Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере ООО «Веха-Регион»)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 5

Основные показатели оценки ассортимента коммерческого предприятия ООО «Веха-Регион»

Наименование показателя

Значение коэффициента, %

Коэффициент широты

65,09

Коэффициент полноты

81,38

Коэффициент глубины

57,25

Коэффициент устойчивости

49,12

Коэффициент новизны

51,79

Коэффициент гармоничности

78,73

Коэффициент рациональности

17,67

Согласно данным таблицы 5, ассортимент товаров, реализуемых ООО «Веха-Регион», можно назвать полным (при коэффициенте полноты 81,38 %), гармоничным (коэффициент гармоничности составляет 78,73 %) и широким (значение коэффициента широты – 65,09 %). Также довольно высоки показатели остальных коэффициентов: глубины – 57,25 %, новизны – 51,79 %, устойчивости – 49,12 %. Единственное значение, которых отличается от других, - величина коэффициента рациональности, которая составляет 17,67 %. Данный показатель рассчитывался на основе весомости глубины, устойчивости и новизны, оценку которой давали эксперты. Низкое значение коэффициента рациональности свидетельствует о том, что ассортимент магазина «Веха» не всегда удовлетворяет реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.

Следующим этапом, согласно разработанной методике, является проведение совмещенного ABC-XYZ-анализа. Для этого необходимо исследовать ассортимент, опираясь на каждый вид анализа по отдельности. В Приложении 1 представлено итоговое распределение товарных групп согласно ABC-анализу.

Анализ данных свидетельствует о том, что в ассортименте исследуемого предприятия присутствуют все три группы товаров. Товары группы А (двигатель и его части, ходовая часть, тормозная система, расходные материалы) составляют 50 % от общего товарооборота. Как правило, такие товары приносят наибольшую прибыль, но требуют тщательного планирования, постоянного и скрупулезного учета и контроля, а также постоянного отслеживания спроса на них. Объекты группы В (электрика, пневматика, амортизаторы, сцепление, фильтра, оптика) – средние по важности, приносящие 30 % результата и требующие обычного контроля. Остальные товарные группы относятся к категории С (сальники, ремни, компрессор и его части, прокладки, разное, автохимия, сайлентблоки и втулки, пневмобаллоны) и составляют 20 % от общего товарооборота. Несмотря на кажущуюся малоценность таких товаров, они также требуют учета и контроля. При этом сокращение этой группы может привести к потере финансового результата до 30 – 50 %, а также к перераспределению товаров.


Далее необходимо провести XYZ-анализ, позволяющий классифицировать товары на основе сравнения стабильности объема их продаж. В Приложении 2 представлен конечный результат распределения товаров по группам X, Y и Z. Опираясь на анализ полученных данных, можно сделать вывод о том, что 16 товарных групп распределились по категориям X и Y и лишь 2 группы попали в категорию Z. Объекты группы X (разное, расходные материалы, автохимия, двигатель и его части, тормозная система, электрика, амортизаторы, оптика) характеризуются стабильной величиной товарооборота и незначительными колебаниями в их продажах. В свою очередь, товары, характеризующиеся некоторыми колебаниями спроса (например, сезонные), относятся к категории Y (фильтра, ходовая часть, пневматика, сальники, сайлентблоки и втулки, компрессор и его части, прокладки, сцепление). Остальные товарные группы (ремни, пневмобаллоны) составляют категорию Z, которые отличаются нерегулярными и плохо прогнозируемыми продажами.

Далее следует рассмотреть результаты совмещенного ABC-XYZ-анализа, представленные в таблице 6.

Таблица 6

Совмещение результатов ABC-XYZ-анализа

Наименование

Товарооборот за 2018 г., тыс. руб.

