Файл: К. А. Тимирязева фгбоу во ргау мсха имени К. А. Тимирязева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 250

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Понятие маркетингового исследования и его виды



Маркетинговое исследование (далее – МИ) – любая исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетинга [28]. Она включает в себя сбор, обработку, хранение информации о явлениях и процессах, представляющих интерес для маркетинга, анализ собранных материалов, получение теоретически обоснованных выводов и прогнозирование [4].

Цель маркетинговых исследований – создание информационно-аналитической базы для принятия маркетинговых решений и тем самым снижение уровня неопределенности, связанной с ними [20].

Виды маркетинговых исследований. В зависимости от формы финансирования:

  1. мультиклиентные, которые финансируются группой различных клиентов, заинтересованных в решении одной и той же аналитической задачи (затраты перераспределяются между заказчиками);

  2. мультиспонсируемые (омнибусные), проводятся для клиентов, которых интересуют разные проблемы, решение которых модно объединить в одно комплексное исследование (заказчики финансируют отдельные этапы) [12].

В зависимости от сложности решаемых задач, от степени изученности проблемы, определенности исследуемого рынка принято делать следующее:

1. Поисковые (разведочные) проводятся, если о рынке известно мало. Они не имеют четкой структуры, каждый раз уникальны, базируются, как правило, на качественных данных. Они используются, если необходимо выявить причины уменьшения объема продаж, уточнить факторы, влияющие на усиление конкуренции, оценить возможные варианты сбыта продукции. Основная цель – разработка предварительных гипотез, объясняющих интересующие рыночные явления, уточнение некоторых исследовательских положений. Методы сбора информации: изучение литературы, опрос экспертов, анализ мнения фокус группы, оценка аналогичных ситуаций, специальные тесты (ассоциативные, на завершение предложения), проекционный метод, изучение прежнего опыта и др.

2. Описательные исследования (дескриптные) проводятся, если известны основные факторы и причины изучаемых явлений. Они представляют собой систематизацию
, основанную на сборе и регистрации интересующей информации [10]. Это поиск ответов на вопросы: кто, что, где, когда и как. Они направлены на описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков. Они не дают ответ на вопрос «почему». Основные задачи: регистрация и описание характеристик изучаемых групп, систематизация и классификация полученных данных, оценка условий и особенностей. Методы сбора информации: исследование разовых выборок, исследование панелей с использование первичной и вторичной информации (опрос, наблюдение).

3. Причинные исследования (казуальные) направлены на проверку гипотез относительно причинно-следственных связей, используются для определения взаимосвязей между отдельными переменными или явлениями, когда рассматривается несколько вариантов решения одной и той же задачи. Главный вопрос этих исследований – что произойдет, если изменится одно из условий ведения бизнеса. Основные задачи: исследование параметров товара, краткосрочное прогнозирование, моделирование характеристик рыночной ситуации [27]. Методы сбора информации: лабораторные тесты, полевые тесты, эксперименты, логико-смысловое моделирование, математические метода. Однако на основе логики «если ‒ то тогда» изучать проблемы сложно и даже невозможно, т.к. на поведение потребителя влияет много факторов, заставляющих действовать противоречиво. Речь может идти лишь о частичном прояснении проблем.

4. Комплексные исследования направлены на решение различных задач, базируются на количественной и качественной информации, первичной и вторичной, внутренней и внешней; сочетание различных методов сбора и анализа информационного массива [7].

Основные этапы проведения МИ.Все МИ реализуются в рамках определенной технологии.

Первый этап: Разработка задания на проведение МИ. Результатом этого этапа является программа исследования. В рамках этого этапа выявляется проблема управления маркетингом, потребность в МИ; формулируются проблемы и цели маркетингового исследования; далее разрабатывается план исследования, который оформляется в виде специального договора [3].

На этом этапе необходимо выявить ситуации отсутствия потребностей в МИ. Они возникают, если: информация уже имеется в распоряжении менеджеров; выявленная проблема требует немедленного вмешательства (недостаток времени на проведение МИ); отсутствуют необходимые ресурсы; затраты превышают ценность результатов МИ.



