Файл: Практикум (семинарский) Тема Теория и методология исторической науки (3 ч.) План занятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Практикум (семинарский)

Тема 1. Теория и методология исторической науки (3 ч.)

Тема 2. Учебно-исследовательский проект «Семейная история» (3 ч.)

Тема 4. Русские земли в XII - XIV вв. (3 ч.)

Тема 5. Образование и развитие единого Российского государства (3 ч.)

Тема 6. Российское государство в XVI – XVII вв. (3 ч.)

Тема 7. Россия в XVIII веке: попытки модернизации государственного устройства (4 ч.)

Тема 8. Самодержавие и реформы в России в XIX веке (4 ч.)

Тема 9. Российская империя на рубеже XIX–XX вв. (4 ч.)

Тема 10. Великая российская революция 1917 гг. и Гражданская война

(4 ч.)

Тема 11. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1920-1930-е гг. (3 ч.)

Тема 12.

Тема 13. Подготовка и защита учебно-исследовательского проекта

«История моей семьи в годы Великой Отечественной войны» /

«История моего населенного пункта в годы Великой Отечественной войны» (2 ч.)

Для иностранных студентов: Подготовка и защита учебно-исследовательского проекта «Вторая мировая война и СССР»

Тема 14. Белгородская область (на основе использования материалов Белгородского государственного историко-краеведческого музея) (3 ч.)

Тема 15. Перестройка в СССР и становление новой российской государственности (3 ч.)

Тема 16. Россия в начале XXI века (2 ч.)



Первые два десятилетия XVII в. являются одним из наиболее сложных этапов в истории южных окраин Российского государства. Расскажите об исторических событиях на Белгородчине в период Смутного времени (поддержке самозванцев, нападение татар, гибель Белгородской крепости и ее строительство на новом месте). Стоит отметить, что в Смутное время позиции России на ее южных окраинах были существенно ослаблены, но она сохранила свое влияние в приграничных уездах. Ход боевых действий на Поле во время Смоленской войны 1632— 1634 гг. подталкивал российское правительство к принятию мер для укрепления обороноспособности в данном регионе. Расскажите в чем заключалось реформирование сторожевой службы на юге России в 1623 г.? Какие события происходили на Белгородчине во время Смоленской войны? Что такое Белгородская черта и когда она была построена на юге России? Расскажите о причинах ее строительства. Какова ее протяженность и ее конфигурация. Студент должен прийти к выводу, что возведение Белгородской черты было событием огромной важности в истории России XVII в. Белгородская черта заслонила южные и центральные районы России от набегов степняков, дала возможность освоить обширные черноземные территории, способствовала укреплению военного и экономического могущества России, а также обеспечила надежное прикрытие русских войск с юга во время ведения войны с Польшей за Украину в 1654—1667 гг. Расскажите о создании и структуре Белгородского разрядного полка во второй половине XVII в. Студент должен знать, что огромную роль в его формировании сыграл воевода Г.Г. Ромодановский. Назовите военные компании, в которых принимал участие Белгородский полк?


Список дополнительной литературы:





  1. Аракчеев В. Динамика и типология реформ в России XVI-XVІІ вв. // Российская история. – 2014. – № 2. – С. 43-60.

  2. Аракчеев В.А. Опричнина и «земщина»: к изучению административной практики в русском государстве 1560-1580-х гг. //Российская история. – 2010. – №1. – С. 16-28.

  3. Володихин Д. Опричнина: НКВД XVI в. или реформа Ивана Грозного? // Родина. – 2015. – № 3. – С. 56-61.

  4. Нефедов С.А. Первые шаги на пути модернизации России: реформы середины XVII века // Вопросы истории. 2004. № 4. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/_Nefed_RussMod.php

  5. Нефёдов С.А. Реформы Ивана III и Ивана IV: османское влияние // Вопросы истории. – 2002. – №11. – С. 30–53.

  6. Ольштынский Л.И. Курс отечественной истории IX-начала XXI веков. Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе: учебник. — ИТРК, 2012. — URL: http://iprbookshop.ru/27932.html (IPRBooks)

  7. Очерки краеведения Белгородчины. Белгород, 2000.

  8. Пенской В. Главная война Ивана Грозного: конфликт с Девлет-Гиреем длиною в четверть века. // Родина. – 2014. – № 7. – С. 118-121.

  9. Политическая история России. От образования русского централизованного государства до начала XXI века: Учебник / Мунчаев Ш.М. - 3-е изд., пересмотр.- М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 384 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/528476

  10. Скрынников Р.Г. Василий III; Иван Грозный. М.: АСТ; АСТ Москва, 2008. Книга на сайте: p://militera.lib.ru/bio/skrynnikov_rg03/index.html

  11. Черникова Т.В. Россия в период Ливонской войны: предпосылки и возможности вхождения в Европу // Новая и новейшая история. –2014. –№ 2. – С. 125-143; № 3. – С. 110-122.




Тема 7. Россия в XVIII веке: попытки модернизации государственного устройства (4 ч.)



План занятия № 1:

  1. Начало европеизации России. Реформы Петра I и их значение.

