Файл: Дипломная работа транснациональные корпорации японии и их роль в развитии азиатскотихоокеанского региона (атр).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ.

1.1. Западные теории прямых инвестиций и их применимость к Японии

1.2. Японские теории прямых инвестиций.

2.ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЯПОНИИ

2.1. Транснационализация бизнеса.

2.2. Конкурентоспособные стратегии ТНК в автомобильной промышленности

2.3. Японские ТНК на мировых рынках Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)

3.ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЯПОНИИ.

3.1. Интернационализация экономической деятельности компаний.

3.2. Инвестиционная активность японских ТНК в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Закаурцева и Сидорова Азиатско-Тихоокеанский регион как направление исследований молодых ученых // Актуальные проблемы международного права и международных отношений. Место Азиатско-Тихоокеанского региона в современных отношениях: проблемы безопасности и перспективы развития – 2017 – 7 с. А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко Экономика транснациональной компании – 2005 – Dunning J. Key Literature on IB Activities: 1960–2006 // The Oxford Hand- book of International Business. Second Edition. NY, 2009. P. 41. Hymer S. The Multinational Corporation. A Radical Approach. Cambridge, 1979. P. 3; Hymer S. The International Operations of National Firms: A Study of Direct Foreign Investment. Cambridge, 1976. P. 17. Kindleberger, C.P. The Theory of Direct Investment // Kindleberger, C., Ed., American Business Abroad, Yale University Press, New Haven, 1969. P. 57 Knickerbocker, F.T. Oligopolistic Reaction and the Multinational Enterprise. Harvard University Press, Cambridge, 1973. P. 16 Кадочников С.М. Прямые зарубежные инвестиции: микроэкономический анализ эффектов благосостояния. СПб.: Экономическая школа. 2002, 267 с. Galbraith J., A theory of the multinational corporation, 2011 Vernon R. Theory of Product Life Cycle, 1996. P. 67 Ozawa T. Japan Multinational Enterprises, Economic Structure and International Competitiveness. Tokyo, 1985. P. 155. Akamatsu K., Koide Y. Industrial and Labour Conditions in Japan: With Special Reference to Those in Nagoya. Nagoya, 1934. P. 30. Kojima K., Direct Foreign Investment: A Japanese Model of Multi-National Business Operations, 2010, P. 35 Tsurumi Y., Global Management, 1991 Urata S. FDI Flows, their Determinants and Economic Impacts in East Asia / Multinatiomals and Economic Growth in East Asia. London, 2006. P. 21–55. Robins N., The Corporation That Changed the World How the East India Company Shaped the Modern Multinational. London: Pluto, 2006. P.145. "U.S. Makes Ninety Percent of World's Automobiles". Popular Science. 115 (5): 84. November 1929. Retrieved 6 August 2013. Motor Vehicle Statistics of Japan. – Japan Automobile Manufacturers Association, 2013. PP. 18-19. "The Story of Sakichi Toyoda". Toyota Industries Corporation. 2000 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://web.archive.org/web/20170923003201/https://www.toyota-industries.com/company/history/toyoda_sakichi/index.html (дата обращения: 16.01.2022.01.16) Honda Motor (2021) FORM20-F [Электронный ресурс] Режим доступа: https://sec.report/Document/0001193125-21-196757/ (дата обращения: 06.06.2022) Nissan Motor Major Facilities Overseas [Электронный ресурс] Режим доступа:https://www.nissan-global.com/EN/COMPANY/PROFILE/EN_ESTABLISHMENT/(дата обращения: 06.06.2022) News from JAMA Asia, Vol. 39, March 2010. P. 3. Hamel G., The Future of Management, 2007, P. 88 Aichner, T.; Coletti, P (2013). "Customers' online shopping preferences in mass customization". Journal of Direct, Data and Digital Marketing Practice. 15 (1): 20–35. Лебедева И.