Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере ООО «Веха-Регион»)..pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли
1.1. Понятие, классификация и характеристики ассортимента
1.2. Особенности и методы формирования товарного ассортимента
2. Анализ формирования ассортимента товаров на торговом предприятии ООО «Веха-Регион»
2.1. Общая характеристика ООО «Веха-Регион»
2.2. Анализ стратегии формирования товарного ассортимента ООО «Веха-Регион»
2. Исключение из товарного ассортимента ООО «Веха-Регион» неликвидной товарной группы.
3. Внедрение в ассортимент ООО «Веха-Регион» новой товарной группы.
- группа A дает 80% выручки, содержит 20% наименований.
- группа B дает 15% выручки, содержит 30% наименований.
- группа C дает 5% выручки, содержит 50% наименований.
После этого формируются выводы по проведенному анализу, на основе которых принимаются соответствующие управленческие решение в части оптимизации товарного ассортимента, наращивания или сокращения отдельных видов продукции.
Следующим методом анализа ассортимента предприятия является XYZ-анализ. Это статистический метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность продаж отдельных видов товаров и колебания уровня потребления тех или иных ресурсов. Этот метод обычно применяется для ранжирования и группирования ассортиментных позиций по степени прогнозируемости объема спроса [7, с. 241].
Товары подразделяются на три группы — X, Y, Z исходя из значения коэффициента вариации за определенный период времени. Этот анализ делит объекты по степени отклонения от среднего показателя, высчитываемого за несколько периодов. XYZ-анализ показывает стабильность или нестабильность спроса.
Категория X — товары характеризуются стабильностью продаж и как следствие — высокими возможностями прогноза продаж.
Коэффициент вариации не превышает 10%. Колебания спроса незначительны, спрос на них устойчив, следовательно, можно по этим товарам делать оптимальные запасы и использовать математические методы прогноза спроса и оптимального запаса.
Категория Y — товары, имеющие колебания в спросе и как следствие средний прогноз продаж. Коэффициент вариации составляет 10-25%. Отклонение от средней величины продаж существует, но оно колеблется в разумных пределах (в пределах 25%).
Категория Z — товары с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогноза продаж невысокая. Коэффициент вариации превышает 25% и может быть более 100%. Это может быть группа товаров, доставляемая по заказу клиентов или недавно поступившая в продажу.
Алгоритм проведения XYZ анализа состоит из следующих этапов:
1) Определение коэффициента вариации для анализируемых ресурсов.
2) Группировка ресурсов в соответствии в возрастанием коэффициента вариации.
3) Распределение по категориям X, Y, Z.
4) Графическое представление результатов анализа.
Коэффициент вариации – это отношении среднего квадратического отклонения к среднеарифметическому значению измеряемых значений ресурса [16, с. 85].
Совмещенный АВС и XYZ-анализ. Совмещенный анализ позволяет в полной мере проанализировать ассортимент и принять необходимые управленческие решения. Данный вид анализа позволяет:
- повысить эффективность управления товарными запасами и закупками товара;
- выработать оптимальную закупочную политику в отношении каждого вида товара;
- выявить товары – «звезды» и товары – аутсайдеры;
- грамотно распределить усилия персонала в зависимости от квалификации и имеющегося опыта.
В результате данного совмещенного анализа выделяется 9 групп объектов анализа по двум критериям – степень влияния на конечный результат (АВС) и стабильность этого результата (XYZ)
Так, товары группы AX являются наиболее важными в структуре ассортимента компании, а товары группы CZ – это кандидаты на выведение из ассортимента.
Ассортиментная матрица – это полный перечень всех товарных позиций, утвержденных для продажи в конкретном розничном предприятии на определенный период времени с учетом требований ассортиментной политики предприятия и особенностей формата и расположения магазина [2, с. 55]. В то же время ассортиментная матрица – это документ, который появляется после того, как будет проведена работа по выделению в ассортименте классов, групп, категорий, подкатегорий и других уровней классификатора, и после того, как ассортимент будет сбалансирован по ширине и глубине. В нашем случае для построения оптимального ассортимента в организациях торговли наиболее приемлемыми будут матрица Ансоффа и матрица BCG (матрица Бостонской Консалтинговой Группы).
