Файл: Методические рекомендации по организации лабораторного практикума при реализации обновлённых фгос 0.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Практические, лабораторные работы по курсу биологии.

2. Домашние опыты, эксперименты.

Разработка урока – практикума, 10 класс

«Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций»

Задачи:

Форма работы учащихся:

Планируемые образовательные результаты:

Ход урока.

Класс делится на рабочие группы.

Ход работ.

Задание 2. Обнаружение и эмульгирование жиров (липидов).

Задание 3. Обнаружение крахмала. Качественная реакция на крахмал.

Закрепление материала – оформление результатов работы и написание выводов (10 мин.)

Биологическая задача

Источники:

Разработка инструктивных карт

Лабораторная работа №1, 10 класс

Тема: Активность фермента каталазы в животных и растительных тканях.

Ход работы

Лабораторная работа № 2

Тема: Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.

Ход работы:

Практическая часть.

Лабораторная работа№3.

«Строение клеток растений, животных, бактерий, грибов под микроскопом.»

Ход работы.



Функциональная грамотность

учащихся на уроках биологии: развиваем практические навыки.

Из опыта работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЁННЫХ ФГОС 3.0

с.Новомихайловка

Содержание




1.

«Формирование функциональной грамотности учащихся

на уроках биологии при организации лабораторного практикума».

3

2.

Разработка урока практикума.

Тема: Лабораторная работа «Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций».

6

3.

Разработка инструктивных карт для проведения лабораторного

практикума по биологии в 10 классе.

13

4.

Развитие у учащихся 10 классов навыков проведения лабораторного

практикума по биологии.

17

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии при организации лабораторного практикума».
В требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, которые вступают в силу с 1 сентября 2022 года чѐтко сформулированы требования к результатам освоения учащимися биологии,
в том числе практическим компетенциям.

На базовом уровне выпускник должен владеть основными методами научного познания, используемыми при изучении живых объектов и экосистем, таких как: описание, измерение, проведение наблюдений, выявление и оценка антропогенных изменений. Иметь сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи.

Выпускник должен владеть методами самостоятельной постановки биологических экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата.

Отметим, что в заданиях ВПР, ОГЭ, ЕГЭ большое внимание стало уделяться вопросам практикориентированным, направленных на развитие функциональной, естественно-научной грамотности.

Анализ результатов Всероссийских проверочных работ по биологии показывает наличие дефицита знаний и умений ребят именно в практических заданиях: постановка цели, владение методикой проведения, описание, фиксирование результатов опыта и эксперимента, и объяснение полученных результатов.

Давайте рассмотрим примеры реальных заданий, из Всероссийский проверочных работ и контрольно-измерительных материалов. А дальше мы сможем увидеть, что отрабатываются задания такого типа на уроках практикумах.

Сегодня мне хотелось поделиться своими методическими приѐмами и находками по формированию практических компетенций на уроках биологии.

Рассмотрим следующие формы организации практической деятельности учащихся:

  1. Практические, лабораторные работы по курсу биологии.

  2. Домашние опыты, эксперименты.
    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9

Практические, лабораторные работы по курсу биологии.


В программе изучения биологии в каждом классе отводятся часы на проведение практических и лабораторных работ, это конечно идеальный вариант, когда у ребят есть возможность работать с увеличительными приборами, лабораторным оборудованием, проводить измерения. Уверена, что педагоги, как и я в своей практике максимально стараются это использовать.

  1. Подготовительный.

  1. Подготовка реактивов оборудования, посуды и т.д. Данный этап, выполняется учителем в классах среднего звена, однако в классах с углубленным изучением биологии, исследовательских группах этот подготовительный этап могут выполнять дежурные учащиеся по инструкции учителя.

  2. Подготовка объекта исследования осуществляется учителем, либо учащимися в ходе выполнения летних заданий.

  3. Чтение учебного пособия и другой литературы, содержащей информацию об изучаемом явлении или объекте.

  1. Проведениелабораторнойработы.

  1. Проведение инструктажа по технике безопасности с отметкой в специальном журнале.

  2. Освоение используемого метода исследования. В зависимости от сформированности основных методов исследования степень самостоятельности учащихся увеличивается, формирование исследовательских навыков должно происходить постепенно.

  3. Выполнение лабораторной работы учащимися регулируется инструктивной карточкой, в которой содержится следующее:


Тема:

Цель работы:

Объекты и оборудование:

Постановка и проведение опыта:

Вопросы:

Тема не должна дублироваться в цели. Цель работы показывает, каким должен быть вывод. Вопросы помогают сформулировать учащимся результаты.

  1. Заключительный.

  1. Составление учащимися отчета по проделанной лабораторной работе содержит:

Тема:

Цель работы:

Объекты и оборудование:

Постановка и проведение опыта:

Результаты:

Вывод:

В отчете о проделанной работе могут присутствовать таблицы, рисунки, графики.

Особое внимание обращаем на культуру труда учащихся, которая является составной частью организации их работы при проведении опыта и лабораторных работ. Для этого тщательно готовим рабочее место. Оформление отчета осуществляется аккуратно, четко, понятно для проверки записей и расчетов. Занятия проводятся как в парной форме, так и в групповой.

2. Домашние опыты, эксперименты.


Практика показывает, что эффективно использовать при формировании практических навыков проведение домашних опытов, экспериментов, самонаблюдений. В этом случае у ребят появляется возможность развивать поисковые навыки, коммуницировать с ровесниками и взрослыми, получать и

применять знания, приближенные к повседневной жизни. Учащиеся развивают функциональную грамотность, при чѐм самые различные еѐ направления.

В курсе биологии 8 класса много самонаблюдений, подростки учатся наблюдать за своим организмом, проводить измерения, интерпретировать полученные результаты. По возможности приносят из дома некоторые приборы в класс, чтобы научиться пользоваться всем ребятам. На фотографиях показана работа с пульсокси метром – измерение сатурации, со смарт-часами по измерению пульса, тонометром измеряем давление.

Например, в 6 классе при изучении темы «Вегетативное размножение растений» проводим домашнюю практическую работу «Изучение способов вегетативного размножения растений». На уроке с шестиклассниками изучаем различные способы размножения, обсуждаем методику выполнения опыта и ведения наблюдений, договариваемся о виде отчѐтного задания. На данную работу отвожу примерно 3-4 недели, затем учащиеся представляют свои отчѐты по проделанной работе. Форму представления они выбирают разную: «Дневник наблюдений», фото - отчѐт с комментированием, презентация, рисованный постер, рассказ и демонстрация реального объекта. Выступают все