Файл: Дипломная работа транснациональные корпорации японии и их роль в развитии азиатскотихоокеанского региона (атр).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ.

1.1. Западные теории прямых инвестиций и их применимость к Японии

1.2. Японские теории прямых инвестиций.

2.ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЯПОНИИ

2.1. Транснационализация бизнеса.

2.2. Конкурентоспособные стратегии ТНК в автомобильной промышленности

2.3. Японские ТНК на мировых рынках Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)

3.ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЯПОНИИ.

3.1. Интернационализация экономической деятельности компаний.

3.2. Инвестиционная активность японских ТНК в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Закаурцева и Сидорова Азиатско-Тихоокеанский регион как направление исследований молодых ученых // Актуальные проблемы международного права и международных отношений. Место Азиатско-Тихоокеанского региона в современных отношениях: проблемы безопасности и перспективы развития – 2017 – 7 с. А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко Экономика транснациональной компании – 2005 – Dunning J. Key Literature on IB Activities: 1960–2006 // The Oxford Hand- book of International Business. Second Edition. NY, 2009. P. 41. Hymer S. The Multinational Corporation. A Radical Approach. Cambridge, 1979. P. 3; Hymer S. The International Operations of National Firms: A Study of Direct Foreign Investment. Cambridge, 1976. P. 17. Kindleberger, C.P. The Theory of Direct Investment // Kindleberger, C., Ed., American Business Abroad, Yale University Press, New Haven, 1969. P. 57 Knickerbocker, F.T. Oligopolistic Reaction and the Multinational Enterprise. Harvard University Press, Cambridge, 1973. P. 16 Кадочников С.М. Прямые зарубежные инвестиции: микроэкономический анализ эффектов благосостояния. СПб.: Экономическая школа. 2002, 267 с. Galbraith J., A theory of the multinational corporation, 2011 Vernon R. Theory of Product Life Cycle, 1996. P. 67 Ozawa T. Japan Multinational Enterprises, Economic Structure and International Competitiveness. Tokyo, 1985. P. 155. Akamatsu K., Koide Y. Industrial and Labour Conditions in Japan: With Special Reference to Those in Nagoya. Nagoya, 1934. P. 30. Kojima K., Direct Foreign Investment: A Japanese Model of Multi-National Business Operations, 2010, P. 35 Tsurumi Y., Global Management, 1991 Urata S. FDI Flows, their Determinants and Economic Impacts in East Asia / Multinatiomals and Economic Growth in East Asia. London, 2006. P. 21–55. Robins N., The Corporation That Changed the World How the East India Company Shaped the Modern Multinational. London: Pluto, 2006. P.145. "U.S. Makes Ninety Percent of World's Automobiles". Popular Science. 115 (5): 84. November 1929. Retrieved 6 August 2013. Motor Vehicle Statistics of Japan. – Japan Automobile Manufacturers Association, 2013. PP. 18-19. "The Story of Sakichi Toyoda". Toyota Industries Corporation. 2000 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://web.archive.org/web/20170923003201/https://www.toyota-industries.com/company/history/toyoda_sakichi/index.html (дата обращения: 16.01.2022.01.16) Honda Motor (2021) FORM20-F [Электронный ресурс] Режим доступа: https://sec.report/Document/0001193125-21-196757/ (дата обращения: 06.06.2022) Nissan Motor Major Facilities Overseas [Электронный ресурс] Режим доступа:https://www.nissan-global.com/EN/COMPANY/PROFILE/EN_ESTABLISHMENT/(дата обращения: 06.06.2022) News from JAMA Asia, Vol. 39, March 2010. P. 3. Hamel G., The Future of Management, 2007, P. 88 Aichner, T.; Coletti, P (2013). "Customers' online shopping preferences in mass customization". Journal of Direct, Data and Digital Marketing Practice. 15 (1): 20–35. Лебедева И.