдается когда человек сам навязал себе это «недооценивание», для того чтобы избежать ответственности и лишний раз не прикладывать усилия.
Наглядно полученные результаты по данной методике представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Самооценка у учащихся по методике Дембо-Рубинштейна, в %
Если сравнивать все показатели по методике Дембо-Рубинштейна, то преобладает адекватная самооценка, но в большинстве показателей (физические, своего места в окружающем мире, нравственные) самооценка завышена.
По этим данным можно сделать вывод, что эти данные подтвердили показатели предыдущих методик.
При помощи методик было выявлено, что основная масса младших школьников, принимавшая участие в исследовании, имеет самооценку,
которая находится
на адекватном уровне, но у значительной части детей самооценка является завышенной.
Это является возрастной нормой, и нужно учитывать тот факт, что образ «Я» у младших школьников в этом возрасте очень быстро структурируется, задачей педагога и родителей является в помощи формировании адекватной самооценки у детей на основе их личных особенностей самовосприятия.
- 1 2 3 4 5 6 7 8
Практические рекомендации педагогу
по оптимизации самооценки у учащихся начальной школы
Рассмотрение особенностей и факторов формирования самооценки у младших школьников дает возможность составить рекомендации для учителей по формированию самооценки младших школьников.
-
Оценка обязана быть высшей целью - побуждайте и направляйте учебно-познавательную деятельность ученика. Учитель должен давать содержательную оценку работе ученика. -
В учебном процессе нужно сравнивать учеников, которые имеют приблизительно одинаковые способности, но добиваются в учебной деятельности различных результатов из-за разного отношения к учению. -
Педагогу необходимо использовать взаимное рецензирование, состоящее из отмечания достоинств и недостатков, высказывая мнения об оценке. Далее, после рецензирования работа возвращается автору, и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу. -
Составление и введение специальных тетрадей, чтобы дети по специальной схеме, могли делать записи относительно своей работы на уроке, анализировать и оценивать себя как активного участника процесса обучения, а также определять меру усвоения материала, его сложность. -
Следует предлагать задание слабоуспевающему учащемуся, имеющему заниженную самооценку, с возможностью оказания ему помощи. -
Включать ситуации, актуализирующие самооценку ребенка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, ее сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия. -
Необходимо производить работу над ошибками, находя и отрабатывая более трудные моменты заданий. -
Хвалить за успехи детей, в том числе и тех, кто имеет заниженную самооценку, обязательно отмечая конкретные факты действий ученика.