Матрица Ансоффа является наиболее популярным и эффективным инструментом при принятии стратегических решений развития предприятия.
Суть матрицы Ансоффа (матрица ANSOFF) заключается в выборе одной из четырех базовых стратегий достижения целей стратегического развития компании на рынке (табл. 3).
Таблица 3
Матрица Ансоффа: рынок / продукт
Продукт / Рынок |
Действующий |
Новый продукт |
Действующий |
Расширение на рынке |
Развитие продукта |
Новый рынок |
Развитие рынка |
Диверсификация |
Расширение сбыта существующего продукта существующим покупателям на рынке подразумевает увеличение доходов и прибыли за счет мероприятий продвижения товаров, репозиционирования бренда и т. д.
Позиция развития рынка подразумевает предложение существующих товаров новым покупателям, выведение на новые рынки. При этом товар остается таким же, но меняется целевая группа, целевой сегмент.
Развитие продукта – это предложение новых товаров существующим покупателям. Задача состоит в том, чтобы предложить лучший выбор существующим покупателям.
Диверсификация – это предложение совершенно новых товаров новым потребителям.
Основой использования методики BCG является матрица бостонской консалтинговой группы, используемая для анализа ассортиментного портфеля организации. В основе построения адаптированной матрицы BCG лежит использование двумерной системы координат, где ось Х отражает долю в объеме продаж фирмы, а ось У – темпы, с которыми растут продажи продукта по отношению к базовому периоду [7, с. 243].
В результате построения матрицы выделяется четыре группы товаров:
- «звезды» (высокие темпы роста, много прибыли);
- «дойные коровы» (большая доля рынка, низкие темы роста);
- «дикие кошки» («вопросительные знаки») (малая доля рынка, высокие темы роста);
- «собаки» (малая доля рынка, низкие темы роста).
Рисунок 5 - Адаптированная матрица БКГ
По отношению к каждой из них существует своя приоритетная стратегия, которую рекомендуется использовать. Так, например, для «дойных коров» рекомендуется осуществление минимальных вложений при максимальной отдаче, то есть «сбор урожая». «Звезды» требуют инвестирования, чтобы поддержать их рыночные позиции. Товары, относимые к категории «собак», если они не являются сопутствующими товарами, рекомендуется удалять из ассортимента и т.д.
2. Анализ формирования ассортимента товаров на торговом предприятии ООО «Веха-Регион»
2.1. Общая характеристика ООО «Веха-Регион»
Межрегиональная ассоциация «Веха» занимается профессиональным снабжением автотранспортных, промышленных, торговых, а также сельскохозяйственных предприятий запасными частями и навесным оборудованием к автомобильной, тракторной и сельхозтехнике, комбайнам, строительной и спецтехнике. Компания имеет многолетний опыт работы по профессиональному снабжению запасными частями крупных муниципальных и частных предприятий, а также предприятий агропромышленного комплекса Самарской, Саратовской и Оренбургской областей.
В настоящее время действует 19 подразделений по продаже запасных частей в Самарской, Саратовской и Оренбургской областях. В ассортименте присутствует весь спектр запасных частей – 40 тыс. наименований по всем основным брендам отечественной техники: ЗИЛ, ГАЗ, КАМАЗ, МАЗ, УРАЛ, КРАЗ, МТЗ, К 700, Т 150, сельскохозяйственной и спецтехники, и пр.
Общество с ограниченной ответственностью «Веха-Регион» начало свою работу в 1992 г., основной деятельностью которого явилась реализация автотехники. Через два года открылся первый магазин по продаже запасных частей. В Тольятти ООО «Веха-Регион» функционирует с 1998 г.
В качестве объекта исследования был выбран магазин «Веха» – одно из структурных подразделений ООО «Веха-Регион».
Данный магазин реализует запасные части к легковым и грузовым автомобилям отечественного и импортного производства, сельскохозяйственной и специальной техники; осуществляет розничную торговлю автохимии, масел и жидкостей, лакокрасочных и других расходных материалов.
На рисунке 2 представлена организационная структура ООО «Веха-Регион».
Рисунок 6 - Организационная структура ООО «Веха-Регион»
Необходимо рассмотреть основные экономические показатели деятельности ООО «Веха-Регион» за три года (таблица 4).