Совмещение

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Общий

Двигатель и его части

472,32

500,43

520,06

494,54

1987,35

AX

Тормозная система

326,82

343,87

349,67

361,31

1381,67

AX

Расходные материалы

340,58

335,97

326,48

346,92

1349,95

AX

Ходовая часть

492,56

408,49

415,14

518,63

1834,82

AY

Электрика

269,89

287,34

298,67

300,92

1156,82

BX

Амортизаторы

195,88

213,68

226,84

221,59

857,99

BX

Оптика

148,28

160,93

170,47

149,23

628,91

BX

Пневматика

294,45

228,43

304,46

256,92

1084,26

BY

Сцепление

123,03

168,47

190,56

211,39

693,45

BY

Фильтра

138,95

175,68

181,65

157,23

653,51

BY

Разное

120,67

116,89

120,60

121,37

479,53

CX

Автохимия

108,68

114,05

115,56

115,54

453,83

CX

Сальники

148,67

102,53

123,44

128,39

503,03

CY

Компрессор и его части

102,39

137,32

131,43

118,24

489,38

CY

Прокладки

103,14

108,16

124,05

146,03

481,38

CY

Сайлентблоки и втулки

80,87

95,33

101,92

109,82

387,94

CY

Ремни

89,56

143,94

173,48

88,73

495,71

CZ

Пневмобаллоны

60,43

63,63

42,38

27,47

193,91

CZ

Итого

3617,17

3705,14

3916,86

3874,27

15113,44

-


Анализ данных таблицы позволяет сделать вывод о влиянии товарных групп на общий товарооборот с учетом стабильности спроса на них. Так, товары группы AX (двигатель и его части, тормозная система, расходные материалы) и BX (электрика, амортизаторы, оптика) характеризуются высоким товарооборотом и стабильным спросом, их продажи легко прогнозировать, а отсутствие приведет к значительному недополучению прибыли. Товары, относящиеся к категориям AY (ходовая часть) и BY (пневматика, сцепление, фильтра), важны для оборота предприятия, но имеют среднюю прогнозируемость спроса. При этом их отсутствие также приведут к потерям товарооборота. Товары группы CX (разное, автохимия) имеют незначительную долю в обороте, но пользуются устойчивым спросом. Некоторые колебания в продажах характеризуют товары категории CY (сальники, компрессор и его части, прокладки, сайлентблоки и втулки). В свою очередь, объекты группы CZ (ремни, пневмобаллоны) вносят малый вклад в прибыль и имеют значительные колебания в продажах. Если данные товары не новинки, то целесообразно принять решение о выводе таких товарных групп из ассортимента предприятия.

Кроме основных четырех этапов, обозначенных в методике, дополнительно проведено исследование потребительских предпочтений и дана оценка направлениям изучения ассортимента предприятия. В таблице 7 представлены результаты опроса покупателей и рассчитана коэффициентная оценка направлений в сравнении с расчетными данными предприятия, также выраженными в коэффициенте.

Таблица 7

Оценка направлений исследования товарного ассортимента ООО «Веха-Регион»

Направления оценки

Оценка потребителей, коэффициент

Расчетные данные предприятия, коэффициент

Степень широты ассортимента

0,69

0,65

Степень полноты ассортимента

0,80

0,81

Степень глубины ассортимента

0,44

0,57

Степень устойчивости ассортимента

0,51

0,49

Степень обновления ассортимента

0,47

0,52

Степень гармоничности ассортимента

0,77

0,79

Степень рациональности ассортимента

0,77

0,18

Опираясь анализ данных таблицы можно сделать вывод о том, что существуют некоторые различия между расчетными данными предприятия и оценкой потребителей. Так, покупатели считают ассортимент ООО «Веха-Регион» широким, полным, в котором есть товары, пользующиеся устойчивым спросом. Но показатели степени глубины и обновления несколько отличаются от расчетных данных. Следует отметить, что отмечается существенная разница между значениями степени рациональности ассортимента. Причиной этому является то, что при расчете данного показателя на предприятии учитывалась весомость глубины, устойчивости и новизны, а оценка потребителей носит вероятностный характер.


Полученные в ходе анализа формирования ассортимента ООО «Веха-Регион» результаты позволяют выявить некоторые недостатки. В таблице 8 представлена информация о возможных причинах вскрытых проблем и способах их устранения.

Таблица 8

Выявленные недостатки и пути их устранения

Выявленные недостатки (скрытые резервы)

Причины

Пути устранения

Значение степени глубины ассортимента, по оценке потребителей, ниже на 0,13 по сравнению с расчетными данными предприятия.

