Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере ООО «Веха-Регион»)..pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли
1.1. Понятие, классификация и характеристики ассортимента
1.2. Особенности и методы формирования товарного ассортимента
2. Анализ формирования ассортимента товаров на торговом предприятии ООО «Веха-Регион»
2.1. Общая характеристика ООО «Веха-Регион»
2.2. Анализ стратегии формирования товарного ассортимента ООО «Веха-Регион»
2. Исключение из товарного ассортимента ООО «Веха-Регион» неликвидной товарной группы.
3. Внедрение в ассортимент ООО «Веха-Регион» новой товарной группы.
Опираясь на данные, можно сделать вывод о том, что розничная цена моторного масла ZIC с учетом торговой наценки, установленной ООО «Веха-Регион» составит 790,70 руб. Отсюда, розничный товарооборот увеличится на 217,44 тыс. руб. (+ 1,44 %).
Таблица 9
Изменения экономических показателей в результате закупки и реализации новой товарной группы
Показатель |
Ед. изм. |
Расчет |
Закупочная стоимость пробной партии товаров |
тыс. руб. |
642,43 * 275 = 176,67 |
Изменение товарооборота по закупочным ценам |
тыс. руб. |
11625,72 + 176,67 = 11802,39 |
Розничная цена единицы товара |
руб. |
642,43 * 23,08 % = 790,70 |
Товарооборот от продажи товаров |
тыс. руб. |
790,70 * 275 = 217,44 |
Изменение розничного товарооборота |
тыс. руб. |
15113,44 + 217,44 = 15330,88 |
2. Исключение из товарного ассортимента ООО «Веха-Регион» неликвидной товарной группы.
В ходе анализа формирования ассортимента ООО «Веха-Регион» было выявлено, что товарная группа пневмобаллоны пользуется наименьшим спросом покупателей, а также доля продаж в общем товарообороте постоянно снижается. Поэтому целесообразно вывести частично данные товары из ассортимента исследуемого предприятия. При этом необходимо оставить страховой запас пневмобаллонов на случай возникновения потребностей потребителей, т.к. в течение 2016-2018 гг. отмечались продажи данных товаров, несмотря на их снижение. Согласно складской документации, на складе хранится 175 ед. пневмобаллонов. Поэтому целесообразно в качестве страхового запаса выделить 25 ед., а остальные реализовать станциям технического обслуживания автомобилей. Анализ СТО показал, что предприятия «СпецАвто – М» и «Авто – Феникс» нуждаются в пневмобаллонах, при этом первая готова купить 95 ед., а вторая – 55 ед. По условиям соглашения ООО «Веха-Регион» реализует товары с наценкой 13% от закупочной цены, которая составляет 896,00 руб., Следовательно, продажная цена составит 1012,48 руб. Расчет, представленный в таблице 10, отражает промежуточное изменение экономических показателей.
Таблица 10
Расчет изменения экономических показателей деятельности ООО «Веха-Регион» в результате продажи остатков неликвидной группы товаров
Показатель |
Ед. изм. |
Расчет |
Сумма реализуемых запасных частей с учетом наценки |
тыс. руб. |
1012,48 * 150 = 151,87 |
Изменение розничного товарооборота |
тыс. руб. |
15113,44 + 151,87 = 15265,31 |
Изменение товарооборота по закупочным ценам |
тыс. руб. |
11625,72 + 896,00 * 150 = 11760,12 |
Поскольку данная рекомендация носит комплексный характер, то она предполагает не только исключение неликвидной товарной группы, но и внедрение новой группы товаров, обеспечивающей желаемый размер товарооборота и планируемый уровень прибыли.
3. Внедрение в ассортимент ООО «Веха-Регион» новой товарной группы.
Аксессуары для автомобиля в настоящее время стали не признаком роскоши, а показателем того, что человек проводит столько времени в своей машине, что она стала его вторым домом. Поэтому уют и удобства в салоне становятся необходимостью. Автоаксессуары позволяют создать в автомобиле собственный антураж, удобный для владельца и делающий из обычной машины собственный мир автолюбителя, где все на своем месте.
Следовательно, необходимо разработать новую линейку товаров из аксессуаров для автомобиля. С целью изучения потребительских предпочтений разработана анкета.
Основная задача заключается в обновлении ассортимента, поэтому необходимо сформировать новую группу, позициям в которой отдадут предпочтения покупатели.
Анализ результатов анкетирования показал, что большинство респондентов (49,58 %) не следят за обновлениями на рынке автоаксессуаров. Как возможное следствие, потребители не обращают внимания на такие товары и не приобретают их (51,58 %).