П. Глобализация японского промышленного производства, Москва, 2021, 35 с. Forbes 2022 The Global 2000 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.forbes.com/lists/global2000/#6a418bf5ac04 (дата обращения: 16.01.2022) Gertner J., The Idea Factory: Bell Labs and the Great Age of American Innovation, 2013, P. 37 Потоцкая Изучение транснациональной деятельности компаний как элемент отраслевого анализа // Менеджмент в России и за рубежом, Пресса России, 2006 Fortune (2021) Fortune Global 500 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fortune.com/global500/2021/search/?fg500_country=Japan (дата обращения: 16.01.2022) Global Justice Now (2018) 69 of the richest 100 entities on the planet are corporations, not governments, figures show [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.globaljustice.org.uk/news/69-richest-100-entities-planet-are-corporations-not-governments-figures-show /(дата обращения: 05.06.2022) Toyota Motor Cooperation (2021) FINANCIAL SUMMARY [Электронный ресурс] Режим доступа: https://global.toyota/pages/global_toyota/ir/financial-results/2021_4q_summary_en.pdf Toyota Motor (2011) 海外車両生産会社親工場一覧表 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.toyota.co.jp/jpn/company/history/75years/data/automotive_business/production/production/overseas/mother_plants/index.html (дата обращения: 06.06.2022) Toyota Motor (2021) Toyota Integrated Report [Электронный ресурс] Режим доступа: https://global.toyota/pages/global_toyota/ir/financial-results/2021_4q_summary_en.pdf (дата обращения: 06.06.2022) Toyota Motor Toyota Global Operations [Электронный ресурс] Режим доступа: https://global.toyota/en/company/profile/facilities/manufacturing-worldwide/japan.html(дата обращения: 06.06.2022) Ford Motors WORLDWIDE LOCATIONS [Электронный ресурс] Режим доступа: https://corporate.ford.com/operations/locations/global-plants/ford-thailand-manufacturing-plant.html (дата обращения: 06.06.2022) Ford Motors (2021) Strategic Progress of Ford+ Growth Plan, Solid Financials in ’21 Position Company for Connected EV Leadership in 2022, Beyond [Электронный ресурс] Режим доступа: https://media.ford.com/content/dam/fordmedia/North%20America/US/2022/02/03/financials-fy-ford-21.pdf (дата обращения: 06.06.2022) General Motor General Motor’s Revenue by Segment (2016-2022) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://businessquant.com/general-motors-revenue-by-segment (дата обращения: 06.06.2022) General Motors GM Plants, Offices, Facilities Info [Электронный ресурс] Режим доступа: https://gmauthority.com/blog/gm/gm-facilities/ (дата обращения: 06.06.2022) Hyundai Motor Manufacturing [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.hyundai.com/worldwide/en/footer/corporate/networks/manufacturing (дата обращения: 06.06.2022) Honda Manufacturing Facilities [Электронный ресурс] Режим доступа: https://global.honda/about/group/category.html?category=manufacturing-facilities(дата обращения: 06.06.2022) Suzuki Motor Overseas Network [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.globalsuzuki.com/corporate/productionbase/overseas/asia.html(дата обращения: 06.06.2022)  Suzuki Motor (2021) Consolidated Financial Summary [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.globalsuzuki.com/ir/library/financialresults/pdf/2021/financial_summary.pdf(дата обращения: 06.06.2022) The Wayback Machine GM Facilities and the Environment [Электронный ресурс] Режим доступа: https://web.archive.org/web/20080614231130/http://www.gm.com/corporate/responsibility/environment/plants/index.jsp (дата обращения: 06.06.2022) Sony (2021) Financial Statements and Consolidated Financial Results [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.sony.com/en/SonyInfo/IR/library/presen/er/pdf/21q4_sony.pdf (дата обращения: 06.06.2022) Apple (2021) FORM 10-K [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ir.amd.com/news-events/press-releases/detail/1044/amd-reports-fourth-quarter-and-full-year-2021-financial (дата обращения: 06.06.2022) AMD (2021) Reports Fourth Quarter and Full Year Financial Results [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ir.amd.com/news-events/press-releases/detail/1044/amd-reports-fourth-quarter-and-full-year-2021-financial (дата обращения: 06.06.2022) Apple (2020) Apple Supplier List [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.apple.com/supplier-responsibility/pdf/Apple-Supplier-List.pdf (дата обращения: 06.06.2022) Cisco (2021) The Future of Work ANNUAL REPORT [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.cisco.com/c/dam/en_us/about/annual-report/cisco-annual-report-2021.pdf (дата обращения: 06.06.2022) Hikvision Hikvision Company Profile [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.hikvision.com/en/about-us/company-profile/#:



