Файл: Конспект лекций по управлению человеческими ресурсами.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Принципы и методы работы с кадровым ресурсом предприятия, описанные в кадровой политике, во-первых, не должны противоречить друг другу; во-вторых, им необходимо неукоснительно следовать в практической деятельности; в-третьих, нужно соблюдать определенную последовательность их применения, обеспечивающую ожидаемый результат.

  1. Экономическая обоснованность.

Задача, которую решает система управления персоналом – использовать потенциал как каждого отдельно взятого работника, так и потенциал всего коллектива предприятия максимально эффективно, то есть реализовать цели бизнеса с оптимальным соотношением полученного результата к вложенным в сотрудников ресурсам, а рассуждения вроде «почему бы не сделать приятное сотрудникам» – не могут быть аргументами при принятии кадровых решений. Для эффективного производственного процесса необходим баланс качества трудового ресурса и его стоимости. Использовать ресурс более высокого качества, соответственно имеющий большую стоимость, также нерационально, как и дешевый ресурс, дающий более низкий результат.

При разработке планов и концепций, необходимо принимать в расчет стоимость трудового ресурса, которая включает:

1. все составляющие заработной платы (оклады, надбавки, доплаты, компенсации, премии и т.д., в том числе, вознаграждение работников службы по управлению персоналом);

2. оплату неотработанного времени (ежегодный отпуск, отдых во время государственных праздников; другое оплачиваемое время отсутствия и др.);

3. стоимость социальных программ и предоставляемых работнику дополнительных благ (например, оплата питания, служебного жилья и проезда, стоимость оборудования бытовых помещений, расходы на корпоративные праздники и т.д.);

4. стоимость обучения работников (например, оплата обучения сотрудников на внешних семинарах, курсах повышения квалификации и т.д., оплата услуг приглашенных преподавателей; оплата внутренним наставникам, стоимость учебного материала, оплата работникам рабочего времени, в течение которого они находились на обучении и т.п.); [1]

Требования к кадровой политике можно подвести под четыре основных постулата:

1. Кадровая политика обязана быть переплетенной со стратегией формирования организации. В данном отношении именно она предполагает кадровое обеспечение в осуществлении данной стратегии.


2. Кадровая политика обязана быть довольно эластичной. Что означает то, что именно она обязана быть как устойчивой, так как непосредственно с устойчивостью сопряжены конкретные надежды сотрудника, так и активной, т.е. корректироваться в соответствии с переменой в стратегии организации, производственного и финансового положения. Устойчивыми обязаны быть те ее стороны, которые будут нацелены на подсчет заинтересованности персонала. А также должны быть непосредственно связаны с организационной культурой компании.

3. Так как развитие грамотной квалифицированной рабочей силы сопряжено с некоторыми издержками для организации, профессиональная стратегия обязана быть экономически аргументированной, т.е. отталкиваться от его настоящих экономических способностей.

4. Кадровая политика обязана предусматривать индивидуальность каждого сотрудника и выбрать дифференцировать подход к каждому. [2]

Список литературы

  1. Канайкина Е.О. Кадровая политика и кадровая стратегия организации // Актуальные вопросы экономических наук. 2014. №41-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kadrovaya-politika-i-kadrovaya-strategiya-organizatsii

  2. Китиева Малика Ибрагимовна, Манкиева Хава Яхьяевна, Бацаева Элиза Идрисовна КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ // ELS. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kadrovaya-politika-organizatsii

  3. Мухаметшина А. М., Пацук О. В. Кадровая политика предприятия // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2013. №22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kadrovaya-politika-predpriyatiya




Тема 4. Поиск, отбор и прием персонала как функция кадрового менеджмента


Важным аспектом системы управления любой организации является подбор персонала. Под подбором персонала понимают совокупный многоступенчатый процесс, подразумевающий тщательное планирование, организацию поиска, отбора и оценки кандидатов, соответствующих требованиям компании. Главной целью подбора кадров является формирование кадрового резерва, который обладает необходимой квалификацией, с целью удовлетворения потребностей организации в человеческих ресурсах

Подбор персонала осуществляется:

– кадровыми агентствами;

– ректутимерами-фрилансерами;

– государственными структурами содействия занятости населения;

– соответствующими подразделениями и специалистами организаций и предприятий.

В процессе подбора персонала часто применяются различные эффективные технологии подбора персонала для получения необходимых результатов. Под технологиями подбора персонала в организациях понимают последовательный алгоритм, который позволяет отбирать работников, а также выявлять области и специальности, для которых необходимы новые специалисты. Ориентируясь на определенную технологию, руководитель сможет правильно составлять заявку на поиск специалиста, а также правильно провести оценку работника.

В большинстве источников называются четыре современные технологии поиска и подбора персонала [4, с. 101]:

– массовый рекрутинг;

– рекрутинг;

– хедхантинг;

– прямой поиск.

1. Массовый рекрутинг (massrecruiting) – применяется для подбора большого количества сотрудников. В основном это специалисты линейного уровня, с достаточно четко очерченными профессиональными навыками и опытом;

2. Рекрутинг (recruiting) – поиск и подбор квалифицированных специалистов. Обычно проводится среди кандидатов, уже находящихся в поиске места работы;

3. Прямой поиск (executivesearch) – поиск редких специалистов и/или управленцев среднего звена. Ведется как среди свободных специалистов, так и еще работающих;

4. Хедхантинг (HeadHunting) – переманивание конкретного работающего специалиста.

