Файл: Методические рекомендации по организации лабораторного практикума при реализации обновлённых фгос 0.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Практические, лабораторные работы по курсу биологии.
2. Домашние опыты, эксперименты.
Разработка урока – практикума, 10 класс
«Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций»
Планируемые образовательные результаты:
Класс делится на рабочие группы.
Задание 2. Обнаружение и эмульгирование жиров (липидов).
Задание 3. Обнаружение крахмала. Качественная реакция на крахмал.
Закрепление материала – оформление результатов работы и написание выводов (10 мин.)
Лабораторная работа №1, 10 класс
Тема: Активность фермента каталазы в животных и растительных тканях.
Тема: Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.
«Строение клеток растений, животных, бактерий, грибов под микроскопом.»
Закрепление материала – оформление результатов работы и написание выводов (10 мин.)
Каждая рабочая группа представляет своего докладчика с результатами проведѐнного опыта. Остальные учащиеся знакомятся с ходом опыта, оформляют результаты в сводный отчѐт
Оформите проведенные исследования в виде таблицы.
№ задания | Условия проведения реакции | Наблюдаемое явление | Вывод |
| | | |
-
Рефлексия, домашнее задание (6 мин).
Рефлексия. Учащиеся обсуждают успешность и результаты выполненных групповых опытов с учителем и делают выводы, что такие классы органических веществ, как белки, липиды и углеводы, можно обнаружить при помощи качественных химических реакций. Работа с картой оценки метапредметных результатов (Приложение 1)
Домашнее задание: повторить материал «Органические вещества клетки», решить биологическую задачу (Приложение 3)
Фотоотчѐтурока,10класс
Фото.Работа вгруппах |
Фото.Представлениерезультатовгрупповойработы |
|
Приложение1
Карта оценки метапредметных результатов: умение формулировать
исследовательскую цель, делить цель на ряд последовательных задач, планировать путь достижения результата, выбирать оптимальный вариант решения задачи.
Умение формулировать исследовательскую цель, делить цель на ряд последовательных задач, планировать путь достижения результата. |
действий, необходимых для выполнения этой цели;
достигнуть поставленной цели;
|
достижению поставленной в проекте цели;
последовательности действий и точность выполнения отдельных экспериментов;
каждом пройденном этапе; -анализирует полученный результат, сравнивая с предполагаемым описанием продукта, который должен быть получен в результате выполнения проекта. | - самостоятельно определяет, какие действия следует предпринять для решения поставленных задач; -анализирует имеющиеся ресурсы для выполнения поставленных задач, способен предложить свою стратегию достижения цели на основе анализа имеющихся в распоряжении альтернатив; -делает выбор в пользу того, или иного метода (технологии), применяемого при решении задач, опираясь на мнение учителя и товарищей по группе; -в процессе работы над заданием корректирует план на основании оценки промежуточных результатов; -способен прогнозировать последствия появления продукта. |
Приложение2
Справочныематериалы
Клейковина - растительный белок. Биуретовая реакция основана на выявлении пептидных связей, наиболее характерных для белков. В щелочной среде белки дают окрашенные соединения с ионом меди (розовая, фиолетовая окраска). Каталаза – фермент, катализирующий разложение перекиси водорода, которая образуется в растительных и животных клетках в качестве побочного продукта окислительно– восстановительных реакций.
Крахмал – одно из самых распространѐнных веществ в растительной клетке. Качественная реакция на крахмал – йодная, в результате которой крахмал окрашивается в сине-фиолетовый цвет.
Масла семян растений – это смесь различных жиров, среди которых могут быть специфические жирные кислоты. Для определения жиров используют реакцию окрашивания в красный(ярко-оранжевый) цвет суданом III.
Процентное содержание масла в разных растениях: арахис-50%; мак-50%; кунжут -50%; подсолнух-40%; лѐн-39%; конопля-38%; горчица-37%.
Приложение3
Биологическая задача
Представьте следующую ситуацию. Утром вы спешите в школу. Завтрак на столе (в тарелке – кусочек курятины, картофельное пюре, салат из капусты, кусочек ржаного хлеба). Вы готовите к чаю бутерброд с маслом. Отвлекаетесь на телефонный звонок и … на пальце – небольшой порез. К счастью, рядом находится медицинская аптечка. Пытаясь обработать ранку, вы нечаянно проливаете раствор дезинфицирующего вещества в свою тарелку. Часть продуктов при попадании на них раствора становится синей. Раствором какого вещества вы воспользовались для обработки ран? Какие продукты изменили цвет?
Источники:
-
Лабораторнаяработа№1.Общаябиология.10класс(exdat.com) -
Лабораторнаяработа5«Обнаружениебелков,углеводов,липидовс помощью качественныхреакций»|Биология|СОВРЕМЕННЫЙУРОК (1urok.ru) -
Автор(ы): Пасечник В. В., Каменский А. А., Рубцов А. М. и др. /Под ред. Пасечника В. В.
Линия УМК: УМК "Линия жизни". В. В. Пасечник, 10 кл.
-
Изображение биология:3тысизображенийнайденовЯндекс.Картинках (yandex.ru)
Разработка инструктивных карт
для проведения лабораторного практикума по биологии в 10 классе
Лабораторная работа №1, 10 класс
Тема: Активность фермента каталазы в животных и растительных тканях.
Цель: сформировать знания о роли
ферментов в клетках, закрепить умение работать с микроскопом, проводить опыты и объяснять результаты работы.
Оборудование: свежий 3% раствор пероксида водорода, пробирки, пинцет, ткани растений (кусочки сырого и вареного картофеля) и животных (кусочки сырого и вареного мяса или рыбы), песок, ступка и пестик.
Ход работы
-
Приготовьте пять пробирок и поместите в первую пробирку немного песка, во вторую — кусочек сырого картофеля, в третью — кусочек вареного картофеля, в четвертую — кусочек сырого мяса, в пятую — кусочек вареного мяса. Капните в каждую из пробирок немного пероксида водорода. Пронаблюдайте, что будет происходить в каждой из пробирок.
-
Измельчите в ступке кусочек сырого картофеля с небольшим количеством песка. Перенесите измельченный картофель вместе с песком в пробирку и капните туда немного пероксида водорода. Сравните активность измельченной и целой растительной ткани.
-
Составьте таблицу, показывающую активность каждой ткани при различной обработке.
Вид ткани | Активность каждой ткани при различной обработке. | Объяснение наблюдаемого явления. |
1 сырой картофель | | |
2 вареный картофель | | |
3.сырое мясо | | |
4.вареное мясо | | |
5.сырой картофель+песок. | | |