Файл: Психологические особенности детей в зависимости от порядка рождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 488

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические проблемы сиблинговых отношений между детьми

1.1 Понятие сиблинговой позиции в семье

1.2 Влияние порядка рождения ребенка в семье на его дальнейшую судьбу

1.3 Анализ взаимоотношений между детьми в семье в зависимости от возраста и пола

Глава 2. Практический анализ сиблинговых отношений между детьми

2.1 Проведение практического исследования сиблинговых отношений между детьми разного возраста в семье

2.2 Рекомендации по воспитанию детей в семьях с двумя и большим количеством детей

2.3 Описание методов и методик

2.4 Особенности отношения к семейному окружению детей младшего школьного возраста с учетом их пола и ролевой позиции

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1.

Методический инструментарий

Опросник «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля (пример 1, 6 и 10 вопросов)

Приложение 2

Методика « Рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана (КРС)

Используется в любом возрасте и диагностирует особенности внутрисемейной ситуации.

Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР).



Одним из определяющих условий в жизни ребенка является его цвет и цветовая семья. Это сложное понятие охватывает множество аспектов, главным из которых являются семейные отношения.

Но семейные отношения не ограничиваются отношениями между партнерами, и в дальнейшем отношения между родителями и детьми изменятся с приходом еще одного члена семьи: второго ребенка. В этом контексте возникает необходимость рассмотреть еще один аспект семейных отношений - детские отношения.

С этой точки зрения интересны взгляды зарубежных психологов: З. Фриды и А. Адлера, А. Фромма, Г. Хоментаускаса, порядок рождения ребенка в семье определяет его дальнейшую жизнь.

Наша работа внесла свой вклад в изучение родственных отношений, а именно пола и возраста. Изучение гендерных особенностей отношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими братьями и сестрами.

Мы считаем, что данное исследование может быть полезным для родителей с двумя и более детьми для подготовки рекомендаций по улучшению детско-родительских отношений, а также для родителей, ожидающих второго ребенка, для предотвращения соперничества между братьями и сестрами. В то же время мы считаем, что наша работа нужна для того, чтобы помочь нашим детям выявить конфликтные сиблинговые отношения, помочь им определить возрастные и гендерные особенности сиблинговых отношений, разработать коррекционные программы для этой проблемы. Кроме того, для воспитателей братьев и сестер необходимо учитывать поведенческие характеристики в отношениях и методы воспитания, такие как анализ снижения успеваемости ребенка из-за присутствия младшего брата или сестры; (сестра)

Перспективным дальнейшим развитием представленной темы могло бы стать соотношение воспитательных характеристик семьи и особенностей сиблинговых отношений, а также изучение влияния различных факторов на характеристики. отношения между старшими и младшими братьями и сестрами.

Анализ методического инструментария показал необходимость его расширения, то есть разработки методов изучения братских отношений и связанного с этим вопросом эмпирического взгляда на младший школьный возраст, могут быть использованы наблюдательные методы исследования. При этом методические материалы, на наш взгляд, лучше всего подбирать по нашей теме. Используемые анкеты и методы проектов позволили изучить особенности детско-материнских и детских отношений в семейном контексте.


Список использованной литературы





  1. Адлер. А. Практика и теория индивидуальной психологии: пер. с англ. М: Академический проект, 2007.

  2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2005.

  3. Бажин Ф.Е., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М.: Смысл, 1993.

  4. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д., Педагогика и психология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2001.

  5. Дьяконова Н.А., Юртайкин В.В. Авторитарная личность в России и США: ценностные ориентации и локус контроля // Вопросы психологии. 2000. N 4. С. 12-23.

  6. Егорова М.С., Пьянкова С.Д. Поиск ощущений и особенности личностной сферы // Актуальные проблемы психологической службы: Теория и практика: сб. материалов междунар. конф. (Одесса, 8-9 сентября, 1992). Одесса, 1992. Т. 2. С. 140-143.

