Файл: Психологические особенности детей в зависимости от порядка рождения.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 486
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические проблемы сиблинговых отношений между детьми
1.1 Понятие сиблинговой позиции в семье
1.2 Влияние порядка рождения ребенка в семье на его дальнейшую судьбу
1.3 Анализ взаимоотношений между детьми в семье в зависимости от возраста и пола
Глава 2. Практический анализ сиблинговых отношений между детьми
2.2 Рекомендации по воспитанию детей в семьях с двумя и большим количеством детей
2.3 Описание методов и методик
Список использованной литературы
Опросник «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля (пример 1, 6 и 10 вопросов)
Методика « Рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана (КРС)
Используется в любом возрасте и диагностирует особенности внутрисемейной ситуации.
Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР).
Достаточно высокий показатель у девочек, где ключевыми словами являются: гордится младшим братом (сестрой), всем рассказывать и отдавать ему (ей) самое лучшее. Статистически достоверная значимость данного параметра (φ*=2,05, р=0,02; φ*=1,457, р=0,07; φ*=5,497) иллюстрирует общепринятое мнение об ориентации младшего сиблинга на старшего: подражание его поведению и высказываниям, а так же постоянная «гонка с преследованием». Девочки же более ограничены нормами и правилами, ориентированными на старших, регулирующими их поведение и эмоциональные проявления.
Необходимо отметить что выявлена статистически достоверная значимость (φ*=3,856) в показателях мальчиков и девочек относительно помощи старшему сиблингу по дому. В нашей культуре обычно девочка, женщина наделена функцией обустройства быта, уюта и поддержания порядка в доме. Мальчики легко усваивают данное положение вещей и неохотно выполняют данную работу по дому, тем более в помощи «объекту конкуренции». Таким образом, из всего выше сказанного, можно сделать вывод о выявленных особенностях в отношении старшего и младшего сиблинга, а именно специфичной роли гендера и сиблинговой позиции детей.
Гипотеза об отличии уровня соперничества между старшими и младшими сиблингами младшего школьного возраста в зависимости от пола детей подтвердилась.
4.5 Особенности образа старшего и младшего сиблингов разного пола у младших школьников
В ходе исследования, при помощи методики «Личностный дифференциал», были выявлены особенности образа старшего и младшего сиблингов у детей младшего школьного возраста (см. Рисунок 6).
Рисунок 6. Показатели характеристик при восприятии старшего и младшего сиблингов
Можно отметить на уровне тенденции положительный характер оценок, как старших, так и младших сиблингов.
При математической обработке результатов, были выявлены следующие различия: старший сибс воспринимает младшего брата (сестру) более разговорчивым, решительным, энергичным и общительным (см. Таблицу 12).
Таблицу 12 Значимые характеристики образа старшего и младшего сиблингов
Шкалы | U эмпирическое | Уровень значимости (р) |
Разговорчивый- Молчаливый | 348,0 | 0,08 |
Решительный– Нерешительный | 338,0 | 0,03 |
Вялый – Энергичный | 343,5 | 0,07 |
Расслабленный– Напряженный | 345,5 | 0,09 |
Нелюдимый- Общительный | 325,0 | 0,03 |
Примечание: эмпирическое значение U критерия Манна-Уитни
По нашему мнению, данная оценка может быть связана с возрастными особенностями младшего сибса в исследуемой группе (3,2 года). Любознательность, а именно интерес ко всему и во всем и значимость общения со взрослыми. В этом возрасте ребенок высоко энергичен и создается впечатление, что он вообще не устает.
При этом младший сиблинг воспринимает старшего брата (сестру) более расслабленным. Данный показатель может быть связан с тем, что младший ребенок не видит своего старшего брата (сестру) в деятельности. В исследуемой группе, старший сиблинг в среднем, подросткового возраста, который занят учебой, а главное, общением с друзьями и поэтому малое количество времени проводит дома. Вместе с тем, подросток уверенней в себе, менее зависим, поэтому воспринимается младшим сибсом расслабленным (в значении независимым, самостоятельным), нежели напряженным.
Далее, при более детальном анализе образа сиблинга, мы вводим критерий пола старшего и младшего сибсов. При этом получились статистически значимые следующие различия. У старших сиблингов, девочки воспринимают своих младших братьев (сестер) более спокойными (U=62,5, при р=0,037), нежели мальчики. У младших же сиблингов, мальчики считают своих старших братьев (сестер) более честными (U=64, при р=0,053), нежели девочки.
Данный факт можно объяснить гендерными особенностями: девочки более толерантны, компромиссны и сдержаны в своих поведенческих реакциях. Данное поведение девочек, как правило, воспитывается в семьях и является неким образцом, тогда как мальчики воспитываются более бескомпромиссными, идейными и справедливыми. При этом младший ребенок ориентируется и пытается подражать старшему сибсу и выделение такого качества у старшего сиблинга, как честность, есть некое соотношение и с характеристикой себя.
При исследовании старших и младших детей, выявлены значимые различия у младших девочек (U=53,5, при р=0,04). Именно девочки считают своих старших братьев (сестер) более расслабленными. Вместе с тем старшие мальчики говорят о зависимости своих младших сиблингов (U=81,5, при р=0,08), на что, предположительно, влияет гендерные особенности воспитательного процесса. Так как, девочки принимают и понимают зависимость своих младших сибсов от родителей и от взрослых вообще. Мальчики же воспитываемые как независимые и ориентированные на образец отца, который принимает решения самостоятельно, отмечают отрицательность качества зависимый (см. Таблицу 13).
