Файл: Психологические особенности детей в зависимости от порядка рождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 486

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические проблемы сиблинговых отношений между детьми

1.1 Понятие сиблинговой позиции в семье

1.2 Влияние порядка рождения ребенка в семье на его дальнейшую судьбу

1.3 Анализ взаимоотношений между детьми в семье в зависимости от возраста и пола

Глава 2. Практический анализ сиблинговых отношений между детьми

2.1 Проведение практического исследования сиблинговых отношений между детьми разного возраста в семье

2.2 Рекомендации по воспитанию детей в семьях с двумя и большим количеством детей

2.3 Описание методов и методик

2.4 Особенности отношения к семейному окружению детей младшего школьного возраста с учетом их пола и ролевой позиции

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1.

Методический инструментарий

Опросник «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля (пример 1, 6 и 10 вопросов)

Приложение 2

Методика « Рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана (КРС)

Используется в любом возрасте и диагностирует особенности внутрисемейной ситуации.

Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР).



Достаточно высокий показатель у девочек, где ключевыми словами являются: гордится младшим братом (сестрой), всем рассказывать и отдавать ему (ей) самое лучшее. Статистически достоверная значимость данного параметра (φ*=2,05, р=0,02; φ*=1,457, р=0,07; φ*=5,497) иллюстрирует общепринятое мнение об ориентации младшего сиблинга на старшего: подражание его поведению и высказываниям, а так же постоянная «гонка с преследованием». Девочки же более ограничены нормами и правилами, ориентированными на старших, регулирующими их поведение и эмоциональные проявления.

Необходимо отметить что выявлена статистически достоверная значимость (φ*=3,856) в показателях мальчиков и девочек относительно помощи старшему сиблингу по дому. В нашей культуре обычно девочка, женщина наделена функцией обустройства быта, уюта и поддержания порядка в доме. Мальчики легко усваивают данное положение вещей и неохотно выполняют данную работу по дому, тем более в помощи «объекту конкуренции». Таким образом, из всего выше сказанного, можно сделать вывод о выявленных особенностях в отношении старшего и младшего сиблинга, а именно специфичной роли гендера и сиблинговой позиции детей.

Гипотеза об отличии уровня соперничества между старшими и младшими сиблингами младшего школьного возраста в зависимости от пола детей подтвердилась.

4.5 Особенности образа старшего и младшего сиблингов разного пола у младших школьников

В ходе исследования, при помощи методики «Личностный дифференциал», были выявлены особенности образа старшего и младшего сиблингов у детей младшего школьного возраста (см. Рисунок 6).



Рисунок 6. Показатели характеристик при восприятии старшего и младшего сиблингов

Можно отметить на уровне тенденции положительный характер оценок, как старших, так и младших сиблингов.

При математической обработке результатов, были выявлены следующие различия: старший сибс воспринимает младшего брата (сестру) более разговорчивым, решительным, энергичным и общительным (см. Таблицу 12).

Таблицу 12 Значимые характеристики образа старшего и младшего сиблингов

Шкалы

U эмпирическое

Уровень значимости (р)

Разговорчивый- Молчаливый

348,0

0,08

Решительный– Нерешительный

338,0

0,03

Вялый – Энергичный

343,5

0,07

Расслабленный– Напряженный

345,5

0,09

Нелюдимый- Общительный

325,0

0,03


Примечание: эмпирическое значение U критерия Манна-Уитни

По нашему мнению, данная оценка может быть связана с возрастными особенностями младшего сибса в исследуемой группе (3,2 года). Любознательность, а именно интерес ко всему и во всем и значимость общения со взрослыми. В этом возрасте ребенок высоко энергичен и создается впечатление, что он вообще не устает.

При этом младший сиблинг воспринимает старшего брата (сестру) более расслабленным. Данный показатель может быть связан с тем, что младший ребенок не видит своего старшего брата (сестру) в деятельности. В исследуемой группе, старший сиблинг в среднем, подросткового возраста, который занят учебой, а главное, общением с друзьями и поэтому малое количество времени проводит дома. Вместе с тем, подросток уверенней в себе, менее зависим, поэтому воспринимается младшим сибсом расслабленным (в значении независимым, самостоятельным), нежели напряженным.

Далее, при более детальном анализе образа сиблинга, мы вводим критерий пола старшего и младшего сибсов. При этом получились статистически значимые следующие различия. У старших сиблингов, девочки воспринимают своих младших братьев (сестер) более спокойными (U=62,5, при р=0,037), нежели мальчики. У младших же сиблингов, мальчики считают своих старших братьев (сестер) более честными (U=64, при р=0,053), нежели девочки.

Данный факт можно объяснить гендерными особенностями: девочки более толерантны, компромиссны и сдержаны в своих поведенческих реакциях. Данное поведение девочек, как правило, воспитывается в семьях и является неким образцом, тогда как мальчики воспитываются более бескомпромиссными, идейными и справедливыми. При этом младший ребенок ориентируется и пытается подражать старшему сибсу и выделение такого качества у старшего сиблинга, как честность, есть некое соотношение и с характеристикой себя.

