Файл: Дипломная работа транснациональные корпорации японии и их роль в развитии азиатскотихоокеанского региона (атр).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ.

1.1. Западные теории прямых инвестиций и их применимость к Японии

1.2. Японские теории прямых инвестиций.

2.ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЯПОНИИ

2.1. Транснационализация бизнеса.

2.2. Конкурентоспособные стратегии ТНК в автомобильной промышленности

2.3. Японские ТНК на мировых рынках Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)

3.ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЯПОНИИ.

3.1. Интернационализация экономической деятельности компаний.

3.2. Инвестиционная активность японских ТНК в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Закаурцева и Сидорова Азиатско-Тихоокеанский регион как направление исследований молодых ученых // Актуальные проблемы международного права и международных отношений. Место Азиатско-Тихоокеанского региона в современных отношениях: проблемы безопасности и перспективы развития – 2017 – 7 с. А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко Экономика транснациональной компании – 2005 – Dunning J. Key Literature on IB Activities: 1960–2006 // The Oxford Hand- book of International Business. Second Edition. NY, 2009. P. 41. Hymer S. The Multinational Corporation. A Radical Approach. Cambridge, 1979. P. 3; Hymer S. The International Operations of National Firms: A Study of Direct Foreign Investment. Cambridge, 1976. P. 17. Kindleberger, C.P. The Theory of Direct Investment // Kindleberger, C., Ed., American Business Abroad, Yale University Press, New Haven, 1969. P. 57 Knickerbocker, F.T. Oligopolistic Reaction and the Multinational Enterprise. Harvard University Press, Cambridge, 1973. P. 16 Кадочников С.М. Прямые зарубежные инвестиции: микроэкономический анализ эффектов благосостояния. СПб.: Экономическая школа. 2002, 267 с. Galbraith J., A theory of the multinational corporation, 2011 Vernon R. Theory of Product Life Cycle, 1996. P. 67 Ozawa T. Japan Multinational Enterprises, Economic Structure and International Competitiveness. Tokyo, 1985. P. 155. Akamatsu K., Koide Y. Industrial and Labour Conditions in Japan: With Special Reference to Those in Nagoya. Nagoya, 1934. P. 30. Kojima K., Direct Foreign Investment: A Japanese Model of Multi-National Business Operations, 2010, P. 35 Tsurumi Y., Global Management, 1991 Urata S. FDI Flows, their Determinants and Economic Impacts in East Asia / Multinatiomals and Economic Growth in East Asia. London, 2006. P. 21–55. Robins N., The Corporation That Changed the World How the East India Company Shaped the Modern Multinational. London: Pluto, 2006. P.145. "U.S. Makes Ninety Percent of World's Automobiles". Popular Science. 115 (5): 84. November 1929. Retrieved 6 August 2013. Motor Vehicle Statistics of Japan. – Japan Automobile Manufacturers Association, 2013. PP. 18-19. "The Story of Sakichi Toyoda". Toyota Industries Corporation. 2000 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://web.archive.org/web/20170923003201/https://www.toyota-industries.com/company/history/toyoda_sakichi/index.html (дата обращения: 16.01.2022.01.16) Honda Motor (2021) FORM20-F [Электронный ресурс] Режим доступа: https://sec.report/Document/0001193125-21-196757/ (дата обращения: 06.06.2022) Nissan Motor Major Facilities Overseas [Электронный ресурс] Режим доступа:https://www.nissan-global.com/EN/COMPANY/PROFILE/EN_ESTABLISHMENT/(дата обращения: 06.06.2022) News from JAMA Asia, Vol. 39, March 2010. P. 3. Hamel G., The Future of Management, 2007, P. 88 Aichner, T.; Coletti, P (2013). "Customers' online shopping preferences in mass customization". Journal of Direct, Data and Digital Marketing Practice. 15 (1): 20–35. Лебедева И.