П. Глобализация японского промышленного производства, Москва, 2021, 35 с. Forbes 2022 The Global 2000 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.forbes.com/lists/global2000/#6a418bf5ac04 (дата обращения: 16.01.2022) Gertner J., The Idea Factory: Bell Labs and the Great Age of American Innovation, 2013, P. 37 Потоцкая Изучение транснациональной деятельности компаний как элемент отраслевого анализа // Менеджмент в России и за рубежом, Пресса России, 2006 Fortune (2021) Fortune Global 500 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fortune.com/global500/2021/search/?fg500_country=Japan (дата обращения: 16.01.2022) Global Justice Now (2018) 69 of the richest 100 entities on the planet are corporations, not governments, figures show [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.globaljustice.org.uk/news/69-richest-100-entities-planet-are-corporations-not-governments-figures-show /(дата обращения: 05.06.2022) Toyota Motor Cooperation (2021) FINANCIAL SUMMARY [Электронный ресурс] Режим доступа: https://global.toyota/pages/global_toyota/ir/financial-results/2021_4q_summary_en.pdf Toyota Motor (2011) 海外車両生産会社親工場一覧表 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.toyota.co.jp/jpn/company/history/75years/data/automotive_business/production/production/overseas/mother_plants/index.html (дата обращения: 06.06.2022) Toyota Motor (2021) Toyota Integrated Report [Электронный ресурс] Режим доступа: https://global.toyota/pages/global_toyota/ir/financial-results/2021_4q_summary_en.pdf (дата обращения: 06.06.2022) Toyota Motor Toyota Global Operations [Электронный ресурс] Режим доступа: https://global.toyota/en/company/profile/facilities/manufacturing-worldwide/japan.html(дата обращения: 06.06.2022) Ford Motors WORLDWIDE LOCATIONS [Электронный ресурс] Режим доступа: https://corporate.ford.com/operations/locations/global-plants/ford-thailand-manufacturing-plant.html (дата обращения: 06.06.2022) Ford Motors (2021) Strategic Progress of Ford+ Growth Plan, Solid Financials in ’21 Position Company for Connected EV Leadership in 2022, Beyond [Электронный ресурс] Режим доступа: https://media.ford.com/content/dam/fordmedia/North%20America/US/2022/02/03/financials-fy-ford-21.pdf (дата обращения: 06.06.2022) General Motor General Motor’s Revenue by Segment (2016-2022) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://businessquant.com/general-motors-revenue-by-segment (дата обращения: 06.06.2022) General Motors GM Plants, Offices, Facilities Info [Электронный ресурс] Режим доступа: https://gmauthority.com/blog/gm/gm-facilities/ (дата обращения: 06.06.2022) Hyundai Motor Manufacturing [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.hyundai.com/worldwide/en/footer/corporate/networks/manufacturing (дата обращения: 06.06.2022) Honda Manufacturing Facilities [Электронный ресурс] Режим доступа: https://global.honda/about/group/category.html?category=manufacturing-facilities(дата обращения: 06.06.2022) Suzuki Motor Overseas Network [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.globalsuzuki.com/corporate/productionbase/overseas/asia.html(дата обращения: 06.06.2022)  Suzuki Motor (2021) Consolidated Financial Summary [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.globalsuzuki.com/ir/library/financialresults/pdf/2021/financial_summary.pdf(дата обращения: 06.06.2022) The Wayback Machine GM Facilities and the Environment [Электронный ресурс] Режим доступа: https://web.archive.org/web/20080614231130/http://www.gm.com/corporate/responsibility/environment/plants/index.jsp (дата обращения: 06.06.2022) Sony (2021) Financial Statements and Consolidated Financial Results [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.sony.com/en/SonyInfo/IR/library/presen/er/pdf/21q4_sony.pdf (дата обращения: 06.06.2022) Apple (2021) FORM 10-K [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ir.amd.com/news-events/press-releases/detail/1044/amd-reports-fourth-quarter-and-full-year-2021-financial (дата обращения: 06.06.2022) AMD (2021) Reports Fourth Quarter and Full Year Financial Results [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ir.amd.com/news-events/press-releases/detail/1044/amd-reports-fourth-quarter-and-full-year-2021-financial (дата обращения: 06.06.2022) Apple (2020) Apple Supplier List [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.apple.com/supplier-responsibility/pdf/Apple-Supplier-List.pdf (дата обращения: 06.06.2022) Cisco (2021) The Future of Work ANNUAL REPORT [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.cisco.com/c/dam/en_us/about/annual-report/cisco-annual-report-2021.pdf (дата обращения: 06.06.2022) Hikvision Hikvision Company Profile [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.hikvision.com/en/about-us/company-profile/#:



В 80-е годы один за другим Япония начала передавать странам Восточной Азии «нижние этажи» своей промышленной структуры, осваивая и развивая на собственной территории все более и более сложные отрасли, и производства. Одновременно из года в год возрастали поставки из этих стран в Японию текстиля, продовольствия, швейных изделий, металлов, химических удобрений, различной бытовой техники и электроники. Иными словами, между Японией и этими странами стала складываться система разделения труда «горизонтального» типа, захватывавшая все более широкий круг отраслей и производств.

TTK или Sony Corporation, как она именуется сегодня – японская корпорация, основанная в 1946 году и имеющая сегменты в различных сферах экономики, но преимущественно в сфере электронной промышленности. TTK начала свой путь с производства бытовой техники, в частности магнитофоны, а потом и телевизоры. [41, 33] В 1958 году компания было переименована в Sony Corporation и начала свое расширение, начиная с рынков США, где открывается дочерняя компания Sony Corporation of America. С этого периода Sony Corporation занималось тем, что начинало производство со сторонней компанией, а потом выкупала долю партнера, тем самым становясь все больше и больше. Помимо этого, Sony Corporation занималась и поглощением целых компаний, не только японских, но и зарубежных тоже. И с 2021 года Sony Corporation была переименована в Sony Group Corporation.

Nintendo же, в отличие от Sony, не сразу начала путь в сфере электронной промышленности. Компания была основана в 1889 году под названием Nintendo Karuta и занималась производством Karuta, японских традиционных игральных карт. До 1963 компания именовалась Nintendo Playing Card Company Limited, а впоследствии переименована в Nintendo Company, Limited. Компания мелкими шагами переходила в сферу электронной промышленности. Изначально, в 1970-ые года Nintendo занималось производством игрушек, в том числе и электронных игрушек. А через 8 лет компания перешла в сферу игровых автоматов, которые на то время пользовались огромной популярностью не только в Японии. Именно поэтому компания открывает свой первый филиал в США в 1980 году и становится транснациональной корпорацией. И в это же время Nintendo создает портативные игры и начинает заниматься производством электронных игр. На сегодняшний день корпорация занимается производством игровых приставок и военных тренажеров.

В 1963 году компания Tokyo Broadcasting System (TBS) начинает спонсировать создание компания Tokyo Electron Laboratories Incorporated, которая начинает заниматься производством диффузионных печей и автомобильных радиоприемников, то есть электронной промышленностью. В 1965 году компания начинает сотрудничество с Fairchild Semiconductor Corporation и занимается экспортом различных электронных товаров. Благодаря чему Tokyo Electron открыла офис в США, а их дочерняя компания Pan Electron, в 1968 году была единственным дистрибьютором импортных электронных компонентов в США. На сегодняшний день корпорация занимается производством различных деталей для электронного оборудования, а также их обслуживанием.


Электронная промышленность, зародившись в 1950-х годах, на протяжении всей своей истории была площадкой, которую между собой делили Япония и США. И до 1994 года Япония была лидером в данной сфере и США всегда были на догоняющей позиции. Японские компании, как только достигали определенного уровня, в первую очередь транснационализировались в США. То есть, это нужно было для того, чтобы захватить американский рынок, что и получилось сделать. А американское правительство тесно сотрудничала с японскими корпорациями для того, чтобы получить необходимые технологии, что, можно сказать, тоже получилось. Это был, своего рода, взаимовыгодный союз между двумя государствами, которые соревновались друг с другом.