При этом 69,08 % ответивших заинтересовались покупкой следующих гаджетов: автомобильный радар-детектор (11,92 %), цифровой алкотестер (9,75 %), универсальное зарядное устройство (9,08 %), компактный автомобильный пылесос (8,75 %), цифровой термометр (8,67 %) и цифровой измеритель давления в шинах (8,67 %).
Поэтому целесообразно включить данные товары в перечень создаваемой товарной группы. Руководством ООО «Веха-Регион» поставлена задача: с целью восприятия покупателями новых позиций в ассортименте вывести на рынок пробную партию, размер которой можно определить согласно минимальной величине заказа, поставляемой ООО «ТрансАвто».
В таблице 11 представлен расчет изменений основных экономических показателей деятельности ООО «Веха-Регион» в результате внедрения пробной партии.
Таблица 11
Расчет изменений основных экономических показателей деятельности ООО «Веха-Регион» в результате внедрения пробной партии
Показатель |
Ед. изм. |
Расчет |
Закупочная стоимость пробной партии |
тыс. руб. |
693,00 *4 + 246,00 * 5 + 132,00 * 5 + 1749,00 * 2 + 363,00 * 3 + 759,00 * 3 = 11,53 |
Изменение товарооборота по закупочным ценам |
тыс. руб. |
11625,72 + 11,53 = 11637,25 |
Стоимость пробной партии с учетом торговой наценки |
тыс. руб. |
11,53 *23,08 % = 14,19 |
Изменение розничного товарооборота |
тыс. руб. |
15113,44 + 14,19 = 15127,63 |
Изменение валового дохода |
тыс. руб. |
3490,38 – 3487,72 = 2,66 |
Изменение прибыли |
тыс. руб. |
872,98 – 870,97 = 2,01 |
Следует отметить, что существует потенциальный спрос на автомобильные аксессуары (что подтверждается результатами анкетирования), поэтому можно предположить, что товары из пробной партии заинтересуют покупателей, которые будут приобретать их. В случае реализации автоаксессуаров увеличение розничного товарооборота составит + 14,19 тыс. руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность по совершенствованию стратегии формирования ассортимента коммерческого предприятия призвана обеспечить преемственность решений и мер по управлению товарным ассортиментом; поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для них оптимальных товарных ниш (сегментов); разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживанию товаров.
Для фирм ассортимент и доступность продукции являются важными факторами успеха продаж, тогда как цена обычно тесно связана с себестоимостью продукта. Фирмы с несколькими магазинами в разных географических точках имеют проблемы с выбором наиболее выгодного ассортимента продукции для каждого магазина. Кроме того, они часто не имеют общей метрики для сравнения прибыльности различных магазинов, учитывая различия в ассортименте продукции. Хорошо проведенный анализ и последующие решения не только позволят оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и послужат для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации.
В качестве объекта исследования выбран магазин «Веха» - одно из структурных подразделений общества с ограниченной ответственностью «Веха-Регион».
Анализ позволил выявить слабые товарные группы, а также исследовать потребительские предпочтения относительно ассортимента магазина «Веха», в результате чего обнаружить несоответствия между расчетными данными коммерческого предприятия и оценкой покупателей. На основе этого выделены недостатки и предложены пути их устранения. В результате разработаны следующие рекомендации:
1. Углубление товарного ассортимента посредством закупки моторных масел ранее не реализуемой торговой марки.
2. Исключение из товарного ассортимента ООО «Веха-Регион» неликвидной товарной группы.
3. Внедрение в ассортимент ООО «Веха-Регион» новой товарной группы.
В результате внедрения предложенных рекомендаций отмечено изменении потребительской оценки в сторону улучшения: Кроме того, они способствуют положительной динамике основных технико-экономических показателей деятельности ООО «Веха-Регион».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- ГОСТ 51303-99 Торговля. Термины и определения (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст)
- Бузукова Е.А. Ассортимент розничного магазина: методы анализа и практические советы. – СПб.: Питер, 2016. – 345 с.
- Бурцева Т. А., Потапенко А. А., Воржцов С. А., Березина Е. А. Маркетинговые исследования в управлении товарным ассортиментом // Маркетинг. - 2018. - № 6. – С. 33-35
- Васильев Г.А. Маркетинг: Учебник для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2015. – 345 с.
- Герасименко Н.М. Подход к оценке конкурентного положения торговой организации через выведение рациональности ассортимента // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. – 2017. - №9(2). – С. 51-56
- Дмитриченко М.И. Управление ассортиментом товаров на торговых предприятиях современного формата // Технико-технологические проблемы сервиса. – 2018. - №4(26). – С.52-56
- Клочкова М. С. Мерчандайзинг: учебно-практическое пособие / М. С. Клочкова, Е. Ю. Логинова, А. С. Якорева – М.: Дашков и К, 2015. – 268 с.