Таблица 4
Основные экономические показатели ООО «Веха-Регион»
Показатель |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Темп роста, отклонение +/- |
|
2018г. / 2016 г. |
2018 г. /2017 г. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Розничный товарооборот, тыс. руб. |
12392,30 |
13951,50 |
15113,44 |
121,96 |
108,33 |
Товарооборот по закупочным ценам, тыс. руб. |
9532,54 |
10731,92 |
11625,72 |
121,96 |
108,33 |
Уровень валового дохода, % |
23,08 |
23,08 |
23,08 |
0,00 |
0,00 |
Валовый доход, тыс. руб. |
2859,76 |
3219,58 |
3487,72 |
121,96 |
108,33 |
Среднесписочная численность работников, чел., в т.ч. |
14,00 |
14,00 |
14,00 |
100,00 |
100,00 |
торгово-оперативных работников |
6,00 |
6,00 |
6,00 |
100,00 |
100,00 |
продавцов |
3,00 |
3,00 |
3,00 |
100,00 |
100,00 |
Выработка / Товарооборот в расчете на (тыс. руб.) |
|||||
1 работника |
885,16 |
996,54 |
1079,53 |
121,96 |
108,33 |
1 торгово-оперативного работника |
2065,38 |
2325,25 |
2518,91 |
121,96 |
108,33 |
1 продавца |
4130,77 |
4650,50 |
5037,81 |
121,96 |
108,33 |
Фонд оплаты труда работников, в т.ч. (тыс. руб) |
1523,20 |
1576,40 |
1622,60 |
106,53 |
102,93 |
торгово-оперативных работников |
576,00 |
597,60 |
619,20 |
107,50 |
103,61 |
продавцов |
273,60 |
284,40 |
291,60 |
106,58 |
102,53 |
Среднегодовая заработная плата, тыс. руб. |
|||||
1 работника |
108,80 |
112,60 |
115,90 |
106,53 |
102,93 |
Окончание таблицы 4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 торгово-оперативного работника |
96,00 |
99,60 |
103,20 |
107,50 |
103,61 |
1 продавца |
91,20 |
94,80 |
97,20 |
106,58 |
102,53 |
Издержки обращения, тыс. руб. |
2278,10 |
2448,16 |
2616,75 |
114,87 |
106,89 |
Издержкоемкость, % |
18,38 |
17,55 |
17,31 |
-0,011 |
-0,002 |
Издержкоотдача, к-т |
5,44 |
5,70 |
5,78 |
0,34 |
0,08 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
581,66 |
771,41 |
870,97 |
149,74 |
112,90 |
Рентабельность продаж, % |
4,69 |
5,53 |
5,76 |
1,07 |
0,23 |
Коэффициент опережения темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы |
- |
- |
- |
1,14 |
1,05 |
Анализируя результаты деятельности ООО «Веха-Регион», следует отметить рост всех показателей в динамике за три года. Розничный товарооборот в 2016 г. не превышал 15 млн. руб. В 2018 отчетном году, данный показатель вырос до 15113,44 тыс. руб. Изменение составило + 21,96 %. Увеличение общего товарооборота в 2018 г. по отношению к 2017 г. – + 8,33 %. Товарооборот по закупочным ценам составил в 2018 г. 11625,72 тыс. руб., что выше, чем в 2016 г. на 21,96 %. Изменение данного показателя по сравнению с 2017 г. составило + 8,33%. Сумма валового дохода в 2018 г. составила 3487,72 тыс. руб., что на 21,96 % больше, чем в 2016 г., и на 8,33 % больше, чем в 2017 г. Следует отметить, что ООО «Веха-Регион» в течение исследуемого периода использует среднюю торговую наценку в размере 23,08 %.
2.2. Анализ стратегии формирования товарного ассортимента ООО «Веха-Регион»
Стратегию формирования ассортимента ООО «Веха-Регион» необходимо проанализировать на основании разработанной методики. Данный анализ следует провести поэтапно.
На первом этапе следует рассчитать основные показатели ассортимента ООО «Веха-Регион». Результаты расчета показателей товарного ассортимента, характеризующих его состояние, представлены в таблице 5.