П. Глобализация японского промышленного производства, Москва, 2021, 35 с. Forbes 2022 The Global 2000 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.forbes.com/lists/global2000/#6a418bf5ac04 (дата обращения: 16.01.2022) Gertner J., The Idea Factory: Bell Labs and the Great Age of American Innovation, 2013, P. 37 Потоцкая Изучение транснациональной деятельности компаний как элемент отраслевого анализа // Менеджмент в России и за рубежом, Пресса России, 2006 Fortune (2021) Fortune Global 500 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fortune.com/global500/2021/search/?fg500_country=Japan (дата обращения: 16.01.2022) Global Justice Now (2018) 69 of the richest 100 entities on the planet are corporations, not governments, figures show [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.globaljustice.org.uk/news/69-richest-100-entities-planet-are-corporations-not-governments-figures-show /(дата обращения: 05.06.2022) Toyota Motor Cooperation (2021) FINANCIAL SUMMARY [Электронный ресурс] Режим доступа: https://global.toyota/pages/global_toyota/ir/financial-results/2021_4q_summary_en.pdf Toyota Motor (2011) 海外車両生産会社親工場一覧表 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.toyota.co.jp/jpn/company/history/75years/data/automotive_business/production/production/overseas/mother_plants/index.html (дата обращения: 06.06.2022) Toyota Motor (2021) Toyota Integrated Report [Электронный ресурс] Режим доступа: https://global.toyota/pages/global_toyota/ir/financial-results/2021_4q_summary_en.pdf (дата обращения: 06.06.2022) Toyota Motor Toyota Global Operations [Электронный ресурс] Режим доступа: https://global.toyota/en/company/profile/facilities/manufacturing-worldwide/japan.html(дата обращения: 06.06.2022) Ford Motors WORLDWIDE LOCATIONS [Электронный ресурс] Режим доступа: https://corporate.ford.com/operations/locations/global-plants/ford-thailand-manufacturing-plant.html (дата обращения: 06.06.2022) Ford Motors (2021) Strategic Progress of Ford+ Growth Plan, Solid Financials in ’21 Position Company for Connected EV Leadership in 2022, Beyond [Электронный ресурс] Режим доступа: https://media.ford.com/content/dam/fordmedia/North%20America/US/2022/02/03/financials-fy-ford-21.pdf (дата обращения: 06.06.2022) General Motor General Motor’s Revenue by Segment (2016-2022) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://businessquant.com/general-motors-revenue-by-segment (дата обращения: 06.06.2022) General Motors GM Plants, Offices, Facilities Info [Электронный ресурс] Режим доступа: https://gmauthority.com/blog/gm/gm-facilities/ (дата обращения: 06.06.2022) Hyundai Motor Manufacturing [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.hyundai.com/worldwide/en/footer/corporate/networks/manufacturing (дата обращения: 06.06.2022) Honda Manufacturing Facilities [Электронный ресурс] Режим доступа: https://global.honda/about/group/category.html?category=manufacturing-facilities(дата обращения: 06.06.2022) Suzuki Motor Overseas Network [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.globalsuzuki.com/corporate/productionbase/overseas/asia.html(дата обращения: 06.06.2022)  Suzuki Motor (2021) Consolidated Financial Summary [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.globalsuzuki.com/ir/library/financialresults/pdf/2021/financial_summary.pdf(дата обращения: 06.06.2022) The Wayback Machine GM Facilities and the Environment [Электронный ресурс] Режим доступа: https://web.archive.org/web/20080614231130/http://www.gm.com/corporate/responsibility/environment/plants/index.jsp (дата обращения: 06.06.2022) Sony (2021) Financial Statements and Consolidated Financial Results [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.sony.com/en/SonyInfo/IR/library/presen/er/pdf/21q4_sony.pdf (дата обращения: 06.06.2022) Apple (2021) FORM 10-K [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ir.amd.com/news-events/press-releases/detail/1044/amd-reports-fourth-quarter-and-full-year-2021-financial (дата обращения: 06.06.2022) AMD (2021) Reports Fourth Quarter and Full Year Financial Results [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ir.amd.com/news-events/press-releases/detail/1044/amd-reports-fourth-quarter-and-full-year-2021-financial (дата обращения: 06.06.2022) Apple (2020) Apple Supplier List [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.apple.com/supplier-responsibility/pdf/Apple-Supplier-List.pdf (дата обращения: 06.06.2022) Cisco (2021) The Future of Work ANNUAL REPORT [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.cisco.com/c/dam/en_us/about/annual-report/cisco-annual-report-2021.pdf (дата обращения: 06.06.2022) Hikvision Hikvision Company Profile [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.hikvision.com/en/about-us/company-profile/#:



В соответствии с поставленной целью дипломной работы определены следующие задачи:

  1. Исследовать теоретико-методологические подходы к изучению проблемы

  2. Рассмотреть ТНК в автомобильной и электронной промышленности Японии.