С начала 21 века ряд крупнейшие японские производители электроники столкнулись с финансовыми трудностями и потеряли долю рынка, особенно южнокорейским и китайским компаниям. Японские компании утратили доминирующее положение в различных категориях. Относительное снижение объясняется такими факторами, как высокая стоимость, стоимость иены и слишком большое количество японских компаний, производящих продукцию одного и того же класса. Японские производители же считают, что наиболее важными были эти три фактора: исторический максимум японской иены, опустошительное наводнение в Таиланде и сильное падение цен на различные рода бытовую технику и комплектующие детали.

Нельзя рассматривать сферу электронной промышленности только лишь со стороны Японии и при условии, что в современном мире есть корпорация-лидер в данной сфере, с которой никакая другая корпорация не может конкурировать. Компания Apple была основана в середине 1970-х годов и изначально имела название Apple Computers, потому что с первых дней компания занималась производством компьютеров. В 1980-х компания провела крупнейшее в истории IPO (первичное размещение акций). А с 1990-х Apple Computers начала заниматься производством аудиоплееров и мобильных телефонов, что стало причиной переименования компании в Apple в 2007 году. Производителем техники для товаров Apple являются различные субподрядные-компании по всему миру, включая тайваньские Foxconn и Inventec [45]. Помимо этого, корпорация занимается поглощениями, к примеру P.A. Semi, Quattro Wireless или же Beats Electronics. Причиной этого является не столько устранение конкурентов, а как необходимость данных компаний для развития нового сектора производства Apple. Помимо этого, Apple, в отличие от других электронных корпораций, лично занимается продажей собственной продукции. Делается это через расположенные по всему миру розничные магазины Apple Store. Помимо этого, компания занимается продажей онлайн продукции через свои онлайн-магазины, что делает компанию второй в мире компанией среди интернет-ритейлеров.



Все это приводит к тому, что корпорация вынуждена платить огромное количество различных налогов по всему миру за те или иные операции. Для того, чтобы минимизировать налоги, Apple создала дочерние компании в разных странах, как Ирландия, Люксембург, Британские Виргинские острова и т.д. И через них осуществлялись продажи товаров, чтобы обходить налоговые законодательства стран.

Если рассматривать электронную промышленность на протяжении всей ее истории, несколько японских корпораций были лидерами в этом секторе. То есть именно Японию можно было назвать лидером данного сектора. А к 2022 году лидером стала не столь страна, а одна корпорация, Apple Inc. И что важнее, данная корпорация одновременно является одним из лидеров и в других сферах экономики. Причиной такого резкого изменения мировой картины является Плазское соглашение 1985 года, после которого японские корпорации потеряли свои позиции и начался процесс стагнации. Но несмотря на это, японские электронные корпорации все еще держатся в списке крупнейших.



3.2. Инвестиционная активность японских ТНК в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).


В этой же части будет анализироваться электронная промышленность. Как упоминалось ранее, производство электроники значительно отличается от автомобилестроения в своей общей производственной системе. Несмотря на то, что есть различия в структурных особенностях бизнесов, такие как использование дочерних компаний или же субподрядчиков, самое же большое различие заключается в том, что в автомобильной промышленности разные модели автомобилей производятся в разных регионах мира. Поэтому каждый завод компании, связанный с автомобильной промышленностью, производит только определенные модели, так или иначе необходимые или же популярные в каждом регионе мира. С другой стороны, когда речь идет об электронной промышленности, продукция производится одинаковая для всего мира.