Потребителей не устраивает количество и виды торговых марок, представленных в магазине «Веха».

Дополнение ассортимента востребованными торговыми марками.

Значение степени обновления ассортимента, по оценке потребителей, ниже на 0,05 по сравнению с расчетными данными предприятия.

Рынок аксессуаров для автомобилей постоянно обновляется, но новинки не появляются в магазине « Веха»

Обновление ассортимента путем введения дополнительной группы товаров.

Значение степени рациональности ассортимента, по оценке потребителей, выше на 0,59 по сравнению с расчетными данными предприятия.

В покупательской оценке не учитывалась весомость показателей глубины, устойчивости и новизны.

Для уравновешивания оценок необходимо определить степень весомости показателей глубины, устойчивости и новизны по мнению потребителей.

Таким образом, анализ деятельности ООО «Веха-Регион» и его технико-экономических показателей позволяет сделать следующие выводы. Показатели работы предприятия характеризуются положительной динамикой. Товарооборот изменяется ускоренно, т.к. среднегодовой темп роста равен 114,94 %. На предприятии отмечается рост основных финансовых результатов деятельности. При этом не характеризуются каким-либо изменением такие показатели, как уровень валового дохода к розничному товарообороту и товарообороту по закупочным ценам. Также в ходе анализа финансовых результатов были определены факторы, которые в наибольшей степени влияют на величину прибыли – изменения издержек обращения и розничного товарооборота. В свою очередь, на рентабельность оказывает существенное влияние увеличение издержек обращения, приводя ее к снижению, больше, чем на 1 %.

Тематический анализ показал, что в ассортименте ООО «Веха-Регион» существуют товарные группы, приносящие наибольший доход, и группы, от которых целесообразно избавиться. Поэтому рассмотрены пути устранения выявленных недостатков, которые целесообразно разработать в качестве рекомендаций, улучшающих формирование ассортимента ООО «Веха-Регион».


2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию стратегии формирования товарного ассортимента предприятия ООО «Веха-Регион»

Проанализировав состояние формирования ассортимента ООО «Веха- Регион», были выявлены недостатки. С целью совершенствования данного процесса на исследуемом предприятии предложены следующие рекомендации:

1. Углубление товарного ассортимента посредством закупки моторных масел ранее не реализуемой торговой марки.

2. Исключение из товарного ассортимента ООО «Веха-Регион» неликвидной товарной группы.

3. Внедрение в ассортимент ООО «Веха-Регион» новой товарной группы.

Рассмотрим данные мероприятия подробнее.

1. Углубление товарного ассортимента посредством закупки моторных масел ранее не реализуемой торговой марки.

С целью оптимизации продаж руководством ООО «Веха-Регион» поставлена задача проанализировать покупательские предпочтения относительно моторных масел (т.к. расходные материалы пользуются большим спросом, что подтверждается данными о товарообороте этой товарной группы). С этой целью была разработана анкета. Результаты анкетирования показали, что наибольшим спросом пользуются моторные масла торговых марок Shell Helix (14,00 % от числа ответивших), ТНК (13,50 %), Castrol (12,75 %), Лукойл (11,92 %), Mobil (10,33 %). При этом чаще всего покупатели отдают предпочтение полусинтетическим маслам (55,33 %), разлитым в тару по 4 литра (45,17 %). Следует отметить, что в случае отсутствия в магазине «Веха» нужного товара, 33,08 % (397 чел.) потребителей приобретут требуемое моторное масло в другом магазине; 22,92 % (275 чел.) – выбрали бы торговую марку ZIC. Поэтому с целью увеличения глубины ассортимента ООО «Веха-Регион» целесообразно ввести в перечень реализуемых товаров моторные масла данной торговой марки, т.к. эти товары предпочли бы большинство из числа ответивших.

Закупочная цена полусинтетического моторного масла ZIC объемом 4 литра (наиболее часто приобретаемые вид и тара) составляет 642,43 руб. Необходимо рассчитать изменения показателей в результате закупки и реализации данных товаров (таблица 9).