При проведении маркетинговых исследований выделяются два типа проблем: проблемы управления маркетингом (когда возникают симптомы не достижения целей маркетинговой деятельности, когда менеджеру надо выбрать наиболее оптимальный путь, использовать более благоприятные обстоятельства); проблемы маркетинговых исследований, которые определяются требованиями предоставить точную, качественную информацию для решения проблем маркетинговой деятельности.

Второй этап: сбор необходимой маркетинговой информации. В рамках этого этапа устанавливается потребность в информационных ресурсах; определяются методы сбора вторичной и первичной информации; при полевых исследованиях формируются специальные выборки, в рамках которых проводится сбор первичной информации, систематизация информационных массивов [9].

Третий этап: анализ маркетинговой информации. Методической основой является банк методов и моделей, который позволяет наиболее полно вскрыть взаимосвязи изучаемых явлений:

- маркетинговые методы анализа (например, деятельности конкурентов, посредников, поведения потребителей, развития товаропроводящих сетей и др.); модели статистической обработки данных и соответствующие прикладные программы (SPSS’BMDB);

- аналитико-прогностические методы линейного программирования, теории массового обслуживания, теории связи, теории вероятностей, сетевого планирования, экономико-математических и экспертных методов;

- методические приемы, заимствованные из социологии, психологии, антропологии, экологии, эстетики, дизайна и др.

Четвертый этап: подготовка и презентация аналитического отчета. Он включает в себя следующую информацию:

- название группы, проводящей исследование и клиента, для которого проводится исследование;

- суть проблемы и цели исследования, оформленные в исследовательское резюме;

- основные результаты исследования, представленные в виде аргументированных выводов и рекомендаций по решению проблемы;

- группы анализируемых лиц, критерии их выделения, способы выборки и ее тип, надежность полученной информации;

- технология проведения опросов, наблюдений, экспериментов;

- временной период, в течение которого проводилось исследование;


- географические границы анализируемого рынка;

- расчеты и приложения; выводы и рекомендации [6].

Таким образом, нами было отмечено, что продуктовый маркетинг имеет существенные отличия с классическим, поскольку здесь очень важно найти аудиторию под тот или иной продукт и уметь реализовать его. При этом, для реализации продукта и его продвижения могут применяться различные способы, наиболее распространенным из которых является реклама. Также стоит сказать о том, что для продвижения товаров могут разрабатываться маркетинговые исследования, классификация которых строится по различным основаниям.























ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ПАО «ГРУППА ЧЕРКИЗОВО»



2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия


ПАО «Группа Черкизово» является крупным производителем и переработчиком мяса птицы, свинины и комбикормов. Группа создана в 2005 году как объединение АПК «Черкизовский» и АПК «Михайловский». Цель создания холдинговой компании – более эффективное управление активами организации из единого корпоративного центра за счет делегирования ей основных управленческих функций (управление производственными блоками, финансами, продажами, связи с общественностью и проч.) и устранения дублирующих функций, что и является основной хозяйственной деятельностью общества.

В структуру Группы «Черкизово» входит 8 птицеводческих комплексов полного цикла общей мощностью 400 тыс. т. в живом весе в год, 14 современных свинокомплексов общей мощностью 180 тыс. т. в живом весе в год, 6 мясоперерабатывающих предприятий общей мощностью 190 тыс. т. в год, а также 6 комбикормовых заводов общей мощностью около 1,4 млн. т. в год, элеваторы мощностью свыше 700 тыс. т. единовременного хранения и более 140 тыс. га сельскохозяйственных земель [19].

В 2013 году после завершения масштабной инвестиционной программы по свиноводству в Центральной России компания увеличила производство свинины более чем в полтора раза, со 103 тысяч тонн до 158 тысяч тонн. Свинокомплексы «Черкизово» расположены в Липецкой, Тамбовской, Воронежской и Пензенской областях.

В 2013 году Национальный союз свиноводов России опубликовал на своем официальном сайте рейтинг 20 крупнейших производителей свинины в России. В этом рейтинге группы компаний «Черкизово» занимают 2 место.

Начиная с 2014 года и до наших дней, группы компании «Черкизово» занимают 3 место, уступив группам компаний «РусАгро».

В 2015 году группа «Черкизово» начала масштабный инвестиционный проект стоимостью 19 млрд. рублей в свиноводстве. Реализация проекта по созданию Липецко-Воронежского кластера свиноводства мощностью около 140 тыс. тонн позволит компании увеличить производство свинины к 2022 году на 70%.