Хедхантинг – направление деятельности рекрутингового агентства, занимающегося поиском и подбором руководителей высшего звена, высококвалифицированных специалистов, когда «переманивают» конкретного человека для компании-заказчика.


В настоящее время нет единой точки зрения, является ли это одним из методов прямого поиска или это самостоятельное направление. Его особо не рекламируют, а методы, применяемые в данном случае, могут быть не всегда этически безупречными. Это очень «закрытая» технология, поэтому провести ее анализ практически нельзя. Многие специалисты в России отождествляют ES-рекрутмент и хедхагтинг.

Положительные моменты хедхантинга:

  1. Хорошее знание рынка труда в данном сегменте;

  2. Доведение информации о наличии вакансии до потенциального кандидата;

  3. Тщательная работа по анализу вакансии и подбору кандидатов с учетом всех требуемых по должности профессиональных и личностных компетенций.

Отрицательные моменты хедхантинга:

  1. Разрушительное воздействие на бизнес при уходе ключевого работника;

  2. Данная технология может быть использована только для того, чтобы обходить трудовое законодательство о равных возможностях при трудоустройстве;

  3. Ориентация на «узкий круг своих канддатов», что снижает эффективность поиска и т.д. [6, с. 64-65].

Основные направления развития рекрутмента в России:

  1. цифровизация рекрутинговых технологий;

  2. широкое использование социальных сетей в подборе персонала;

  3. рост числа организаций-потребителей рекрутинговых услуг;

  4. повышение требований заказчиков к качеству рекрутинговых услуг;

  5. улучшение использование технологий, разработка и применение новых методов поиска и оценки потенциальных кандидатов;

  6. преимущественный рост крупных кадровых агентств, обладающих большими конкурентными преимуществами (имеют базы данных, используют инновационные рекрутинговые технологии и за счет специализации по направлениям рекрутимента или отраслям);

  7. развитие и усиления специализации небольших рекрутинговых компаний как условие выживания при усиливающейся конкуренции со стороны крупных международных и российских корпораций;

  8. рост сетевых рекрутинговых компаний и коммерческих объединений межрегионального типа;

  9. интеграция российских рекрутинговых компаний в международный рекрутинговый бизнес путем слияний и объединений с зарубежными фирмами;

  10. расширение диапазона кадровых и рекрутинговыхуслуг, особенно в сфере подбора и использования временного персонала [6, с. 13-15].


Цифровизация подбора персонала.

Использование социальных сетей дало новый импульс в развитии технологий подбора персонала. Социальные сети используются в нескольких ракурсах при осуществлении подбора персонала:

– формирование и использование HR-бренда как инструмента поиска и привлечения персонала;

– расширение охвата поиска кандидатов на вакансии;

– сбор информации о кандидатах при принятии решения о приеме или отказе.

В настоящее время выделяют следующие социальные сети, которые более или менее эффективны при подборе персонала:

– Facebook.com – сосредоточено большое количество различных профессиональных сообществ.

– Vkontakte.ru – в этой социальной сети можно найти нужных специалистов и организовать правильную работу с профильными группами.

– Moikrug.ru – один из сервисов Яндекса. позволяет искать сотрудников по рекомендациям кадровых агентств и коллег из области управления персоналом.

– Твитер (Twitter.com) – социальная сеть для публичного обмена сообщениями при помощи веб-интерфейса, SMS, средств мгновенного обмена сообщениями или сторонних программ-клиентов для пользователей интернета любого возраста. Публикация коротких заметок в формате блога получила название «микроблоггинг».

– Авито (Avito.ru) – интернет-сервис для размещения объявлений о товарах, вакансиях и резюме на рынке труда, а также услугах от частных лиц и компаний. Более эффективен для найма на массовые позиции.

–Блоги и микроблоги: livejournal.com, dfary.ru, blogspotoom, blogru, liveintemet.ru, twitter, chakchirik, tumbler и др.

– Professionali.ru – российский аналог сети Linkedin.com. которая недавно была закрыта для использования на территории России. Найти в этой социальной сети можно профессионалов различных отраслей, большинство из них имеет опыт работы в российских компаний.

– Habrahabr.ru – социальная сеть для IТ-специалистов.

Практически все специалисты в сфере подбора персонала отмечают трансформацию рекрутинговых технологий под влиянием цифровых и интернет-технологий. Для этого используются новейшие тренды в информационных технологиях:

– облачные технологии;

– аналитика больших данных;

– машинное обучение;

– цифровые помощники;

– искусственный интеллект;

– блокчейн;

– чат-боты.

Не существует универсальной сети, которая поможет в поиске на любую вакансию. Социальные сети разделяются на профессиональные, как LinkedIn, Мой круг, GitHub, где публикуется непосредственно информация о профессиональном опыте и образовании, и на развлекательные: VKontakte, Facebook, Odnoklassniki и др. Социальные сети позволят изучить не только резюме кандидата, но и откроют информацию об убеждениях, образе жизни, интересах, круге общения. Для небольших компаний социальные сети – привлекательный инструмент, так как сайты по подбору персонала платные, а использование социальных сетей предоставляет возможность экономии средств.