Файл: Дипломная работа транснациональные корпорации японии и их роль в развитии азиатскотихоокеанского региона (атр).docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 254
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ.
1.1. Западные теории прямых инвестиций и их применимость к Японии
1.2. Японские теории прямых инвестиций.
2.ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЯПОНИИ
2.1. Транснационализация бизнеса.
2.2. Конкурентоспособные стратегии ТНК в автомобильной промышленности
2.3. Японские ТНК на мировых рынках Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)
3.ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЯПОНИИ.
3.1. Интернационализация экономической деятельности компаний.
3.2. Инвестиционная активность японских ТНК в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
См. приложение 4.
Как упоминалось выше, электронные корпорации, пользуются услугами субподрядчиков, то есть заводов, которые работают на контрактной основе. Ниже представлены подробные данные о таких субподрядных корпорациях. В приложении 4 перечислены корпорации, имеющие дочерние компании заграницей или же работающие с зарубежными заводами, и количество их сотрудников (рабочие отечественных заводов не включены в данную статистику).
Южнокорейский Samsung, японский Tokyo Electron и Китайский Hikvision отличаются от других корпораций тем, что не имеют дело с субподрядчиками, а вместо этого производят товары на дочерних предприятиях в родной или различных странах. У южнокорейской Samsung дочерние компании располагаются в США и Китае, у Hikvision только лишь в Китае, а Tokyo Electron имеет дочерние предприятия в США. Количество сотрудников в них, относительно, небольшое. У Samsung 38000 человек, у Hikvision 50000 и у Tokyo Electron 3505. В противовес ним можно поставить американскую компанию NVIDIA, которая вообще не имеет собственного производства, а работает благодаря заключению контрактов с зарубежными фабриками на производство своей продукции. А остальные же компании одинаково используют и дочерние предприятия, и субподрядные контракты.
Если же рассматривать японские транснациональные корпорации, то, к примеру, Sony и Nintendo передают работу субподрядчикам, но при этом создают рабочие места за рубежом: на зарубежных заводах Sony работает 9 650 человек, а в Nintendo - 2 550. Сравнивая эти цифры с другими компаниями, которые также привлекают субподрядчиков, можно сказать, что Sony занимает второе место по количеству собственных сотрудников после Apple. Можно с уверенностью предположить, что часть рабочих мест FoxConn создается и поддерживается Nintendo, поскольку FoxConn выполняет субподрядные работы по производству продукции данной компании.
Сравнивая таблицу 2 (см. приложение 2) с таблицей 4 (см. приложение 4), в частности количество стран, в которых расположены дочерние компании корпораций, можно отметить, что все японские компании, связанные с автомобильной промышленностью, характеризуются тем, что создают рабочие места во многих странах: Toyota Motor имеет заводы в двенадцати странах, Honda Motor в одиннадцати странах, Suzuki Motor в семи странах и Nissan Motor имеет заводы в девяти странах. В то же время,
рассматривая японскую электронную промышленность, мы видим, что Sony имеет заводы в трех странах, Nintendo - в двух, а Tokyo Electron - в одной, что относительно немного. Однако в электронной промышленности преобладают работы с субподрядчиками, а не создание дочерних предприятий, и эти все три компании передали многие операции на аутсорсинг компаниям в других странах. Таким образом, можно сказать, что и автомобильная, и электронная промышленность оказывают значительное влияние на страны-члены АТЭС благодаря созданию разных экономических систем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из теорий прямых инвестиций, можно сделать вывод, что японские транснациональные корпорации с самого появления были, отчасти, уникальным явлением. Причин на это несколько. Во-первых, японские корпорации, в отличие от западных начали свое развитие на несколько десятилетий позже, что и стало причиной остальных отличий. Из-за догоняющей модели, японские корпорации могли изначально учесть все проблемы, с которыми могут они столкнуться на примере западных компаний, которые некогда траснационализировались тоже. Помимо этого, многие исследователи пришли к выводу, что на западе решение о выходе на международный рынок принималось только лишь самой компанией и только лишь для финансовой выгоды, то в японских корпорациях же причина была совсем иной. В первом крупном международном исследовательском проекте, задуманном для объяснения «японской модели», утверждалось, что у японских корпораций нестандартные цели и особая мотивация деятельности. Цель японских компаний – не максимизация прибыли и ее распределение пропорционально вкладам собственников, а максимизация роста компании как организации и упрочение позиций ее руководства. Для начала, из-за того, что государственный аппарат был заинтересован в развитии экономики страны, он поддерживал все отечественные компании всевозможными способами и ждал от него результатов. А транснационализация компаний была необходима не столь самой компании, хотя и были исключения в виде Suzuki Motor, а правительству Японии, которые выводили на международный рынок целые отрасли промышленности.
Две отрасли в которых японское правительство смогло добиться наибольшего результата – автомобилестроение и электронная промышленность. Японские компании занимались этим бизнесом именно в то время, когда данные две сферы начинали набирать обороты по всему миру и благодаря поддержке государства и выходу на международные рынки, они смогли стать мировыми лидерами.
