Файл: Программа по Литературному чтению 4 класс Пояснительная.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Адаптированная рабочая программа по Литературному чтению 4 класс
Общая характеристика учебного предмета
Вучебно-методическийкомплект«ШколаРоссии»входят:
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Основные содержательные линии программы
Формирование умений читательской деятельности
Первоначальное литературное образование
Виды речевой деятельности Говорение
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ
Особенности организации контроля по литературному чтению
Классификация ошибок и недочетов,влияющих на снижение оценки
Родина
1. И. С. Никитин «Русь»; 2. С. Д. Дрожжин. «Родине»;
-
А. В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...»; -
Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».
Страна - «Фантазия»
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (7 ч)
1. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; 2. Г. X. Андерсен. «Русалочка»;
3. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; 4. С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».
Основные содержательные линии программы
Круг чтения
Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания.
Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.
Формирование умений читательской деятельности
-Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии).
-Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.
-Пользоваться справочными источниками при
чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях.
- Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Первоначальное литературное образование
-
Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. -
Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.
-Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.
Виды речевой деятельности Говорение
-Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.
-Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
-
Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).
-Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).
-Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.
Слушание (аудирование)
-Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания (в пределах изучаемого материала).
-Осознание
целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.
Письмо
-Создание небольших творческих рассказов по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).
Чтение
-
Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение. -
Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. -
Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. -
Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки). -
Умение последовательно читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст. -
Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью. -
Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).