Файл: Дипломная работа транснациональные корпорации японии и их роль в развитии азиатскотихоокеанского региона (атр).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ.

1.1. Западные теории прямых инвестиций и их применимость к Японии

1.2. Японские теории прямых инвестиций.

2.ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЯПОНИИ

2.1. Транснационализация бизнеса.

2.2. Конкурентоспособные стратегии ТНК в автомобильной промышленности

2.3. Японские ТНК на мировых рынках Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)

3.ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЯПОНИИ.

3.1. Интернационализация экономической деятельности компаний.

3.2. Инвестиционная активность японских ТНК в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Закаурцева и Сидорова Азиатско-Тихоокеанский регион как направление исследований молодых ученых // Актуальные проблемы международного права и международных отношений. Место Азиатско-Тихоокеанского региона в современных отношениях: проблемы безопасности и перспективы развития – 2017 – 7 с. А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко Экономика транснациональной компании – 2005 – Dunning J. Key Literature on IB Activities: 1960–2006 // The Oxford Hand- book of International Business. Second Edition. NY, 2009. P. 41. Hymer S. The Multinational Corporation. A Radical Approach. Cambridge, 1979. P. 3; Hymer S. The International Operations of National Firms: A Study of Direct Foreign Investment. Cambridge, 1976. P. 17. Kindleberger, C.P. The Theory of Direct Investment // Kindleberger, C., Ed., American Business Abroad, Yale University Press, New Haven, 1969. P. 57 Knickerbocker, F.T. Oligopolistic Reaction and the Multinational Enterprise. Harvard University Press, Cambridge, 1973. P. 16 Кадочников С.М. Прямые зарубежные инвестиции: микроэкономический анализ эффектов благосостояния. СПб.: Экономическая школа. 2002, 267 с. Galbraith J., A theory of the multinational corporation, 2011 Vernon R. Theory of Product Life Cycle, 1996. P. 67 Ozawa T. Japan Multinational Enterprises, Economic Structure and International Competitiveness. Tokyo, 1985. P. 155. Akamatsu K., Koide Y. Industrial and Labour Conditions in Japan: With Special Reference to Those in Nagoya. Nagoya, 1934. P. 30. Kojima K., Direct Foreign Investment: A Japanese Model of Multi-National Business Operations, 2010, P. 35 Tsurumi Y., Global Management, 1991 Urata S. FDI Flows, their Determinants and Economic Impacts in East Asia / Multinatiomals and Economic Growth in East Asia. London, 2006. P. 21–55. Robins N., The Corporation That Changed the World How the East India Company Shaped the Modern Multinational. London: Pluto, 2006. P.145. "U.S. Makes Ninety Percent of World's Automobiles". Popular Science. 115 (5): 84. November 1929. Retrieved 6 August 2013. Motor Vehicle Statistics of Japan. – Japan Automobile Manufacturers Association, 2013. PP. 18-19. "The Story of Sakichi Toyoda". Toyota Industries Corporation. 2000 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://web.archive.org/web/20170923003201/https://www.toyota-industries.com/company/history/toyoda_sakichi/index.html (дата обращения: 16.01.2022.01.16) Honda Motor (2021) FORM20-F [Электронный ресурс] Режим доступа: https://sec.report/Document/0001193125-21-196757/ (дата обращения: 06.06.2022) Nissan Motor Major Facilities Overseas [Электронный ресурс] Режим доступа:https://www.nissan-global.com/EN/COMPANY/PROFILE/EN_ESTABLISHMENT/(дата обращения: 06.06.2022) News from JAMA Asia, Vol. 39, March 2010. P. 3. Hamel G., The Future of Management, 2007, P. 88 Aichner, T.; Coletti, P (2013). "Customers' online shopping preferences in mass customization". Journal of Direct, Data and Digital Marketing Practice. 15 (1): 20–35. Лебедева И.П. Глобализация японского промышленного производства, Москва, 2021, 35 с. Forbes 2022 The Global 2000 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.forbes.com/lists/global2000/#6a418bf5ac04 (дата обращения: 16.01.2022) Gertner J., The Idea Factory: Bell Labs and the Great Age of American Innovation, 2013, P. 37 Потоцкая Изучение транснациональной деятельности компаний как элемент отраслевого анализа // Менеджмент в России и за рубежом, Пресса России, 2006 Fortune (2021) Fortune Global 500 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fortune.com/global500/2021/search/?fg500_country=Japan (дата обращения: 16.01.2022) Global Justice Now (2018) 69 of the richest 100 