ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 775
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Ответственность кассира и организации.
Денежные операции в розничной торговле.
Отражение финансовых вложений в бухгалтерском учете.
Документарное оформление поступления материалов.
Документарное оформление передачи материалов.
Документарное оформление расхода материалов.
Бухгалтерский учет поступления материалов.
Методы оценки сырья и материалов.
Дополнительные бухгалтерские счета для учета материалов.
Процесс производства и его документарное оформление.
Документы для учета готовой продукции.
Бухгалтерский учет готовой продукции.
Отражение себестоимости готовой продукции в отчете о прибылях и убытках.
Классификация основных средств.
Аналитический учет основных средств.
Документы для учета основных средств.
Бухгалтерский учет основных средств.
Способы начисления амортизации.
Классификация нематериальных активов.
Бухгалтерский учет нематериальных активов.
Амортизация нематериальных активов.
Пособия по временной нетрудоспособности.
Налог на доходы физических лиц.
Другие удержания из заработной платы.
Документы по учету заработной платы.
Бухгалтерский учет расчетов по оплате труда.
Компьютеризация расчетов по оплате труда.
Расчеты с подотчетными лицами.
Классификация налогов по уровням государственного бюджета.
Представление налоговых деклараций.
Налог на добавленную стоимость.
Налог на имущество организаций.
РАСЧЕТЫ С ДЕЛОВЫМИ ПАРТНЕРАМИ.
Налоговая база представляет собой оценку – денежную или количественную – объекта налогообложения.
В налоговом законодательстве действует следующий важный принцип: каждый налог имеет собственный объект налогообложения. То есть разные налоги не могут иметь один и тот же объект налогообложения. Этот принцип препятствует увеличению количества налогов, не позволяя различным государственным органам придумывать новые налоги на уже использованные объекты налогообложения.
Налоговый период – это период времени, который используется при расчете налоговой базы. Для большинства налогов за налоговый период принимается календарный год. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка измеряется в процентах.
Порядок исчисления налога определяет, кто и как исчисляет налоги. Обычно налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Но в некоторых случаях обязанность по исчислению налога может быть возложена на налоговый орган или на другую организацию – налогового агента.
Налоговый агент – это организация, на которую государство возлагает обязанность по исчислению суммы налога, ее удержанию из доходов налогоплательщика и уплате в бюджет. Например, организация выступает в роли налогового агента по отношению к своим работникам, когда начисляет НДФЛ и удерживает его из заработной платы.
Как правило, уплачивается сразу вся сумма налога. Выше мы уже рассмотрели налог, который связан с заработной платой, – налог на доходы физических лиц (НДФЛ). По этому налогу налоговым периодом признается календарный год. Тем не менее, НДФЛ рассчитывается и уплачивается по окончании каждого месяца. Ежемесячные платежи по итогам первых 11 месяцев года называются авансовыми платежами, а сумма платежа, исчисленная с зарплаты за декабрь, формально считается уплатой налогов. Сумма, подлежащая уплате, рассчитывается отдельно по каждому работнику в зависимости от размера его заработной платы, полученной с начала года. Затем из полученной суммы вычитаются ранее удержанные суммы.
Похожие правила расчета авансовых платежей применяются и для других налогов, для которых в качестве налогового периода установлен календарный год.
Отличие может быть в сроках исчисления и уплаты налогов. При установлении сроков исчисления и уплаты налогов законодательство следует такому принципу: чем больше налоговая база или сумма налога, тем чаще организация должна рассчитывать и платить этот налог.
Налоговое законодательство предусматривает предоставление льгот отдельным категориям налогоплательщиков – они вправе не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере. Хотя нормы законодательства, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуального характера, тем не менее они предусматривают возможность некоторых налоговых послаблений индивидуального характера. Например, налогоплательщик может получить отсрочку или рассрочку по уплате налога на срок до шести месяцев. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по федеральным налогам принимает Минфин России, а по региональным и местным налогам – финансовый орган соответствующего уровня власти.
При наличии особых обстоятельств отсрочка может быть предоставлена и на более длительные сроки. Отсрочка на срок до года называется налоговым кредитом, до пяти лет – инвестиционным налоговым кредитом. Из самого названия этого кредита следует, что он предназначен для поощрения особо полезной деятельности.
Отсрочки и налоговые кредиты государство предоставляет под проценты. Оформление отсрочки или налогового кредита напоминает оформление договора на получение банковского кредита.
Так что налоговые отсрочки и налоговые кредиты – послабления весьма относительные, хотя проценты по налоговому кредиту ниже, чем по банковскому кредиту.
Налоги классифицируются следующим образом:
• по уровням государственного бюджета, куда уплачиваются налоги;
• по способам взимания налогов и пр.
Классификация налогов по уровням государственного бюджета.
Деятельность органов государственной власти финансируется из государственного бюджета. Государственная власть делится на три уровня: федеральная, региональная (представленная органами власти субъектов Российской Федерации) и местная. Соответственно уровням власти государственный бюджет Российской Федерации делится на федеральный бюджет, около 90 региональных бюджетов (по количеству субъектов Российской Федерации) и очень большое количество местных бюджетов.
