Файл: Психологические особенности детей в зависимости от порядка рождения.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 488
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические проблемы сиблинговых отношений между детьми
1.1 Понятие сиблинговой позиции в семье
1.2 Влияние порядка рождения ребенка в семье на его дальнейшую судьбу
1.3 Анализ взаимоотношений между детьми в семье в зависимости от возраста и пола
Глава 2. Практический анализ сиблинговых отношений между детьми
2.2 Рекомендации по воспитанию детей в семьях с двумя и большим количеством детей
2.3 Описание методов и методик
Список использованной литературы
Опросник «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля (пример 1, 6 и 10 вопросов)
Методика « Рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана (КРС)
Используется в любом возрасте и диагностирует особенности внутрисемейной ситуации.
Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР).
Одним из определяющих условий в жизни ребенка является его цвет и цветовая семья. Это сложное понятие охватывает множество аспектов, главным из которых являются семейные отношения.
Но семейные отношения не ограничиваются отношениями между партнерами, и в дальнейшем отношения между родителями и детьми изменятся с приходом еще одного члена семьи: второго ребенка. В этом контексте возникает необходимость рассмотреть еще один аспект семейных отношений - детские отношения.
С этой точки зрения интересны взгляды зарубежных психологов: З. Фриды и А. Адлера, А. Фромма, Г. Хоментаускаса, порядок рождения ребенка в семье определяет его дальнейшую жизнь.
Наша работа внесла свой вклад в изучение родственных отношений, а именно пола и возраста. Изучение гендерных особенностей отношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими братьями и сестрами.
Мы считаем, что данное исследование может быть полезным для родителей с двумя и более детьми для подготовки рекомендаций по улучшению детско-родительских отношений, а также для родителей, ожидающих второго ребенка, для предотвращения соперничества между братьями и сестрами. В то же время мы считаем, что наша работа нужна для того, чтобы помочь нашим детям выявить конфликтные сиблинговые отношения, помочь им определить возрастные и гендерные особенности сиблинговых отношений, разработать коррекционные программы для этой проблемы. Кроме того, для воспитателей братьев и сестер необходимо учитывать поведенческие характеристики в отношениях и методы воспитания, такие как анализ снижения успеваемости ребенка из-за присутствия младшего брата или сестры; (сестра)
Перспективным дальнейшим развитием представленной темы могло бы стать соотношение воспитательных характеристик семьи и особенностей сиблинговых отношений, а также изучение влияния различных факторов на характеристики. отношения между старшими и младшими братьями и сестрами.
Анализ методического инструментария показал необходимость его расширения, то есть разработки методов изучения братских отношений и связанного с этим вопросом эмпирического взгляда на младший школьный возраст, могут быть использованы наблюдательные методы исследования. При этом методические материалы, на наш взгляд, лучше всего подбирать по нашей теме. Используемые анкеты и методы проектов позволили изучить особенности детско-материнских и детских отношений в семейном контексте.
Список использованной литературы
-
Адлер. А. Практика и теория индивидуальной психологии: пер. с англ. М: Академический проект, 2007. -
Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2005. -
Бажин Ф.Е., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М.: Смысл, 1993. -
Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д., Педагогика и психология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2001. -
Дьяконова Н.А., Юртайкин В.В. Авторитарная личность в России и США: ценностные ориентации и локус контроля // Вопросы психологии. 2000. N 4. С. 12-23. -
Егорова М.С., Пьянкова С.Д. Поиск ощущений и особенности личностной сферы // Актуальные проблемы психологической службы: Теория и практика: сб. материалов междунар. конф. (Одесса, 8-9 сентября, 1992). Одесса, 1992. Т. 2. С. 140-143. -
Зверков А.Г., Эйдман Е.В. Диагностика волевого самоконтроля (опросник ВСК) // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С. 116-124. -
Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. М.: ИП РАН, 2005. -
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. -
Крюкова Т.Л. О методологии исследования и адаптации опросников диагностики совладающего поведения // Психология и практика / сост. В.А.Соловьева; Институт педагогики и психологии. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А.Некрасова, 2001. Вып. 1C. 66-72. -
Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. -
Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2005. -
Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): руководство. М.: Когито-Центр, 2004. -
Педагогическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -
Полежаева Е.А. Шкала самомониторинга и ее применение в отечественных исследованиях // Психологическая диагностика. 2006. N 1. С. 3-32. -
Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. -
Радугин А.А. Педагогика. Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Центр, 2002. -
Столяренко А.М. Психология и педагогика: учебное пособие для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -
Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник доля учителей и воспитателей. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. -
Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М.: Смысл, 1997. -
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. - М., 2002. -
Руфо М. Братья и сестры, болезнь любви: Дети в семье – сложности роста. - Екатеринбург., 2006. -
Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня - Вильнюс: Минтис., 1977. -
Спиваковская А.С. Как быть родителями. - М., 1992. -
Фромм А. Азбука для родителей. - М., 1994. -
Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика., 1989. -
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997. -
Шнейдер Л. Психология семейных отношений. - М.: «Эксмо-Пресс»., 2000. -
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер., 1999. -
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М., 1997. -
Эриксон Э.Г. Детство и общество. - СПб.: «Питер»., 1996. -
Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб., 2000. -
Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992. -
Мясищев В.Н. Психология отношений. / Под ред. Бодалева А.А. - М.: Институт практической психологии., 1998.
-
http://www.its-my-life.ru/article/119/165.html -
http://www.mother.ru/psicholog/?m=0&a=0&t=6
Приложение 1.
Методический инструментарий
Опросник «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля (пример 1, 6 и 10 вопросов)
Приложение 2
Методика « Рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана (КРС)
Используется в любом возрасте и диагностирует особенности внутрисемейной ситуации.
Инструкция: При помощи простого карандаша нарисуйте, пожалуйста, свою семью так, чтобы ее члены (члены семьи) были чем-то заняты.
Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР).
Инструкция: Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-ти бальной системе в бланке ответов.
5 баллов – несомненно да (очень сильное согласие);
4 балла – в общем да;
3 балла – и да и нет;
2 балла – скорее нет, чем да;
1 балл – нет (абсолютное несогласие.
Для родителей дошкольников и младших школьников.
-
Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого. -
Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки. -
Он (а) сам (а) обычно решает, какую одежду надеть. -
Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра. -
Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит. -
Думаю, что он (а) ничего не добьется в жизни. -
Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем (ней) не нравится, чем нравится. -
Часто мы совместно справляемся с домашней работой. -
Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.
-
Я чувствую, что непоследователен (непоследовательна) в своих требованиях. -
В нашей семье часто бывают конфликты. -
Я бы хотел (а), чтобы он (а) воспитывал (а) своих детей так же, как я его (ее). -
Он (а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу. -
Я его (ее) очень редко ругаю. -
Я стараюсь контролировать все его(ее) действия и поступки. -
Считаю, что для него (нее) главное — это слушаться меня. -
Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он (а) делится со мной. -
Я не разделяю его (ее) увлечений. -
Я не считаю его (ее) таким умным (умной) и способным (способной), как мне хотелось бы. -
Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней). -
Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное. -
Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней). -
Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали. -
Мне нравятся наши с ней (ним) отношения. -
Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее) друзей. -
Приходится применять к нему (ней) физические наказания. -
Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он (она) не хочет.