  2. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II: характерные черты, особенности и противоречия.

  3. Эволюция промышленного производства в России.

  4. Белгородчина в XVIII веке.



Список практических заданий:



1. Изучая петровскую эпоху необходимо учесть, что этот период является одним из спорных и дискуссионных в современной исторической науке. Далее следует назвать причины, выявить проблемы и противоречия проведения модернизации в России в первой четверти XVIII в. Проанализируйте степень «европеизации» России. Обратите внимание на то, что модернизация проводились государством сверху, путем жесткого администрирования, хотя основным инструментом их осуществления предполагалось законодательное регулирование всех сторон жизни общества. Изучая реформы, охарактеризуйте цели, задачи, сущность и методы их осуществления. Анализируя последовательность преобразований Петра I в различных сферах российской жизни, учтите, что поводом к радикальным реформам стало противостояние современной армии Швеции в Северной войне, поэтому, сначала необходимо рассмотреть военную реформу. Акцент в ее характеристике следует сделать на создание регулярной армии, введении системы рекрутских наборов. Далее следует обратить внимание на то, что реформа армии и строительство военного флота закономерно повлекли за собой преобразования в области экономики, налогов и финансов. Изучая направления экономического развития страны, подчеркните, какие важнейшие для государства отрасли производства получили приоритетное развитие и каковы особенности экономической реформы. Проанализируйте сущность финансовой и налоговой политики. Особо следует подчеркнуть роль государства в экономической жизни страны. Проследите, как качественные изменения, охватившие практически все сферы жизни российского общества, наложили отпечаток на последующие периоды в истории России. Покажите сущность российского абсолютизма, какие реформы способствовали созданию абсолютизма. Проанализируйте коренную перестройку всей системы управления: изменение положения монарха, укрепление центрального аппарат управления (Сенат, Синод, коллегии), реформу местных учреждений, введение губернского правления. Раскройте суть и охарактеризуйте значение реформы церковного управления, ликвидации патриаршества. Изучая социальную политику Петра I, подчеркните качественное продолжение общих направлений, наметившихся еще в XVI-XVII вв. Охарактеризуйте укрепление феодальных отношений: усиление крепостного права, закрепление городского населения в сословных структурах, экономическую и политическую консолидацию господствующего класса. Обратите внимание на «Табель о рангах», где были зафиксированы не только ступени служебной карьеры и критерии, в соответствии с которыми происходил служебный рост, но и по сути дела была изложена концепция личности, служащей Отечеству. Подчеркивая преемственность основных задач и направлений внешней политики Петра I, охарактеризуйте новые методы решения старых внешнеполитических проблем, проанализируйте причины успеха и неудач внешнеполитического курса Петра I. Особое внимание уделите изменению внешнеполитической доктрины Петра I: от решения национальных задач к формированию имперской политики. Проанализируйте результаты Азовских походов 1695 и 1696 гг. Внимательно изучите ход и итоги Северной войны (1700-1721 гг.). Рассмотрите также активную внешнеполитическую деятельность России на юго-востоке 1714-1716 гг., Покажите значение поиска торговых путей в Индию. Среднюю Азию, Китай. Особое внимание уделите Персидскому походу (1722-1723 гг.) в результате которого Россия утвердилась на западном и северном побережье Каспийского моря. Дайте оценку принятия Россией в 1722 г. статуса империи. Подводя итог первой четверти XVIII в., студентам следует изучить историографию оценки петровских преобразований.

2. Изучая третий вопрос, следует учесть, что внутреннюю политику Екатериной II получила название «просвещенного абсолютизма». Следует помнить, что данная политика предусматривала сохранение феодальных устоев путем частичной модернизации режима, проведенной с использованием идей западноевропейских просветителей. Необходимо учесть, что существуют разные точки зрения историков на причины, сущность, задачи политики «просвещенного абсолютизма». Далее студентам следует проанализировать попытки реализации Екатериной II просветительских идей в политической и, экономической и социальной сферах. Особое внимание уделите деятельности Уложенной Комиссии, перед которой ставилась задача выработать для России законодательный кодекс, основанный на принципах философии просвещения. Обратите внимание на «Наказ», в котором изложена политическая программа Екатерины II. Рассмотрите проведение секуляризации церковного землевладения 1764 г., в результате которой крестьяне по своему правовому положению стали государственными, что существенно облегчило их положение. Также следует отметить прогрессивные черты в частичной реализации принципа разделения властей при проведении губернской реформы. Анализируя социальную политику, обратите внимание на создание Приказов общественного призрения, законодательное оформление прав и привилегий дворянства, купечества и городских сословий; развитие местного выборного самоуправления. Особый акцент сделайте на проведение реформы образования: провозглашение принципа бессословного образования; создание народных училищ; появление женских учебных заведений. Необходимо учесть, что наиболее полно принципы «просвещенного абсолютизма» были осуществлены в сфере экономической жизни страны (указы Екатерины II, изданные в 1760- 1770-е гг., во многом способствовали развитию капиталистических отношений). Далее студентам следует проанализировать особенности и противоречия «просвещенного абсолютизма» в России. Объясните, почему внутренняя политика Екатерины II проводилась исключительно в интересах дворянского сословия. Особо следует подчеркнуть, что реформы осуществлялись в рамках укрепления абсолютистского строя сохранившего крепостничество. Изучая внешнюю политику Екатерины II, необходимо обратить внимание на изменение в международном положении, на значительное расширение территории российского государства. Студентам следует проанализировать реализацию главных задач внешней политики: борьба за выход к южным морям – Черному и Азовскому, освобождение от иностранного господства земель Украины и Белоруссии и объединение в одном государстве всех славян, борьба с революционной Францией в связи с начавшейся в 1789 г. Великой французской революцией. Изучите русско-турецкие войны (1768-1774 гг.), (1787-1791 гг.), участие России в разделах Речи Посполитой. Следует рассмотреть выдающуюся роль русских военных полководцев и флотоводцев этого периода (Г.А. Спиридова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и др.). Дайте оценку присоединения Крыма, Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. В заключение подведите итоги внешней политики Российского государства в XVIII в., определите международную роль Российской империи.