Таблица 13 Образ личности старшего и младшего сиблингов в зависимости от пола и ролевой позиции детей (средний балл)
Шкала | Старшие сибсы | Младшие сибсы | Общие значения | |||
Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики | Старшие дети | Младшие дети | |
1.Обаятельный- Непривлекательный | 2,4 | 2,8 | 2 | 1,6 | 2,8 | 2,2 |
2. Слабый - Сильный | 1,9 | 2,1 | 1,5 | 2,1 | 2,1 | 1,8 |
3.Разговорчивый- Молчаливый | 2,3 | 2,1 | 0,7 | 1,4 | 2,1 | 1,5 |
4.Безответственный- Добросовестный | 1,6 | 1,7 | 1 | 2,1 | 1,7 | 1,4 |
5.Упрямый- Уступчивый | 0,9 | -0,4 | -0,1 | 0,6 | -0,4 | 0,5 |
6.Замкнутый- Открытый | 1,9 | 2,6 | 2,6 | 2,6 | 2,6 | 2,7 |
7.Добрый - Эгоистичный | 2,2 | 1,9 | 2,1 | 1,8 | 1,9 | 1,9 |
8.Зависимый - Независимый | -1,2 | -1,3 | -0,8 | 0,5 | -1,3 | -0,2 |
9.Деятельный-Пассивный | 2,1 | 1,4 | 1,7 | 1,4 | 1,4 | 2 |
10.Черствый- Отзывчивый | 1,6 | 1,5 | 0,3 | 1,2 | 1,5 | 1,1 |
11.Решительный– Нерешительный | 2 | 2,9 | 0,8 | 2,1 | 2,9 | 1,5 |
12.Вялый-Энергичный | 2,3 | 2,3 | 1,5 | 1,6 | 2,3 | 1,5 |
13.Справедливы- Несправедливый | 1 | 0,9 | 1,5 | 2,1 | 0,9 | 1,7 |
14.Расслабленный - Напряженный | 0,5 | -0,1 | -1,7 | -0,2 | -0,1 | -1,3 |
15.Суетливый- Спокойный | 1,1 | -0,7 | -0,5 | -1,1 | -0,7 | -0,5 |
16. Враждебный - Дружелюбный | 2,1 | 2,5 | 2,9 | 2,2 | 2,5 | 2,4 |
17.Уверенный- Неуверенный | 1,7 | 1,6 | 2,1 | 2,2 | 1,6 | 2,7 |
18. Нелюдимый - Общительный | 2,6 | 2,7 | 0,9 | 1,5 | 2,7 | 1,5 |
19.Честный - Неискренний | 0,4 | 2 | 0,2 | 1,6 | 2 | 0,6 |
20.Несамостоятельный- Самостоятельный | 1,5 | 1,9 | 2,8 | 2,2 | 1,9 | 2,4 |
21.Раздражительный-Невозмутимый | 0,9 | 0,5 | 0,2 | 0,3 | 0,5 | 0,8 |
Примечание: цветом выделены показатели, подтверждающие значимость различий φ* критерия Фишера
Таким образом, нами выявлены: статистически значимые различия в образе старшего и младшего сиблингов, при значимости пола и сиблинговой позиции детей. То есть старший сиблинг воспринимается младшим, как расслабленный и честный, а младший старшим, как зависимый, но общительный, решительный и энергичный, что, по нашему мнению является спецификой восприятии друг друга сиблингами разного пола.
Гипотеза об отличии образа сиблингов младшего школьного возраста в зависимости от их пола и ролевой позиции подтверждается.
Заключение
Порядок рождения детей в семье является важным, но не единственным условием воспитания. Но в то же время было замечено, что дети в возрасте от семи лет и семейные халявы используют ирландское выражение лица.
Порядок рождения детей в семье действительно влияет на формирование характера ребенка — такой результат можно получить, наблюдая за многими семьями. В 1973 году австрийский психолог Альфред Адлер серьезно отнесся к этому феномену и подробно его изучил. Все результаты говорят нам о типичных чертах личности, связанных с порядком рождения в семье.
Родители очень озабочены появлением своего первенца и стараются делать «must have». Рождение второго ребенка травмирует ее и приобретает соревновательный характер в борьбе за любовь родителей. Во взрослом возрасте, когда первый ребенок создает семью, этот состязательный характер может проявляться в борьбе за власть с супругом, особенно если супруг является первенцем. В отношениях с другими людьми первый человек проявляет ответственность, ответственность, но не может принять помощь от другого человека. Во-первых, он консерватор, стремящийся к власти и стремящийся к лидерству. Поэтому они часто являются хранителями семейных институтов и моральных кодексов.
Только дети более других чувствительны к родительским правилам и ожиданиям и стараются максимально их выполнять. Я часто меряю себя мерками взрослых. Они более своеобразны, амбициозны, достигают больших высот и часто обладают лидерскими качествами. Единственный ребенок может вырасти эгоцентричным, что может затруднить принятие другого мнения. Такой ребенок может быть как консервативным, так и грубым: либо он принимает все ценности родителей, либо бунтует против них. Он редко придерживается середины. Теперь нужна общественная оценка.
Средний ребенок часто растет в самой самостоятельной пожарной семье. У него есть старший брат или сестра, которые идут в ногу с его развитием. Так что пути к успеху нет. 70% детей старшего школьного возраста после школы начинают жить самостоятельно. Потеряв родителей, они берут на себя их обязанности. Они становятся очень независимыми и успешными профессионалами.