  • Внутренняя стабильность на территории государства, подконтрольность территории правительству;

  • Стабильная законодательная и исполнительная власть, неизменность основных принципов организации общества, четкие законы;

  • Государственные гарантии для иностранных инвесторов;

  • Возможность ведения бизнеса в наиболее перспективных областях государственной экономики, в том числе создания предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;

  • Минимальное вмешательство государства в деятельность крупного бизнеса.


Транснациональные корпорации оказывают в целом благоприятное влияние на международные отношения, прежде всего, на состояние международной безопасности, поскольку они способствуют развитию взаимозависимости различных государств, делая любую агрессию стран, связанных системой транснациональных компаний, по отношению друг к другу невозможной или по крайней мере невыгодной.

Важным моментом, определяющим политическое влияние транснациональной корпорации, является то, что ее активы распределены между несколькими государствами, поэтому одно государство само по себе не может ликвидировать транснациональную корпорацию. Кроме того, попытки одного государства самостоятельно нанести транснациональной корпорации экономический урон вызывают конфликты с другими государствами, в которых находятся ее активы, поскольку это сразу же отражается на их экономиках. Вследствие этого транснациональные корпорации в большинстве стран мира являются практически неуязвимыми экономическими структурами.

Автомобилестроение появилось в 1880-х годах во Франции и Германии, а в начале 1900-х годов данная индустрия начала развиваться и в других европейских странах, в частности в Англии, Италии, Бельгии и Российской Империи. А также, одной из стран где также было довольно развита автомобильная промышленность – были США. В течение многих десятилетий Соединенные Штаты лидировали в мире по общему объему производства автомобилей. До начала Великой депрессии, 1929, 90% произведенных автомобилей в мире были произведены американскими компаниями. [17] После 1945 года США производили около 75% мирового производства автомобилей. С 1980 по 2009 год США и Япония уже попеременно меняли друг друга на первой строчке в списке крупнейших автопроизводителей. То есть за 35 лет, с 1945 по 1980 года, Япония смогла стать страной с крупнейшей автомобильной промышленностью, несмотря на то, что данная сфера экономики, к тому времени, у Японии появилась совсем недавно. Но с приходом Китая на данный рынок, все правила игры изменились. И с 2009 года Китай занимает первое место по количеству производимых автомобилей в мире, имея объем производства вдвое превышающий результаты США, которые находятся на втором месте, после которых идет уже Япония. [18]


Одними из первых корпораций в сфере производства автомобилей были американские компании, такие как General Motor или же Ford Motor. Вслед за ними уже в послевоенное время, пошли и европейские компании. К середине 1960-х годов европейские и американские автомобильные корпорации уже имели свое производство в нескольких странах и автомобильный рынок уже был распределен между ними. И только в это время появляются первые азиатские, в частности японские корпорации по производству автомобилей. Это были Toyota Motors, Mazda Motors и Nissan Motor, которые впоследствии войдут в топ-10 крупнейших автопроизводителей мира в кратчайшие сроки.

Автомобильная промышленность Японии начала развиваться в 1930-х годах, когда спрос на автомобили в стране резко возрос. Большинство компаний, которые занимались производством ткацких станков, к примеру, Toyota Motor и Suzuki Motor, начали создавать отделения, занимающиеся разработкой автомобилей. Были же и другие случаи, например, Honda Motor и Nissan Motor, которые с самого появления компании занимались автомобилестроением.

Сакити Тоёда, основатель компании Toyota Motor, начиная с 1924 занимался созданием ткацких станков, а к 1929 почувствовав требования рынка, продал патенты и вложил всю сумму в создание автомобилестроительной компании, которая уже через 34 года, в 1963 году, откроет свой первый завод вне границ Японии. [19] Зная, что японские компании тесно связаны с государственным аппаратом, мы видим, что с 1937 по 1945 года, Toyota Motor были, в основном, заняты производством автомобилей для государственных нужд и только лишь после окончания войны Toyota смогла начать свое полноценное развитие как частной компании.

Коммерческие автомобили компании Toyota начали выпускаться в 1947 году, а уже через 10 лет, в 1957 году, автомобили Toyota начали экспортироваться в другие страны, в частности в США и Бразилию. Постепенно расширяясь и экспортируя товар уже не только в Американский континент, Toyota Motor в 1963 году открывает первый завод за пределами страны базирования компании, в Австралии и становится транснациональной корпорацией. И к 2007 году Toyota Motor становится крупнейшим автопроизводителем в мире, каковым он является и по сей день.

Другой же ткацкой компанией, которая начала заниматься автомобильным производством является Suzuki Motor, которая существовала с 1909 года. Но в отличие от Toyota, Suzuki Motor начали заходить в автомобильный рынок постепенно и только лишь с 1937 года. И полноценно не выйдя на рынок

, им пришлось закрыть производство из-за начала Второй Мировой войны.

К 1952 году Suzuki Motor решила снова заниматься автомобилестроением. Но в отличие от других компаний, Suzuki занимались именно производством мотоциклов и мопедов. А к 1962 году, поняв, что Suzuki может не выдержать конкуренцию с другими компаниями, такими как Toyota Motor, Nissan Motor и Honda Motor во внутреннем рынке, компания решает транснационализироваться, или же, если точнее говорить, направить объем производства на внешние рынки, нежели на японский рынок. Выходя на международные рынки Suzuki Motor перенаправляет свое производство из мотоциклов в автомобили.