  3. Проследить процесс транснационализации бизнеса в автомобильной и электронной промышленности

  4. Дать оценку конкурентоспособным стратегиям ТНК в автомобильной промышленности

  5. Определить инвестиционную активность японских ТНК в АТР.

Объект исследования: Экономика Японии.

Предмет исследования: Транснациональные корпорации Японии и их роль в развитии Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)

Методология. Методологической основой работы послужили западные теории прямых инвестиций различных исследователей, а также японские теории прямых инвестиций. Рассматривая данные теории, можно найти различия между процессом транснационализации корпораций в западном мире и данным процессом в японских корпорациях, и на основе них выявить причину, а также и результат, к которому привел данный процесс. Также в основу методологии легли исторические факторы, повлиявшие на Японию, обуславливающие позднее начало процесса международной интеграции корпораций и способности к заимствованию и адаптации способов прямых инвестиций и сохранению идентичности, сформированные благодаря особенным географическим и историческим условиям развития Японии, которые сильно отличатся от условий развития любых других цивилизаций мира.

Метод исследования. Для достижения поставленных задач исследования использовались не только лишь теоретические (исторические) методы исследования, но и общелогические (абстрагирование, анализ). В их числе следующие:

- историко-описательный метод, который позволил рассмотреть историю появления японских транснациональных корпораций и путь, который они прошли до сегодняшнего дня;

- историко-сравнительный метод позволил выделить специфические различия между западными теориями прямых инвестиций и японскими теориями прямых инвестиций;

- метод абстрагирования, с помощью которого был проведен анализ японских транснациональных корпораций, а в частности были выделены факторы, которые рассматривались на протяжении всего исследования: внутренние и международные продажи, количество зарубежных дочерних компаний и местных сотрудников;


- метод анализа, в ходе которого были рассмотрены годовые финансовые отчеты корпораций и необходимая информация была выделена для дальнейшего изучения.

Степень научной изученности.

Для того, чтобы анализировать роль транснациональных корпораций Японии, нужно, для начала, рассмотреть западные теории прямых инвестиций и сравнить их с японскими теориями. При написании дипломной работы использовались труды на трех языках: русском, английском и японском: годовые отчеты корпораций, монографии, учебники, исследовательские статьи и т. д.

Данное исследование опирается на такие англоязычные работы, как эклектичная теория OLI Д. Даннинга, «The Multinational Corporation. A Radical Approach» С. Хаймера. Также, данной проблемой занимались Ч. Киндлбергер, С. Кадочников в своих работах, где они пытались сформировать причины, по которым компании выходили на международный рынок. И на их основе были сформированы новые идеи, которые уже рассматривают причины транснационализации японских корпораций. Данные японские теории прямых инвестиций были рассмотрены Д. Гэлбрейтом, Р. Верноном в своей «Теории жизненного цикла продукта», а также Т. Одзавой, К. Акамацу, К. Кодзимой, Е. Цуруми и С. Уратой. Все эти ученые приходят к выводу, что причины выхода японских корпораций на международные рынки несколько отличаются от западных корпораций и находят различные причины, объясняющие данной явление.

Научная новизна. Впервые в казахстанской историографии делается попытка рассмотреть влияние японских транснациональных корпораций на различные страны, а в частности на целый регион, на основе анализа трудов западных и японских исследователей, а также на основе годовых отчетов корпораций. Проведена попытка определения роли транснациональных корпораций через анализ внутренних и международных продаж, а также через дочерние компании и сотрудников корпорации.

Практическая значимость. Материалы и выводы, содержащиеся в данной работе, могут быть использованы при написании научных статей, чтении лекций, проведении семинаров и при написании работ по истории и экономике Японии.

Структура дипломной работы. Данная дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы. Работа содержит 50 страниц, использовано 60 источников.



Во введении обосновывается выбор темы и её актуальность, обозначаются объект и предмет исследования, определяются цели и задачи, стоящие перед исследователем, характеризуется научно-методологическая база и методы исследования, описывается структура дипломной работы, обозначается эмпирическая база исследования, а также практическая значимость работы.

В первой главе рассматриваются теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы: западные теории прямых инвестиций, а также японские теории прямых инвестиций.

Во второй главе анализируется автомобильная промышленность стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а в частности японские транснациональные корпорации. Рассматривается транснационализация японского бизнеса, связанного с автомобилестроением, стратегии развития, которые данные компании используют на сегодняшний день. А также, проводится анализ продаж и дочерних компаний автомобильных корпораций.