Автомобильная промышленность Японии появилась на несколько десятилетий позже, чем это произошло в Европе или же США, но несмотря на это в течение полувека японские автомобили экспортировались во все континенты и превосходили западные аналоги, и это продолжается и по сей день. Используя различные стратегии японские корпорации смогли стать лидерами во всех отраслях автомобилестроения, но безусловным лидером среди них всегда являлся Toyota Motor, который на сегодняшний день является крупнейшим автопроизводителем и крупнейшей компанией Японии. Toyota Motor, несмотря на то, что многие мировые корпорации создавали коалиции и старались конкурировать с ней, не уступает первенство в данной области уже несколько десятилетий. Происходит это благодаря различным стратегиям, которые применяются компанией многие годы и данные стратегии, даже если и имплементируются другими компаниями, то не в достаточной степени, чтобы конкурировать с Toyota Motor.
Среди лидеров в мировой автопромышленности 4 – японские корпорации, когда как остальные 6 – американские, корейские или же европейские. Европейские корпорации, такие как Volkswagen Group и Stellantis не включались в данное исследование по причине того, что страны, в которых данные компании располагаются, не входят в Азиатско-Тихоокеанский регион. Что приводит к тому, что среди 8 мировых лидеров автопрома – половина японские корпорации. Toyota Motor является несравненным лидером, с которым никакая другая корпорация не может конкурировать, а остальные 3 компании, Honda Motor, Suzuki Motor и Nissan Motor стоят примерно в одной линии с корейскими и американскими автомобилями. То есть, факт того, что в 30-ые года XX в. японское правительство решило поддерживать японскую автомобильную промышленность дает свои плоды спустя много десятилетий.
Если рассматривать электронную промышленность, на которую японское правительство также сильно полагалось, японские корпорации зашли на этот рынок в то время, когда данная отрасль только начала только развиваться во всем мире. И в этом случае, Япония не является догоняющей страной, как это было в автомобилестроении. Но несмотря на это, как только японские компании вышли на мировой рынок, они стали безусловными лидерами в нем. США, который считается родиной электропромышленности благодаря своим корпорациям уступал первенство Японии во многих отраслях вплоть до 1990-х годов. Резкое падение японских электронных корпораций обуславливается экономическими причинами, а в частности кризисом, вызванным Плазским Соглашением 1985 года. Но несмотря на это, японские корпорации все еще остаются в списке лидеров электронных промышленности. [28]
Данные, приведенные и проанализированные выше, демонстрируют, что в зависимости от системы товарного производства роль предприятий также различна. Другими словами, предприятия, связанные с автомобилестроением, создают множество рабочих мест и вносят вклад в экономическое развитие стран-членов Азиатско-Тихоокеанского Экономического Содружества, производя индивидуально подобранные товары, необходимые в той или иной стране. С другой стороны, сектор электроники создает не так много рабочих мест. Однако он по-прежнему оказывает значительное влияние на экономику стран-членов АТЭС
, поскольку производит товары в сотрудничестве с местными компаниями, которые являются субподрядчиками. Одним из лучших примеров работы данной системы является тайваньская компания Foxconn, которая превратилась в одну из десяти крупнейших в мире корпораций по производству электронных устройств, являясь лишь субподрядчиком других крупных электронных корпораций.
Экспорт и продажа товаров играют важную роль при анализе влияния компаний на экономическое развитие стран-членов АТЭС. Apple, крупнейшая корпорация в сфере производства электроники, продает свою продукцию через официальные магазины. NVIDIA и AMD, крупнейшие производители компьютерных чипов, продают большую часть своей продукции другим производителям компьютеров; японские компании, такие как Sony и Nintendo, продают свою продукцию через розничные магазины разных стран. То есть, компании электронной промышленности являются крупными экспортерами в страны-члены АТЭС. Другими словами, при рассмотрении вопроса о том, как электронная промышленность приносит пользу экономикам стран АТЭС, необходимо говорить не только о производстве товаров, но и о системе их транспортировки и продаж. В конце концов, большинство товаров продается через розничных торговцев, которым, в свою очередь, выгодно получать прибыль с продаж электронных продуктов известных корпораций, не имея у себя никакого производства. Автомобильная промышленность работает аналогичным образом, но распространение происходит через автодилеров, а не через розничных торговцев. Отношения между автомобильной промышленностью и дилерами устанавливаются либо напрямую, либо через автосалоны. Другими словами, как и в примере с розничной торговлей, автодилеры также получают прибыль от продажи товаров. В обоих случаях мы знаем, что продажа товаров транснациональной компанией приносит пользу внешним компаниям, а значит, и региону, в котором они базируются.
В данной работе проведено исследование роли японских транснациональных корпораций в АТЭС и АТР, и установлено, что японские ТНК вносят значительный вклад в экономику стран-членов данной организации, особенно в автомобильной и электронной промышленности, предоставляя новые рабочие места и оказывая поддержку малым бизнесам других стран.
Говоря о влиянии компаний на АТЭС, необходимо упомянуть не только влияние на экономики стран-членов АТЭС, но и на саму организацию АТЭС АТЭС - это не организация, созданная на пожертвования; она финансируется за счет небольших ежегодных взносов стран-членов. Эти взносы используются для различных проектов, к примеру, такие, которые поддерживают Сингапурский секретариат и экономические и торговые цели АТЭС. Некоторые страны-члены АТЭС,