entities on the planet are corporations, not governments, figures show [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.globaljustice.org.uk/news/69-richest-100-entities-planet-are-corporations-not-governments-figures-show /(дата обращения: 05.06.2022) Toyota Motor Cooperation (2021) FINANCIAL SUMMARY [Электронный ресурс] Режим доступа: https://global.toyota/pages/global_toyota/ir/financial-results/2021_4q_summary_en.pdf Toyota Motor (2011) 海外車両生産会社親工場一覧表 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.toyota.co.jp/jpn/company/history/75years/data/automotive_business/production/production/overseas/mother_plants/index.html (дата обращения: 06.06.2022) Toyota Motor (2021) Toyota Integrated Report [Электронный ресурс] Режим доступа: https://global.toyota/pages/global_toyota/ir/financial-results/2021_4q_summary_en.pdf (дата обращения: 06.06.2022) Toyota Motor Toyota Global Operations [Электронный ресурс] Режим доступа: https://global.toyota/en/company/profile/facilities/manufacturing-worldwide/japan.html(дата обращения: 06.06.2022) Ford Motors WORLDWIDE LOCATIONS [Электронный ресурс] Режим доступа: https://corporate.ford.com/operations/locations/global-plants/ford-thailand-manufacturing-plant.html (дата обращения: 06.06.2022) Ford Motors (2021) Strategic Progress of Ford+ Growth Plan, Solid Financials in ’21 Position Company for Connected EV Leadership in 2022, Beyond [Электронный ресурс] Режим доступа: https://media.ford.com/content/dam/fordmedia/North%20America/US/2022/02/03/financials-fy-ford-21.pdf (дата обращения: 06.06.2022) General Motor General Motor’s Revenue by Segment (2016-2022) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://businessquant.com/general-motors-revenue-by-segment (дата обращения: 06.06.2022) General Motors GM Plants, Offices, Facilities Info [Электронный ресурс] Режим доступа: https://gmauthority.com/blog/gm/gm-facilities/ (дата обращения: 06.06.2022) Hyundai Motor Manufacturing [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.hyundai.com/worldwide/en/footer/corporate/networks/manufacturing (дата обращения: 06.06.2022) Honda Manufacturing Facilities [Электронный ресурс] Режим доступа: https://global.honda/about/group/category.html?category=manufacturing-facilities(дата обращения: 06.06.2022) Suzuki Motor Overseas Network [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.globalsuzuki.com/corporate/productionbase/overseas/asia.html(дата обращения: 06.06.2022)  Suzuki Motor (2021) Consolidated Financial Summary [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.globalsuzuki.com/ir/library/financialresults/pdf/2021/financial_summary.pdf(дата обращения: 06.06.2022) The Wayback Machine GM Facilities and the Environment [Электронный ресурс] Режим доступа: https://web.archive.org/web/20080614231130/http://www.gm.com/corporate/responsibility/environment/plants/index.jsp (дата обращения: 06.06.2022) Sony (2021) Financial Statements and Consolidated Financial Results [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.sony.com/en/SonyInfo/IR/library/presen/er/pdf/21q4_sony.pdf (дата обращения: 06.06.2022) Apple (2021) FORM 10-K [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ir.amd.com/news-events/press-releases/detail/1044/amd-reports-fourth-quarter-and-full-year-2021-financial (дата обращения: 06.06.2022) AMD (2021) Reports Fourth Quarter and Full Year Financial Results [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ir.amd.com/news-events/press-releases/detail/1044/amd-reports-fourth-quarter-and-full-year-2021-financial (дата обращения: 06.06.2022) Apple (2020) Apple Supplier List [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.apple.com/supplier-responsibility/pdf/Apple-Supplier-List.pdf (дата обращения: 06.06.2022) Cisco (2021) The Future of Work ANNUAL REPORT [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.cisco.com/c/dam/en_us/about/annual-report/cisco-annual-report-2021.pdf (дата обращения: 06.06.2022) Hikvision Hikvision Company Profile [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.hikvision.com/en/about-us/company-profile/#:


См. приложение 2.
В приложении 2 приведены данные о структуре дочерних компаний вышеприведенных корпораций и количество их сотрудников в стране размещения. Как уже упоминалось ранее, автомобилестроительные корпорации имеют дочерние предприятия в зарубежных регионах для производства продукции, создавая таким образом большое количество новых рабочих мест за рубежом.

