Файл: Программа по Литературному чтению 4 класс Пояснительная.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Адаптированная рабочая программа по Литературному чтению 4 класс

Общая характеристика учебного предмета

Вучебно-методическийкомплект«ШколаРоссии»входят:

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:

Знать/ понимать:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Цели обучения

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Основные содержательные линии программы

Круг чтения

Формирование умений читательской деятельности

Первоначальное литературное образование

Виды речевой деятельности Говорение

Слушание (аудирование)

Письмо

Чтение

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ

ОБОГАЩЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОПЫТА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

5. Формы и средства контроля

Особенности организации контроля по литературному чтению

Классификация ошибок и недочетов,влияющих на снижение оценки

Характеристика цифровой оценки (отметки)

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:

Знать/ понимать:


      • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

Уметь: различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

      • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

      • определять тему и главную мысль произведения;

      • пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);

      • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

      • составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

      • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

      • создавать небольшой устный текст на заданную тему;

      • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);

      • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

      • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).




  1. Основные содержательные линии


В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.

Вторая содержательная линия техника чтения определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).

Первоначальное литературное образование третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры. Формирование умений читательской деятельности содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

Виды речевой деятельности важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.

Рабочая

программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки»,

«Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия»,

«Зарубежная литература».

Цели обучения


Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

  • овладениенавыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;

  • воспитаниеинтереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России; Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 3 часа в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 102 часа.

Рабочая программа «Литературное чтение» 4 класса разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся,
такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом

«Музыка» и «Изо».

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

    • правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;

    • строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;

    • описывать и сопоставлять различные объекты;

    • самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;

    • развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;

    • совершенствовать звуковую культуру речи;

    • обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;

    • обучать чтению художественных произведений по ролям;

    • развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;

    • уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;

    • самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;

    • развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;

    • уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;

    • уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;

    • развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно - художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;

    • развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;

    • размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;

    • коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;

    • развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.