Файл: Методические рекомендации по организации лабораторного практикума при реализации обновлённых фгос 0.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Практические, лабораторные работы по курсу биологии.

2. Домашние опыты, эксперименты.

Разработка урока – практикума, 10 класс

«Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций»

Задачи:

Форма работы учащихся:

Планируемые образовательные результаты:

Ход урока.

Класс делится на рабочие группы.

Ход работ.

Задание 2. Обнаружение и эмульгирование жиров (липидов).

Задание 3. Обнаружение крахмала. Качественная реакция на крахмал.

Закрепление материала – оформление результатов работы и написание выводов (10 мин.)

Биологическая задача

Источники:

Разработка инструктивных карт

Лабораторная работа №1, 10 класс

Тема: Активность фермента каталазы в животных и растительных тканях.

Ход работы

Лабораторная работа № 2

Тема: Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.

Ход работы:

Практическая часть.

Лабораторная работа№3.

«Строение клеток растений, животных, бактерий, грибов под микроскопом.»

Ход работы.

Ход урока.


  1. Организационный момент (2 мин).

Приветствие. Записать в тетради тему лабораторной работы. Постановка цели и выдвижение рабочей гипотезы. Распределение учащихся по рабочим группам. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с инструкцией по технике безопасности перед выполнением лабораторной работы. Учащиеся расписываются в журнале инструктажей.
Постановка цели. Определить с помощью цветных реакций наличие белков, жиров (липидов) и углеводов в исследуемых образцах.

Выдвижение гипотезы. Присутствие белков, жиров (липидов) и углеводов в биологических объектах или растворах можно определить с помощью цветных реакций, протекание которых обусловлено наличием в исследуемых объектах специфических групп и связей.

Класс делится на рабочие группы.


Первая группа определяет наличие в исследуемых образцах и выполняет качественные реакции на белки.

Вторая группа определяет наличие в исследуемых образцах и выполняет качественные реакции на жиры

Третья группа определяет наличие в исследуемых образцах и выполняет качественные реакции на углеводы (крахмал).

Учащиеся с помощью учителя ставят перед собой цель выполняемой на уроке лабораторной работы, намечают задачи, выполнение которых приведет к поставленной цели, знакомятся с инструкцией по проведению лабораторной работы, дополнительны материалом (Приложение 2), определяют этапы последовательных действий,
определяют, какие именно реакции будут использовать в ходе работ, распределяют обязанности членов группы, анализируют по итогам работы полученный продукт проекта, выбирают докладчика.

  1. Актуализация новых знаний у учащихся – теоретическая подготовка к выполнению лабораторной работы «Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций» (4 мин.)


Подготовка к лабораторной работе. Учитель знакомит учащихся с органическими веществами живой клетки, используя ТСО и ЦОР презентация

«Химия клетки. Органические вещества клетки» и коллекцию «Семена и плоды». Богаты белком и крахмалом семена злаков, крахмалом – клубни картофеля, жирами – семена масличных культур (подсолнечник), углеводами глюкозой и сахарозой сочные плоды. Животные белки представлены яичным белком.
  1. Практическое применение полученных знаний – выполнение лабораторной работы «Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций» (18 мин.)

Лабораторное оборудование: водяная баня, спиртовки, штативы лабораторные, штативы с пробирками, мерные стаканчики, стеклянные палочки, пипетки, пинцеты, фарфоровая ступка с пестиком, фильтровальная бумага, чашки Петри, спички.

Реактивы: водный раствор яичного белка (белок одного куриного яйца отделяют от желтка, растворяют в 15–20-кратном объеме дистиллированной воды,

затем раствор фильтруют через марлю, сложенную в 3–4 слоя, и хранят в холодильнике;10 % и 30% раствор гидроксида натрия; 1 % раствор сульфата меди; 1

% раствор ацетата свинца; концентрированная азотная кислота; 1 % раствор крахмала, 20% серная кислота, 1% раствор йода, 1 % раствор сахарозы и глюкозы, 5

% раствор сульфата меди, аммиачный раствор оксида серебра, жир растительный, вода, 2 % раствор Co(NO3)2, этанол, семена подсолнечника, крахмальный клейстер, мука, клубень картофеля.

Ход работ.


Задание 1. «Обнаружение белков». Биуретовая реакция.

В щелочной среде белки, а также продукты их гидролиза пептиды дают фиолетовое или красно-фиолетовое окрашивание с солями меди. Реакция обязана наличию пептидных связей в белках: Интенсивность окраски зависит от длины полипептида.

    1. В пробирку налейте 5 капель раствора яичного белка, затем 10 капель 10

%-го раствора щелочи.

    1. Добавьте 1–2 капли раствора сульфата меди, смесь перемешайте. Признак реакции - появляется красно-фиолетовое окрашивание.

    2. Записать название реакции, условия проведения, ее признаки и выводы по эксперименту в таблицу Оформление результатов.

Задание 2. Обнаружение и эмульгирование жиров (липидов).


Лецитин, входящий в состав желтка куриного яйца, относится к фосфолипидам. Он не растворяется в воде (в отличие от белка куриного яйца), но растворяется в теплом этиловом спирте. Исходя из этого, предположите, каким образом можно обнаружить лецитин в сыром желтке.

  1. В одну пробирку добавить яичный желток и воду, а во вторую яичный желток и теплый этиловый спирт. Размешать стеклянной палочкой. Что наблюдаете?

  2. В фарфоровую ступку положить семена подсолнечника (масленичная культура) и хорошо растереть их пестиком. Растертую массу положить на фильтровальную бумагу. Что мы можем наблюдать? Появление на бумаге жирных пятен.

  3. В 3 пробирки помещают по 2-3 мл дистиллированной воды и растительного масла. Необходимо следить, чтобы количество воды и жира было приблизительно одинаковым. Добавляют в пробирку несколько капель раствора яичного белка, во вторую - несколько капель раствора КОН, в третью- не добавляют ничего (она будет служить контролем). Взбалтывают содержимое всех пробирок, ставят их по порядку в штатив и наблюдают образование в первых двух пробирках относительно устойчивой эмульсии, а в третьей - расслоение неустойчивой эмульсии на жир и воду.


Возможен выбор получения устойчивой эмульсии жиров с добавлением белка, или КОН.

  1. Записать название реакции условия проведения, ее признаки и выводы по эксперименту в таблицу Оформление результатов.

Задание 3. Обнаружение крахмала. Качественная реакция на крахмал.


  1. Капните раствором йода на разрезанный клубень картофеля. Что наблюдаете?

  2. Приготовьте пробирку с раствором крахмала, или накрахмаленную ткань. Крахмал с раствором йода образует окрашенное соединение синего цвета. К 10 каплям раствора крахмала добавить 1 2 капли йода. Наблюдается ярко–синее окрашивание. Это качественная реакция на крахмал.

  3. Записать название реакции условия проведения, ее признаки и выводы по эксперименту в таблицу Оформление результатов.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9