Toyota Motor является главным «работодателем» в автомобильной индустрии, имея 370 000 рабочих мест, что больше, чем общее число работников дочерних предприятий оставшихся корпораций. За ней следует Ford Motors, который создал 98 000 рабочих мест в 6 разных странах, таких как Канада, Таиланд, Китай, Вьетнам, Мексика и Россия.

С другой стороны, другие японские корпорации не имеют такого большого числа сотрудников, как Toyota Motor. Honda Motor и Nissan Motor имеют по 11 500 и 12 200 сотрудников соответственно, причем у Honda Motor меньше всего созданных рабочих мест в этом списке. А японская Suzuki Motor же занимает третье место несмотря на то, что количество ее сотрудников в 3 раза меньше, нежели у вышестоящей Ford Motors, то есть 28 000 человек. Таким образом мы можем сделать вывод, что в сфере создания рабочих мест доминирует Toyota Motor и, отчасти, Ford Motors, когда как другие корпорации, в среднем, имеют по 10 000 – 30 000 сотрудников за границей.

Помимо этого, на основе данных по расположению дочерних компаний подтверждается теория «эффекта соседства» по которому корпорации располагают дочерние предприятия в наиболее близких и подходящих странах. Если рассматривать корпорации США, то их дочерние предприятия, в первую очередь расположены в странах Северной Америки, таких как Канада или же Мексика, или же в близкой по расположению к США стране – России. Помимо этого, есть дочерние компании в Южной Корее, Китае или Вьетнаме, которые необходимы для выхода на азиатские рынки.

Японские корпорации же все имеют дочерние предприятия, в первую очередь в США, в главном стратегическом партнере. Помимо этого, дочерние компании расположены в большинстве своем, в странах Юго-Восточной Азии, таких как Таиланд, Филиппины, Вьетнам, Индонезия или же Малайзия. Из стран, которые довольно-таки близко расположены к Японии есть Россия, Китай и Тайвань. Есть, конечно же, дочерние корпорации с довольно необычным расположением, к примеру Австралия или же Мексика.


Южнокорейские же корпорации только лишь отчасти подходят под теорию «эффекта соседства», так как у них небольшое количество дочерних предприятий, что не позволяет увидеть полную картину. В Hyundai Motor есть предприятия в близкорасположенном Китае или же России, а также в США, а у KIA Motor дочерние компании располагаются в США, Мексике, а из близких к Южной Корее стран – Вьетнаме и Китае.


3.ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЯПОНИИ.



3.1. Интернационализация экономической деятельности компаний.


Одной из важнейших сфер, за счет которых начали развиваться первые транснациональные корпорации в период промышленной революции – машиностроение. Данная сфера специализируется на проектировании, производстве и утилизации различных машин и других аппаратов. Машиностроение подразделяется на три группы: трудоемкое, металлоемкое и наукоемкое. И именно из наукоемкого машиностроения исходит электронная промышленность.

Это предопределило тесное сотрудничество между научно-исследовательскими учреждениями и производственными предприятиями. В условиях рыночной конкуренции потребовалось резко сократить временной цикл от разработки изделия до его выпуска. Это удалось осуществить в технополисах. В них практически нет территориального разрыва между научными исследованиями и производством. Тем самым достигнута высокая экономическая эффективность всего цикла — от момента появления новой идеи до массового выпуска товара. Это стало новым элементом формирующейся географии отрасли. Достигшие успеха в использовании данной системы страны, достигли и успеха в мировой электронной промышленности, к примеру, это США, Япония, Южная Корея или же Китай.

Электронная промышленность – это производство электронных компонентов и устройств, является наиболее наукоемкой отраслью современного машиностроения. В некоторых странах электронная промышленность заменяет машиностроение, что было популярным в начале развития индустриальных стран. Это часто происходит в новых индустриальных странах Азии, таких как Сингапур, Южная Корея и Китай, где это стало национальной специализацией. В некоторых из этих стран на долю электронной промышленности приходится более половины валового внутреннего продукта. В некоторых же случаях развитие электронной промышленности привело к упадку других ранее развитых отраслей, например, машиностроения.

Структуру современной электронной промышленности определяет выпуск двух больших групп изделий:

  • Компонентов или же комплектующих деталей, которые широко используются во время производства всех видов электронной аппаратуры и оборудования;

  • Конечной, завершающей продукции отрасли, идущей за ее пределы самым разнообразным потребителям.


Каждая из групп включает как очень сложную дорогостоящую продукцию, так и сравнительно простую и дешевую, и это оказало сильное влияние на ее размещение в мире и отдельных странах. А также, на структуру продукции электронной промышленности сильное влияние оказывает научно-технический прогресс и растущий спрос на ее товары со стороны национальных и мирового рынков. Главная тенденция в формировании общей структуры отрасли во всех странах — стремительный рост выпуска наиболее сложной, наукоемкой и надежной продукции.