Через 5 лет открывается первый завод на Таиланде. А впоследствии, Suzuki Motor расширяется и в другие страны АТР, такие как Индонезия, Филиппины и Тайвань. В 1980-ых годах Suzuki Motor начинает открывать производства в США и Европе, а также Индии и Пакистане. Несмотря на то, что в стране появления данной компании, в Японии, Suzuki Motor известно только благодаря мотоциклам, на весь мир же марка Suzuki – бренд автомобилей, что подтверждается и статистикой. К 2021-22 году, только лишь 7% выручки компании составляют мотоциклы, когда как автомобили составляются аж 90%.

Honda Motor, главный конкурент Suzuki Motor, из-за которой ей пришлось сменить стратегию, был основан в 1937 году под названием Tokai Seiki. [20] Изначально компания занималась производством деталей для заводов Toyota, частью которой она впоследствии и стала в ходе Второй Мировой войны. К 1946 году все производственные мощности Tokai Seido были разрушены, и Соитиро Хонда пришлось начинать заново построение бизнеса.

К 1949 его новая компания была переименована в Honda Motor, которая уже занималась не производством отдельных составляющих для компаний, а производила мотоциклы. Через 10 лет, в 1959 году, Honda Motor становится крупнейшим производителем мотоциклов в Японии и начинает процесс транснационализации. Первые иностранные заводы Honda открываются в США, а далее и в других странах АТР и Европы. В 1963 году Honda Motor начинает заниматься и автомобилестроением, но это не мешает компании стать крупнейшим производителем мотоциклов в мире в 1967 году. А к 2021 году Honda Motor входит в топ-10 автопроизводителей в мире.

Компания, известная сегодня как Nissan Motor, является результатом слияния двух других компаний в 1933. [21] Nissan Motor был преемником японского автомобиля модели Datsun и до 1980-х годов автомобильный ряд Nissan был известен именно так.

Развитие Nissan Motor и ее становление как международной корпорации обусловлено тесным сотрудничеством с зарубежными компаниями, в частности с европейскими автопроизводителями. С 1958 года Nissan Motor начала заниматься экспортом автомобилей, как и другие ее конкуренты. Nissan экспортировала свои первые автомобили в США, а впоследствии в Европу. Для поддержки такого высокого уровня производства необходимы были производственные мощности в зарубежных странах, первой из которых стал Тайвань, где открылся первый завод Nissan Motor. Далее же, Nissan открывал свои заводы и в других странах АТР, таких как США, Мексика и Австралия.


Занимаясь не только лишь автомобилестроением, но и морской промышленностью, Nissan Motor имела в распоряжении свой личный флот, который она применяла для транспортировки произведенных автомобилей. Именно это и позволило Nissan Motor стать крупнейшим экспортером автомобилей в мире в 1976 году. К 2021 же году, когда как системы производства и логистики в данной сфере сменились, Nissan Motor уступило первенство в данной области, но все еще входит в список 10 крупнейших автопроизводителей мира.

Если рассматривать процесс транснационализации японских автомобильных корпораций, то нельзя проследить единую причину, по которой компании начали расширяться. Все эти компании начали выходить на международный рынок примерно в одно и то же время, но причины у каждой компании были своими.

Если некоторые компании выходили на международный рынок по причине того, что они стали лидером во внутреннем рынке и он стал для них слишком мал, как в ситуации с Honda Motor, то были и ситуации противоположные этой, как Suzuki Motor, которая не смогла достойно конкурировать с Honda Motor и сменила цель на работу с иностранными рынками. [20, 20] Были же и ситуации, как у Nissan Motor, где из-за наличия флота экспортный потенциал компании был очень высок, что и сподвигло ее на транснационализацию.

Несмотря на то, что причины выход на международный рынок у каждой компании были свои, но страны, в которых строились заводы, были одинаковые. В большинстве своем это были страны Азиатско-Тихоокеанского Экономического Содружества, в частности страны Юго-Восточной Азии, Тайвань и США, где и по сей день находятся производственные мощности японских корпораций.

Каждая из вышеперечисленных компаний начала заниматься автомобилестроением примерно в 1930-ые годы, переходила в стадию бурного роста в 1960-ые годы, становилась мировым лидером в определенной области в 1970-80-ые годы. К 1990-ым годам у всех вышеперечисленных японских корпораций начался период стагнации, который продолжается и до нынешнего времени, причиной которой является Соглашение Плаза 1985 года, после которого началась рецессия японской экономики. Но несмотря на это, 4 из 10 крупнейших мировых автопроизводителя являются японскими корпорациями, а первенство все еще принадлежит Toyota Motor. То есть, несмотря на то, что с 1985 года автомобильная промышленность Японии переживает упадок, другие мировые автомобилестроители все еще не могут перегнать их по причине того, что рост японских автопроизводителей в 1970-ые года был слишком бурный.