Файл: Методические рекомендации по организации лабораторного практикума при реализации обновлённых фгос 0.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Практические, лабораторные работы по курсу биологии.

2. Домашние опыты, эксперименты.

Разработка урока – практикума, 10 класс

«Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций»

Задачи:

Форма работы учащихся:

Планируемые образовательные результаты:

Ход урока.

Класс делится на рабочие группы.

Ход работ.

Задание 2. Обнаружение и эмульгирование жиров (липидов).

Задание 3. Обнаружение крахмала. Качественная реакция на крахмал.

Закрепление материала – оформление результатов работы и написание выводов (10 мин.)

Биологическая задача

Источники:

Разработка инструктивных карт

Лабораторная работа №1, 10 класс

Тема: Активность фермента каталазы в животных и растительных тканях.

Ход работы

Лабораторная работа № 2

Тема: Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.

Ход работы:

Практическая часть.

Лабораторная работа№3.

«Строение клеток растений, животных, бактерий, грибов под микроскопом.»

Ход работы.



Вывод:объясните полученные результаты. Ответьте на вопросы:1) в каких пробирках проявилась активность фермента? 2)Объясните, почему. 3)Как проявляется активность фермента в живых и мертвых тканях? Объясните наблюдаемое явление.4) Как влияет измельчение ткани на активность фермента? 5) Различается ли активность фермента в живых тканях растений и животных? Как бы вы предложили измерить скорость разложения пероксида водорода? 6)Как вы

считаете, все ли живые организмы содержат фермент каталазу, обеспечивающий разложение пероксида водорода? Ответ обоснуйте.


Лабораторная работа 2

Тема: Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.



Цель: познакомиться с основным свойством мембраны – еѐ полупроницаемостью. Оборудование: микроскоп, предметное и покровное стекла, препаровальная игла,

пинцет, пипетка, раствор йода, раствор поваренной соли, вода, репчатый лук.

Ход работы:


Теоретическаячасть.(Предварительная подготовка дома).

Плазмолиз - это отделение пристеночного слоя цитоплазмы от твердой оболочки растительной клетки вследствие утраты ею воды. Данный процесс обратим. Увеличение объема цитоплазмы до исходного уровня называют деплазмолизом.

Для плазмолиза используют гипертонический раствор физиологически безвредного вещества.

Динамика плазмолиза следующая: сначала этим процессов охватываются крайние клетки среза, а затем - остальные, протопласт сжимается и отходит от клеточных стенок.

Причина плазмолиза - диффузия воды через перегородку в сторону раствора с более высокой концентрацией из области раствора с более низкой концентрацией.

В клетках кожицы лука цитоплазма обладает большой вязкостью, поэтому сначала будет наблюдаться вогнутый плазмолиз: цитоплазма отстанет от клеточных стенок неравномерно (только в некоторых углах и на некоторых участках), а затем он перейдет в выпуклый плазмолиз. Причем цитоплазма в вытянутых, дифференциальных клетках

может распадаться на несколько комочков, часто связанных между собой тяжами цитоплазмы. После слишком длительного (глубокого) плазмолиза деплазмолиз не происходит, т.к. нарушается проницаемость мембран. Для деплазмолиза необходимо заменить гипертонический раствор на гипотонический, или воду.

Практическая часть.


  1. Приготовить препарат кожицы чешуи лука.

1). Протереть предметное стекло. 2). Пипеткой на предметное

стекло поместить 1-2 капли воды.

  1. Снять кожицу с белой чешуи лука и поместить в каплю воды на предметное стекло.

  2. Расправить кожицу препаровальной иглой.

  3. Окрасить кожицу лука каплей раствора йода.

  4. Накрыть препарат покровным стеклом так, чтобы под ним не

осталось пузырьков воздуха.

  1. Установить приготовленный

Рисунок1.Порядокдействий.Строениемикропрепарата

препарат на предметный столик в микроскопе.

  1. Рассмотреть и зарисовать многоклеточное строение кожицы чешуи лука, подписать видимые органоиды клетки.

Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной стенки.

  1. Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы. Зарисуйте то что вы видите.

  2. Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на предметное стекло2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.


Вывод:объясните полученные результаты. Ответьте на вопросы

1. Куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли? 2.Чем можно объяснить такое направление движения воды?

  1. Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется?

  2. Как вы думаете, что бы могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время?

  3. Можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?





Рисунок2.Наблюдаемыеявления

Лабораторная работа№3.

«Строение клеток растений, животных, бактерий, грибов под микроскопом.»



Цель работы: изучить строение бактериальной клетки, найти сходства и различия клеток растений, животных и бактерий; определить причины сходств и различий клеток; закрепить умение работать с микроскопом.

Оборудование:микроскопы, микропрепараты и изображения клеток растений, животных, бактерий, грибов.

Ход работы.





  1. Рассмотрите микропрепараты клеток под микроскопом.

  2. Нарисовать растительную и животную клетки, подписать органоиды (те, что видны в световой микроскоп)

  3. Заполните таблицу, отмечая наличие или отсутствие признаков у клеток различных организмов знаками + или соответственно.



Признаки

Животная

клетка

Растительная

клетка

Бактериальная

клетка

Клетка

грибов.


  1. Плазматическая

мембрана

  1. Цитоплазма

  2. Оформленное ядро

  3. Клеточная стенка

  4. Вакуоли

  5. Пластиды (хлоропласты)

  6. Клеточный центр

  7. Рибосомы

  8. Мембранные органоиды (митохондрии, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы)

  9. Мезосомы 11 Нуклеоид














Вывод:объясните полученные результаты. Ответьте на вопросы:

  1. Назовите общие черты клеток всех организмов.

  2. Каковы причины сходства и различия клеток различных организмов?

  3. Назовите специфические черты строения животной клетки, растительной клетки, клетки грибов, бактериальной клетки?