Результатом производства в электронной промышленности являются различные оборудования или же их составные детали. К ним относятся:

  • Электронные компоненты: полупроводниковые и электровакуумные приборы, конденсаторы, резисторы, катушки индуктивности, соединители, переключатели, источники питания, волноводы и т.д.

  • Полупроводниковые приборы: в середине 1990-х годов мировой рынок полупроводниковых приборов оценивался примерно в 90 млрд. долл., причем более 80% этой суммы составляли интегральные микросхемы. Микропроцессоры, микроконтроллеры, цифровые процессоры сигналов и внешние микроустройства составляют второй по объему и быстроте роста сектор рынка полупроводниковых приборов.

  • Пассивные компоненты: резисторы, конденсаторы, катушки индуктивности и трансформаторы, соединители, переключатели и реле, а также пьезоэлектрические устройства.

  • Компьютеры: сектор электронной промышленности, намного опережающий другие и потребляющий наибольшую массу электронных компонентов. Промышленность компьютерного оборудования охватывает компьютеры, запоминающие устройства и накопители, терминалы, игровые консоли и другое периферийное оборудование.

  • Средства связи: телефонное и телеграфное, вещательное и связное радио и телевизионное оборудование.

  • Военная и авиационная электроника.

  • Измерительная аппаратура.

  • Медицинское электронное оборудование.


Электронная промышленность зародилась в 19 веке, что привело к развитию таких изобретений, как граммофоны, радиопередатчики, приемники и телевидение. Первый рабочий транзистор, транзистор с точечным контактом, был изобретен в Bell Laboratories (США) в 1947 году [27], что привело к значительным исследованиям в области полупроводников в 1950-х годах. Это привело к появлению индустрии бытовой электроники с 1950-х годов, в основном это произошло благодаря усилиям компании Tokyo Tsushin Kogyo (сейчас Sony) [44] по успешной коммерциализации транзисторной технологии для массового рынка, с
доступными транзисторными радиоприемниками, а затем транзисторными телевизорами.

В 1984 – 1991 гг. лидерами индустрии являлись японские транснациональные корпорации, такие как NEC, Toshiba и Hitachi. Японские корпорации производили 25% от общего объема мировых полупроводников. Вторыми же были США с Intel и Motorola, которые контролировали 12.5% мирового рынка. Но начиная с новой эпохи после Плазского Соглашения, японские корпорации начали терять первенство и американские Intel и Motorola стали мировыми лидерами.

Так как сфера электронной промышленности является стратегически важной для всех стран, государства принимают большую роль в поддержке таких корпораций. В 80-ые года, когда США отставала в технологическом плане от Японии, был сформирован консорциум SEMATECH, с помощью которого американские корпорации смогли сравняться с японскими и даже обогнать их. На данный момент они занимаются преодолением зависимости экономики США от полупроводников Тайваня. В ответ на создание SEMATECH, японское правительство создало частно-государственный консорциум SELIT, у которого такие же задачи, какие были у SEMATECH. Страны Евросоюза решив не отставать, тоже создали свою организацию, именую ЕР7, целью которой является сделать Евросоюз лидером на рынке полупроводников.

Япония представляет собой классический вариант так называемой «вертикальной» модели, которая предполагает организацию в границах национальной территории автономного производственного комплекса и характеризуется низкой степенью межотраслевой и внутриотраслевой кооперации с зарубежными странами, незначительной долей импортируемого оборудования в формировании основного капитала, а также низкой долей импортных товаров в удовлетворении спроса населения на продукцию потребительского назначения.

Создав на собственной территории практически универсальную отраслевую структуру промышленности, она свела свое участие в производственной кооперации с внешним миром главным образом к закупке сырья и топлива, а ее зарубежные инвестиции вплоть до середины 1980-х годов были крайне незначительны и концентрировались в основном в добывающей промышленности, а также некоторых трудоемких производствах легкой промышленности.

Японские прямые иностранные инвестиции в промышленность бытовой электроники были мотивированы протекционизмом и затратами на рабочую силу. После трех лет добровольных экспортных ограничений к 1980 году семь японских фирм открыли заводы в Соединенных Штатах. Японские фирмы продолжали производство наиболее технологически продвинутой продукции, особенно в Японии, но также и в США, одновременно переводя производство менее продвинутой продукции в развивающиеся страны Юго-Восточной Азии.