3. В IX-XI вв. на Руси происходит отделение ремесла от сельского хозяйства. Какие ремесла были развиты в Киевской Руси? С какими странами торговала Русь? Что являлось предметом ввоза и вывоза? Как повлияло монголо-татарское нашествие на состояние ремесла и торговли? В XVI в. появляются первые казенные, т.е. государственные предприятия, какие? Создаются купеческие объединения – гости, гостиная и суконная сотни. Какими правами они обладали? Со второй половины XVII в. в экономике России возникают новые явления. Начинается перерастание ремесла в мелкотоварное производство – ремесленники начинают работать не на заказ, а на продажу, что, в свою очередь, становится предпосылкой для появления мануфактур. Что такое мануфактура? Чей труд на ней использовался? В чем особенности процесса их формирования в России? В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка, на основе специализации отдельных районов страны. Появляются первые всероссийские торговые ярмарки. Назовите крупнейшие. Развитие торговли сдерживали два обстоятельства: господство иностранных купцов на внутреннем рынке и государственная монополия на вывоз самых доходных товаров. Расскажите об этом более подробно. Во второй половине XVII в. правительство начинает оказывать поддержку русским купцам. Что такое протекционизм? Расскажите о содержании Новоторгового устава 1667 г. В XVIII в. в соответствии с концепцией меркантилизма был сделан решительный шаг к созданию русской промышленности. Что Вам известно об усилиях Петра I в этой области? Следует подчеркнуть, что предприятия создавались, в основном, за государственный счет. Как решался вопрос об обеспечении мануфактур рабочей силой? Кто такие посессионные крестьяне? В соответствии с идеями Просвещения Екатерина II способствовала развитию предпринимательства, причем крепостные также получили право открывать предприятия. Оцените итоги развития промышленного производства в России в XVIII в.
4. Расскажите об образование губерний Петром Великим. В составе какой губернии был Белгород? Как происходило создание Белгородской провинции, каковы были ее границы. Расскажите о строительство флота в Воронеже, о создание регулярной армии Петром I и роли Белгородского разряда (1658 г.) и в этом процессе. Что Вам известно об однодворцах и их роли в охране Белгородской и Изюмской оборонительных черт? Студент должен знать, что новая административная система не сумела избавиться от громоздкости и неэффективности. Управлять громадными территориями (которые по размеру порой превышали обычное европейское государство того времени) из одного центра было практически невозможно. Продолжение губернской реформы становилось настоятельной необходимостью. Этим и занялся Верховный Тайный совет, созданный в 1726 г. и фактически взявший в свои руки бразды правления империей после смерти Петра I. Расскажите о решении Верховного Тайного совета об образовании Белгородской губернии и его первом губернаторе. Причины создания губернии. Каковы были обязанности и сфера компетенций Юрия Юрьевича Трубецкого? Белгородская губерния в 30-60-х гг. XVIII в. Административное деление губернии, губернский управленческий аппарат и его изменения. Проблемы, возникавшие в управлении губернией. Злоупотребления чиновников и должностных лиц. Власть и население губернии. Изменения границ губернии. Начало дробления губернии и отделение от нее окраинных районов. Губернская реформа 1775 г. Екатерины II. Расскажите о миссии тайного советника Волкова на Белгородчине. Расформирование губернии. В чем особенности социально-экономического развития Белгородчины в XVIII в.? Население губернии, характеристика его размещения по территории губернии, национального и социального состава. Генеральное межевание и его результаты. Белгородская губерния располагалась на территории Среднерусской возвышенности в междуречье Днепра и Дона с их многочисленными притоками. Земля была главным богатством Белгородской губернии, а земледелие и скотоводство (в особенности первое) — главными занятиями ее жителей. Дайте характеристику сельского хозяйства и промышленности губернии (мануфактуры, ремесла). Назовите главные промышленные и ремесленные центры. Поиски руд на территории губернии. Селитряный промысел. Торговля и ее особенности: основные товары, ярмарки и торги, торговые партнеры.