Второе основное различие между этими двумя секторами заключается в транспортировке товаров по пунктам назначения после их производства. Большое количество электронных устройств легче перевозить, чем автомобили. Кроме того, привлечение субподрядных компаний, с которыми можно работать на контрактной основе, гораздо дешевле, чем создание местных дочерних компаний. Ведь на создание предприятия в другой стране корпорация тратит огромные ресурсы и не всегда та или иная страна подходит для создания в ней дочерней компании. Причины на это могут быть разные, включая отсутствие подходящих сотрудников для будущего предприятия. Это означает, что в секторе производства электроники гораздо эффективнее использовать субподрядчиков, нежели использование дочерних компаний, чем и пользуются большинство мировых корпораций.
См. приложение 3.
В приложении 3 представлены 10 ведущих корпораций в сфере электронной промышленности с точки зрения годового объема продаж в 2021 году. В таблице показаны соответствующие продажи каждой компании на внутреннем рынке и в странах АТР. Главной особенностью этой таблицы является то, что 10 из 10 представленных компаний находятся в странах, располагающихся в Азиатско-Тихоокеанском регионе, когда-как в автомобильной промышленности 2 из 10 компаний были из Германии и Италии. То есть, сразу же делаем вывод, что страны АТР доминируют в данной области, и в частности США с Японией. Американских корпораций в списке 4, японских корпораций 3, одна южнокорейская, одна китайская и одна корпорация из Тайваня.


Американская компания Apple, которая стоит на первом месте, выделяется тем, что ее уровень ее годовой прибыли почти равняется общему уровню прибыли остальных девяти компаний вместе взятых. Помимо этого, Apple стоит дороже, чем остальные девять корпораций из данного списка. Эти два фактора делают Apple доминирующей корпорацией в данном секторе промышленности, и никакая из корпораций не может в полной мере конкурировать с ней.

Больше всех в этом списке электронных транснациональных корпораций выделяется Foxconn, расположенный в районе Тученг, Тайвань, которая производит продукцию для многих других компаний, в частности для 4 компаний из данного списка (Apple, Cisco, Sony, Nintendo), но не имеет собственной продукции. Заводы данной компании производят электронную продукцию для компаний США, Китая, Канады и Японии. Компания является глобальным игроком, работающим на контрактной основе. Другими словами, эта компания - крупнейший в мире завод по производству электроники, работающий на контрактной основе. Поэтому же нельзя высчитать точный уровень прибыли данной корпорации, а также в какие регионы поставляет она товары, так-как бизнес стратегия у нее построена на уровне B2B, когда она предоставляет услуги только лишь корпорациям.

Если же рассматривать японские транснациональные корпорации в данном списке, то Sony, Nintendo и Tokyo Electron занимают в нем 5, 8 и 9 места соответственно. Ключевой особенностью японских компаний является то, что продаж совершается больше в странах АТЭС, то есть в Азиатско-Тихоокеанском регионе, нежели чем в самой Японии. Например, компания Sony экспортирует 42,0% от общего объема произведенных товаров в страны-члены АТЭС и 33,0% от объема продаж занимает внутренний рынок страны. Экспорт Nintendo же в рынки стран-членов Азиатско-Тихоокеанского региона составляет 46,0% от общего объема продаж, что вдвое больше, чем продажи на японском рынке (23,0%). И такая же тенденция заметна и в Tokyo Electron, где продажи в страны-члены АТЭС составляют 81,4% от общего объема продаж, в то время как продажи в собственной стране составляют всего 14,1%. Другими словами, приведенная выше таблица показывает, что уровень экспорта японской электронной промышленности в страны-члены АТЭС всегда превышал внутреннее потребление.

Если убрать лидера списка Apple, с которой никакая другая компания не может конкурировать, то вторым крупнейшим игроком в данном секторе промышленности является южнокорейский Samsung. Прибыль данной корпорации с внутреннего рынка составляет 15.4%, когда-как львиную долю дохода в 66.6% составляют продажи в Азиатско-Тихоокеанском регионе.