  7. Зверков А.Г., Эйдман Е.В. Диагностика волевого самоконтроля (опросник ВСК) // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С. 116-124.

  8. Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. М.: ИП РАН, 2005.

  9. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005.

  10. Крюкова Т.Л. О методологии исследования и адаптации опросников диагностики совладающего поведения // Психология и практика / сост. В.А.Соловьева; Институт педагогики и психологии. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А.Некрасова, 2001. Вып. 1C. 66-72.

  11. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000.

  12. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2005.

  13. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): руководство. М.: Когито-Центр, 2004.

  14. Педагогическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

  15. Полежаева Е.А. Шкала самомониторинга и ее применение в отечественных исследованиях // Психологическая диагностика. 2006. N 1. С. 3-32.

  16. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. СПб.: Речь, 2002.

  17. Радугин А.А. Педагогика. Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Центр, 2002.

  18. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учебное пособие для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

  19. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник доля учителей и воспитателей. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

  20. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М.: Смысл, 1997.

  21. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. - М., 2002.

  22. Руфо М. Братья и сестры, болезнь любви: Дети в семье – сложности роста. - Екатеринбург., 2006.

  23. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня - Вильнюс: Минтис., 1977.

  24. Спиваковская А.С. Как быть родителями. - М., 1992.

  25. Фромм А. Азбука для родителей. - М., 1994.

  26. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика., 1989.

  27. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.

  28. Шнейдер Л. Психология семейных отношений. - М.: «Эксмо-Пресс»., 2000.

  29. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер., 1999.

  30. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М., 1997.

  31. Эриксон Э.Г. Детство и общество. - СПб.: «Питер»., 1996.

  32. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб., 2000.

  33. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.

  34. Мясищев В.Н. Психология отношений. / Под ред. Бодалева А.А. - М.: Институт практической психологии., 1998.





  1. http://www.its-my-life.ru/article/119/165.html

  2. http://www.mother.ru/psicholog/?m=0&a=0&t=6



Приложение 1.

Методический инструментарий

Опросник «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля (пример 1, 6 и 10 вопросов)



Приложение 2

Методика « Рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана (КРС)


Используется в любом возрасте и диагностирует особенности внутрисемейной ситуации.


Инструкция: При помощи простого карандаша нарисуйте, пожалуйста, свою семью так, чтобы ее члены (члены семьи) были чем-то заняты.

Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР).


Инструкция: Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-ти бальной системе в бланке ответов.

5 баллов – несомненно да (очень сильное согласие);

4 балла – в общем да;

3 балла – и да и нет;

2 балла – скорее нет, чем да;

1 балл – нет (абсолютное несогласие.

Для родителей дошкольников и младших школьников.

  1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.

  2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.

  3. Он (а) сам (а) обычно решает, какую одежду надеть.

  4. Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра.

  5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.

  6. Думаю, что он (а) ничего не добьется в жизни.

  7. Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем (ней) не нравится, чем нравится.

  8. Часто мы совместно справляемся с домашней работой.

  9. Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.

  1. Я чувствую, что непоследователен (непоследовательна) в своих требованиях.

  2. В нашей семье часто бывают конфликты.

  3. Я бы хотел (а), чтобы он (а) воспитывал (а) своих детей так же, как я его (ее).

  4. Он (а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.

  5. Я его (ее) очень редко ругаю.

  6. Я стараюсь контролировать все его(ее) действия и поступки.

  7. Считаю, что для него (нее) главное — это слушаться меня.

  8. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он (а) делится со мной.

  9. Я не разделяю его (ее) увлечений.

  10. Я не считаю его (ее) таким умным (умной) и способным (способной), как мне хотелось бы.

  11. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).

  12. Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.

  13. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).

  14. Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.

  15. Мне нравятся наши с ней (ним) отношения.

  16. Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее) друзей.

  17. Приходится применять к нему (ней) физические наказания.

  18. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он (она) не хочет.