При исследовании старших и младших детей, выявлены значимые различия у младших девочек (U=53,5, при р=0,04). Именно девочки считают своих старших братьев (сестер) более расслабленными. Вместе с тем старшие мальчики говорят о зависимости своих младших сиблингов (U=81,5, при р=0,08), на что, предположительно, влияет гендерные особенности воспитательного процесса. Так как, девочки принимают и понимают зависимость своих младших сибсов от родителей и от взрослых вообще. Мальчики же воспитываемые как независимые и ориентированные на образец отца, который принимает решения самостоятельно, отмечают отрицательность качества зависимый (см. Таблицу 13).



Таблица 13 Образ личности старшего и младшего сиблингов в зависимости от пола и ролевой позиции детей (средний балл)

Шкала

Старшие сибсы

Младшие сибсы

Общие значения

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Старшие дети

Младшие дети

1.Обаятельный- Непривлекательный

2,4

2,8

2

1,6

2,8

2,2

2. Слабый - Сильный

1,9

2,1

1,5

2,1

2,1

1,8

3.Разговорчивый- Молчаливый

2,3

2,1

0,7

1,4

2,1

1,5

4.Безответственный- Добросовестный

1,6

1,7

1

2,1

1,7

1,4

5.Упрямый- Уступчивый

0,9

-0,4

-0,1

0,6

-0,4

0,5

6.Замкнутый- Открытый

1,9

2,6

2,6

2,6

2,6

2,7

7.Добрый - Эгоистичный

2,2

1,9

2,1

1,8

1,9

1,9

8.Зависимый - Независимый

-1,2

-1,3

-0,8

0,5

-1,3

-0,2

9.Деятельный-Пассивный

2,1

1,4

1,7

1,4

1,4

2

10.Черствый- Отзывчивый

1,6

1,5

0,3

1,2

1,5

1,1

11.Решительный– Нерешительный

2

2,9

0,8

2,1

2,9

1,5

12.Вялый-Энергичный

2,3

2,3

1,5

1,6

2,3

1,5

13.Справедливы- Несправедливый

1

0,9

1,5

2,1

0,9

1,7

14.Расслабленный - Напряженный

0,5

-0,1

-1,7

-0,2

-0,1

-1,3

15.Суетливый- Спокойный

1,1

-0,7

-0,5

-1,1

-0,7

-0,5

16. Враждебный - Дружелюбный

2,1

2,5

2,9

2,2

2,5

2,4

17.Уверенный- Неуверенный

1,7

1,6

2,1

2,2

1,6

2,7

18. Нелюдимый - Общительный

2,6

2,7

0,9

1,5

2,7

1,5

19.Честный - Неискренний

0,4

2

0,2

1,6

2

0,6

20.Несамостоятельный- Самостоятельный

1,5

1,9

2,8

2,2

1,9

2,4

21.Раздражительный-Невозмутимый

0,9

0,5

0,2

0,3

0,5

0,8


Примечание: цветом выделены показатели, подтверждающие значимость различий φ* критерия Фишера

Таким образом, нами выявлены: статистически значимые различия в образе старшего и младшего сиблингов, при значимости пола и сиблинговой позиции детей. То есть старший сиблинг воспринимается младшим, как расслабленный и честный, а младший старшим, как зависимый, но общительный, решительный и энергичный, что, по нашему мнению является спецификой восприятии друг друга сиблингами разного пола.

Гипотеза об отличии образа сиблингов младшего школьного возраста в зависимости от их пола и ролевой позиции подтверждается.


Заключение



Порядок рождения детей в семье является важным, но не единственным условием воспитания. Но в то же время было замечено, что дети в возрасте от семи лет и семейные халявы используют ирландское выражение лица.

Порядок рождения детей в семье действительно влияет на формирование характера ребенка — такой результат можно получить, наблюдая за многими семьями. В 1973 году австрийский психолог Альфред Адлер серьезно отнесся к этому феномену и подробно его изучил. Все результаты говорят нам о типичных чертах личности, связанных с порядком рождения в семье.

Родители очень озабочены появлением своего первенца и стараются делать «must have». Рождение второго ребенка травмирует ее и приобретает соревновательный характер в борьбе за любовь родителей. Во взрослом возрасте, когда первый ребенок создает семью, этот состязательный характер может проявляться в борьбе за власть с супругом, особенно если супруг является первенцем. В отношениях с другими людьми первый человек проявляет ответственность, ответственность, но не может принять помощь от другого человека. Во-первых, он консерватор, стремящийся к власти и стремящийся к лидерству. Поэтому они часто являются хранителями семейных институтов и моральных кодексов.

Только дети более других чувствительны к родительским правилам и ожиданиям и стараются максимально их выполнять. Я часто меряю себя мерками взрослых. Они более своеобразны, амбициозны, достигают больших высот и часто обладают лидерскими качествами. Единственный ребенок может вырасти эгоцентричным, что может затруднить принятие другого мнения. Такой ребенок может быть как консервативным, так и грубым: либо он принимает все ценности родителей, либо бунтует против них. Он редко придерживается середины. Теперь нужна общественная оценка.

Средний ребенок часто растет в самой самостоятельной пожарной семье. У него есть старший брат или сестра, которые идут в ногу с его развитием. Так что пути к успеху нет. 70% детей старшего школьного возраста после школы начинают жить самостоятельно. Потеряв родителей, они берут на себя их обязанности. Они становятся очень независимыми и успешными профессионалами.