Файл: Методические рекомендации по организации лабораторного практикума при реализации обновлённых фгос 0.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Практические, лабораторные работы по курсу биологии.
2. Домашние опыты, эксперименты.
Разработка урока – практикума, 10 класс
«Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций»
Планируемые образовательные результаты:
Класс делится на рабочие группы.
Задание 2. Обнаружение и эмульгирование жиров (липидов).
Задание 3. Обнаружение крахмала. Качественная реакция на крахмал.
Закрепление материала – оформление результатов работы и написание выводов (10 мин.)
Лабораторная работа №1, 10 класс
Тема: Активность фермента каталазы в животных и растительных тканях.
Тема: Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.
«Строение клеток растений, животных, бактерий, грибов под микроскопом.»
Ход урока.
-
Организационный момент (2 мин).
Приветствие. Записать в тетради тему лабораторной работы. Постановка цели и выдвижение рабочей гипотезы. Распределение учащихся по рабочим группам. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с инструкцией по технике безопасности перед выполнением лабораторной работы. Учащиеся расписываются в журнале инструктажей.
Постановка цели. Определить с помощью цветных реакций наличие белков, жиров (липидов) и углеводов в исследуемых образцах.
Выдвижение гипотезы. Присутствие белков, жиров (липидов) и углеводов в биологических объектах или растворах можно определить с помощью цветных реакций, протекание которых обусловлено наличием в исследуемых объектах специфических групп и связей.
Класс делится на рабочие группы.
Первая группа определяет наличие в исследуемых образцах и выполняет качественные реакции на белки.
Вторая группа определяет наличие в исследуемых образцах и выполняет качественные реакции на жиры
Третья группа определяет наличие в исследуемых образцах и выполняет качественные реакции на углеводы (крахмал).
Учащиеся с помощью учителя ставят перед собой цель выполняемой на уроке лабораторной работы, намечают задачи, выполнение которых приведет к поставленной цели, знакомятся с инструкцией по проведению лабораторной работы, дополнительны материалом (Приложение 2), определяют этапы последовательных действий,
определяют, какие именно реакции будут использовать в ходе работ, распределяют обязанности членов группы, анализируют по итогам работы полученный продукт проекта, выбирают докладчика.
- Актуализация новых знаний у учащихся – теоретическая подготовка к выполнению лабораторной работы «Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций» (4 мин.)
Подготовка к лабораторной работе. Учитель знакомит учащихся с органическими веществами живой клетки, используя ТСО и ЦОР – презентация
«Химия клетки. Органические вещества клетки» и коллекцию «Семена и плоды». Богаты белком и крахмалом семена злаков, крахмалом – клубни картофеля, жирами – семена масличных культур (подсолнечник), углеводами глюкозой и сахарозой сочные плоды. Животные белки представлены яичным белком.
- Практическое применение полученных знаний – выполнение лабораторной работы «Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций» (18 мин.)
Лабораторное оборудование: водяная баня, спиртовки, штативы лабораторные, штативы с пробирками, мерные стаканчики, стеклянные палочки, пипетки, пинцеты, фарфоровая ступка с пестиком, фильтровальная бумага, чашки Петри, спички.
Реактивы: водный раствор яичного белка (белок одного куриного яйца отделяют от желтка, растворяют в 15–20-кратном объеме дистиллированной воды,
затем раствор фильтруют через марлю, сложенную в 3–4 слоя, и хранят в холодильнике;10 % и 30% раствор гидроксида натрия; 1 % раствор сульфата меди; 1
% раствор ацетата свинца; концентрированная азотная кислота; 1 % раствор крахмала, 20% серная кислота, 1% раствор йода, 1 % раствор сахарозы и глюкозы, 5
% раствор сульфата меди, аммиачный раствор оксида серебра, жир растительный, вода, 2 % раствор Co(NO3)2, этанол, семена подсолнечника, крахмальный клейстер, мука, клубень картофеля.
Ход работ.
Задание 1. «Обнаружение белков». Биуретовая реакция.
В щелочной среде белки, а также продукты их гидролиза – пептиды дают фиолетовое или красно-фиолетовое окрашивание с солями меди. Реакция обязана наличию пептидных связей в белках: Интенсивность окраски зависит от длины полипептида.
-
В пробирку налейте 5 капель раствора яичного белка, затем 10 капель 10
%-го раствора щелочи.
-
Добавьте 1–2 капли раствора сульфата меди, смесь перемешайте. Признак реакции - появляется красно-фиолетовое окрашивание. -
Записать название реакции, условия проведения, ее признаки и выводы по эксперименту в таблицу Оформление результатов.
Задание 2. Обнаружение и эмульгирование жиров (липидов).
Лецитин, входящий в состав желтка куриного яйца, относится к фосфолипидам. Он не растворяется в воде (в отличие от белка куриного яйца), но растворяется в теплом этиловом спирте. Исходя из этого, предположите, каким образом можно обнаружить лецитин в сыром желтке.
-
В одну пробирку добавить яичный желток и воду, а во вторую яичный желток и теплый этиловый спирт. Размешать стеклянной палочкой. Что наблюдаете? -
В фарфоровую ступку положить семена подсолнечника (масленичная культура) и хорошо растереть их пестиком. Растертую массу положить на фильтровальную бумагу. Что мы можем наблюдать? Появление на бумаге жирных пятен. -
В 3 пробирки помещают по 2-3 мл дистиллированной воды и растительного масла. Необходимо следить, чтобы количество воды и жира было приблизительно одинаковым. Добавляют в пробирку несколько капель раствора яичного белка, во вторую - несколько капель раствора КОН, в третью- не добавляют ничего (она будет служить контролем). Взбалтывают содержимое всех пробирок, ставят их по порядку в штатив и наблюдают образование в первых двух пробирках относительно устойчивой эмульсии, а в третьей - расслоение неустойчивой эмульсии на жир и воду.
Возможен выбор получения устойчивой эмульсии жиров с добавлением белка, или КОН.
-
Записать название реакции условия проведения, ее признаки и выводы по эксперименту в таблицу Оформление результатов.
Задание 3. Обнаружение крахмала. Качественная реакция на крахмал.
-
Капните раствором йода на разрезанный клубень картофеля. Что наблюдаете? -
Приготовьте пробирку с раствором крахмала, или накрахмаленную ткань. Крахмал с раствором йода образует окрашенное соединение синего цвета. К 10 каплям раствора крахмала добавить 1 – 2 капли йода. Наблюдается ярко–синее окрашивание. Это качественная реакция на крахмал. -
Записать название реакции условия проведения, ее признаки и выводы по эксперименту в таблицу Оформление результатов.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9