В третьей главе рассматривается процесс выхода на международный рынок японских электронных корпораций Японии, а также стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Проводится анализ реализации и распространения товара корпораций, а также анализ субподрядных компаний.

В заключении сделаны выводы по работе.

1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ.



1.1. Западные теории прямых инвестиций и их применимость к Японии


Транснациональная корпорация – компания, которая имеет производство в двух или более странах. Согласно учебному пособию для вузов Михайлушкина и Шимко (2005) «Экономика транснациональной компании», транснациональная корпорация – это компания, на зарубежные активы которой приходится около 25—30 % их общего объёма, и которая имеет филиалы в двух и более странах. [2]

Первым прототипом современных транснациональных корпораций была Британская Ост-Индская компания, основанная в 1600 году. Голландская Ост-Индская компания, основанная двумя годами позднее, была первой акционерной компанией. Их организация и полномочия регулировались хартией королевы Елизаветы I и решением нидерландских Генеральных Штатов. Первой формой массовой организации предприятий в Европе XIX века были семейные компании. С их массовым переходом к акционерной форме на свет появилось акционерное право, которое ввело типовой порядок учреждения, устав, органы управления, ответственность управляющих и права собственников.

Но их считают лишь предшественниками современных ТНК, которые появились в конце XIX века. Но несмотря на это, в некоторых крупнейших акционерных обществах контрольные пакеты акций до сих пор принадлежат семьям - наследникам основателей. А в современном мире на долю ТНК приходится около 50% мирового промышленного производства и более 70% мировой торговли.

Международные компании можно разделить условно на пять поколений, где каждый из периодов отражает спрос той или иной эпохи. Первое поколение ТНК, с 1880-ых годов по 1914 гг., добывала и продавала ископаемые ресурсы из колониальных стран. Второе же поколение образовалось в период войн (Первая и Вторая Мировые войны), где корпорации занимались производством военного вооружения. После распада колониальной системы и империй, появилось третье поколение транснациональных корпораций, которые занимались научно-технической работой и промышленностью. В четвертом поколении ТНК, в 1970-1980-ые года, начались массовые слияния корпораций и появление корпораций-гигантов. И последнее, пятое поколение, начинает свое развитие в XXI в. в эпоху создания новых экономических зон, эпоху информации и информационных технологий.


Создание международной компании приводит к определенным последствиям и для страны базирования, и для принимающей страны. В первую же очередь это, что касается страны базирования ТНК, транснационализация бизнеса ведет к деиндустриализации страны, утечке новых технологий и сокращению рабочих мест. А для принимающей же стороны могут быть такая большая проблема, как монополизирование рынка иностранной компании, что приводит к тому, что местное производство не сможет развиваться в условиях честной конкуренции.

Если создание транснациональной корпорации ведет к таким проблемам, то должна быть, и веская причина для чего они создаются. Такими вопросами задавались экономические теоретики, один из которых Д. Даннинг, который в своей эклектичной теории OLI (Ownership, Location, Internationalization «Собственность, Местонахождение, Интернационализация») [3] определяет вопросы, которыми задаются компании перед транснационализацией и помимо этого определяет какими характеристиками нужно обладать компании, чтобы иметь преимущества перед конкурентами в сфере иностранных инвестиций для создания транснациональной корпорации.

Эклектическая парадигма OLI – теория, определяющая факторы транснационализации. Факторы O – конкурентные преимущества ТНК перед местными компаниями. То есть, данные факторы важны именно для принимающей страны. Факторы L же отражают преимущества уже принимающей страны для той или иной транснациональной корпорации, которая хочет расшириться. То есть это местные факторы, которые ТНК считают наиболее важными для себя в том или ином регионе. Факторы I же важны для обоих сторон, ведь здесь рассматриваются технологии ТНК, которые могут быть переданы принимающей стране, которые они впоследствии могут использовать уже для развития своих компаний, или технологии могут быть оставлены внутри транснациональной корпорации, что выгодно для нее, ведь конкурентоспособных компаний в принимающей стороне без данных ноу-хау может и не появиться, что позволяет монополизировать рынок в данной стране.

Исходя из этой теории, Даннинг выводит уже новую, в 1994, в которой описываются уже пути инвестиционного развития на основе OLI факторов преимуществ. [3, 8]

    • Инвестиции – размещение капитала с целью получения прибыли.

    • Иностранные инвестиции – инвестиции одной страны в другую.

    • Прямые инвестиции – инвестиции, необходимые для получения контроля одной компании над другой.