Внебюджетные фонды также входят в систему органов государственной власти. Но они за некоторыми исключениями финансируются без участия государственного бюджета – за счет взносов организаций и граждан.
Для каждого уровня власти определены свои источники финансирования, в том числе налоги и сборы. Соответственно уровням власти в Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов:
• федеральные;
• региональные (субъектов Российской Федерации);
• местные.
Региональные и местные власти не имеют права вводить дополнительные налоги, но могут устанавливать отдельные элементы налогообложения для региональных и местных налогов.
Региональные и местные власти заинтересованы в создании благоприятного налогового климата на своих территориях: чем меньше ставки региональных и местных налогов, тем лучше развивается региональный и местный бизнес и тем привлекательнее их территория для бизнесменов из других регионов и из-за границы. И в перспективе все это даст увеличение денежных поступлений в региональный и местный бюджеты.
Такая перспектива сдерживается необходимостью удовлетворять насущные нужды. Региональным и местным властям зачастую не хватает денег на самое необходимое. Поэтому ставки региональных и местных налогов чаще всего устанавливаются в максимально допустимом размере.
К федеральным налогам и сборам относятся:
• налог на добавленную стоимость;
• налог на прибыль организаций;
• акцизы;
• налог на доходы физических лиц;
• единый социальный налог (с 2010 г. заменен на страховые взносы);
• государственная пошлина (в том числе таможенная пошлина);
• сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
• водный налог;
• налог на добычу полезных ископаемых.
К региональным налогам и сборам относятся:
• налог на имущество организаций;
• транспортный налог;
• налог на игорный бизнес.
К местным налогам и сборам относится:
• земельный налог.
Налог на прибыль организаций, который формально отнесен к федеральным налогам, фактически является федеральным и региональным налогом (причем даже в большей степени региональным налогом). Ставка налога на прибыль делится на две части: для федерального и регионального бюджетов. После того как организация рассчитает общую сумму налога на прибыль, она должна разделить ее на две неравные части и уплатить их в разные бюджеты. Сборы по другим федеральным налогам также частично попадают в региональные и местные бюджеты. При этом сначала уплаченные организациями суммы налогов попадают в федеральный бюджет, а лишь затем часть собранных сумм перечисляется региональным бюджетам.
В данной книге рассматриваются только те налоги, которые уплачиваются большинством российских организаций.
Специальные налоговые режимы.
Для отдельных категорий организаций предусмотрены специальные налоговые режимы.
Упрощенная система налогообложения.
Небольшая организация практически любой отрасли экономики может добровольно перейти на упрощенную систему налогообложения, которая предусматривает уплату единого налога. Единый налог заменяет следующие налоги:
• налог на прибыль организаций;
• налог на добавленную стоимость (за исключением уплаты налога при импорте);
• налог на имущество организаций.
В 2010 году плательщики единого налога уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд по пониженной ставке – 14 % и не уплачивают страховые взносы в Фонд социального страхования и медицинские фонды. В последующие годы данная льгота не предусмотрена.
Вновь созданная организация может подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения при регистрации в инспекции ФНС России. Уже зарегистрированная организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам предшествующих 9 месяцев ее доходы не превысили 45 млн руб.
Чтобы в дальнейшем не терять право на применение упрощенной системы, доходы организации за год не должны превышать 20 млн руб., умноженных на коэффициент-дефлятор.
Коэффициент-дефлятор отражает рост цен товаров и услуг. Этот коэффициент ежегодно уточняется.
Для 2009 г. коэффициент-дефлятор установлен в размере 1,538. То есть в 2009 г. для перехода на упрощенную систему налогообложения доходы организации за 9 месяцев не должны были превысить 23,07 млн руб. Для сохранения права применения упрощенной системы доходы за год не должны были превысить 30,76 млн руб.
Упрощенная система налогообложения, по сути, является масштабной льготой, стимулирующей развитие малого бизнеса. Поэтому законодательство пытается противодействовать тому, чтобы этой льготой могли воспользоваться крупные организации, например, путем создания сети малых дочерних обществ. Кроме того, данная льгота не предоставляется организациям, занимающимся особо прибыльными видами деятельности.
Указанные принципы реализуются формальными критериями, установленными законодательством. Организация не имеет права применять упрощенную систему налогообложения, если:
• средняя численность ее работников превышает 100 человек;
• организация имеет филиалы и представительства;
• доля участия других организаций превышает 25 %;
• остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета превышает 100 млн руб.;
• организация работает на финансовом рынке (это банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды);
• организация занимается производством подакцизных товаров или добычей и реализацией полезных ископаемых.
Единый сельскохозяйственный налог.
Организации – сельскохозяйственные товаропроизводители могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога. Этот налог заменяет собой налоги, перечисленные выше для единого налога. Для плательщиков единого сельскохозяйственного налога предусмотрены пониженные ставки страховых взносов в период до 2014 года.
Единый налог на вмененный доход.
Специальный режим налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) применяется в отношении доходов от