- Комарова С. Л. Оценка конкурентоспособности товара - определяющий фактор формирования ассортимента // Вестник Белорусско-Российского университета. - 2018. - № 2. – С. 41-47
- Кондрашов В.М. Управление продажами: учебное пособие / В.М. Кондрашов - М.: Юнити-Данта, 2016. – 278 с.
- Коновалова Т.Ю. Ассортимент и качество. - М.: Наука, 2016. – 341 с.
- Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник / Л. И. Кравченко. – М.: Новое знание, 2015. – 543 с.
- Лыгина Н. И. Маркетинг товаров и услуг: учебник / Н.И. Лыгина, И.Р. Ляпина. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 239 с.
- Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф. Г. Панкратов. – М.: Дашков и К, 2015. – 504 с.
- Петрище Ф. А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров: учебник / Ф. А. Петрище – М.: Дашков и К, 2015. – 510 с.
- Половцева Ф. П. Коммерческая деятельность: учебник / Ф. П. Половцева – М.: ИНФРА-М, 2016. – 248 с.
- Пракина Л.В. Экономический анализ предприятия / Л.В. Пракина. - М.: ЮНИТИ, 2016 . -297 с.
- Прокопчук А. А. Современные подходы к формированию оптимальной структуры товарного ассортимента торговой организации // Этап: экономическая теория, анализ, практика. - 2018. - № 5. – С. 91-95
- Симонова А. П. Ассортиментная политика фирмы: учебник / А.П. Симонова. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 165 с.
- Ситжанова А.М. Теоретические аспекты определения ассортиментной политики предприятия // Финансы. – 2018. - №6. – С. 97-102
- Скворцова Н.А. Инновационные решения в области управления товарным ассортиментом - компонент маркетинга-микса // Теория и практика общественного развития. – 2017. - №8. – С. 78-82.
- Скриптунова Е.А. Анализ ассортимента, планирование ассортиментной политики//Управление сбытом. – 2018. - №11. – С. 44-51
Результаты ABC-анализа
Наименование |
Товарооборот за 2018 г., тыс. руб. |
Доля в обороте, % |
Доля в обороте с накопительным итогом, % |
Группа |
||||
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
Итого |
||||
Двигатель и его части |
472,32 |
500,43 |
520,06 |
494,54 |
1987,35 |
13,15 |
13,15 |
А |
Ходовая часть |
492,56 |
408,49 |
415,14 |
518,63 |
1834,82 |
12,14 |
25,29 |
А |
Тормозная система |
326,82 |
343,87 |
349,67 |
361,31 |
1381,67 |
9,14 |
34,43 |
А |
Расходные материалы |
340,58 |
335,97 |
326,48 |
346,92 |
1349,95 |
8,93 |
43,36 |
А |
Электрика |
269,89 |
287,34 |
298,67 |
300,92 |
1156,82 |
7,65 |
51,02 |
В |
Пневматика |
294,45 |
228,43 |
304,46 |
256,92 |
1084,26 |
7,17 |
58,19 |
В |
Амортизаторы |
195,88 |
213,68 |
226,84 |
221,59 |
857,99 |
5,68 |
63,87 |
В |
Сцепление |
123,03 |
168,47 |
190,56 |
211,39 |
693,45 |
4,59 |
68,46 |
В |
Фильтра |
138,95 |
175,68 |
181,65 |
157,23 |
653,51 |
4,32 |
72,78 |
В |
Оптика |
148,28 |
160,93 |
170,47 |
149,23 |
628,91 |
4,16 |
76,94 |
В |
Сальники |
148,67 |
102,53 |
123,44 |
128,39 |
503,03 |
3,33 |
80,27 |
С |
Ремни |
89,56 |
143,94 |
173,48 |
88,73 |
495,71 |
3,28 |
83,55 |
С |
Компрессор и его части |
102,39 |
137,32 |
131,43 |
118,24 |
489,38 |
3,24 |
86,79 |
С |
Прокладки |
103,14 |
108,16 |
124,05 |
146,03 |
481,38 |
3,19 |
89,97 |
С |
Разное |
120,67 |
116,89 |
120,60 |
121,37 |
479,53 |
3,17 |
93,15 |
С |
Автохимия |
108,68 |
114,05 |
115,56 |
115,54 |
453,83 |
3,00 |
96,15 |
С |
Сайлентблоки и втулки |
80,87 |
95,33 |
101,92 |
109,82 |
387,94 |
2,57 |
98,72 |
С |
Пневмобаллоны |
60,43 |
63,63 |
42,38 |
27,47 |
193,91 |
1,28 |
100,00 |
С |
Итого |
3617,17 |
3705,14 |
3916,86 |
3874,27 |
15113,44 |
100,00 |
- |
- |